Главные вкладки

    Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
    план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

    Мартынова Елизавета Петровна

     

    Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Цели урока:

    Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным приёмом – контрастом.

    Деятельностная:  развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_8_klass.docx30.67 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    ФИО учителя: Мартынова Е.П.

    Учебный  предмет:  литература

    Класс:8

    Автор  УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

    Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Цели урока:

    Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным приёмом – контрастом.

    Деятельностная:  развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

    Приветствие учащихся.

    Звучит музыка.

    -Кто знает, что это за музыкальный жанр?  

    -Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка?  Почему музыка меняется?

    -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?

    - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

     Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.

     Давайте обратимся к  жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

    -Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите.

    -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

    Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.

    Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным"

    Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.

    Подбирают  эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.

    Участвуют в дискуссии.

    Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

    Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

    Целеполагание (Р1).

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).

    2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам.

    ТЕСТ на знание текста.

    Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
    сколько остальная наша литература.
    М.Горький.

    Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе.

    – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?

    -Что необычного вы увидели в построении рассказа?

    Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.

     Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока,  взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.

    Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

    Формулирование собственного мнения(К5)

    Владение диалогической формой речи(К13)

    Словарная работа.

    И  такая резкая  противоположность называется  контрастом.

    По  литературоведческому словарю  дать понятие о контрасте.

    Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

    Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

    ( образы, персонажи, художественные детали)

    Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

    Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

    Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель: сменить вид деятельности.

    Учащиеся выполняют упражнение.

    Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.

     Контраст в композиции.

    Первая часть рассказа

    Вторая часть рассказа

    Место действия

    зала у предводителя

    Описание улицы

    Эмоциональное состояние героя

    Портрет отца Вареньки

    краски,цветовая гамма

    звуки

    2. Провести наблюдение над языковыми средствами:

    1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

    2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

    – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

    3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

    Работа в парах, ответы каждого ученика.

    Работа в группах, участие в дискуссии.

    Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

     Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).

     Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

    Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

    4.Самостоятельная работа .

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

    Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.

    Полковник

    Наказываемый

    Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

     

     Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1).

    Умение решать проблемы(Р1).

    Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6);

    Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

    5.  Включение  в систему знаний и повторения.

    Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?  

    Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

    Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

    Можно работать в парах

    Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

    Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной  форме(П3).

    Уметь слушать и понимать речь других(К6).

    Умение решать проблемы(Р1).

    Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7);

    Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)

    6. Рефлексия учебной деятельности.

     Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

     -Остались ли довольны своей работой на уроке?

    - Что мешало и что помогало достичь цели?

    -Как оцениваете свою работу на уроке?

    - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

    -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали  на уроке.

    Пример:

    Николай 1

    2 определения (властный, жестокий)

    3 действия (наказывал, казнил, унижал)

    Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

    Ассоциация (несправедливость

    Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

    Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

    1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

    2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

    3. Напишите  эссе «Моё мнение о полковнике».

    Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.

    Учащиеся в группах выполняют задание.

    Самоанализ.

    Участие в диалоге.

    Выставляют оценки в дневник.

    Отвечают на вопросы

    Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)

    Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

    Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).

    Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)

    Самооценка личности (Л7)

    ТЕСТ на знание текста

     

    1. Жанр произведения:

    А) очерк

    Б) повесть

    В) рассказ

    2. Тема произведения:

    а) повествование о любви Ивана Васильевича;

    б) рассказ о полковнике;

    в) показ николаевской России.

    3. Раскрытию идеи произведения помогает:

    А) антитеза

    Б) гипербола

    В) олицетворение

    4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

    А) автор показывает двуличие героя

    Б) на балу надел «маску» добропорядочности

    В) полковник выполняет свои обязанности

    5. Произведение заставляет задуматься о:

    а) судьбе полковника;

    б) личной ответственности человека за жизнь общества;

    в) любви Ивана Васильевича.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

    Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

    Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

    Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

    Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

    Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

    Презентация к уроку литературы "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

    Презентация к уроку литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"...