Урок по литературе 8 класс "Л.Т. Толстой. "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posle_bala.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план  урока по литературе в 8 классе по теме:

«Л.Н. Толстой. Рассказ  «После бала»»

(по учебнику Т. Ф. Курдюмовой)

учителя русского языка и литературы

МБОУ  ООШ №4

Карасукского  района

Новосибирской  области

Ушаковой Елены Анатольевны

Цель урока:  

- познакомить учащихся с композицией рассказа, с писательским замыслом, особенностями рассказа;

- работать над понятиями контраст, антитеза как композиционными приемами;

- воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.      

Оборудование:  компьютерная презентация  

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

 ( Л.Н.Толстой, из рассказа  «После бала»)

1.Вступительное слово учителя о писателе.  Слайд 2

 Если мы посмотреть на даты жизни Льва Николаевича Толстого, то можно отметить за этот период массу величайших событий в становлении государства Российского. Чему Толстой был непосредственным свидетелем.

    Толстой (граф Лев Николаевич) - знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины - все это доводит обаяние имени Толстого до легендарных размеров.

     На рубеже двух веков Л.Н.Т. создает целый ряд произведений разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что « должно совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго».

- Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

С. 3. - Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

(Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).

Слайд 4. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.

  Рассказ «После бала» был написан Л.Н.Т. в 1903 году. Сюжетной основой рассказа явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем. Но в дневниковой записи от 18 июня 1903г Л.Н.Т. присутствует запись об аналогичной истории, которая произошла как – то с самим автором. А 9 августа, в том же дневнике он отметит «написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.

Что это была за эпоха, о которой повествует автор, мы узнаем из сообщения.  Слайды 5 - 7

  1. Варианты заглавия рассказа. Слайд 8 .

- Почему автор остановился на названии рассказа «После бала»?

- Оправдан ли такой выбор? (в последнем заголовке присутствует интрига, что произошло после бала?)

      5.  Работа над композицией рассказа.

           - Что такое композиция произведения? (построение произведения)

           - Из каких частей обычно состоит композиция?

( завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

           - Как построен рассказ «После бала»? Слайд 9.

           - Как можно назвать такую композицию?  (Рассказ в рассказе)

       6. Работа с текстом (детали, изобразительные средства)

           - Назовите день, когда происходило событие. (Последний день Масленицы) Слайд 10.

           - Что вы знаете об этом празднике? Как называют  последний день Масленицы и последующий за ним?

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.  В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

     Прощеное воскресенье и Чистый понедельник –

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.

        То есть, последний день масленицы – очень важный день для христиан. В этот день люди освобождаются от грехов, вступая в великий пост очищенными духовно.

   Следуем дальше. Слайд 11.

   - Найдите в тексте описание бала. Стр.75.

           - Определите смысловой рисунок бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные средства, при помощи которых автор создает  этот смысловой рисунок. Слайд 12.

            - Найдите описание  Вареньки и её отца. Слайд 13. Вывод – красивые, чудесные господа.

            - Определите хронотоп (время и пространство рассказа) Слайд 14 .

Масленица – праздник- бал, прощеное воскресенье, чистый понедельник – это начало великого поста перед Великой Пасхой. – люди соблюдал традиции, т.к. закон Божий был превыше всего.

            - Описание танца  генерала с дочерью. Прослушайте эпизод  в записи. Как ведут себя герои эпизода? Слайд 15.

            - Как меняется  настроение рассказа  утром?

            - Найдите ключевые слова эпизода. Слайд 16.

            - Как меняется полковник утром?.................

            - Работа над понятием  «антитеза». Слайд 17.

            - Найдите в эпизоде описание полковника и наказываемого татарина.

              Как помогает антитеза  предать характер и настроение героев рассказа? Слайд 18.

            - Найдите речевые характеристики героев. Слайд 19.

            - Что нарушает толстовскую структуру текста? «Братцы, помилосердуйте!»

Слайд 20   - В рассказе показаны два закона:

Божий (начинается  Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий.  Какой закон главный? (Божий.  Он вечен).

        Слайд 21  7. Домашнее задание. Письменная работа «Утро, которое изменило жизнь» .       

  Слайд 22 – спасибо всем за урок!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)

Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....

Урок по повести Л. Н. Толстого "После бала".

                                                  ...

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Открытый урок в 8 классе по литературе "Л.Н.Толстой "После бала"

Вид открытого урока : урок изучения нового материала. Форма: комбинированная....

Презентация по литературе "Л. Н. Толстой После бала" (8 класс)

Презенатция предназанчена для проведения уроков литературы в 8 классе при изучении творчества Л. Н. Толстого....