Рабочая программа по литературе 5 класс.
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели предмета и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_literatura_sukhikh.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ лицея 590

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «____» августа 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ лицея 590

Санкт-Петербурга

____________А.М.Каменский

«______» ___________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс

Учитель

Климкина Юлия Викторовна

Учебный год

2013-2014

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по литературе для 5г класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы курса литературы для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений И.Н. Сухих.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программе курса И.Н. Сухих.

В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов, (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Кроме интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.

Доминирующая идея программы 5 – 9 классов:

- системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров, и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации.

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий;

- формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления в процессе приобщения к достижениям культуры;

- формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;

- системная подготовка к итоговым испытаниям.

Специальная идея для 5 класса. Движение учащихся в течение учебного года от первоначальных, уже сложившихся представлений о литературе и собственной читательской деятельности к системному, более полному представлению о литературе и задачах культурного читателя. В течение учебного периода будет предпринято пошаговое практическое выявление формализованных типологических элементов отдельного произведения и литературы в целом. Таким образом постепенно осваиваются фольклор и литература в аналитическом, исследовательском ключе, с учетом родо-жанровой специфики.

В программе сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий.

Особенности контингента учащихся 5В кл ГБОУ №590 Красносельского района г Санкт - Петербурга, в котором реализуется данная программа:

В 5В классе 24 учащихся. В основном это ученики, хорошо мотивированные на учёбу, владеющие разными приёмами учебной деятельности. С интересом изучают русскую и зарубежную литературу. Стараются прочитывать программные произведения, много читают произведений, не включенных в школьную программу. Любят пересказывать, анализировать, рассуждать. В классе есть группа сильных учащихся, которые хорошо владеют навыками устной и письменной речи, могут на уроках вступать в диалог с учителем и друг с другом, обсуждая литературное произведение, высказывать свою точку зрения, но несколько человек испытывают трудности в усвоении званий. Приходится использовать индивидуальный подход.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОТКРЫТИЕ МИРА ОБРАЗ МИРА В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ (70 часов, из них 63 часа на изучение произведений; 5 часов на уроки внеклассного чтения; 2 часа на уроки развития речи)

Т Е М А 1. МИР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ (10 часов, из них 1 час на урок внеклассного чтения)

Представление о фольклоре как о словесном творчестве народа. Отличие фольклора от литературы и их связь. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека.

Р а з д е л 1. Миф как исток фольклора (1 час)

Представление о мифе, мифологии.

Представление о славянской мифологии. Духовный стих «Голубиная книга».

Теоретико-литературные знания. Миф. Мифология.

Р а з д е л 2. Обрядовая поэзия (1 час)

Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение. Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит…». Теоретико-литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия. Художественная и аналитическая деятельность. Просмотр обрядов в исполнении фольклорных ансамблей и расшифровка обрядовых символов. Культурное пространство. Обряды и их роль в современной жизни человека: проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая. Праздники и традиции празднования.

Р а з д е л 3. Малые жанры фольклора (2 часа)

Загадка и ее место в народной культуре. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Деятельность Владимира Даля. Бытование малых фольклорных жанров, их «путешествие» из фольклора в литературу. Устойчивые словосочетания. Теоретико-литературные знания. Малые фольклорные жанры: загадка, пословица, поговорка. Самостоятельное чтение. Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок. Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение загадок. Сочинения по пословицам и поговоркам. Составление диалогов на определенную тему с использованием поговорок. Сочинение юмористического рассказа, сюжет которого основан на неправильном толковании устойчивого словосочетания. Проектная деятельность. Подготовка рукописных или компьютерных иллюстрированных сборников «Загадки народов мира», «Пословицы и поговорки народов мира».

Р а з д е л 4. Сказка как жанр фольклора (5 часов)

1. Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя) (1 час)

Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым.

2. Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя) (3 часа)

Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой волшебной сказки и способы его характеристики; волшебные помощники; вредители. Композиция волшебной сказки. Сказочные формулы. Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Особенности зачина и финала сказки. Особенности сказывания сказки. Образ жены-волшебницы.

3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена», «На заработки» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя) (1 час)

Жанровые особенности бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков. Теоретико-литературные знания. Жанр сказки, виды фольклорной сказки. Сказочные формулы. Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Роль повторов. Самостоятельное чтение. Сказки народов мира. Русские народные сказки. Художественная и аналитическая деятельность. Иллюстрирование сказок и составление диафильмов. Составление киносценария анимационного (мультипликационного) фильма по сказке. Сказывание сказок. Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв о мультфильме, кинофильме, спектакле. Устный отзыв об иллюстрациях к словесному художественному произведению. Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И.Билибин, В.Васнецов, Т. Маврина и др.). Сборники пословиц и поговорок. Собиратели фольклора и сказители. Проектная деятельность. Составление иллюстрированного сборника русских народных загадок. Создание проекта современного праздника Нового года.

Т Е М А 2. МОЙ ДОМ — МОЙ МИР (4 часа)

Проявление авторского отношения к изображаемому в литературном произведении. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.

1. А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Няне» (2 часа)

Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика авторских эмоций в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Поэтический образ бури. Образ няни — души дома. Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций. Способы выражения авторской позиции. Неоконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа няни и атмосферы стихотворения.

2. А.П.Чехов. «Гриша» (1 час)

Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий его мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Голос автора, способы выражения авторской позиции.

3. Н.М.Рубцов. «В горнице» (1 час)

Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Противопоставления: свет и ночь, покой и движение, сон и пробуждение; их роль в стихотворении. Образ лирического героя и его загадка. Теоретико-литературные знания. Литературные роды: эпос, лирика. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Рассказ как эпический жанр. Фабула. Конфликт. Композиция. Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения в эпосе. Фольклорные образы в литературе. Художественная деталь. Стихи и проза. Ритм, рифма, строфа. Самостоятельное чтение. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»; Н.Г.Гарин6 Михайловский. «Детство Темы»; А.Н.Толстой. «Детство Никиты»; В. В.Голявкин. «Мой добрый папа», «Полосы на окнах»; Л.А.Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»; Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Р.П.Погодин. «Славка»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; М. Додж. «Серебряные коньки»; Г.Мало. «Без семьи»; М.Твен. «Принц и нищий»; Я.Корчак. «Король Матиуш Первый»; Э.Кестнер. «Эмиль и сыщики», «Когда я был маленьким»; А.Линдгрен. «Мио, мой Мио!».

Художественная и аналитическая деятельность. Конкретизация представлений учеников о собственном доме. Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение ребенка к своему дому. Сочинение рассказов и стихотворений о дорогом и близком. Устные сочинения о доме (своем доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных точек зрения — негативной и позитивной. Культурное пространство. Детские годы А.С.Пушкина, Михайловское — родовое имение Ганнибалов и Пушкиных. Детские годы А.П.Чехова. Образы дома и семьи в зарубежной и русской литературе, в изобразительном искусстве и музыке. Проектная деятельность. Разработка проекта художественного аудио и видеоальбома «Мой дом — мой мир».

Т Е М А 3. ПРИРОДА — МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ ДОМ (21 час, из них 1 час на урок внеклассного чтения и 1 час на урок развития речи)

Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку. Сравнение фольклорных и литературных образов. Фольклорные образы в художественной литературе.

Р а з д е л 1. Мир природы в литературных эпических произведениях (8 часов)

Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской художественной литературе как силы, испытывающей человека.

Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.

1. И.С.Тургенев. «Бежин луг» (3 часа)

Отношение И.С.Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы ребят и охотника. Вера и неверие, суеверие. Смысл открытого финала рассказа. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Образ автора повествователя. Описания природы и человека, и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Речевая характеристика. Представление о тематике, проблематике и идее рассказа.

2. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» (3 часа)

Мир природы и мир человека в сказке-были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения. Теоретико-литературные знания. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей и выражения авторского отношения к ним. Пейзаж в литературном произведении, роль описаний человека. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения.

3. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро» (2 часа)

Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между его поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление со сказкой и былью М.М.Пришвина «Кладовая солнца» — выявление жанровой специфики реалистического рассказа. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тематика, проблематика и идея произведения. Пейзаж и портрет в литературном произведении. Самостоятельное чтение. К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; И.С.Шмелев. «За карасями»; Д.Н.Мамин6Сибиряк. «Вольный человек Яшка». Художественная и аналитическая деятельность. Сравнение произведений разных авторов, близких по теме. Сочинение пейзажных миниатюр — описаний местности в определенное время года или время суток («Парк зимой и летом», «Лес утром и вечером» и т.п.). Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Письменный отзыв об иллюстрациях к словесному художественному произведению.

Р а з д е л 2. Мир природы в лирических произведениях (3 часа)

Мир природы и человек в лирических произведениях.  Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.

1. Ф.И.Тютчев. «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом…» «Летний вечер». Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения. «Тихой ночью, поздним летом…». Таинственная атмосфера стихотворения Тютчева, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова, как и многоточий в создании особой атмосферы стихотворения. Эпитеты как словесные краски в поэзии. Темы и идеи стихотворений.

2. А.А.Фет. «Вечер» («Летний вечер тих и ясен…»), «Какая ночь! Как воздух чист…» Стихотворение «Вечер». Обычное и необыкновенное в стихотворении. Образ героя, роль диалогичности текста. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Авторское отношение к миру. «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов. Темы и идеи стихотворений.

3. С.А.Есенин. «Прячет месяц за овинами…» Образ весны. Цветопись и ее роль. Фольклорные мотивы в стихотворении. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения как поэтические краски. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе. Тема и идея стихотворения. Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Представление о теме и идее лирического произведения. Жанр пейзажной лирики. Лирический пейзаж. Цветопись. Сравнение, эпитет, метафора и олицетворение. Способы выражения авторского отношения в лирическом стихотворении. Самостоятельное чтение. Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Осень»; А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Забо6лоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…»; Д.С.Самойлов. «Красная осень»; Н.М.Рубцов. «Листья осенние».

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сочинение лирических миниатюр-описаний природы («Утро», «День», «Вечер», «Ночь», «Две зари» и т. п.), сочинение рассказов о необычных происшествиях, связанных с миром природы («Случай в лесу», «На озере» и т.п.). Сочинение стихотворений о природе. Иллюстрирование любимых книг о природе. Подбор музыкальных произведений к стихотворным текстам. Мелодекламация. Сопоставление стихотворений разных поэтов по настроению и авторской позиции. Культурное пространство. Природа средней полосы России и Сибирского края. Пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Проектная деятельность. Выпуск сборника собственных произведений о природе. Составление и оформление тематического сборника стихов о природе. Создание фотоальбомов «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег», «Весна не за горами» и т.п.

Р а з д е л 3. Человек и животные в литературных произведениях (4 часа)

Животные в фольклоре и художественной литературе. Фольклорные традиции и их переосмысление в литературе. Образы животных и людей. Отношение к животным как критерий нравственности человека.

1. А.И.Куприн. «Сапсан» (2 часа)

Особенности композиции рассказа А.И.Куприна: герой рассказчик и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.

2. Дж. Лондон. «Бурый Волк» (2 часа)

Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии в жизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвин и Скиффа Миллера. Психологизм образов людей и собаки. Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения.

Р а з д е л 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы (4 часа)

Человек и природа: родство и противостояние. Рациональное познание и осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.

1. И.В.Гёте. «Лесной царь» (1 час)

Баллада И.В.Гёте в переводе В.А.Жуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Глубина художественной идеи. Сопоставление музыкальных и изобразительных интерпретаций баллады Гёте.

Теоретико-литературные знания. Представление о жанре баллады. Изобразительно выразительные средства языка. Ритм. Художественная идея. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Иллюстрирование баллады Гёте и прочитанных самостоятельно баллад. Сочинение баллады. Культурное пространство. И.В. Гёте, В.А.Жуковский как деятели культуры. Фольклорные и литературные образы природы. Музыкальные интерпретации литературных произведений. Ф. Шуберт — немецкий композитор.

2. А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы» (2 часа)

Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Влияние окружающей природы на настроение героев. Образ дороги. Изобразительно выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения лирического героя. Роль ритма. Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Сопоставление с балладой И.В.Гёте в переводе В.А.Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения А.С.Пушкина. Идеи этих стихотворений. Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Образ. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально-оценочная лексика. Рефрен. Ритм. Идея лирического стихотворения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы». Подбор музыки к стихотворениям. Сопоставление пейзажа в литературе и живописи. Иллюстрирование изучаемых произведений. Поиск стихотворений о зиме и дороге и их выразительное чтение и иллюстрирование. Сопоставление стихотворений «Зимний вечер» и «Зимняя дорога», их композиций и идей. Культурное пространство. Русские художники-пейзажисты. Пейзаж в музыке.

3. М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы» (1 час)

Баллада М.Ю.Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительно выразительные средства создания образов. Способы выражения авторского отношения к персонажам и событиям. Теоретико-литературные знания. Баллада. Строфа. Конфликт. Представление о точках зрения в литературном произведении. Тропы. Авторская позиция. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Устное словесное рисование пейзажа, составление плана событий для прояснения причинно-следственных связей. Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись. Самостоятельное чтение. В. А. Жуковский. «Ивиковы журавли», «Людмила», «Кубок»; М.Ю.Лермонтов. «Из Гёте» («Горные вершины…»), «Казачья колыбельная», «Листок»; Н.М.Языков. «Пловец»; И.В.Гёте. «Приветствие духа» (в переводе Ф.И.Тютчева), «На озере» (в переводе А.А.Фета), «Рыбак» (в переводе В.А.Жуковского); С. Я.Маршак. Переводы из английской и шотландской народной поэзии: «Три баллады о Робин Гуде» («Рождение Робин Гуда», «Робин Гуд и мясник», Робин Гуд и шериф»), «Королева Элинор»; Г.Гейне. «Лорелей» (в переводе С.Я. Маршака). Проектная деятельность. Составление и исполнение литературно-музыкальной композиции «Человек и природа». Составление и оформление сборника баллад, литературного сборника «Дорога».

Т Е М А 4. ДОРОГИ К СЧАСТЬЮ (20 часов, из них 2 часа на уроки внеклассного чтения)

Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мир и постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единство дома и мира. Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мира и их нарушение.

Литературная сказка (17 часов)

Фольклорная и литературная сказка. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула и ее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.

1. Братья Я. и В.Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».

2. Ш.Перро. «Спящая красавица».

3. В.А.Жуковский. «Спящая царевна».

4. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

(Всего на изучение этих сказок — 6 часов.)

Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В.А.Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А.С.Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В.Гримм со сказками Ш.Перро и В.А.Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В.Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения. Теоретико-литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения.

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение сказок. Сопоставление иллюстраций к сказкам. Отзыв о мультфильме, кинофильме, созданных на основе словесного художественного произведения. Отзыв о кинофильме «Осенние колокола» (режиссер В.Гориккер) по сказке А.С.Пушкина о мертвой царевне. Поиск фольклорных сказок со сходными фабулами и составление их каталога. Отзыв о спектакле по сказке. Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Собиратели фольклора братья Я. и В.Гримм. Литературная деятельность Ш.Перро. Сказка в жизни А.С.Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра.

5. Х.К.Андерсен. «Снежная королева» (4 часа)

Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала ′в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки. Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки. Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Время и пространство в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер. Художественная и аналитическая деятельность. Творческие пересказы от лица персонажей (по одной из глав). Отзыв об иллюстрациях к сказке. Сопоставление сказки Х.К.Андерсена со сказкой Е.Л.Шварца «Снежная королева». Инсценирование эпизодов сказки Х.К.Андерсена и сказки Е.Л.Шварца. Отзыв об одной из экранизаций сказки «Снежная королева» (анимационный фильм режиссера М.Гейтса; кинофильм по сказке Е.Л.Шварца режиссера Г. Казанского). Составление картотеки художников — иллюстраторов сказок Андерсена. Отзыв об одном из кинофильмов или одном из анимационных фильмов по сказкам Андерсена (Н. Кашеверова. «Старая, старая сказка»; и др.).

Культурное пространство. Х.К.Андерсен — писатель-сказочник. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и актеры. Анимационные фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.

6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (3 часа)

Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образ Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации. Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке Кэрролла. Проблема перевода сказки. Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры. Художественная и аналитическая деятельность. Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сочинение забавных историй с использованием языковых средств создания комического. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки (В.Набоков, В.Орел, Н.Демурова, Б.Заходер, Л.Яхнин). Составление каталога «“Алиса в Стране Чудес” Л.Кэрролла в разных переводах, в иллюстрациях разных художников и в кинематографе». Отзыв об иллюстрациях и экранизациях сказки Кэрролла (телевизионный фильм режиссера Н.Уиллинга; полнометражны анимационный фильм режиссеров К.Джероними, У.Джексон, Г.Ласки; художественный фильм режиссера Е.Пружанского; анимационный фильм режиссеров Е.Пружанского, В.Фомина, Ю.Бутырина; и др.). Культурное пространство. Л.Кэрролл — английский писатель. Англия эпохи королевы Виктории. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комического в литературе. Язык оригинала и проблемы перевода.

7. Ю.К.Олеша. «Три Толстяка» (4 часа)

Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю.К.Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого волшебника доктора Гаспара Арнери. Образы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и комические образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения. Теоретико-литературные знания. Композиция. Конфликт. Время и пространство в литературном произведении и фольклоре. Пейзаж. Портрет. Антитеза. Изменение точки зрения на событие. Тематика, проблематика и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование эпизодов, составление киносценария по эпизоду. Сочинение «Сны Трех Толстяков». Сопоставление образов Суок и Тутти с образами Герды и Кая из сказки Х.К.Андерсена. Сравнение образов из сказки Ю.К.Олеши с фольклорными. Отзыв о кинофильме «Три Толстяка» режиссеров А.Баталова и И.Ольшевского. Отзыв о цирковом представлении. Культурное пространство. Художественный фильм «Три Толстяка» (режиссеры А. Баталов, И.Ольшевский). Художники-иллюстраторы «Трех Толстяков». Цирк в современной культуре. Самостоятельное чтение. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; Е.Л.Шварц. «Золушка», «Два клена», «Снежная королева»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров»; В.П.Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка» (трилогия), «Гуси-гуси, га-га-га»; К.Булычев. «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений»; Э. Лир. Лимерики, «Прогулка верхом» (в переводе С.Я.Маршака); Л.Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», «Баллада о старом Вильяме»; А.Милн. «Баллада о королевском бутерброде» (в переводе С.Я.Маршака) Д.Биссет. «Забытый день рожденья»; П.Треверс. «Мери Поппинс»; Д. Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»; А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Проектная деятельность. Театральная постановка пьесы сказки. Проект литературного музея сказки или музея сказочного героя.

Т Е М А 5. МИР — СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ (15 часов, из них 1 час на урок внеклассного чтения и 1 час на урок развития речи)

Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.

Р а з д е л 1. Тема защиты Родины в литературе (4 часа)

Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.

1. М.Ю.Лермонтов. «Бородино» (1 час)

Бородинское сражение в изображении М.Ю.Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте. Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М.Ю.Лермонтова. Тема и художественная идея произведения. Теоретико-литературные знания. Ритм. Строфа. Способы рифмовки. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворения. Сопоставление со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина». Культурное пространство. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

2. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» (3 часа)

Кавказская война в изображении Л.Н.Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное в повести. Образы дома и мира. Мужество — трусость; любовь, милосердие — ненависть. Два типа человеческого поведения. Образ Жилина как идеал солдата и человека. Костылин как антипод Жилина. Образ Дины и его роль в повести. Способы создания образов персонажей. Отношение Л.Н.Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля Тематика, проблематика и идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Субъективное обозначение жанра (быль). Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении. Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому. Тема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение и иллюстрирование эпизодов. Составление творческих пересказов от лица одного из персонажей (Дины, Костылина). Составление киносценария по эпизоду. Характеристика персонажей. Культурное пространство. Кавказ, народы Кавказа, быт и обычаи горцев. Образ войны в искусстве. Самостоятельное чтение. М.Ю.Лермонтов. «Поле Бородина»; К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака»; Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед» (в переводе С.Я.Маршака); Д. Б.Кедрин. «Зодчие»; К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Проектная деятельность. Подготовка выставки книг о защитниках Родины и проведение экскурсии по выставке. Выпуск газеты или журнала «Война и дети».

Р а з д е л 2. Отношения людей (5 часов)

Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.

1. И.А.Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет» (2 часа)

Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея. Особенности басенного языка И.А.Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова. Теоретико-литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания. Самостоятельное чтение. Ж. Лафонтен. Басни; И. А. Крылов. Басни; Ф. Д. Кривин. Басни. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение по ролям. Анализ иллюстраций разных художников к басне. Толкование аллегорий. Составление киносценария анимационного фильма по одной из басен. Сочинение басни. Сравнение басен разных авторов на один сюжет. Культурное пространство. Художники иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве.

2. Ф.Шиллер. «Перчатка» (в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского) (2 часа)

Композиция и конфликт баллады Ф.Шиллера. Роль образов зверинца и придворных. Человеческое достоинство и любовь. Перевод как интерпретация произведения. Сопоставление переводов В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова: ритмический рисунок, система образов, характеры героев и художественная идея. Неоднозначность художественной идеи баллады.

Теоретико-литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея. Самостоятельное чтение. Р.Киплинг. «Баллада о царице Бунди»; А.Мицкевич. «Будрыс и его сыновья»; А. Дюма. «Три мушкетера»; М. Рид. «Всадник без головы»; В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер». Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Составление киносценария по балладе. Иллюстрирование баллад. Сопоставление переводов. Культурное пространство. Эпоха французского короля Франциска I, рыцарские турниры, рыцарский кодекс чести.

3. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» (1 час)

Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные детали и их роль в выражении авторского отношения к персонажам и событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа. Теоретико-литературные знания. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Юмор. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения. Самостоятельное чтение. А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Лошадиная фамилия»; М. М. Зощенко. «Леля и Минька»; А. Г. Алексин. «Необычайные похождения Севы Котлова». Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Сочинение юмористического рассказа. Культурное пространство. Чиновник в Российской империи XIX века. Быт чиновника. Проектная деятельность. Разработка сценария и постановка спектакля по произведениям писателей разных эпох «Серьезное, грустное и смешное рядом». Выпуск сборника детских юмористических произведений.

Р а з д е л 3. Идеалы и ценности (4 часа)

Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве.

Безграничные возможности человеческого духа.

1. В. Г.Короленко. «Мгновение» (2 часа)

История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Самостоятельное чтение. В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе»; А. А. Лиханов. «Музыка». Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение фрагментов повести. Подбор музыкальных лейтмотивов к эпизодам и образам. Творческие пересказы о событиях от лица героев. Сочинение о человеке, преодолевшем удары судьбы. Культурное пространство. Образы моря в мировом искусстве.

2. К. Г.Паустовский. «Парусный мастер» (2 часа)

Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения. Теоретико-литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения. Самостоятельное чтение. Н. М. Языков. «Водопад», «Маяк», «Буря», «Корабль»; П. П. Бажов. Сказы; К. Г. Паустовский. «Золотая роза»; В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой». Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение мечта «Я и море». Очерк о парусных кораблях «История парусника» или о русских моряках. Рисование картин на морскую тематику. Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники-маринисты. Проектная деятельность. Выпуск журнала о современных творческих деятелях.

Библиографическая деятельность учеников 5 класса. Подбор литературы по теме. Поиск книг и необходимых сведений в Интернете. Знакомство с детскими литературными сайтами в Интернете.

Предполагаемые результаты обучения

Сформировать ключевые предметные умения:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

- читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;

- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, метафору и др.);

- на практике определять двусложные стихотворные размеры;

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 120 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов;

- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (нравственно-этические, культурно-бытовые, мифологические, философские, др.).

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).


Тематическое планирование

№ п/п

Тема, изучаемые произведения

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

1

Вводный урок

1

Беседа

2

Мир человека и его изображение в фольклоре.

Представление о мифе. Представление о славянской мифологии («Голубиная книга»).

1

Урок чтения и бесед

Знать: теоретико-литературные понятия «миф», «мифология», «фольклор»

Понимать: отличие фольклора от литературы

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Чтение, аргументированные ответы на вопросы

3

Обрядовая поэзия.

Обрядовые песни: веснянки, свадебные.

1

Урок чтения и бесед

Знать: обрядовые песни, праздники и традиции празднования. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.

Расшифровка обрядовых символов

4

Малые жанры фольклора.

Загадки. Особенности построения загадок.

1

Урок чтения и бесед

Знать особенности построения загадок.

Сочинение загадок (уроки словесности «Русская речь»)

5

Пословицы и поговорки. Иносказательность пословиц и поговорок.

1

Урок чтения и бесед

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

Сочинения по пословицам и поговоркам, составление диалогов на определённую тему с использованием поговорок.

6

7

8

9

Сказка как жанр фольклора.

Сказки о животных. Волшебные.

Бытовые.

Тайны волшебной сказки.

1

2

1

Уроки чтения и бесед

Знать: жанры сказок, определения метафоры и сравнения

Понимать: значение сказок в жизни народа.

Иллюстрирование сказок. Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв о мультфильме, кинофильме по народной сказке. Устный отзыв об иллюстрациях к сказке.

10

11

12

Мой дом – мой мир.

А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Няне». Образы дома и бури в стихотворении «Зимний вечер».

3

Уроки чтения и бесед

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания; понятия «троп», «эпитет», «сравнение».

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Личностные УУД: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Конкретизация представлений о собственном доме: подбор сравнений, эпитетов, ассоциаций, передающих личное отношение ребёнка к своему дому.

13

14

А.П.Чехов «Гриша». Мир Гриши и мир взрослых.

2

Уроки чтения и бесед

Знать определения «рассказ», «фабула», «конфликт», «композиция»

Сочинение рассказов о доме

15

Н.М. Рубцов «В горнице». Образ дома в стихотворении.

1

Урок чтения, бесед. Анализ стихотворения

Знать: определения «ритма», «рифмы», «строфы», понятие художественной детали

16

17

Природа – мир, окружающий дом.

И.С.Тургенев «Бежин луг». Таинственная жизнь природы. Образы мальчиков в рассказе.

2

Урок чтения и бесед

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг».

Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просто речных слов

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

-. Адекватно воспринимать оценку учителя.

-– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Сопоставление научного и художественного описаний («Русская речь»). Сопоставление произведения и иллюстраций к нему. Сочинение пейзажных миниатюр – описаний местности в определённое время суток.

18

19

20

М.Пришвин «Кладовая солнца». Настя и Митраша: характеристика героев. Люди и животные. Испытания Насти и Митраши.

3

Уроки чтения и бесед

Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов

Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Письменный отзыв об иллюстрациях к литературному произведению.

21

22

23

В. Астафьев «Васюткино озеро». Законы тайги: поведение героя в экстремальной ситуации.

3

Уроки чтения и бесед

Знать: сюжет и содержание рассказа;

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе.

Создание художественного описания

24

25

Мир природы в лирических произведениях.

Ф.И.Тютчев,

А.А.Фет,

С. Есенин

1

1

Уроки чтения, бесед. Анализ стихотворений

Знать сведения о творчестве Тютчева, Фета, Есенина

Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства

Выразительное чтение.

Сочинение лирических миниатюр-описаний природы («Утро», «Две зари», «Ночь»).

Сочинение рассказов («На озере», «В лесу»)

26

27

Человек и животные в литературных произведениях.

А.И.Куприн «Сапсан». Мир животного (от первого лица) в рассказе.

Д.Лондон «Бурый Волк». История приручения Волка.

1

1

Уроки чтения и бесед

Знать: сюжет и содержание произведений Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе.

Уметь: пересказывать сюжет произведений; характеризовать героев и их поступки.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Выразительное чтение. Сочинение рассказов о домашних животных. Иллюстрирование рассказов. Сочинение-описание «Портрет животного», сочинение-рассказ «В зоопарке»

31

Дороги, связующие мир человека и мир природы.

И.В.Гёте «Лесной царь»

1

Урок чтения и бесед

Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Личностные УУД: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Выразительное чтение. Анализ иллюстраций к балладе

32

33

А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы». Атмосфера пейзажа в стихотворениях.

2

Урок чтения и бесед

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения. Понятие звукописи

Выразительное чтение. Сопоставление пейзажей в литературе и живописи. Сопоставление стихотворений (композиции, идеи)

34

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

1

Урок чтения, бесед

Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы».

Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по ко´рням упругим...», «одежду их со´рвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план про изведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Устное словесное рисование пейзажа, составление плана событий

35

36

37

38

39

40

Дороги к счастью.

Братья Гримм «Шиповничек»

Ш. Перро «Спящая красавица»

В. Жуковский «Спящая царевна»

Братья Гримм «Снегурочка»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»

1

1

1

1

2

Уроки чтения и бесед

Знать содержание произведений

Уметь: пересказывать сюжет произведений; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять литературные произведения

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Выразительное чтение. Сопоставление иллюстраций к сказкам.

Отзыв о фильме. Сопоставление сюжетов сказок.

Сопоставительный анализ образов (мачехи и зеркала).

41

42

43

44

Х.К.Андерсен «Снежная королева». Испытания героев (Кай и Герда). Добро и зло в сказке.

4

Уроки чтения и бесед

Знать: сюжет и содержание сказки; понятие литературной сказки.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Творческие пересказы от лица персонажей. Отзыв об иллюстрации к сказке. Инсценирование эпизодов сказки Андерсена. Отзыв о фрагменте экранизации сказки.

45

46

47

Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Странные герои сказки.

3

Уроки чтения и бесед

Знать: содержание сказки

Уметь: пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов

Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки. Отзыв об иллюстрациях.

Развитие речи «Алисины игры»

48

49

50

51

Ю.К.Олеша «Три толстяка». Вечные темы в повести (отвага и трусость, честность и лицемерие, милосердие и жестокость).

4

Уроки чтения и бесед

Знать: сюжет и содержание повести «Три толстяка».

Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять с героями других произведений.

Понимать: значение слов «отвага», «трусость», «честность», «лицемерие», «милосердие», «жестокость».

Выразительное чтение по ролям. Составление киносценариев по эпизоду. Сочинение «Сны Трёх Толстяков» (или Гаспара, Тибула)

Сопоставление образов Суок, Тутти с образами Герды и Кая. Отзыв о цирковом представлении. Анализ кинофрагментов.

52

53

Мир – сообщество людей.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Тема защиты Родины в стихотворении.

2

Уроки чтения и бесед. Анализ стихотворения

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; стихотворение наизусть.

Понимать: драматический пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы разительные средства и определять их роль

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Личностные УУД:

--воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

Регулятивные УУД:

писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Сопоставление со стихотворение Лермонтова «Поле Бородина»

54

55

56

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в мире горцев.

3

Уроки чтения и бесед.

Знать: сведения о творчестве Л. Н. Толстого; содержание повести.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи

Понимать: мотивы поступков героев; от ношение автора к героям; бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Выразительное чтение эпизодов. Составление творческих пересказов от лица одного из персонажей. Характеристика персонажей.

57

58

И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок», «Квартет». Раскрытие смысла в баснях.

2

Уроки чтения и бесед.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова. Понимать: аллегорический смысл басни; мораль басни.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Личностные УУД:

--воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Выразительное чтение по ролям. Анализ иллюстраций разных художников к басне. Толкование аллегорий. Сравнение басен разных авторов на один сюжет.

59

Ф.Шиллер «Перчатка» (различные переводы). Композиция и система художественных образов в двух переводах.

1

Уроки чтения и бесед.

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка».

Понимать: суть конфликта

Самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством.

Уметь: выразительно читать текст;

Характеризовать героев и их поступки; со поставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение;

Описывать иллюстрации к балладе

Выразительное чтение. Сопоставление различных переводов. Составление киносценариев по балладе.

60

61

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Причины конфликта в рассказе.

2

Уроки чтения и бесед.

Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.

Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения

Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Учимся писать юмористический рассказ.

62

63

Идеалы и ценности.

В. Г. Короленко «Мгновения». Образ моря в рассказе. Время в рассказе.

 

2

Уроки чтения и бесед.

Знать: содержание рассказа.

Понимать: проблему психологической связи человека с природой.

Уметь: пересказывать сюжет рассказа; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи;

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

-. Адекватно воспринимать оценку учителя.

-– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Творческие пересказы событий от лица героев. Сочинение о человеке, преодолевшем удары судьбы.

64

65

К.Г.Паустовский «Парусный мастер». Море и судьба человека.

2

Уроки чтения и бесед.

Знать: содержание рассказа.

Понимать: проблему психологической связи человека с природой. Уметь: пересказывать сюжет рассказа; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи;

Сочинение-мечта «Я и море».

Рисование картин на морскую тематику.

Сообщение «Истории парусных кораблей»

66

Обобщающий урок по курсу литературы.

1

Урок обобщения

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Терминологический диктант

67

Проверка техники чтения.

1

68

Урок внеклассного чтения.

1

Урок чтения и бесед

69

Что читать летом?

1

Итоговый урок

Список книг для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....