Стихотворные разиеры
консультация (литература, 6 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Стихотворные размеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стихотворные размеры39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворные размеры

 

 

Название

Краткая характеристика

Пример

Хорей

Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад, 
Буре плач его подобен, 
Слезы брызгами летят. 
(М. Ю. Лермонтов)

Ямб

Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц, 
Лай мосек, чмоканье девиц, 
Шум, хохот, давка у порога... 
(А. С. Пушкин)

Дактиль

Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность 
Я променять безнадежность 
И, замыкаясь, молчу. 
(А. А. Блок)

Амфибрахий

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи - 
Мороз воевода дозором 
Обходит владенья свои. 
(Н. А. Некрасов)

Анапест

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила, 
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени, 
Распевая, вползает пчела. 
(А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о - ми/ - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /

тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий

Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

Выбирайте любой понравившийся способ 

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА.ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ -амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал по литературе "Стихотворные жанры и формы".

Анализируя стихотворение, учащиеся иногда затрудняются определить его жанр, форму.  Данный справочный материал сделан в помощь учащимся....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...

"Методические материалы в стихотворной форме для использования на уроках немецкого языка"

В основу презентации легли стихотворения - рифмовки учителя немецкого языка Кирдаковой Н.В., принцип действия которых рассчитан на быстрое запоминание и усвоение лексики, грамматических правил, алфави...

Авторские стихотворные фрагменты по истории России

Представлен отрывок из авторского сборника дидактических материалов"100 стихотворных фрагментов по истории России"....

Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....

Биография учителя в стихотворной форме

Представляю Вашему вниманию презентацию учителя в стихотворной форме....