"Гуманизм В. Шукшина"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Степура Людмила Александровна

Урок-конференция "Будь человеком" по рассказам В.М.Шукшина для 11 класса (2 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanizm_shukshina.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Гуманизм Шукшина.

/Урок-конференция "Будь человеком" по рассказам В.М.Шукшина/ (2 часа).

Автор разработки:

Степура Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Цель урока: раскрыть, в чем заключается гуманизм писателя, каково его представление о смысле жизни, о чем заставляет задуматься писатель.

Оборудование:

  • портрет, эпиграф: "Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому - это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм". (С. Залыгин);
  • выставка книг, фотоматериалы для стенда "Будь человеком".
  • Доска: стихотворение Яшина "Спешите делать".

Вопросы конференции:

1. Чего в жизни и в людях не принимает В.Шукшин? /"Срезал", "Бессовестные", "Крепкий мужик"/.

2. Какова направленность поисков писателя? /"Чужие", "Заревой дождь"/.

3. Ложные и истинные ценности героев Шукшина? /"Степка", "Сапожки"/.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

        В начале 60-х годов в кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем - В.М.Шукшин.

        Свой жизненный путь он начинал трудно. Рос без отца в маленьком селе Сростки на Алтае. После окончания 7 классов работал слесарем, учеником мастера, грузчиком.

        Затем 4 года службы на флоте, сдача экстерном экзаменов на аттестат зрелости, работа учителем русского языка, литературы, истории.

        В 1954 году - режиссерский факультет ВГИКа. Это был талантливый и разносторонне одаренный актер, прозаик, киносценарист, режиссер.

Обратите внимание на необычайную творческую энергию писателя:

•  Рассказы.

•  Романы: "Любавины", "Я пришел дать вам волю".

•  Пьеса "Энергичные люди".

•  Сказка "До третьих петухов".

• Сценарии   к/ф   "Живет  такой   парень",   "Странные   люди",   "Печки-лавочки", " Калина красная".

/В некоторых из них Шукшин выступал как режиссер и исполнитель главной
роли/.

        О Шукшине написано немало. Основной пафос творчества писателя в том, что красоту и силу своих героев он видел в огромной любви к людям.

Литературный критик Гринберг писал, что для Шукшина труднее, чем для кого-либо из современных советских писателей, пишущих о деревне, найти определение его реализма /лирик, сатирик, бытовик?/. Ни в авторских отступлениях, ни в речи героев не найдешь обращений к каким-либо политическим, экономическим событиям в жизни деревни. В центре худ. видения писателя не проблема как таковая, а человек.

        В чем же гуманизм Шукшина, каково его представление о смысле жизни?
Давайте ответим на первый вопрос, подготовленный к обсуждению: Чего в жизни и в людях не принимает писатель?

Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он отвергает?

Первое место в ряду рассказов отведем герою рассказа "Срезал".

1) Опишите портрет Глеба Капустина, авторские характеристики героя.
        Докажите псевдоученность и демагогию героя.

        Вывод: Для творчества Шукшина характерно обращение к "пограничной" между городом и деревней ситуации. Герои часто в таких рассказах попадают из города в деревню или наоборот. В рассказах такого рода, решается вопрос о том, что дает человеку, его нравственному облику земля и что отнимает у него как у личности город. Глеб Капустин - крестьянин, мужик, но он жесток, даже "добрая" плотницкая работа не делает его лучше. Он так и остался краснобаем с интересной, но чуждой народу формой самоутверждения.

        Сравнение горожанина и крестьянина здесь явно в пользу горожан, растерянных и беззащитных перед лицом самоуверенного и псевдообразованного  Глеба.

        В каких бы формах не проявлялась жестокость, она всегда чужда народному миропониманию. /Так, может ли это быть полноценная, гармоничная личность? Если он знает математику, но не знает литературу, душа его неразвита?/

        Для доказательства этой мысли рассмотрим рассказ "Крепкий мужик".

а) Разрушение старой церкви воспринимается как акт вандализма, направленный лишь на самоутверждение власти колхозного бригадира.

•  В какой сцене с психологической достоверностью раскрывается характер
Шурыгина? ("Сперва Шурыгин распоряжался _____________ крикливо, с матерщиной _______, но когда стал прибегать народ__________").

        Вывод: Жестокость страшна не только тогда, когда она направлена против людей, она отвратительна и тогда, когда направлена против произведений культуры, против красоты, созданной предками. Односельчане строго судят Шурыгина, приговор ему выносит народ, который звучит из уст матери героя: "Глаз теперь не кажи на люди... Со стыда усохнешь". Наряду с откровенными формами оскорбительного отношения к человеку
        Шукшин обращается к формам более или менее замаскированным, когда невнимание к людям проявляется как мещанство. Обратимся к анализу более сложных человеческих отношений на материале рассказа "Бессовестная".

•  Поддерживаете ли вы Малышеву? Если да, то что вас привлекает в героине?

•  Должны ли такие люди жить среди нас?

• Если Малышева неправа, то почему Отавиха и Глухов "вылетели, как ошпаренные", из дома, где проходило "сватовство", почему за воротами, не глядя друг на друга устремились в разные стороны?

•  Малышева, конечно, герой необычный. Всю жизнь жила так, как когда-то начинала ее в юности, в героическое двухцветное время, когда мир делился на белых и красных. Для нее не существует мелочей. Все так жить не могут, не хватит сил, мужества. Но такие люди должны быть, чтобы сверять по ним свои поступки. И Малышева образумила стариков - жениха и невесту не для того, чтобы продемонстрировать перед деревней свое превосходство, ни одному человеку в селе она не рассказала про редкостное сватовство, значит старалась не ради того, чтобы поддержать свой престиж, а ради самих стариков.

•  На чьей же стороне симпатии читателя? Стариков или Малышевой? По-
чему?

В Малышевой есть стремление навязать другим свое отношение к жизни. Она
причисляет себя к тем, кто горит, а не тлеет, считает, что в повседневной жизни нет содержания.

А сама разве всю жизнь не прожила одна? А делала ли она кому добро? А кем
работала?

Вывод: Малышева жестока, несмотря на то, что работала то она секретарем в
с/совете. Никакое прошлое не даст ей права навязывать другим свои нормы жизни.

        ИТОГ ПО 1 ВОПРОСУ: В жизни и людях Шукшин не принимает жестокости, невнимания к людям, в каких бы формах они не проявлялись. Разговор об отрицании закончим размышлением писателя о поисках идеала. Какова же направленность поисков писателя? В рассказе «Чужие» сравните судьбы двух никогда не встречавшихся современников. С одной стороны, великий князь Алексей, дамский угодник, транжирящий казну, виновник гибели русского флота в войне с Японией, с другой стороны, безвестный пастух из глухой сибирской деревни /дядя Емельян/.

        К какому выводу подводит читателя автор в конце рассказа? /Это навеки чужие сыновья одного народа/.

        Мировоззренческая полярность героев отличается и в рассказе "Заревой дождь". Перед нами два мужика из одной деревни. Приведите слова Кирьки, обращенные к умирающему Ефиму: "Ты какой-то все-таки ненормальный был, Ефим_____".

        Какую мысль утверждает писатель в конце рассказа? "Сам не жил как следует и другим не давал". "Ошибся ты в жизни, Ефим". Кто же все-таки ошибся в жизни? /Рассказ заканчивается поражением Кирьки, картиной долгожданного первого весеннего дождя, как бы смывающего все мелкое, пустое!/

        ИТОГ ПО 2 ВОПРОСУ:

        Какова же направленность поисков писателя? К какому идеалу он стремится? Автор ищет положительного героя.

        А теперь давайте ответим на вопрос о ложных и истинных ценностях души любимых героев Шукшина.

        Праздник шукшинских героев поднимает человека над повседневностью, над обыденной жизнью. Этой мыслью проникнут один из самых трагических рассказов Шукшина "Степку"

        Ради встречи с родной деревней, с родными местами, не отбыв последних трех месяцев заключения, приходит домой Степка, точно зная, что его заберут снова, прибавят два года: "Ничего, я теперь подкрепился... А то сны замучили..." Что же толкает его на этот необдуманный поступок?

        Степка устраивает себе праздник - праздник короткой встречи с родиной. Шукшин не идеализирует "озорника", не знающего на что выплеснуть нерастраченные силы, а показывает ностальгию человека.         Разговор о праздниках героев Шукшина завершаем обращением к истинным праздникам - праздником радости близкого человека. Под этим углом зрения рассмотрим рассказ "Сапожки".

A)  Зачитайте размышление героя о жизни: "Вот так живешь 45 лет уже - все думаешь: ничего..."

Б)   К какому желанию приводят эти размышления Сергея Духанина? /устроить праздник не себе, а другому человеку: "возьми, сделай радость человеку!"/

B) Чтобы купить сапожки Сергею приходиться /что нередко в нашей жизни /выдержать и грубость продавщицы, и насмешки друзей. Но сапожки не лезут на "крепкую крестьянскую ногу".
Г) Испорчен ли праздник? "Нет, не в сапожках дело ... Ничего. Хорошо".

Д) Так что же такое настоящий праздник? /Умение понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым - это самый большой праздник/.

Рассказы Шукшина - не просто сборник рассказов. Это книга о добре, которым люди живы. Это добро не идеализирует автор, а утверждает, что оно должно присутствовать в каждом поступке человека, а не в каких-то особых обстоятельствах.

        Я думаю, рассказы Шукшина заставят вас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве.

        В своем последнем письме в 1974 году Шукшин писал: "Русский народ за свою историю отобрал и сохранил ... такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту ... Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай все это за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком " В этом есть гуманизм Шукшина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизм в образовании.

В статье говорится обиолого-психологическом подходе к игре.  В ХХ веке игра становится объектом пристального внимания как философская категория. Особое место в западной теории игры принадлежит Пи...

Программа элективного курса по МГП "Через гуманизм- к миру"

Концепция программы опирается на принципы гуманизма, приоритет права человека на жизнь, на соблюдение всех прав человека, даже в условиях экстремальных ситуаций и военных конфликтов.  ...

«ИСТИННЫЙ» И «ЛОЖНЫЙ» ГУМАНИЗМ ? ИЛИ ГУМАНИЗМ ЛИБО ОН ЕСТЬ, ЛИБО ЕГО НЕТ

На данном уроке с проблемным названием изучается (возможно как в полном варианте, так и отдельными главами) роман А. Фадеева "Разгром". В ходе урока анализируются поднятые автором проблемы гуманизма, ...

Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....