Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Пояснительная записка; учебно - медоческое планирование; календарно - тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа» в селе Каменка

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________   Исаева Л.В.

Протокол № ___ от

«____»_______________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР филиала МОУ «Ерышовская СОШ» в с. Каменка

__________  Степанова Г.Н.

«____»_______________20___ г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Ерышовская СОШ»

_________   Березкина Л.А..

Приказ №___

от «____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Степановой Галины Николаевны

учителя II квалификационной категории

по учебному курсу

 «Литература»

5 класс

Базовый уровень

Принято на заседании

     педагогического совета школы

Протокол № __от «___»_________20___г.

2013- 2014  учебный год


Раздел 2. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 недели.

Раздел 3. Учебно-тематическое планирование.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество Русские народные сказки.

6

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

29

Из литературы XX века.

31

Из зарубежной литературы.

9

ИТОГО

68

Раздел 4. Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Раздел 5. Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Тема урока

Часы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Форма контроля

Домаш

нее задание

Дата

Факт

1

Введение.

Книга в жизни человека

1

Усвоение новых знаний

Книга и её компоненты, книга как духовное завещание одного поколения другому

Знать  о роли книги в жизни человека,

уметь рассказать о компонентах книги

Беседа.

Стр.3-5, вопросы 1-4

2

Устное народное творчество

Русский фольк

лор, презентация урока

1

Усвоение новых знаний

Малые жанры фольклора, детский фольклор

Знать о жанрах устного народного творчества,

уметь сочинять загадки, частушки

Беседа.

Стр.7-8

3

Сказка как вид народной прозы,  презентация                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      урока

1

Усвоение новых знаний

Виды сказок, «Царевна-лягушка»

Знать определение, особенности и  композиционные части сказок,

 уметь видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет

Художественный пересказ

Стр.8-26, вопросы 1-7

4

Художествен

ный мир сказки «Царевна-лягу

шка», презента

ция урока

1

Усвоение новых знаний

Народная мораль в сказке, поэтика волшебной сказки

Знать сюжет сказки,

 уметь рассказать, как оценивают писатели героев народных сказок

Ответы на вопросы

Стр. 28

5

«Иван—крестьянский

 сын …»-вол

шебная сказка героического содержания

1

Усвоение новых знаний

Система образов сказки, особенности сюжета

Знать содержание сказки, героев повествования,

уметь читать в лицах

Чтение в лицах

Стр. 28-37, вопросы 1-8

6

Сказки о животных

1

Усвоение новых знаний

«Журавль и цапля», «Солдатская ши

нель», народные представления о справедливости

Знать о бытовых сказках,

уметь отмечать народные представления о добре и зле

Чтение вслух

Стр.39-44, вопросы 1-5

7

Мои любимые русские народ

ные сказки

1

Урок развития речи

Обучение домашнему сочинению

Знать сюжет сказок,

уметь составлять связный письменный текст

Сочинение.

«Почему я люблю чи

тать сказки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

8

Из древнерус

ской  литера

туры

Возникновение древнерусской литературы

1

Усвоение новых знаний

Сюжеты русских летописей, герои летописного сказания

Знать о литературном памятнике «Повесть временных лет»,

уметь передать содержание  летописи « Подвиг отрока…»

Пересказ, ответы на вопросы

Стр.45-50, вопросы 1-3

9

Из русской литературы 18 века

М.В.Ломоносов и его юмористи

ческое  нраво

учение

1

Усвоение новых знаний

Роды и жанры литературы, «Случились вместе…»

Знать  о творчестве Ломоносова, роды и жанры литературы, уметь отвечать на вопросы учебника

Ответы на вопросы

Стр.51-54

10

Из русской литературы 19 века

Басня как лите

ратурный жанр,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         презентация урока «Мораль в баснях                                                                                                                                                                                                                                                       Крылова»

1

Усвоение новых знаний

Истоки басенного жанра, русские  басни

Знать определение басни и морали,

уметь видеть художественные особенности басен

Беседа.

Стр. 55-56, басни Эзопа, Лафонтена

11

И.А.Крылов, слово о баснописце, презентация урока «Крылов»

1

Усвоение новых знаний

Обличение чело

веческих пороков  и исторических собы

тий в басне «Волк  на псарне»

Знать определение аллегории, сюжет басни,

уметь выразительно читать

Чтение наизусть

Стр.56-60, вопросы 1-3

12

И.А.Крылов, «Свинья под дубом»

1

Усвоение новых знаний

Понятие об аллегории и морали, сюжет басни

Знать басню наизусть,

уметь отвечать на вопросы по сюжету басни

Чтение наизусть

Стр.61-62

13

И.А.Крылов, «Ворона и лисица», презентация урока «Басни Крылова»

1

Усвоение новых знаний

Обучение вырази

тельному чтению, конкурс инсцениро

ванной басни

Знать басни наизусть,

уметь инсценировать их

Чтение басен в лицах

Стр. 63-66, вопросы

14

В.А.Жуковский-поэт и сказоч

ник, презентация урока «В.Жуковский»

1

Усвоение новых знаний

Сказка «Спящая царевна»

Знать сюжет сказки и героев, уметь определять черты народной и литературной сказки

Чтение вслух

Стр. 67-80, вопросы 1-6

15

В.А.Жуковский,  «Кубок»

1

Усвоение новых знаний

Понятие о балладе, герои баллады

Знать историю создания баллады и  о нравственно-психологи

ческих проблемах баллады, уметь выразительно читать

Чтение вслух

Стр. 80-86

16

А.С.Пушкин, «Няне», презентация урока «Семья Пушкина»

1

Усвоение новых знаний

Детские и лицейские годы жизни поэта

Знать страницы биографии поэта,

уметь отвечать на вопросы учебника

Рассказ о поэте, чтение вслух

Стр. 87-89, стих наизусть

17

А.С.Пушкин, «У лукоморья»

1

Усвоение новых знаний

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Знать о прологе к поэме как о со

бирательной картине народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию

Чтение наизусть отрывка поэмы

Стр. 89-90

18

А.С.Пушкин, «Сказка о мерт

вой царевне и семи богатырях»

1

Усвоение новых знаний

Истоки рождения сюжета сказки, противостояние добрых и злых сил, система образов сказки

Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке,

 уметь доказывать закономерность победы добра в сказках

Читать вслух

Стр.91-108, вопросы 1-12

19

Стихотворная и прозаическая речь

1

Урок развития речи

Сходство и разли

чие литературной и народной сказки

Знать  о рифме, ритме, строфе, уметь рассказывать о сказках Пушкина                                  

Ответы на вопросы учебника

Стр.109-117

20

Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

Урок вне

классного чтения

Художественный мир пушкинских сказок

Знать сюжет других сказок Пушкина,

уметь читать в лицах

Чтение в лицах

Прочитать «Черную курицу…»

21

Русская литера

турная сказка  Антоний Пого

рельский  « Черн

ая   курица»

1

Усвоение новых знаний

Сказочно-условное, фантастическое, и достоверно-реаль

ное в сказке

Знать сюжет сказки,

уметь пересказать нравоучи

тельное содержание

Пересказ, ответы на вопросы

Стр. 118-151, вопросы 1-7

22

В.М.Гаршин, «Attalea princes»

1

Усвоение новых знаний

Героическое и обыденное в сказке, пафос произведения

Знать смысл названия сказки ,

уметь пересказать эту историю от  лица «маленькой, вялой травки»

Пересказ.

Стр.153-162, вопросы 1-8

23

М.Ю.Лермонтов слово о поэте, презентация урока «Тарханы». «Бородино»

1

Усвоение новых знаний

Историческая основа и патриоти

ческий пафос стихотворения

Знать о поэте, наизусть стихотворение,

 уметь объяснять непонятные слова, пользуясь словарем

Чтение вслух

Стр.164-171, вопросы 1-9

24

М.Ю.Лермонтов «Бородино», презентация урока

1

Усвоение новых знаний

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения

Знать содержание стихотв-ния,

уметь находить особенности поэтических интонаций стиха

Чтение наизусть

Сделать иллюстра

цию

25

Н.В.Гоголь, сло

во о писателе, презентация урока о Гоголе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

Усвоение новых знаний

«Вечера на хуторе близ Диканьки»-поэтизация народной жизни

Знать сюжет повести, понятие «быль»,

 уметь отвечать на вопросы

Художественное чтение отрывков вслух

Стр.172-184

26

Реальность и фантастика в повести.

1

Усвоение новых знаний

Понятие о фантас

тике, юмор, «Моя любимая повесть из сборника»

Знать сюжет других повестей из сборника Гоголя,

уметь поделиться мнением от прочитанного

Устный отзыв

 1 повесть из сборни

ка- пересказ

27

Н.А.Некрасов слово о поэте, презентация урока о Некрасове

«На Волге»

1

Усвоение новых знаний

Раздумья поэта о судьбе народа, развитие понятия об эпитете

Знать содержание стихотворения,

уметь выразительно читать  его

Чтение вслух

Стр.186-192, вопросы 1-4

28

Н.А.Некрасов «Мороз, Крас

ный нос», «Крестьянские дети»

1

Усвоение новых знаний

Поэтический образ русской женщины, мир детства в стихах Некрасова

Знать отрывки из стихов наизусть,

уметь выразительно читать их

Чтение наизусть

Стр.192-206, вопросы 1-8

29

И.С.Тургенев слово о писателе «Муму»

1

Усвоение новых знаний

Слово о писателе, мир в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна

Знать сюжет рассказа,

уметь характеризовать героев рассказа

Анализ эпизодов рассказа

Стр. 207-225, рассказ о Герасиме

30

Нравственный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          облик Герасима

1

Усвоение новых знаний

Протест Герасима против барыни и её челяди

Знать о проблеме крепостничест

ва на Руси,

уметь описывать героев рассказа

Описание портрета и пейзажа

Стр. 225-242, вопросы 1-10

31

Смысл названия рассказа

1

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению

Знать понятия «сравнение», «гипербола», сюжет рассказа, уметь составлять связный текст

Сочинение

«Друзья и враги Герасима»

Стр.243-244, сочинение

32

Обобщение материала по изученным темам

1

Урок контроля

Тестирование по вариантам

Знать весь изученный материал, понятия и термины,

 уметь работать с тестом

Тест.

Составить кроссворд

33

А.А.Фет «Весенний дождь»

1

Усвоение новых знаний

Слово о поэте, природа и человек в стихах Фета

Знать о поэте, мотивах его стихов,

уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы

Чтение наизусть

Стр. 245-247, другие стихи Фета

34

Л.Н.Толстой, «Кавказский пленник»

1

Усвоение новых знаний

Протест против национальной вражды в рассказе писателя, Жилин и горцы

Знать  о судьбе писателя, исто

рию создания рассказа,

уметь составлять рассказ о героях произведения

Рассказ о литературном герое

Стр.248-278, озаглавить части рассказа

35

Жилин и Кос

тылин, срав

нительная характеристика

1

Урок развития речи

Подготовка с домашнему сочинению «Разные судьбы героев»

Знать историю жизни героев, план сравнительной характе

ристики,

уметь анализировать поступки героев

сочинение

Знать опре

деления слов- идея, сюжет, рассказ

36

А.П.Чехов, презентация урока о Чехове «Хирургия»

1

Усвоение новых знаний

Слово о писателе, составление киносценария по рассказу.

Знать  о писателе, сюжет  рассказа, методику составления сценария,

 уметь давать определение юмору

Сценарий по рассказу

Стр.279-288, вопросы

37

38

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе, презентация урока

2

Урок-концерт

Лирика Ф.Тютчева, И.Никитина,

 А. Плещеева,

 А. Майкова, и др.

Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств  и настроений,

уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе

Чтение наизусть

Стр.290-299, литератур

ная справка об авторе

39

Из литературы 20 века

И.А.Бунин, презентация урока о Бунине. «Косцы»

1

Усвоение новых знаний

Восприятие прекрасного героями рассказа

Знать о писателе, сюжет рассказа,

уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа

Составление рассказа

Стр.3-10

(2-я часть)

40

В.Г.Королен

ко «В дурном обществе»

1

Усвоение новых знаний

Слово о писателе, Вася и его отец в рассказе «В дурном обществе»

Знать сюжет рассказа,

уметь характеризовать героев произведения

беседа

Стр.11-47, смысл названия

41

В.Г.Королен

ко «В дурном обществе»

1

Усвоение новых знаний

Жизнь семьи Тыбурция, общение Васи с Валеком и Марусей

Знать о портрете как средстве изображения героев,

уметь составлять рассказ о литературном  герое, подтвер

ждая мысли чтением эпизодов

Беседа, составление рассказа

Стр. 47, вопросы 1-9, пересказ эпизода

42

Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко

1

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению «Два детства»

Знать понятие о композиции литературного произведения, схему написания сочинения, уметь  составлять связный письменный текст

Сочинение.

Написать сочинение

43

С.А.Есенин, презентация урока о С.Есенине,  поэзия.

1

Усвоение новых знаний

Поэтическое изображение Родины и родной природы .

Знать  о поэте, содержание стихов,

уметь отмечать своеобразие языка стихов

Чтение наизусть

Стр.49-52, вопросы 1-9

44

45

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

2

Усвоение новых знаний

Понятие о сказе, трудолюбие и талант Данилы-мастера

Знать о писателе, содержание сказа,

 уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы

Беседа, план

Стр. 53-68, описание репродук

ций картин по сказу

46

47

К. Г. Паустов

ский «Теплый хлеб»

2

Усвоение новых знаний

Нравственные проблемы произведения

Знать героев  сказки,

уметь оценить их  поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении

Беседа.

Стр. 68-78, пересказ близко к тексту

48

К. Г Паустов ский «Заячьи лапы»

1

Урок вне

классного чтения

Природа и человек в произведениях Паустовского.

Знать сюжет  рассказа и смысл названия,

уметь рассказать случай из жиз

ни о  каком-либо  животном

Беседа.

Стр.78-84, вопросы 1-6

49

50

С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев»

2

Усвоение новых знаний

Слово о писателе, драма как род литературы, герои пьесы.

Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла

Беседа.

Стр. 85-101, вопросы 1-5, стр. 102-105

51

52

А.П.Платонов «Никита»

2

Усвоение новых знаний

Быль и фантастика, душевный мир главного героя.

Знать о  жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев

Беседа, тест.

Стр. 106-115, вопросы учебника

53

54

55

В.П.Астафьев,

презентация урока об Астафьеве. «Васюткино озеро»

3

Усвоение новых знаний

Черты характера героя и его поведение в лесу

Знать об автобиографическом произведении и истории создания его,

уметь  объяснять непонятные  слова, рисовать иллюстрации к эпизодам рассказа

Беседа, план.

Стр.116-146, смысл названия, иллюстра

ции

56

Поэты о Вели

кой  Отечествен

ной войне, презентация урока

1

Усвоение новых знаний

Стихи А.Твардовского, К.Симонова

Знать страницы биографии авторов стихов о войне,

уметь читать выразительно

Чтение вслух

Стр.148-154

57

Писатели и поэты 20 века о Родине, род

ной природе и о себе

1

Усвоение новых знаний

Стихи И.Бунина, Д.Кедрина, А.Прокофьева и др.

Знать страницы биографии авторов стихов,

уметь читать выразительно наизусть

Чтение наизусть

Стр.155-161

58

Писатели улыбаются

Саша Черный «Кавказский пленник»

1

Усвоение новых знаний

Слово о писателе, образы детей в рассказах.

Знать образы и сюжеты литературной классики,

уметь придумывать забавные истории

Беседа.

Стр.162-178

59

Юлий Ким, песни-шутки

1

Урок вне

классного чтения

Юмор в стихах, песни-шутки

Знать детские веселые песни-шутки,

уметь читать их выразительно

Чтение вслух

Стр. 179-180

60

«Путешествие по стране литературии»

1

Урок развития речи

Итоговый урок-праздник, выяв

ление уровня литера

турного развития учащихся

Знать ранее изученный материал,

уметь ориентироваться в мире прочитанных книг

Задания по группам

61

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон

1

Усвоение новых знаний

«Вересковый мед», развитие понятий о балладе

Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады

Беседа, чтение вслух

Стр. 182-186

62

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

1

Усвоение новых знаний

Произведение о силе человеческого духа

Знать о писателе, сюжет одного из отрывков,

уметь отвечать на вопросы учебника

Беседа.

Стр.187-199, таблица

63

64

Ханс Кристиан Андерсен «Снеж

ная королева»

2

Усвоение новых знаний

Реальное и фантастическое в сказке

Знать о друзьях и врагах Герды и Кая,

уметь  оценивать поступки главных героев

Беседа.

Стр.201-236

65

Жорж Санд  «О чем говорят цветы»

1

Усвоение новых знаний

Спор героев о прекрасном

Знать сюжет  рассказа,

уметь отвечать на вопросы

Беседа.

Стр.237-250, вопросы 1-3

66

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Усвоение новых знаний

Том Сойер и его друзья, черты характера героев

Знать содержание отдельных глав  романа,

уметь отвечать на вопросы

Беседа, чтение отдельных глав

Стр.251-268, вопросы

67

Джек Лондон «Сказание о Кише»

1

Усвоение новых знаний

Нравственное взросление героя рассказа

Знать сюжет произведения, уметь оценивать поступки главного героя

Беседа.

Стр.269-280, вопросы

68

Обобщение изученного материала по зарубежной литературе

1

Урок контроля

Подведение итога знаниям учащихся, задание на летнее чтение

Знать изученный материал по зарубежной литературе,

уметь составлять кроссворд по теме.

Кроссворд.

Всё, каникулы!

Раздел 6. Требования к уровню подготовки учащихся

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
  2. Коровина В. Я. Литература: 5кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

  1. Учителя:
  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007
  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....