Конспект урока литературы для 7 класса
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Конспект урока литературы для 7 класса общеобразовательной школы, общественный смотр знаний,форма урока - игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе.

Вид урока: игра

Тип урока: общественный смотр знаний

Тема: Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Образовательные: 

  • актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы, истории,;  
  • знать сюжет повести, историческую основу повести.

Развивающие: 

развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.
Воспитательные: 

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Задачи: 

  • показать связь литературы, истории и искусства;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой и историей Малороссии.  Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа.  
  • Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".  
  • Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.
  • Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
  • Развитие ключевых компетенций учащихся.

Оборудование: Электронная презентация, выполненная в программе «Поуэр Пойнт».

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей.

- Здравствуйте, сегодня на уроке мы подведем итог изучению творчества Н.В. Гоголя и его прекрасной повести «Тарас Бульба». Для проведения игры, мы разделились на три команды. Нам нужно выбрать жюри.

(выбор жюри из числа учеников и присутствующих)

  1. Проведение игры, используя презентацию.

- Итак, мы начинаем игру. (слайд № 1)

Блок № 1

Задание для первой команды «Во вкусе того бранного времени» (заранее подготовленное сообщение об исторической эпохе, описанной в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). (слайд № 2)

Задание для второй команды «Черт возьми, степи, как вы хороши!» (заранее подготовленное сообщение о занятиях казаков) (слайд № 3)

Задание для третьей команды «Эта странная республика» (заранее подготовленное сообщение о Запорожской Сечи времен, описанных в произведении Н. В. Гоголя).  (слайд № 4)

Блок № 2.

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 1

  1. Во время осады города Дубно Тарас вспомнил поговорку: «Запорожцы как дети: коли мало - съедят, коли много -…» Продолжите фразу.

(«…тоже ничего не оставят»).

2.Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…». Почему среди запорожцев не было стариков?

(«…никто из запорожцев не умирал своей смертью»)

3.О запорожской «республике» Гоголь писал: «Но кого тут не было?» Кому же в предместьях Сечи нельзя было даже показываться?

 (Женщинам).  (слайд № 5)

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 2

1.Если казак проворовался.., его привязывали к позорному столбу и клали возе него дубину…». В чём состояла суть наказания?

( Этой дубиной «всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть».

2.Вера-одна из главных ценностей запорожцев. Как казаки соблюдали религиозные обычаи? Например, постились ли они?

( «И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».)

3.»Литавры грянули- и скоро на площадь, как шмели стали собираться чёрные тучи запорожцев…кошевой с.? в руке- знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что служило знаком отличия кошевого атамана?

Палица. (слайд № 6)

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 3

1.Покупая в магазине что-либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем сдачу. А как расплачивались запорожцы?

«…Запорожцы не любили торговаться, а сколико рука вынула из кармана денег, столько и платили…как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочку и брали всё даром».

2. «Не заплатившего вовремя должника приковывали цепью к пушке, где должен он был сидеть до тех пор, пока…»

До каких пор должник подвергался наказанию?

« …пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить долг».

3.Гоголь отмечал в повести, что всё свободное от битв время запорожцами отдавалось…Чему?-признаку широкого размёта душевной воли».Что считалось в Сечи признаком широты души?

«Всё прочее время отдавалось гульбе». (слайд № 7)

Блок № 3.

«Богатырь Бульба со своими сыновьями)

 Вопрос игроку команды № 1.

«…весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и пересорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов.Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

Тарас Бульба.  (слайд № 8)

Вопросы

1.О вас в повести сказано: «…положил себя правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…» Перечислите эти случаи.

(«…когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

2.Вы,конечно, помните, как вскоре после приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв, и Вы взялись поучать Андрия: «Неразумная голова! Не тот ещё добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто…» Продолжите фразу.

«…кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он всё-таки поставит на своём. (слайд № 9)

Вопрос игроку команды № 2.

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

(Андрий) (слайд № 10)

Вопросы

1.Вы отказались от Родины, заявив: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то…» Что же такое Родина в вашем представлении?

«…то, чего ищет душа наша, что милее для него всего. Отчизна моя -ты!»

2.Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца, от матери, от брата. Расскажите, как вы впервые повстречали ту,

Которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жён».

«Один раз…наехала почти на него колымага какого-то польского пана, возница ударил его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули - и Андрий…шлёпнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним.» (слайд № 11)

Вопрос игроку команды № 3.

«…Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

Остап. (слайд № 12)

Вопросы

1.Несмотря на молодость, Вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала?

(«Он,правда,меньше всех нас, но разум у него,как у старого человека». В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого.)

2. С какими словами ВЫ ОБРАТИЛИСЬ К ТОВАРИЩАМ ПЕРЕД КАЗНЬЮ?

(«-Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не прмолвил ни одного слова!») (слайд № 13)

Блок № 4

«Званье вершить ратные дела»  (слайд № 14)

Задание игроку команды № 1.

Воинский подвиг какого героя здесь изображён?

«Как схватились все! Как вскипел куренной атаман, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней…пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку».

Кукубенко. (слайд № 15)

 

Задание игроку команды № 2

« Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нём вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то…замахнулся всей жилистой рукой и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а(герой) принялся рубить и крестить оглушённого.

Мосий Шило. (слайд № 16)

Задание игроку команды № 2

«…А уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес…А на(героя) уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьё в ребро третьего; четвёртый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, -вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника».

Остап. (слайд № 17)

Блок № 5

          Мысль изреченная (слайд № 18)

Задание команде № 1.

«Терпи,козак,- (КТО?) будешь»

Атаман, Тарас Бульба. (слайд № 19)

Задание команде № 2

«Нет уз святее (ЧЕГО?)».

Товарищества, Тарас Бульба. (слайд № 20)

Задание команде № 3

«Нет силы сильнее (ЧЕГО?)».

Веры, Тарас Бульба.    (слайд № 21)

  1. Подведение итогов.

Жюри подводит итог, вручает грамоты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...