Рабочие программы по литературе для 5,6,8 и 9 классов
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Кондрашова Лариса Леонидовна

Рабочие программы состоят из пояснительной записки, поурочного планирования, программы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5689.rar268.29 КБ

Предварительный просмотр:

п. Шолоховский Белокалитвинского района Ростовской области

МБОУ СОШ №8

РАССМОТРЕНО                                                   СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                                                   на заседании МС

гуманитарного цикла                                            протокол №

№______ от _________08.2013                             от________2013 г.

 Рук. МО:_____________                                       Рук. МС:________

                                                                                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________

Неменущая Т.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кондрашовой Ларисы Леонидовны

по предмету «Литература»

     5  «А» класс

(базовый уровень)

(102 часа – 3 раза в неделю)                                                                                                                             

     

   

2013-2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Цель литературного образования в 5 классе  определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

 Компетентность читателя предполагает:

 – способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

 – готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

 – овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

 – освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

 В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

 2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

 3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

 4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

 5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.

 6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

 7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»  избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5  класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

 – соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

 – эмоциональная ценность произведения;

 – опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

 Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

 – национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

 – способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

 – психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

5 класс – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели:

 1) формирование личностного отношения к прочитанному;

 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты.

Название учебников отражает содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста: 5-й класс – «Шаг за горизонт».

Базовое теоретико-литературное  понятие:  жанр

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

 – видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

 – определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

 – воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

 – воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

 – давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

 – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

 – понимать связь изученного произведения со временем его написания;

 – выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

 – грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

 – выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

 – работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.

  1. Содержание тем учебного курса

5-й класс (102 часа)

Введение (2 ч)

 Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. От чего захватывает дух

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч).

Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч).

 Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения. А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады (9 ч).

 «Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения. Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч).

 Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения. Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч).

 Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч).

 Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения. В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч).

 Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.  Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч).

 Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения. А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч).

 Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения. А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения. Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика (7 ч).

 Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Часть III. В лабиринте событий (4 ч)

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения. Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Часть IV. Я и другие (14 ч)

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения. Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

 Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

 Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (11 ч)

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

 Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения. А.П. Чехов «Каштанка», А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения. Э. Сетон-Томпсон «Чинк», Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок), К. Чапек «С точки зрения кошки».

 Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.

Обобщение (1 ч).  Мир твоих читательских интересов.

Развитие речи.

 1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

 2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.

 3) Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

 4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Чтение и изучение произведений – 94 ч.

Развитие речи – 8 ч.

  1. Учебно-методическое обеспечение

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литература. 5-й класс. («Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х кн. – по 224 с., ил. – Изд. 2-е, перераб. и доп., Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, на учебник получены положительные заключения РАО (от 06.08.2007) и РАН (от 23.10.2007).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Тетрадь по литературе. 5-й класс.
  3. Барова Е.С., Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. — 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

  1. Развернутое календарно-тематическое планирование

Тема урока

Сроки изучения

Круг чтения + Р/К

Результат обученности

Способ отслеживания

Теория

Развитие речи

1.

Наш новый предмет

03.09.13

Литература как искусство слова

Беседа по вопросам, выразительное чтение

2.

Литература как искусство слова.

05.09.13

Литература, антитеза

Сопоставление произведений различных видов искусств, самостоятельное формулирование выводов, создание собственного текста об осени

3.

Новый учебник и его герои.

06.0.13

4.

Диагностическая работа. Проверка читательских умений и навыков.

10.09.13

Пролог, портрет литературного героя

Использование при ответе речевой формулы, чтение по ролям

5.

Портрет литературного героя.

12.09.13

Портрет, сравнение

Рассказ по плану, редактирование текста, создание собственного текста по образцу

Часть 1. От чего захватывает дух.

6.

«От чего захватывает дух». Введение в книгу. Н.С. Гумилев «Капитаны».

13.09.13

Н.С. Гумилев «Капитаны».

Стихотворение, тема

Выразительное чтение наизусть

Раздел 1. Жизнь по законам чести.(10 + 3 Р/Р)

Александр Дюма

«Три мушкетера»

7.

Александр Дюма и его роман «Три мушкетера». Герои бессмертной книги.

17.09.13

Главы из романа «Три мушкетера»

Приключенческая литература, роман

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

8.

«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала.

19.09.13

Главы из романа «Три мушкетера»

Роман-фельетон, трилогия, эпизод.

Выборочный пересказ, характеристика эпизода

9.

Что такое дружба (по главе «План кампании»).

20.09.13

Главы из романа «Три мушкетера»

10.

Наталья Долинина. «Честь и достоинство»

24.09.13

Эссе

Сочинение в форме эссе

Сочинение

11.

Развитие речи. Чтение и обсуждение домашних сочинений учащихся.

26.09.13

Ж. ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»*

12.

Жюль Верн – удивительный писатель.

27.09.13

Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

Научная фантастика

Беседа по вопросам, пересказ. Выборочное чтение. Характеристика героя.

13.

Мужественные и честные сердца.

01.10.13

14.

Знаменитый географ на борту «Дункана».

03.10.13

Портрет

15.

Роман-учебник, роман-открытие.

04.10.13

Беседа по вопросам.

16.

Как был найден капитан Грант.

08.10.13

Творческий пересказ.

17.

Развитие речи. Подготовка к сочинению.

10.10.13

Сочинение

Сочинение

18.

Развитие речи. Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести».

11.10.13

Раздел 2.  Шифры  и клады.( 9+ 1 Р/Р)

19.

Что такое шифр и что такое клад.

15.10.13

Литературный портрет

Высказывание на тему «Чем литературный портрет отличается от биографии»

Э. ПО «ЗОЛОТОЙ ЖУК»

20.

К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.

17.10.13

Биография писателя, сюжет, композиция

Пересказ по плану, формулировка вывода

21.

Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»).

18.10.13

Э. По «Золотой жук»

Фабула

Ответ-обобщение «Золотой жук» - приключенческий рассказ

Р.-Л. СТИВЕНСОН

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

22.

Р.-Л. Стивенсон и неизведанные острова.

22.10.13

Пересказ биографии Стивенсона

23.

Полный опасностей путь.

24.10.13

24.

Цена честного слова.

25.10.13

25.

«Вьется по ветру "Веселый Роджер", Люди Флинта песенку поют».

29.10.13

Р/К Разбойничьи песни как неотъемлемая часть русского фольклора.

Рефрен

Анализ песни, выразительное чтение

А.Н. РЫБАКОВ «КОРТИК»

26-27.

Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».

31.10-01.11.13

А. Рыбаков «Кортик»

Повесть, приключенческая повесть

Обзор повести. Доказательство того, что «Кортик» - приключенческая повесть.

28.

Развитие речи. Сочинение по разделу «Шифры и клады»

12.11.13

Сочинение

Сочинение

Раздел 3. Экстремальные ситуации.(5 + 1 Р/Р+1Р/К)

ДЖ. ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ»

29.

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.

14.11.13

Джек Лондон «Любовь к жизни»

Идея, пейзаж в рассказе

Беседа по вопросам, пересказ

30.

Что такое любовь к жизни?

15.11.13

31-32.

Оставаться человеком при любых обстоятельствах

(Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно»).

19.11.13

21.11.13

Б. Житков «Механик Салерно»

Композиция рассказа, олицетворение, метафора, эпитет

Анализ рассказа, беседа по вопросам, пересказ

33.

Развитие речи. Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации».

22.11.13

Сочинение

Сочинение

34.

Р/К «Клуб отважных». Петр Лебеденко.

26.11.13

«Зеленый сундучок»

И. Васильченко, «Клуб отважных» П. Лебеденко

Пересказ сжатый и подробный, выразительное чтение

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.(9+1 Р/Р+1Р/К)

М. ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА»

35.

Марк Твен и его маленькие герои.

28.11.13

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

Образ, автор и рассказчик

Пересказ биографии писателя. Беседа по вопросам

36.

Приключения – игра.

29.11.13

37.

Приключения – игра и жизнь.

03.12.13

Характеристика героев

38.

Приключения – жизнь.

05.12.13

Характеристика героев

В.П. КАТАЕВ «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ»

39.

Валентин Катаев и название его повести.

06.12.13

В. Катаев и М. Лермонтов «Белеет парус одинокий»

Повесть, тетралогия

Стилистический эксперимент, словесный портрет, обсуждение проблемных вопросов, сопоставление героев, составление цитатного плана.

40.

Море Пети и море Гаврика.

10.12.13

41.

Большие события и маленькие дети.

12.12.13

42.

Дети становятся взрослыми.

13.12.13

Цитата

Составление цитатного плана

43.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС»

17.12.13

Автор, стихотворение

Анализ лирического произведения

44.

Р/К Образ донской природы в стихах донских авторов Н. Щербины, А. Леонова.

19.12.13

45.

Развитие речи. Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми».

20.12.13

Раздел 5. Правда истории и вымысел (8+1К/Р)

В.А. КАВЕРИН «ДВА КАПИТАНА»

46-47.

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева

24, 26.

12.13

Приключенческий роман. Портрет.

Анализ эпизодов по вопросам. Пересказ биографии писателя.

48.

«Я найду экспедицию!»

27.12.13

Обсуждение проблемных вопросов, характеристика героев.

49.

Летчик Григорьев и штурман Климов.

14.01.14

50.

Капитан Григорьев на войне.

16.01.14

Эпилог

Сжатый пересказ, монологи. Высказывания на заданную тему.

51.

Как была найдена экспедиция.

17.01.14

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО»

52-53.

«Ведь были ж схватки боевые...».

21, 23

01.14

Рассказчик-герой, реальное в литературе.

Соотнесение исторических сведений с информацией в стихотворении. Характеристика рассказчика.

54.

Тестирование по разделу «Правда истории и вымысел».

24.01.14

Тест

Раздел 6. Романтика неизведанного (3)

55.

Стихи  о  прекрасном  и  неведомом  (Н.  ГУМИЛЕВ,  В.  МАЯКОВСКИЙ,

М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ)

28.01.14

Н. Гумилев, В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов

56.

«Цветной туман» поэзии. Твое воображение и поэтический мир.

30.01.14

57.

Что  мы  узнали  о  приключенческой  литературе  (обобщающий  урок).

Проверочная работа № 1

31.01.14

Проверочная работа

Книга II

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Раздел  1  Мир, затерянный в нас (2)

А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»

58.

Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя).

04.02.14

А. Конан Дойл «Затерянный мир»

Научная фантастика

Знакомство с биографией

59.

Наука и полет фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир»).

06.02.14

Анализ глав из романа, пересказ, чтение.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (7+1 Р/К).

А.Р. БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ»

60.

Фантастический мир Александра Беляева.

07.02.14

А. Беляев «Голова профессора Доуэля»

Сюжет

61.

Мари Лоран и голова профессора Доуэля.

11.02.14

62.

Профессор Доуэль и профессор Керн.

13.02.14

Сравнительная характеристика.

Р. БРЭДБЕРИ «И ГРЯНУЛ ГРОМ».

63.

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р. Брэдбери).

14.02.14

Философ. Писатель-фантаст.

Прослушивание сообщений, беседа по вопросам.

64.

Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром»).

Рэй Бредбери «И грянул гром»

Идея, средства ее художественного выражения. Кольцевая композиция.

Анализ основной идеи рассказа.

Н.В. ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ»

65.

Н.В. Гоголь и «ненаучная» фантастика.

18.02.14

Н.В. Гоголь «Портрет»

Повесть, сюжет, композиция, литературные приемы

В чем смысл заглавия повести? Пересказ, составление плана.

66.

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет»

20.02.14

67.

Р/К Близость донских народных сказок к фольклорной основе «Майской ночи».

21.02.14

Раздел 3. Сказка и фантастика (4+1Р/К+1Р/Р)

А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАА

ТЫРЯХ». «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

68-69.

Жизнь и фантастика в сказке (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях».)

25, 27

02.14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевна и о сем богатырях»

Фольклор

Анализ лексики сказки. Выделение основных частей сказки. Рассказ о герое по плану.

70.

А.С. Пушкин и его первая поэма.

28.02.14

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Поэма

71.

«Там чудеса...» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»)

04.03.14

72.

Р/К Народные сказки казаков Дона. Есть ли в них фантастика?

06.03.14

Народные сказки казаков Дона

73.

Развитие речи. Сочинение по части II учебной хрестоматии «Что можно

увидеть с закрытыми глазами»

07.03.14

Сочинение

Сочинение

Часть III. В лабиринте событий(4+1Р/Р)

74.

Что такое детектив?

11.03.14

Детектив

75.

Истоки детективной литературы (Э. ПО «УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ МОРГ»)

13.03.14

Э. ПО «УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ МОРГ»

Детективный жанр. Композиция

Сравнительная характеристика. Выборочный пересказ

76-77.

Знаменитый  сыщик,  мистер  Шерлок  Холмс  (А.  КОНАН  ДОЙЛ

«ГОРБУН»)

14, 18

03.14

А. Конан Дойл «Горбун»

78.

Развитие речи. Сочинение по части III учебника-хрестоматии «В лабиринте событий»

20.03.14

Особенности детективного жанра.

Опираясь на «секреты» детектива, сочиняем рассказ в детективном жанре

Сочинение

Часть IV. Я и другие

В.Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»(14+1Р/Р)

79-80.

Драмы  взрослых  и  драмы  детей  (повесть  В.Г.  Короленко  «В  дурном

обществе»).

21.03.14

03.04.14

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Интерьер, его  роль в художественном произведении

Определяем роль интерьера в произведении, пересказ, ответы на вопросы, формулировка выводов

81-82.

Уроки добра и справедливости.

04, 08

04.14

Повесть как литературный жанр

83.

Смысл названия и основные идеи повести.

10.04.14

М.М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

84.

Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

11.04.14

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Комментированное чтение, словесное рисование, беседа по вопросам

85.

Тропа Насти.

15.04.14

Сказка-быль

86.

Тропа Митраши.

17.04.14

87.

«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия

повести

18.04.14

Пейзаж

Л.А. КАССИЛЬ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»

88.

Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля)

22.04.14

Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Автобиография

Беседа по вопросам

89.

Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит

и Швамбрания»)

24.04.14

Повествование от первого лица как литературный прием

Пересказ, беседа по вопросам

Г. БЕЛЫХ, Л. ПАНТЕЛЕЕВ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»

90.

Республика Шкид и ее проблемы (глава из повести Г. Белых и Л. Пантее

леева «Республика Шкид»)

25.04.14

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»

Повесть

Характеристика героев, беседа по вопросам, пересказ, выборочное чтение.

91.

Рассказы о детях. В. РАСПУТИН «МАМА КУДА-ТО УШЛА»

29.04.14

В. Распутин «Мама куда-то ушла»

Рассказ.

Обсуждение проблемного вопроса: как в рассказе раскрывается тема «Я» и другие»

92.

Стихи о детях (Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ)

02.05.14

Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий

Стихотворение, ритм, рифма

93.

Развитие речи. Сочинение по части IV учебника «Я и другие»

06.05.14

Сочинение

Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..»(9+1Р/Р+1Р/К)

94.

«Собачий мир» в рассказе А.П. ЧЕХОВА «КАШТАНКА»

08.05.14

А.П. Чехов «Каштанка»

Писатель-анималист

Словесное рисование, выборочные пересказ, беседа по вопросам, устное сообщение на заданную тему

95-96.

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. КУПРИНА «Ю-Ю» и в рассказе К. ЧАПЕКА «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОШКИ»

13, 15

05.14

А. Куприн «Ю-Ю», К. Чапек «С точки зрения кошки»

ДЖ. ДАРРЕЛЛ «ГОНЧИЕ БАФУТА»

97.

Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Даррелла.) Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж. Даррелла

«Гончие Бафута»)

16.05.14

Джеральд Даррелл «Гончие Бафута»

Юмор

Сопоставление произведений разных авторов, объединенных общей тематикой.

Э. СЕТОН-ТОМПСОН «ЧИНК»

98.

Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон-Томпсона)

20.05.14

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Повествование от первого лица как литературный прием.

99.

Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк»)

22.05.14

100.

Мир животных в стихах (стихи Б. ЗАХОДЕРА, С. ЕСЕНИНА, В. ИНБЕР,

Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА, В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБОЛОЦКОГО)

23.05.14

Стихи Б. ЗАХОДЕРА, С. ЕСЕНИНА, В. ИНБЕР,

Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА, В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБОЛОЦКОГО

Стихотворение как жанр литературы

Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений

101.

Развитие  речи. Сочинение  по  части  V  учебника-хрестоматии  «Мы  не можем без них или они без нас?»

27.05.14

Сочинение

102.

Что  же  там,  за  горизонтом?  (Урок-обобщение  по  всему  учебнику).

Проверочная работа № 2

29.05.14

Контрольная работа

Программы работы с одаренными детьми

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

            Работа с одаренными учащимися нацелена на их разностороннее развитие, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.

                     Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

                       Все вышесказанное определяет цель программы – пробудить интерес к литературе, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, создать  условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Учебно-тематический план

№ раздела

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

 Фольклор. Основные жанры фольклора.                                                        

Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки.

 Сказки народов мира. Самостоятельный анализ  сказки.

 Русские сказочники.  Сочинение сказки.

Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни.                                                              

 Духовная литература. Библия.

Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи.

 Эпические жанры. Литературные сказки.

 Сказочная традиция в русской литературе. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский

Тема, идея сказки и их образное воплощение. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

Книжная полка. Писатели – сказочники.

Рассказ. Жанровые особенности рассказа.

 Герой и сюжет рассказа. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С.  Житков, В. Ю. Драгунский.

Рассказы о животных. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

 Тайны рассказа.  Мой первый рассказ.

Книжная полка. Из литературы XIX  века.

 Повесть. Жанровые особенности повести.

 Автобиографические повести. М. Твен.

 Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

 Сказочная повесть. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша.

Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.

  Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.

Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации.

 Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

 Начальное понятие о фигурах поэтической речи. Первый поэтический опыт.

Книжная полка. Из литературы XX века.

 Драматические жанры.  А. Н. Островский, С. Я. Маршак

 Творческий практикум. Создание сценария.

Писатели Донского края. Экскурсия в библиотеку.

Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ИТОГО:60

Работа со слабоуспевающими детьми в 5 классе

№ п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Фамилии слабоуспевающих детей

1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:    определение    фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин слабой успеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом, учителями-предметниками и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь  

Далее   корректировать по мере необходимости.

4

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

5

Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

6

Организация индивидуальной работы со слабым учеником класса.

В течение учебного года

7

Соблюдение здоровьесберегающих технологий в работе со слабоуспевающими детьми.

В течение учебного года

8

Развитие творческих способностей слабоуспевающих детей.

В течение учебного года

9

Проведение педагогических консультаций с родителями слабоуспевающих учеников по проблеме повышения ЗУН.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса

Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год....

рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс

Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса

Рабочая программа по литературе поможет  учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса

Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...