Литературно-музыкальная композиция
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Литературрно-музыкальная композиция"Кто создан из камня, кто создан из глины..." посвящена жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Проводится в 11 классе при изучении биографии поэтэссы! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetaeva.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

(Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой)

1892-1941

Цели: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; Развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока:

Стихи – есть бытие.

М. Цветаева

    Орг. момент.

1. Вступит. слово  учителя:    включить романс!

   Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но ,наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

    Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой (творчество которой мы изучали на прошлых уроках) яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.

   Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками  20 века.

   Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

Запишите:  Тема нашего урока…Цели урока…

   Посмотрите на эпиграф к нашему уроку.

    Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие» ?

- Бытие (книжное) – 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении.

  У: Т.е.  Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в  стихах.

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

2. Лекция с использованием ассистентов:

Ваша задача не только внимательно прослушать выступления одноклассников, но и составить краткий конспект лекции в тетради, в конце урока тетради с конспектом сдадите на проверку. В конце урока мы должны будем ответить на 2 вопроса.

  У: А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:    

1-й уч: Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября(по старому стилю) 1892 года в Москве.  

  Отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.  

   Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

  Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

У: У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Вот что писала об этой срасти  лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18-ти  годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой ... Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейнe, Гете, книги, связанные с Наполеоном и многие другие».

    Кстати, интересны воспоминания по этому поводу одной из  одноклассниц Цветаевой:  

2-ой уч: «Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней гимназическая форма, ни тесная школьная парта ... Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, «жемчужный цвет её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка - легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе».

У: Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете».

Книги в красном переплете (уч-к читает наизусть)

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки ...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет ... В воздухе свежо ...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры ...

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

   

У: Поэтесса с детства проявляла любовь к книгам, сама писать тоже начала рано, с 6 лет. В печати же ее произведения появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

  Годом позже происходит встреча поэтессы с будущим мужем Сергеем Эфроном.  

 3-й уч-к: 5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану  Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Вдумайтесь:

- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина  была годом старше.

- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же  1941 году покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется. Это судьба. Горькая судьба!

 Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину ...

 Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это - потрясение, это невозможный накал страстей.

Сергей - Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать  - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас ... Храни Вас Бог. Ваш С.»

Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнего, с уважением к нему.

У: Чувством  гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

С.Э. (уч-к читает наизусть)

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

 

У: Цветаева любила и гордилась своим мужем, но их семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку.  Вот, что она писала об этом времени: «Картошка на полу: заняла три коридора. Брать нужно руками ... Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) беру какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую ... Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю ... Взваливая, тащу». Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой.

4-й уч-к: В феврале 20-го года умерла от голода младшая дочь Цветаевой Ирина. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

В страшное время Цветаева находила силы помогать другим.  Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я  тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю… »

У: Поэтесса была хорошо знакома не только с Константином Бальмонтом, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, но и с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, В. Маяковским, Б. Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому идеалу – Александру Блоку:

Наизусть ученик

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, -ах, нельзя!

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

У: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ариадна Эфрон:

5 уч-к: По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас ...).

Если бы она была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы она была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили бы ей убежищем ...

Если бы она не была собой! Но собой она была всегда!

У: Да, она всегда была собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.

6 уч-к:  Вот что пишет М.Цветаева в своем дневнике в те годы: «Я здесь никому не нужна. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…»

У: Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти  о России.

 (Уч-к читает наизусть)

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба зАстится1

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи нА сЕрдце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гексаметре2.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

У: Цветаева была патриотом своей родины. Она не просто тосковала по России, она гордилась ей. Позже 12 мая  1932 года она  напишет о  следующие строки:

Родина (наизусть)

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

 Пойми, певал и до меня:

- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма ё

Мне открывалася она

Даль, - тридевятая земля!

 Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

Ты! Сей руки своей лишусь

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля

Гордыня, родина моя!

У:  Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной  возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем  полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его.

Моим стихам, написанным так рано,

 Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

 Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

У: Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели.  Как Н. Заболотский, Осип Мандельштам и многие  другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

(Уч-к читает наизусть)

Идешь, на меня похожий,

 Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

 И маков набрав букет,

ЧТО звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя ...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились ...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

 Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

 Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли ... –

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

У: Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений. Учитель читает наизусть «Вскрыла жилы…»

У: В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество. И действительно, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

3. Закрепление:  Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии?   В каком стихотворении?

4.  Практикум

У меня на столе карточки с  заданием разного уровня. Выбирайте задание по силам. Задание у всех одно: прочитайте выразительно стихотворение, определите на какую тему оно написано, стихи разные.

5. Итог урока: Повторить цель урока. Достигли мы поставленной цели?

Вывод: Какие темы характерны для лирики Цветаевой? Записали.

Оценки. Рефлексия.        

Я вас оценила, а теперь вы дайте оценку нашему уроку.

Карточки

1. Это стихотворение входит в цикл «Стихи о Москве» – тема родины

2.Новый год я встретила одна – тема одиночества(философская лирика)

3.Писала я на аспидной доске – тема любви. посвящено мужу

4.Знаю, умру на заре – тема смерти (философская)

5.Поэт- тема поэта и поэзии

6.Тоска по родине

Карточки с текстами для определения изобразительно-выразительных средств.

Карточка 1.

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой-

Сколько хватит рук -

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой мне

Будет радостно,-

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой пер венец!

Ты постом - говей,

Не сурьми бровей,

И все сорок - чти –

Сороков церквей.

Исходи пешком – молодым шажком-

Все привольное

Семихолмие.

Карточка 2

Новый год я встретила одна.

Я, богатая, была бедна,

Я, крылатая, была проклятой.

Где-то было много-много сжатых

Рук - и много старого вина.

А крылатая была - проклятой!

А единая была - одна!

Как луна - одна, в глазу окна.

 

Карточка 3

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

и на стволах, которым сотни зим ...

И, наконец, - чтоб было всем известно!

ЧТО ты любим! любим! любим! Любим!

Расписывалась - радугой небесной.

Карточка 4

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

В месте с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Карточка 5

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

Планетами, приметами ... окольных

Притч рытвинами ... Между да и нет

Он, даже разлетевшись с колокольни,

Крюк выморочит. Ибо путь комет-

Поэтов путь. Развеянные звенья

Причинности - вот связь его! Кверх лбом-

Отчаятесь! Поэтовы затмения

Не предугаданы календарем.

Карточка 6

Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно

Где - совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...