Конспект урока литературы в 7 классе. Знакомство с Песней про купца Калашникова. Связь с фольклором
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

Особенности сюжета поэмы. Авторское от­ношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

7 класс

Тема: Знакомство с «Песней про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова,

с ее героями. Связь с фольклором

Учебно-методическое обеспечение учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной

Время реализации 2 урока по 45 минут

Основное содержание урока. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности. Выявление элементов сюжета. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики.

Современные образовательные технологии

  • Технология: исследовательская работа.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в группах).
  • Проблемное обучение.
  • Информационно-коммуникативная технология:
  • Сайты в сети Интернет,
  • Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.


Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; применять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

Номер урока по теме: второй

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вызов.

Показ презентации festival.1september.ru/articles/538299/pril2.ppt‎.

- Каким я представляю себе Ивана IV?

Написание синквейна (на основе знаний по истории и общего культурного развития учащихся)

  1. Лекция с записью в тетради. Знакомство с исторической эпохой.

Учитель: - Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века (Запись в тетрадях). Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица.

Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами.

(Показ иллюстрации В. Г. Шварца 1862 г. из альбома “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”.)

В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом.

(Ученики записывают в тетрадях: “Лобное место”. Показ фрагмента с картины Ф. Алексеева “Москва. Красная площадь”.)

С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину из-за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси.

Что же обозначают эти слова: опричник, опричнина? Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

(Ученики записывают в тетрадях:

Опричник – дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя).

Учитель: А сейчас мы обратимся к истории. Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).

5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве.

С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри.

Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами.

(Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”).

Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

Что же обозначают эти слова: парча, аргамак? Парча – материя с шёлковой основой, затканная золотыми или серебряными нитями.

Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей.

(Ученики записывают в тетрадях:

Парча – материя, на которой золотом или серебром вытканы узоры.

Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей).

На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Кто такой скоморох? Скоморох – в древней Руси певец-музыкант и актёр, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также серьёзные поэтические произведения.

(Ученики пишут:

Скоморох – певец-музыкант и актер в древней Руси.).

Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя.

Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины.

В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”.

Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара.

(Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 год).

Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.

Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”

А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Иван Грозный”.

Учитель:

Рассмотрите, пожалуйста, картину.

1. Кто изображён на картине Васнецова?

2. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля).

3.Что можно сказать о фигуре царя? (Величественная, гордая).

4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? ( Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое).

5.Что привлекает внимание, когда всматриваемся в лицо царя? ( Глаза).

6.Какие они? ( Холодные, мрачные).

7.Каков взгляд Ивана Грозного? ( Изучающий, задумчивый, пронизывающий).

8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? ( Губы тонкие, брови густые, сросшиеся).

9. Как одет царь? ( Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.)

10. Что можно сказать о жестах героя картины? Что у него в руках? ( Скипетр, четки).

(Ученики записывают в тетрадях)

Учитель:

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях:

“Домострой” - свод житейских правил XVI века).

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.

Каким предстаёт время, в которое он жил?

Учитель:

Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства. Герой Лермонтова, купец Калашников, олицетворяет собой представителя народной среды. Поэтому, М. Ю. Лермонтов вкладывает “Песню...” в уста скоморохов, которые за небольшую плату увеселяли народ плясками, пением и представлениями.

 

  1. Осмысление особенностей сюжета поэмы. Образы гусляров.

Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиций народа. Язык и стих поэмы.

Групповая работа:

Группа 1. Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Какие сюжетные и композиционные элементы поэмы показывают её близость к фольклору? Какова роль образов гусляров? Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами? Докажите, что поэма носит романтический характер. (Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, напряжённость чувств героев, статичность образов, субъективность и эмоциональность авторского языка.) Какие принципы реалистического произведения использует Лермонтов? (Показ реалистических деталей жизни и быта героев, изображение жизни в её причинно-следственных связях, критика общественных отношений.)

Группа 2. Найдите в поэме цитаты, выражающие авторское отношение к событиям, героям, их поступкам.

Заполните таблицу:

Авторское отношение к героям, их поступкам

Иван Грозный

Кирибеевич

Калашников

Алёна Дмитриевна

Рассказ Кирибеевича о своей любви

Рассказ Алёны Дмитриевны

Кулачный бой

Смерть Калашникова

Докажите, что авторская оценка героев и событий совпадает с оценкой гусляров и нравственной позицией народа.

Группа 3. Найдите в поэме пейзажные зарисовки. Определите художественную функцию пейзажа.

Заполните таблицу:

Пейзажные зарисовки

Цитаты

Часть I (описание солнца и тучек как отрицательный параллелизм к образу царя и его окружения; описание месяца и звёзд как аллегория к отношениям царя и его соратников)

Часть II (описание зари, тучек и метелицы как предвестников недоброго; описание ночи и снега как средство передачи волнения в душе героя)

Часть III (описание рассвета в Москве как символ красоты и гармонии в природе в отличие от страстей в человеческих душах; описание могилы купца как могилы преступника)

Прослушивание и обсуждение фрагмента «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» (см.: http://muzika-dshi7.ucoz.ru/load/m_p_musorgskij/m_musorgskij_orkestrovoe_vstuplenie_iz_opery_quot_khovanshina)quot_rassvet_na_moskve_reke_quot/12-1-0-73).

Группа 4. Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их художественную функцию. Заполните таблицу:

Изобразительно-выразительные средства языка

Примеры

Художественная функция

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

Гиперболы

Анафоры

Параллелизмы

Антитезы

  1. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества

Практическая работа. Поиск цитат, указывающих на
связь поэмы с фольклором. Выполнение задания 1 из раз
дела учебника «Обогащаем свою речь».

Заполнение цитатной таблицы:

Черты фольклора

Примеры из поэмы

Исполнение «Песни...» гуслярами, стилизация народного речитативного стиха

Троекратные повторения

Постоянные эпитеты

Наличие обязательных композиционных элементов   (запев,   концовка,   повторы и др.)

Картина царского пира

Картина поединка с противником

Сцена хвастовства перед боем

Гибель героя в честном бою

  1. Продолжение

— Какова   роль   фольклорных   мотивов,   образов,   поэтических средств в «Песне...»?

Показ и рецензирование иллюстраций к поэме (см.: http://www.liveinternet.ru/users/constantin_suslov/post131797996, http://vasily-sergeev.libejournal.com/3238731.html), презентация и защита своих иллюстраций. Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

6. Итоговые   вопросы:

- Почему М. Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории?

- Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме?

7. Рефлексия

- Ответьте на следующие вопросы прежде чем перейти к обсуждению домашнего задания:

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что понравилось на уроке? Запомнилось?

- Что показалось трудным на уроке?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из вопросов:

  1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова?
  2. В чём смысл противопоставления образов Калашникова и Кирибеевича?
  3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

Индивидуальные задания. Подготовить чтение наизусть стихотворений Лермонтова, изученных в 6 классе, а также стихотворений «Кавказ», «Гроза», «Звезда», «Вечер после дождя», «Весна», «Небо и звёзды», «Земля и небо» и др. (по выбору учителя). Прочитать статью А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему». Выбрать цитаты, в которых дана оценка лирики поэта.