Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе по теме:
    Урок-исследование стихотворения М.Цветаевой

    Барилло Любовь Константиновна

    Цель урока: «Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-issledovanie_stikhotvoreniya_tsvetaevoy.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

     Автор: учитель русского языка и литературы

    МОУ «СОШ № 21 им П.А. Столыпина» г. Саратова

    Барилло Л.К.

    2014 г.

    Урок - исследование стихотворения М. Цветаевой « Уж сколько их упало в эту бездну…»

    Цель урока: «Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н.М. Шанский).      

    Оборудование: мультимедийный проектор, запись песни  « Уж сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А. Пугачевой (муз. М. Минкова), текст стихотворения на столах учащихся.

    Ход урока:

    1.Вступительное слово учителя. ( На экране слайд с названием урока)

    Цель урока - попытаться осмыслить чарующий мир звуков и интонаций, порой неожиданных, но всегда логичных. Обращение к слайду на экране: «Дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский).  

    2. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (На экране слайд-портрет М. Цветаевой)

    3. Анализ текста.

    - О чем же это стихотворение? На первый  взгляд - о смерти. Очень часто об ужасе смерти человек  задумывается раньше, чем о радости прихода в этот мир. И Цветаева  о дне своего рождения напишет только через три года: « Красною кистью рябина зажглась. Падали листья – я родилась».

    Давайте проследим за художественной мыслью и образами произведения. Обратимся к первым строкам. /на экране текст стихотворения/

    - Как начинается стихотворение? / Начинается торжественно и даже таинственно. Автор использует высокую лексику – «разверзтую», «бездна». Из первого предложения даже не ясно, о чем идет речь. Понятным это начало делает второе предложение: мы понимаем, что речь идет обо всех, кто умер. Это перифраза. Не просто исчезну, а исчезну с поверхности

     земли. Значит, не совсем исчезну, где-то останусь/.

    -Почему поэт использует перифразу? Почему не выговаривается слово «умру»? / Страшно/

    - Обратим внимание на формы глаголов в этой строфе. / « Уж сколько их упало…» - прошедшее. И сразу перенос во времени - «Настанет день…»- будущее. Настоящего как будто и нет. Картина настоящего появляется во второй строфе.  Говоря о настоящем, Цветаева использует глаголы прошедшего времени. Кажется, что это взгляд на себя сегодняшнюю из далекого будущего, когда ее уже не будет на земле/

    - Что же видно оттуда? / В двух первых строчках почти одни глаголы: пело и боролось, сияло и рвалось. Жизнь для лирической героини – это действие, прежде всего. А еще – цвет (зелень глаз, метафора – золото волос), звук (нежный голос). В этой строфе много однородных членов предложения. Полисиндетон помогает подчеркнуть интонационно однородные  члены предложения /.

    - В третьей строфе мы уже понимаем, какая фигура речи лежит в основе композиции произведения. / Это антитеза « бытие» - « небытие». Она уже прямо выражена двумя глагольными формами: « И будет все – как будто бы… и не было меня»./

    - А в следующих  двух строфах – удивление, неспособность понять такой порядок вещей, неприятие его – очень сложная смесь чувств./ Лирическая героиня как бы перечисляет те качества, которые делают ее живой и настоящей: изменчивость, смену настроений и чувств, маленькие земные привязанности. Она сравнивает себя с ребенком. Последние строчки – возврат к предыдущему восклицанию, что характерно для поэтики Цветаевой.

    Называя землю ласковой, лирическая героиня надеется, что с нее нельзя исчезнуть бесследно/.

    - К чему же обратиться человеку, ощутившему бездну между бытием и небытием? Ответ в

    следующей строфе./ К любви и вере/.

    - Следующая строфа – некое «темное пятно». Чтобы понять ее, нужно разобраться в синтаксической  структуре предложения и знаках препинания. Простое это предложение или

    сложное? Что выделяют тире в предложении? / В строфе два предложения/. Восстановим прямой порядок слов (это можно делать только в исследовательских целях).

    -Какая это фигура речи? С какой целью используется? / Инверсия /. Второе предложение-

    вставная конструкция. Она-то и выделена с двух сторон тире. Предложение осложнено обособленным определением. В этой конструкции две мысли:

                       Я ни в чем не знала меры       и     Что мне чужие и свои

    Слово что – вопросительное местоимение. Расшифруем: какое мне дело до разницы между своими и чужими - мне все равны.

    -Какой фигурой речи является вставная конструкция? / Риторический вопрос. Чаще он используется    в книжной речи, но можно услышать и в разговорной/.

    - К своим и чужим с требованием веры и с просьбой о любви обращается Цветаева со свойственной ей силой чувств и страстностью. За что же она считает себя достойной любви?

    За ум? За красоту? За поэтический дар? Ответ в последних строфах. / Гипербола «и день и ночь, и письменно и устно»  передает силу чувств лирической героини. Дальше идее длинный ряд однородных членов. Она говорит об искренности и прямоте, о грусти и нежности, гордости, о неизбежности прощения обид. Любви, по ее мнению, достойно каждое

    проявление жизни/.

    - Заметим, что двадцатилетняя Цветаева назвала здесь те свои черты, которые сохранила на протяжении всей своей жизни. Такой ее запомнили современники, такой мы ее видим в зрелых стихах.

    - Что представляет собой синтаксически это предложение? / Период. Первые строки характеризуются повышением интонации, а две последние – понижением после паузы. В последних строках интонация  уже не торжественная, а разговорная. Седьмая строфа пост роена на антитезе. В восьмой есть очень яркий эпитет – «безудержная нежность». Это и гипербола, и оксюморон. Полисиндетон в седьмой и восьмой строфах  интонационно подчеркивает  однородные члены предложения. Асиндетон в девятой строфе придает динамизм высказыванию/.

    - Вот и выговорилось это слово - «умру». Теперь не так страшно Размышления о смерти заставляют человека пристальнее вглядеться в свою жизнь, увидеть ее в мельчайших деталях, ощутить любовь, сочувствие, равенство в общей судьбе. Ведь все мы живем и все мы смертны. И все достойны любви. (Звучит песня в исполнении А. Пугачевой. В это время на экране слайды – фотографии Цветаевой с детства и до последних лет).

    - Так о чем же это стихотворение ? /ответы учеников/ Стихотворения о жизни и смерти, смысле жизни называются экзистенциальными. (на экране  - термин и его определение).

    - Какой мы видим лирическую героиню? / Изменчивой и противоречивой: ни в чем не знающей меры  и нежной, беззащитной. Гордый вид – броня, за которую прячется ранимое существо./

    - Какие же средства художественной выразительности («языковые дроби») использует поэт для создания художественного целого? ( На экране таблица использованных тропов и фигур речи)

    Домашнее задание: « Мое восприятие и истолкование стихотворения М. Цветаевой « Уж сколько их упало в эту бездну…».

    Литература:

    1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
    2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
    3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
    4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
    5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.
    6. Интернет-ресурсы
     http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
    http:/ /
    www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
    http:/ /tsvetayevs.org/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."

    на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образну...

    Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

    На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

    Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

    Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...

    Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."

    Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....

    Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы». ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)

    Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».  ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)...