Бунин Анализ стихотворения
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Дроздова Наталья Анатольевна

Интерпретация стихотворения Бунина "Настанет день - исчезну я..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interpretatsiya_stikhotvoreniya_bunina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок в 11 классе

Интерпретация стихотворения И. А Бунина «Настанет день - исчезну я…»

Цели урока:

Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализация знаний по теме занятия;
  • совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового    

            своеобразия;

  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы

          путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и      

         психологических аргументов в ходе дискуссии.

Развивающие:

  • умение высказывать  собственные оценочные суждения и аргументировать  

       свою точку зрения;

  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие навыков творческой работы в группах;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

 

Воспитывающие:

  • Воспитание уважения к творческому наследию И.А.Бунина;
  • Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
  • воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Методические приемы:       рассказ учителя, беседа с учащимися, проблемный  

                                             вопрос, анализ стихотворения, устное рисование,  

                                             повторение литературоведческих терминов и тропов,

                                             работа с учебником, авторское исполнение

                                             стихотворения.

Наглядность:       портрет И.А.Бунина, фотографии, медиапроектор для показа

                             слайдов, рисунки детей,  иллюстрации, альбом «И.А.Бунин»,

                             томики  стихов поэта, ноутбук, книги для работы по теме.

Литература:

  1. Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание  

            сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература»,

            1982;

  1. Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.
  2. Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа,

            2011 г.

                                          Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

- Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, - в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III. Чтение стихотворения учителем.

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все  то же будет: стол, скамья

Да образ, древний  и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку -

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

(10 августа 1916)

- Устное рисование стихотворения( рассказы учащихся по желанию).

IV. Анализ стихотворения.

- К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)

- Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)

- Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день - исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)

- Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое - в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)

- Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («Настанет», «стол», «простор», «простой»; повторение неблагозвучных согласных «ст» подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)

- Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)

- Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)

- Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» - все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

- Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор?

(Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения.

Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)

- Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)

- Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.)      - Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа

Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («настанет», «пустой», «стол», «простой») и дважды в последней («простор», «пустынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов - повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] - символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» - символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни. Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать - порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств.

Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный». Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения - четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

V. Интерпретация стихотворения И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я…» (автор – учитель литературы Дроздова Н.А.):

Жил великий прекрасный поэт на земле,

Иван Алексеевич Бунин.

Его мысли и чувства близки очень мне,

Соглашаться во многом с ним буду.

В своих строчка он пишет о вечной проблеме,

Быстротечности жизни на грешной земле.

А потом так красиво, как будто несмело

Признается, что рад земной красоте.

Вместе с ним я любуюсь и утренним солнцем,

Будто вижу, как падают медленно листья,

Будто с ним я дышу нерастраченным воздухом

И беседую тихо на старой скамье.

Он безвестным поэтам завещал свою тайну,

Мы услышим его через тысячи лет.

Будет жить о нем память, стихи его с нами.

Кто посмеет сказать, что его уже нет.

Да, поэт, словно песня, словно призрак чудесный,

Смерть не может его одолеть и забрать.

Если даже и стал он для всех бестелесным,

Его стих продолжает в наших душах звучать.

Посмотрите, какие прекрасные строки!

И логичность, и точность, и богатый язык!

Соблюдается все, но поэт и без нормы,

Скажет емко, красиво…и понятен весь смысл.

Знаю: время бежит. И пройдет много лет,

И не будет меня на этой земле.

Но я смерти скажу: нет и нет, снова нет,

Все равно будут помнить и обо мне.

Зацвету я березкой в весеннем саду,

Летним дождичком в окна слегка постучусь.

И быть может, увижу в парке скамью,

Где бывал и поэт, в бытие улечу.

Меня радует все, что я вижу вокруг.

Ну и пусть все изменчиво и в природе, и в нас.

Я хочу, чтоб поэт был помощник и друг,

Чтобы, словно маяк, в добрый путь звал и вас.

VI. Домашнее задание:

1) выучить стих. «Настанет день – исчезну я…»»  наизусть.

2) ответить на вопрос  «Какая связь между поэзией и философией?»

3) выучить по желанию другие стихотворения И.А.Бунина.

4) желающим можно сделать иллюстрации к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад"

Анализ даёт характеристику эмоционального настроя стихотворения, изобразительно-выразительных средств...

презентация "Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"

Презентация содержит основные элементы анализа стихотворения "Листопад"...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"

В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...