Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе (8класс)

Пояснительная записка

            Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004),

примерной программы основного общего образования по литературе,

 Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной.

 Учебник «Литература» 8 класс в 2-х частях (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  – 9 издание. -  М.: Просвещение, 2010. - 399).

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает  5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса,календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

 

          Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  •  выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  •  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения  и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

Требования к уровню подготовки обучаю щихся 8 класса

Обучающиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений)  Обучающиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

                           

Учебно-тематический план

Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю).

Развития речи: 6час (аудиторных сочинений – 6ч.,  домашних сочинений – 2), внеклассных чтений – 8час,

 1 час –к.р.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество внеклассных чтений

Количество сочинений

аудиторные

домашние

1

Введение

1

2

Русский фольклор

3

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература 18 века

6

2

5

Русская литература 19 века

31

1

1

4

2

6

Русская литература 20 века

20

5

2

8

Зарубежная литература

5

Итого

68

1

8

6

2

Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

 ВОСЬМОЙ КЛАСС

(68 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Народные песни. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

 «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Русский фольклор (3 ч.)

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии». История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие  сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XVIII ВЕКА (6 ч.)

Классицизм в  русской  литературе. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей 18 века. Классицистическая комедия.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Черты классицизма в комедии. Основной конфликт комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Проблема воспитания истинного гражданина. Обличение невежества и самодурства. Образы положительных героев. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.  Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический.

пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравственность. Бессмертие комедии Фонвизина.Баснописец И.А.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя». «Обоз». 

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака».

Русская литература 19 века (31 час)

Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Реализм в русской литературе. Проблема свободы и ответственности личности в произведениях 19 века

Александр Сергеевич Пушкин. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Тема «дружества святого» в стихотворении

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.

«История Пугачевского бунта». Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка». Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Формирование характера Петра Гринёва. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин. Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина. Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. Смысл названия романа. Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости. «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел.  Точность и  лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфов. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления).

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Нравственно-философская проблематика произведения. Система образов персонажей в повести. Образ главного героя повести и «наполеоновская»  тема. Композиция повести. Особенности использования фантастического.

Михаил Юрьевич Лермонтов.  Жизнь и творчество поэта (обзор). Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, тема природы. «Мцыри» как романтическая поэма. Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский  о поэме «Мцыри».

Николай Васильевич Гоголь – великий сатирик. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства. Хлестаковщина как нравственное явление. Образ города и тема чиновничества в комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. Многозначность финала пьесы. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство  речевых характеристик персонажей. Авторские ремарки в пьесе. «Ревизор» в современных постановках.

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека». Мечта и действительность. Авторское отношение к герою и событиям. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и  «значительного лица». Значение  фантастического финала повести.

Николай Семёнович Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Лев Николаевич Толстой: страницы биографии. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости в рассказе «После бала». «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа. Особенности сюжета, композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенствования. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе  Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».  Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии. Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. 

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Слово о поэтах. Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А.Фета («Последний ландыш»). Образная яркость

и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XX ВЕКА ( 20ч.)

Художественные изыскания русских писателей 20 века Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 – начала 20 века. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторически судьбы России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Основная  сюжетная линия рассказа и его подтекст. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

Максим Горький: страницы биографии. Певец света - М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление).

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Своеобразие рассказа «Пенсне». Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Иван Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни». Слово о писателях.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Проблема героя. Обзор литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет.

Александр Трифонович Твардовский – поэт-гражданин. Жизнь и творчество поэта (обзор). История создания поэмы «Василий Тёркин», её читательская судьба. Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». Тема родины, её воплощение в поэме. Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянов («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»),  Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

 

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. Испытание на  истинную человечность в рассказе «Телеграмма». История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Ёмкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Своеобразие русской поэзии 20 века. Художественное своеобразие лирики Николая Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»). Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Слово о писателе. Драма как род литературы. Конфликт любви и семейной вражды. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение  в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Трагедия: основные признаки жанра.

У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие  его лирики. Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч.)

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. Особенности классицистической драматургии. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена.  Журден и аристократы. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» Сатира на государственное устройство и общество.

В. Скотт «Айвенго». Исторический роман.  Главные герои и события.


Примерное календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип уро-

ка

Элемент содержания

Работа с понятиями

Знания, умения, навыки

Виды контроля

Наглядность и ИКТ

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

Введение (1 час)

1

Русская литература и история

комбинир

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Народность, гражданственность, историзм

Знать: понятие «художественная литература»; понимать: характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках

Русский фольклор ( 3 часа)

Русский фольклор (3 часа)

2

Исторические

песни

«Пугачев в

темнице»,

«Пугачев

казнен»

комбинир

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений

народа. Художественное своеобразие песен

Былина, народная песня,  историческая песня

Знать: определение понятий «народная песня», историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском

фольклоре; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

Репродукция В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Фонохрестома-

тия

Групповые задания: прочитать в книге «Читаем, думаем, спорим...» статью «Как создаются народные песни», рассказ М.Горького

о создателях песен. Подготовить пересказ статей

3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька,

темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...»

комбинир

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или

радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Лирическая песня, частушка

Знать: виды народных песен, их тематику; уметь: объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра

частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка

Объяснить смысл слов В.Г. Белинского: «Песни лирические -это

 «простодушные излияния горя или радости сердца». Проследить роль народной песни в художественном тексте (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»)

М.Мусоргский «Исходила младешенька..» в опере «Хованщина» и

П.И. Чайковский «Я ли в поле да не травушкой была...»

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую

песню наизусть

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

комбинир

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений) История написания

Предание

Знать: определение понятия «предание»,его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками

Выразительное чтение

Репродукция В.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику

Древнерусская литература (2 часа)

 

5

«Житие

Александра

Невского»

комбинир

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Летопись, житие, духовная культура, песнотворец, насад, схима, сродник

Знать: определения понятий: «летопись», «житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного

Составить словарик характерных для текста «Жития...» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.

Иллюстрации П. Корина, Г. Семиградского, В. Серова Репродукция картины К. Васильева «Александр Невский»

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести

Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей правосласного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии». История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвова-

ния.  Художественные

особенности воинской повести и жития

героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним,, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой обрядовой народной поэзией

6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

Вне-

клас

сное чте

ние

Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество

Сатирическая повесть

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; уметь: находить приемы сатирического

Выразительное чтение.

Иллюстрации к повести «Шемякин суд»

Прочитать комедию

Д.И.Фонвизина «Недоросль».

литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие  сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности.

поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

изображения, жанровые особенности сатирической повести

Русская литература  18 века (6 часов)

7

Классицизм в  русской  литературе.

Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей 18 века. Классици-

стическая комед.

комбинир

Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Классицизм

Знать: определение понятия «классицизм»

Конспект лекции учителя

Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И. Фонвизине. Групповые задания: подготовить инсценирование (явл. 1,2 действия 1; явл .8 действия 4), чтение по ролям (явл.8 действия 3)

8

Д.И. Фонвизин и его время. Сатирическая направлен-

ность комедии. Черты классицизма в комедии

комбинир

 Жизнь и творчество (обзор). Создание «Недоросля». Основной конфликт комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии; уметь: объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии

Ответ на вопрос: «Почему новая русская литература началась, по словам В.Г. Белинского,

«с сатир – плода осеннего, а не с одного плода весеннего»?        

Портрет писателя, фонохрестома-

тия

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина

9

Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

комбинир

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.  Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический.

пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего

Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных»

персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека

Ответ на вопрос: «Как складывается судьба главных героев?»

Фонохрестома-

тия

Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены   (урок, экзамен, драка со Скотининым, отвержение Митрофанушкой

матери)

10

Простакова: «госпожа бесчеловеч-

ная», «презлая фурия» или заботливая мать?

комбинир

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравствен-ность.

Бессмертие комедии Фонвизина

Уметь: объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки,  в отступлении от традиций классицизма,

объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии

Доказать, что Митрофан лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям.

Фонохрестома-

тия

Подобрать цитатный материал к темам сочинений (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», «Угнетать

рабством себе подобных беззаконно». Инд. задание: подготовить сообщение «Сценическая история комедии «Недоросль»          

11-12

Аудиторное сочинение-рассуждение №1 (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Урок развития речи

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали)

Работа с черновым вариантом сочинения.

Редактирование написанного

Дописать сочинение,

                                                                              Русская литература 19 века (31 час)

13

Романтизм и реализм в русской

литературе 19 века

комбинир

Проблема свободы и ответственности

личности в произведениях 19 века

Романтизм, реализм

Знать: определение понятий «романтизм», «реализм»

Конспект лекции учителя

Инд.задание: подготовить сообщение об

истории создания стихотворения А.С.Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»)

14

Любовная лирика

А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»)

комбинир

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Знать: историю создания стихотворения;

Уметь: определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных средств, выразительно читать

Доказать, что стихотворение сюжетно: в нем отражается жизнь поэта, его судьба

Портрет поэта,

романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье...»:

Выучить стихотворение наизусть.

Инд. задания: подготовить сообщения о друзьях Пушкина, лицеистах

15

Тема «дружества святого» в стихотворении

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

комбинир

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как

нравственный жизненный стержень сообщества избранных

Лицейское братство

Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»;

Уметь: наблюдать над

словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать

Ответить на вопросы: какие слова, словосочетания стихотворения усиливают настроение грусти, одиночества? Что

объединяет Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»? В чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

Портреты друзей

А.С.Пушкина, фотографии Пушкина в Михайловском Царского Села, гравюры

В.Фаворского «Пушкин-лицеист», «Пушкин в Михайловском», иллюстрация худ. Н.Н.Ге «Пущин у»

Выразительно читать стихотворение.

Написать миниатюру «Дружба в жизни Пушкина»

16

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча»

комбинир

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы

Алчный, успокоенный, ликующий, унылый

Уметь: объяснять причину появления стихотворения «Туча» в трагические годы жизни поэта (1834-1835), объяснять его скрытый символический смысл, композицию,

прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать

Существуют различные интерпретации стихотворения «Туча». Чье мнение вы разделяете: тех, кто относит его к свободолюбивой

лирике, или тех, кто называет его пейзажным? Аргументируйте свою точку зрения

Фонохрестома-

тия

Выучить стихотворение наизусть. Прочитать роман «Капитанская дочка». Инд.задание: подготовить

сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка»

17

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка»

комбинир

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа.

Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; Понимать:  чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь:  определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян

и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева»

Ответить на вопросы: какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?

Перечитать главы 1,2. Подготовить их сжатый пересказ

18

Формирование характера Петра Гринева

комбинир

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Долг, честь, достоинство, бастион, рекрут и др.

Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям 

Ответить  на вопросы: что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

Фонохрестома-

тия

репродукция картины худ. А.Н.Бенца «Отъезд Гринева из родительского дома»

Перечитать главы 3-5. Подготовить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания (рассказ о жизни дворянского недоросля), сравнительную характеристику Гринева и Швабрина

19

Проблемы

чести,

достоинства,

нравственного

выбора в

романе

А.С.Пушкина

«Капитанская

дочка»

комбинир

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин

Сатисфакция, вестовщица, позитура, епитимия

Понимать, что самостоятельная жизнь Гринева -это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его

внутреннего мира; уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

Ответить на вопросы: почему финал романа остался «открытым»? В чем смысл деталей

биографии героя, о которых говорится в послесловии? Чем можно объяснить, что Пушкин не рисовал Швабрина сплошь черной краской?

Иллюстрация худ.

П.Соколова «Савельич останавливает дуэль»

Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой»;

перечитать главы 6-7, ответить на вопрос: как эпиграф к главе 5 соотносится с характером Маши Мироновой?

20

Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина

комбинир

Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. Смысл названия

романа

Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа

Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине; уметь: анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши,  ее

близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа

Ответить на вопросы: что в сценах «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей» общего и чем они различаются? Как

вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей?

Иллюстрации С. Герасимова, портрет императрицы кисти В.Боровиковского

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе»

21

Тема «русского бунта» и образ Пугачёва

комбинир

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости

Уметь: объяснять, как изображён восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачёва роль Пугачёва в жизни героя; сравнивать изображение Пугачёва в

Ответ на вопрос: «В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема?»

Иллюстрации к повести художника С. Герасимова

Составить план-характеристику к теме «образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и

противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачева, пришедший из фольклора

22

«Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая

правда и художествен-

ный вымысел.  Точность и  лаконизм пушкинской прозы

комбинир

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфов. Историзм

художественной литературы, реализм, роман (начальные представления)

Повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроники, мемуары.

Знать: почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное

содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета

Составить таблицу -сравнение описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

Историческая песня «Правеж» и народная разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

Подготовить цитатный материал к образу Гринева

23-24

Аудиторное сочинение

№2 (по

роману

А.С.Пушкина

«Капитанская

Урок

развития

речи

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях

Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в

Редактирование написанного.

Создание сочинения «Береги честь смолоду» (Гринев в жизненных

Прочитать повесть «Пиковая дама»

 дочка»)

 

соответствии с заданной темой, составлять план

сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

испытаниях)

25

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

комбинир

Нравственно-философская проблематика произведения. Система образов персонажей в повести. Образ

главного героя повести и «наполеоновская» тема. Композиция повести.

Особенности использования фантастического.

Мирандоль, понтировать, фижмы, дворецкий, кабалистика

Знать: историю создания повести, понимать: её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя, уметь:

сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы;  объяснять

художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и   исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени

Ответ на вопрос: «Как объяснить обращение Пушкина к прозе?»

Опера Чайковского

Прочитать «Мцыри»

26

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции и

комбинир

Жизнь и творчество поэта (обзор). История создания поэмы «Мцыри». Философский

Алтарь, прах, чадра и др.

Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова- поэта, Лермонтова-человека, Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта,

Составить план поэмы

Портрет поэта, фонохрестома-

тия

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника»

смысл финала поэмы «Мцыри»

смысл эпиграфа.

связанные с Кавказом, историю создания поэмы,

ее сюжет, понимать тему и идею произведения; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя

27

Судьба свободолюби-

вой личности в поэме

комбинир

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления,

лирического монолога, тема природы

Образ в литературе, романтический герой, исповедь

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; выявлять способы и средства раскрытия образа главного

героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства); уметь давать

характеристику литературному герою

Составить план характеристики главного героя.

Иллюстрация художника И.Тоидзе (эпизод боя с барсом)

Выучить наизусть отрывок из поэмы

28

«Мцыри как романтическая поэма

комбинир

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский  о поэме «Мцыри»

Антагонизм, пассивный, патетика, пафос, ямб

Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия; уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять её своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер

Тезисы лекции учителя, статьи учебника

Иллюстрации худ. Л.О, Пастернака «Исповедь Мцыри» (1891),

И.С.Глазунова «Мцыри у окна монастырского храма» (1964)

Написать о каком-либо событии своей жизни (или жизни вымышленного героя) от 1 лица

29

Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок

развития

речи

Эпизод «Исповедь Мцыри»

Уметь: определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в

раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

Анализ эпизода

Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Инд. задание:

подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве

30

Н.В.Гоголь -писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой

постановки

комбинир

Слово о писателе. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре

Комедия, драма, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка декорация, монолог, режиссер

костюмер,, мизансцена, ремарка, реплика. афиша

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы ,реакцию на нее зрителей и императора

Николая I,противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя

Ответ на вопрос: «Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно?»

Портрет писателя

Перечитать первое действие комедии, определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках города (имя, сфера городской жизни,

которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере, характеристика героя).

31

«Ревизор» как

социальная

комедия

комбинир

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Оригинал, инкогнито, министерия, предуведомить, взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, подобострастие, фантасмагория

Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века, обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия

Ответ на вопрос: «Какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?»

Фонохрестома-

тия

Иллюстрация худ. П.Боклевского

Перечитать действие II, III комедии. Сравнить 2 сцены первого действия (3 и 5 явления).

32

Хлестаков и хлестаковщина

комбинир

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства. Хлестаковщина как нравственное явление

Пассаж, назидательность, в эмпиреях, партикулярный, нотация, подорожная и др.

Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова; уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения;  понимать, что такое

хлестаковщина

Ответ на вопрос: «Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестакова?»

Иллюстрации худ. А. Кон-стантиновского «Хлестаков рассказывает», «Хлестаков берет деньги»

Прочитать статьи в книге «Читаем, думаем,спорим...» и сравнить 3 мнения о Хлестакове - самого Гоголя и писателей 20 века: Д.С.Мережковско го и В.Набокова: что в этих высказываниях общего?

33

Образ города и тема чиновничества в комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии

комбинир

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. Многозначность финала пьесы

Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города), объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль,сочетание комического с драматическим; оценивать язык комедии, авторское отношение к изображаемому; использовать в своей речи выражения, ставшие «крылатыми»

Ответ на вопрос: «что положено в основу взаимоотношений в  чиновном мире?

Иллюстрации худ. П.М. Боклевского, Д.Н, Кардаковского, К.А. Константинов-

ского, К.А. Савицкого

Озаглавить каждое действие комедии цитатами

34

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Силы обличения социального зла в комедии

комбинир

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство  

речевых характеристик персонажей. Авторские ремарки в пьесе

Конфликт, реплики, ремарки

Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять: конфликт и сюжет художественного

произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни; сравнивать сюжеты драматического и эпического произведений.

Разъяснить слова литературоведа Н.Н. Скатова: «Всякий хоть на минуту или на

несколько минут становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении к себе»

Подготовиться к зачету. Перечитать изученные произведения («Капитанская

дочка», «Мцыри», «Ревизор»)

35

Проблемы

произведений

А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Урок контроля

Содержание изученных произведений. Проблемы произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Н.В.Гоголя.

Теоретико-литературные понятия, изученные в первом полугодии

Знать: содержание изученных произведений, теоретико-литературные понятия; уметь: узнавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике; анализировать прочитанные произведения, оценивать поступки героев, их речь; создавать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации

Творческий зачет по станциям: «Текстовая», «Теоретическая», «Проблемная», «Творческая»

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

36

«Шинель» как одна из «петербургских повестей»

комбинир

Н.В. Гоголь и Петербург. Проблема личности и общества. Жизненные источники повести. Тема «маленького человека». Мечта и действительности. Авторское отношение к герою и событиям

Капитан-исправник, серпянка, коленкор, тавлинка

Знать: обстоятельства жизни Н.В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет;

уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей выразительно читать по ролям,

Сопоставить канцелярский анекдот о бедном чиновнике с повестью: каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?

Иллюстрации худ.

А.В.Ванециана и Кукрыниксов

Составить план повести.

37

Гуманисти-

ческий смысл повести и авторская ирония

комбинир

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и  «значительного лица». Значение  фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония.

 

Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной детали и фантастики, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них; уметь выражать свое отношение к героям и событиям

Ответ на вопрос: «Почему автор наделяет героя невразумительной речью?»

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»

38

Н.С.Лесков.

Нравственные

проблемы

рассказа

«Старый

гений»

комбинир

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Уряд, праведник, прификс

Знать: автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа

Составить вопросы по каждой главе.

Портрет писателя, репродукция картины И.Пчелко

Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

t

39

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости в рассказе «После бала».

комбинир

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа

Камергер, фероньерка, даггеротипный, шпицрутены

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизненную позицию главного героя, перекличку двух эпох, изображенных писателем:40-е годы 19 века (время Николая I) и900-е годы; объяснять причину обращения писателя к давно прошедшим событиям, понимать обличительную силу рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра, давать характеристику главному герою рассказа

Ответ на вопрос: «Как связан рассказ с записями в дневнике и приведенными от- рывками из публицистических сочинений писателя?»

Портрет писателя, иллюстрация худ. В.Гильберта -эпизод «Бал», худ. Е. Лансере -эпизод «Сквозь строй», Х.Г. Гейслера «Наказание палками»

Составить письменно композиционный план рассказа

40

Особенности сюжета композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

комбинир

Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенст-

вования.

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе  Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Совесть, честь, долг, гуманность, достоинство

Знать: тему и идею рассказа;

уметь: определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение

элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)

Ответ на вопрос: «Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции

помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?»

Фонохрестома-

тия

Подготовить характеристику Ивана Васильевича

41

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

Вн. чтен.

Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии

Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести

Тщеславие, самонадеянность, самолюбие, сладострастие, скептицизм, сумасбродство, моральная жизнь, моральная деятельность, моральный труд

Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к

Ответит на вопрос: «Когда Николеньку стало тревожить социальное неравенство как источник дурного, несправедливого, лежащего в самых основах быта?»

Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева «Осенний вечер», А.А.Фета «Последний ландыш»

окружающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н.Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души)

42

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

Урок

развития

речи

Слово о поэтах. Поэзия родной

природы в

творчестве

Ф.И.Тютчева

(стихотворение

«Осенний

вечер»)и

А.А.Фета

(«Последний

ландыш»). Образная яркость

И философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя,чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно-выразительных

средств в раскрытии идеи произведения

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов 19 века (А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...», М.Ю. Лермонтов «Осень», А.С. Пушкин «Цветы

последние милей...»)

Портреты поэтов

Выучить наизусть одно из стихотворений.

43

А.П.Чехов.

Рассказ

«О любви» как

история об

упущенном

счастье

комбинир

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему;

уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять

Ответ на вопрос: «Что значит для Алехина стремление «жить по правде»?»

Портрет писателя, иллюстрация худ. В.Панова

Ответить на вопрос (на выбор):

1)        «Кто прав и кто
виноват в безвы-
ходной ситуации?»;

2)«Правильно ли
поступил герой?»

отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе

                                                                                                                      Русская литература 20 века (20 час)

44

Художествен-ные изыскания русских писателей 20 века

комбинир

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 – начала 20 века. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторически судьбы России.

Знать: основные тенденции развития русской литературы 20 века

Конспект лекции учителя

Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ»

45

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

комбинир

Слово о писателе.

Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Психологизм прозы писателя.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь: определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; объяснять роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев, сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему

Ответ на вопрос: «Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?»

Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»

46

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа

комбинир

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о

Нравственность, сюжет, фабула

Знать автора, факты  жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его

Составить план рассказа

Прочитать рассказ «Челкаш»

и его подтекст

любви и семейном счастье.

Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

художественную идею; уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора

47

Певец света -М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы

Вн. чтен..

Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе

Фелюга, пакгауз, пестрядь, такелаж

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется автору счастье;

уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходстве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и на строения, находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы

Ответ на вопрос:  «Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана со вступительной частью рассказа?»

Портрет писателя, иллюстрация художника Б. Дехтярева

Прочитать поэму С.Есенина «Пугачев»

48

С.А.Есенин. «Пугачев» -поэма на историческую тему

комбинир

Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина

Эпитет,сравнение,олицетворение.ме-

тафора

Знать:автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным; уметь:

Анализ текста

Портрет поэта

Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем»

 Драматическая поэма (начальное представление

объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях

49

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

комбинир

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с докумен-тально-биографиче-скими текстами (мемуары, воспоминания, дневники)

Мемуары, дневники

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя; уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками

Составить небольшой рассказ о том, как проявляется в произведении характер самого автора.

Портрет писателя,  фонохрестома-тия

Прочитать рассказ М.Осоргина «Пенсне»

50

М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Вн.

чтен.

Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Метафора, олицетворение

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать авторский замысел; уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении

Выборочный

пересказ

текста

Портрет писателя

Придумать историю какого-либо предмета, отталкиваясь от тех действий, которые определил ему писатель

51

Писатели улыбаются

Вн.

чтен.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение

Юмор, сатира, гипербола, гротеск

Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении; уметь: определять художественные средства,

Ответ на вопрос: «Какие художественные приемы создают юмористическое освещение прошедших  событий»?

Прочитать рассказы Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни»

исторических событий. Иро ническое повествование о прошлом и современности

создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора

52

Художествен-

ное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

комбинир

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни».                                                  

«Смех сквозь слезы»

Знать факты жизни и творческой деятельности писателей;

уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н.Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе

М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях

Художественный пересказ текста.

Портрет писателей,  фонохрестома-тия

Подготовить художественный пересказ рассказов Н.Тэффи и М.Зощенко

53

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Проблема героя

комбинир

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Знать: основные тенденции развития русской литературы  периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Конспект лекции учителя

Групповые задания: подготовить сообщения о Твардовском (детство, начало творческой деятельности; Твардовский на войне; творческий путь; история создания поэмы «Василий Теркин»)

54

А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин», её

комбинир

Жизнь и творчество поэта (обзор). Творческий замысел «Василия Тёркина»

Знать  факты жизни и творческого пути писателя,  историю создания поэмы «Василий Тёркин», композицию поэмы; понимать еёсюжет, который складывался по мере хода всенародной

Составление цитатного плана статьи «Как был написан «Василий Теркин»

Портрет поэта

Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»

читательская судьба.

войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти

55

Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов

комбинир

Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в

образе Василия Тёркина.

Рефрен, контраст, антитеза

Знать содержание глав, уметь анализировать, как автор создаёт живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчёркивает предельную степень обобщённости в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей

Ответ на вопрос: «Какие качества героя позволили автору сказать: «Тёркин дорог на войне…?»

Иллюстрации худ. О.Верейского

Прочитать главу «От автора»

56

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце»

комбинир

Тема родины, её воплощение в поэме. Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Лироэпический жанр,  лирические отступления

Понимать: жанро-во-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы;

Уметь: находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав; уметь находить сходство и различие между автором и его героями

Ответ на вопрос: «Как вы понимаете объяснение автора о том, почему в книге нет сюжета?»

Фонохрестома-

тия, иллюстрации худ. О.Верейского к главам «На привале», «Переправа»

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Василий Теркин». Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».

57

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Вн.

чтен.

Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа,

уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя, объяснять его отношение к изображенному

Ответ на вопрос: «Почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьей?»

Портрет, иллюстрация худ. И.Пчелко

Прочитать стихотворения послевоенного периода и проанализировать их (В.С.Высоцкий «Штрафные батальоны», Б.Окуджава «До свидания, мальчики», Е.Винокуров «В полях за Вислой сонной...»)

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянов («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»).

комбинир

Боевые подвиги и военные будни в творчестве

М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянова («Соловьи...»),  Л. Ошанина («Дороги»).

Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Знать авторов стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время

Выразительное чтение стихотворений.

Фонохрестома-

тия

Прочитать      рассказ

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

59

В.П.Астафьева.автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

комбинир

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Талина, увал, катанки, туес, сарана, сокровенный, хронология, ассоциации

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности; сюжет рассказа, его героев; уметь определять основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми

Ответ на вопрос: «Как меняется взгляд героя на фотографию?»

Портрет писателя, иллюстрации худ.

И.Пчелко

Прочитать рассказ «Экспонат    №» Б.Васильева.

60-61

Аудиторное сочинение № 3 (по произведениям о Великой Отечественной войне

Урок

развития

речи.

Отзыв на произведение о  Великой Отечественной войне. Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Уметь написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения

Отзыв

Прочитать рассказ

К.Г.Паустовского «Телеграмма

62

Испытание на  истинную человечность в рассказе Г.К.Паустовско го «Телеграмма»

Вн. чтен.

Слово о писателе. История создания рассказа. Пробле ма истинной человечности в рассказе. Ёмкость художественного слова писателя. Композиция рассказа

Тема, идея, композиция, деталь

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать трагизм положения Насти; уметь выделять и формулировать тему, идею рассказа; сравнивать художественное произведение с мемуарами; объяснять, как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность, как в рассказе выражено отношение автора к героям; оценивать роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц

Ответ на вопрос: «Что значат для матери письма с  фронта?»

Прочитать стихотворения Н. Рубцова

63

Своеобразие русской поэзии 20 века. Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»)

комбинир

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; «видеть» творческий почерк поэта; уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств

Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова

Портрет поэта, песни на стихи Н.Рубцова: композиторы и исполнители А. Морозов, А. Барыкин

Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».    

                                                                                                                         Зарубежная литература (5 часов )

64

У. Шекспир.

«Ромео и

Джульетта».

Конфликт

любви и

семейной

вражды

комбинир

Слово о писателе. Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии.  Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение  в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Трагедия: основные признаки жанра

Конфликт, трагический герой, драма

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средневековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви

Ответ на вопрос: «Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?

Портрет  драматурга, фонохрестома-

тия, иллюстрации худ.

Д.А. Шмаринова «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта», Ф.Д. Константинова «Поединок Ромео с Тибальтом»

Прочитать сонеты Шекспира №66,76,90,91, 130, 147

65

У. Шекспир. Сонеты Шекспира -«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

комбинир

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие  его лирики .Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии

Сонет, метафора, сравнение

Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль - развитие - отрицание или сомнение -вывод)

Ответ на вопрос: «Какие требования предъявляются в сонете к содержанию и композиции?»

Фонохрестома-

тия

Выучить один из сонетов наизусть.

66

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

комбинир

Жизнь и творчество писателя (обзор). Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.

Мещанин, резонер; театроведческая лексика: труппа, актер, режиссер, премьера, драматический писатель

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга); понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств)

Ответ на вопрос: «Что такое мещанство?»

Портрет писателя

Систематизировать материал о Журдене по I и II действиям. Прочитать 3-5 действия пьесы.

67

Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

комбинир

Сатира на государственное  устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Сатира

Понимать: смысл сюжетной линии.

68

В.Скотт «Айвенго»

комбинир

Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

     


Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

 (8 класс)

Для обучающихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В,И. Литература: 8 класс: Учебник в 2ч. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В,И. «Читаем, думаем, спорим …»: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы –М.: Просвещение, 2008.
  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. – М.: просвещение, 2008.
  5. Турьянская Б.И и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007.
  6. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 8 класса.
  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы, 7-8 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....