Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа (литература, 7 класс) по теме

Никитенко Марина Геннадьевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

2.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.  Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником.

Цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства

Пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку, определять жанры изученных художественных произведений

беседа

Учебник литературы

Самостоятельная работа по составлению плана вступительной статьи учебника

Пересказ по плану вводной статьи учебника, прочитать предания, подготовить пересказ.

Введение (1час)

Цель: повторение изученного, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности

Устное народное творчество ( 4 часа)

Цель: продолжение знакомства с жанрами УНТ

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

6.09

Предания как поэтическая автобиография народа

Исторические события в преданиях. Предание как жанр фольклора

Определение понятия предания

Пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

беседа

Учебник литературы

Формулировка вопросов по текстам преданий

Пересказ статьи учебника и одного из преданий. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович

2

7.09

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула- эпический герой. Сказка и былина

Определение понятия былина, своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов, выразительно читать

Беседа

Учебник литературы

Вопросы

Дать характеристику героям.

3

12.09

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник. Новгородский цикл былин. «Садко»

Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических инт онаций. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка. Своеобразие былин.

Какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря

Воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям, подтверждать ответ текстом.

Урок внеклассного чтения

Тексты произведений

Выразительное чтение.  Сочинение собственной былины

Выразительное чтение.  Сочинение собственной былины

4

16.09

Пословицы и поговорки

Пословицы народов мира. сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Определение понятий : пословица и поговорка, пословицы и поговорки народов мира

Объяснить прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность и выразительность языка пословиц и поговорок, свободно включать их в речь

Беседа

Учебник литературы

Конкурс: кто знает больше пословиц  и поговорок.

Пересказ статьи учебника

Древнерусская литература (3 часа)

Цель: дать представление о жанре поучения, сравнивать фольклор и др русскую литературу, находить сходство и различие

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

19.09

«Поучение Владимира Мономаха».нравственные заветы Древней Руси.

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах- выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший гос деятель. «Повесть временных лет»

Особенности поучения как жанра

Выразительно  читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

беседа

Учебник литературы

вопросы

Написать собственное небольшое поучение. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

23.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини

Содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои

Воспринимать и анализировать текст

Беседа, обучение устному рассказу

Учебник литературы

Составить план пересказа повести

Пересказ от лица одного из героев. Подготовка к сочинению

3

 28.09

Классное сочинение по фольклору и древнерусской литературе.

Темы сочинений

Особенности композиции сочинения-рассуждения

Выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты

Урок развития речи

сочинение

Дописать сочинение

Русская литература 18 века (2 часа)

Цель: знакомство с поэзией 18 века

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

30.09

МВ Ломоносов. Литературное творчество МВ Ломоносова

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны». Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды

Факты биографии и творческого пути. Роль в развитии русской литературы. Понятие оды

Выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять  особенности жанра оды

практикум

Учебник литературы

Выписать из текста слова, относящиеся к разным «штилям»

Отрывок из оды наизусть

2

5.10

ГР Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии

Биографические сведения о поэте. Новаторство поэта. Философские рассуждения в творчестве

Факты биографии, содержание произведений

Определять идею стих-ий, объяснять новаторство, отличие в принципах работы Державина и Ломоносова

беседа

Учебник

вопросы

Выразительное чтение стих-ий

Русская литература 19 века (27 часов)

Цель: продолжение изучения литературы 19 века

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

7.10

АС Пушкин «Полтава»

Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр 1 и Карл 12.

Факты биографии, содержание произведения

Анализировать стих-ие

Беседа

учебник

Анализ стих-ия

Выразительное чтение отрывка

2

10.10

АС Пушкин «Медный всадник»

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в поэме.

содержание произведения

Анализировать стих-ие, выразительно читать текст

беседа

учебник

Анализ стих-ия

Прочитать «Песнь о Вещем Олеге»

3

12.10

АС Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге»

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Историческую основу «Песни».определение понятия баллады, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.

Воспринимать  и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героям, определять особенности жанра баллады

практикум

Учебник

вопросы

Выучить «Песнь» наизусть

4

17.10

АС Пушкин «Борис Годунов»

Сцена в Чудовом монастыре. Образ Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Содержание произведения

Анализировать произведение

практикум

учебник

вопросы

Прочитать «Станционный смотритель»

5

21.10

АС Пушкин «Станционный смотритель»

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положения в общества. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

Содержание произведения, определение понятия «маленький человек» в русской литературе

Объяснять способы выражения авторской позиции

беседа

Текст произведения

Составить план повести. Ответить на вопросы

Дать характеристику образам Дуни и Минского

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Развитие понятия повести

Понятие «повесть»

Анализировать эпизоды

практикум

учебник

вопросы

Прочитать «Песнь про царя Ивана Васильевича..» МЮ Лермонтова

6

26.10

МЮ Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания, особенности сюжета

Отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали,  анализировать текст

Обучение устному рассказу

учебник

вопросы

Отрывок из песни наизусть

7

28.10

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне..». особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и образ автора

Нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни..»

Составлять хар-ку литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа

практикум

Текст произведения

вопросы

8

2.11

МЮ Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы

Мастерство поэта в создании художественных образов.

Содержание произведений

Анализировать стих-ия, выразительно читать их

Практикум

учебник

Анализ стих-ий

Наизусть понравившееся стих-ие

9

Контрольная работа по творчеству АС Пушкина и МЮ Лермонтова

Урок контроля

Ответы на вопросы, тестирование

10

НВ Гоголь «Тарас Бульба»

Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей запорожцев: героизм самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

Факты жизни и творчества Гоголя, замысел писателя

Сопоставлять прочитанное с увиденным на картине и фильмом, составлять план статьи учебника, выделять главное

беседа

Учебник, фильм «Тарас Бульба»

Составление плана

Отобрать материал для характеристики главных героев

11

Тарас Бульба и его сыновья

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

Содержание , определение понятия художественная деталь

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические

Обучение устному рассказу

Текст произведения

Составление сравнительной таблицы, составление цитатного плана

Подготовка к сочинению

12

Сочинение по повести НВ Гоголя «Тарас Бульба»

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

Содержание прочитанного произведения

Выбрать жанр произведения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Урок развития речи

Текст произведения

Самостоятельная работа над сочинением

Закончить  сочинение. Прочитать «Бирюк» ИС Тургенева

13

ИС Тургенев «Записки охотника»

Слово о писателе. Цикл рассказов и их гуманистический пафос. «Бирбк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа

Биография писателя, история пооявления сборника, содержание рассказа

Определять тему, идею, конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план, тезисы прочитанного

беседа

учебник

Тезисный план, вопросы

Стих-ие в прозе «Русский язык» наизусть

14

ИС Тургенев  Стихотворения в прозе

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стих-ях в прозе. Особенности жанра

Определение понятия Стихотворение в прозе. Время создания, тематику, жанровые особенности стих-ий

Определить специфические черты жанра, анализировать стих-ия, формулировать  основную мысль, тему стих-ия

Урок развития речи

учебник

Подготовка к домашнему сочинению

Сочинение на тему: « почему характер языка- свидетельство судьбы народа»

15

НА Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

Слово о поэте. Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Биография поэта,  Историческая основа поэмы, содержание, жанровые особенности

Определять тему, идею, жанровые особенности, давать хар-ку героям, объяснять позицию автора

Беседа. Практикум

учебник

Тезисный план, вопросы

Почитать «Размышления у парадного подъезда», ответить на вопросы

16

НА Некрасов.«Размышления у парадного подъезда»

Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Рождение замысла стих-ия, содержание стих-ия, худож. Приемы изображения действительности

Воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, объяснять художественные особенности стих-ия

Урок внеклассного чтения

Текст произведения

Выразительное чтение

Отрывок наизусть

17

АК Толстой Исторические баллады

«Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластия

Факты жизни, жанровое своеобразие исторических баллад

Анализировать поэтический текст

Урок внеклассного чтения

Тексты произведений

вопросы

Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

18

МЕ Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Сказки для детей изрядного возраста»

Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

Сведения о жизни автора, содержание сказок, определение понятий гротеск, гипербола аллегория, фантастика

Составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев

беседа

Учебник, тексты произведений

вопросы

Подготовить пересказ сказки «Дикий Помещик»

19

МЕ Салтыков-Щедрин. «Дикий Помещик»

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Содержание сказки

Находить черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое

беседа

учебник

Заполнение таблицы, вопросы

Групповые задания.

20

Сатира и юмор в сказках МЕ Салтыкова-Щедрина

Сказка как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок. Приемы сатирического изображения в сказках

Содержание сказок, приемы сатирического изображения

Находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках, создавать собственные сказки

Урок развития речи

Тексты сказок

Групповое задание — устное сочинение-рассуждение

21

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений НВ Гоголя, ИС Тургенева, НА Некрасова, МЕ Салтыкова-Щедрина».

Проблемы и герои произведений НВ Гоголя, ИС Тургенева, НА Некрасова, МЕ Салтыкова-Щедрина

Проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений

Строить развернутые высказывания на проблемный вопрос

Урок контроля

Развернутый ответ на вопрос, тест

Читать «Детство» Толстого

22

ЛН Толстой «Детство»

Слово о писателе. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Факты биографии, понятие «автобиографическое произведение»

Анализировать отдельные главы

беседа

учебник

Выборочный пересказ, комментирование

Прочитать главы «Наталья Савишна», «Детство», «Классы», «Ивины»

23

Главный герой повести ЛН Толстого «Детство»

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой - повествователь

Нравственную проблематику повести

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по поступкам

беседа

Текст произведения

вопросы

Сочинение «Поступок, которым я горжусь» или «поступок, за который мне стыдно»

24

АП Чехов «Хамелеон»

Слово о писателе. Рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического

Оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа

Оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев

беседа

учебник

вопросы

Выразительное чтение рассказа  «Злоумышленник»

25

АП Чехов «Злоумышленник»

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе

Содержание рассказа

Анализировать произведение, раскрывать роль художественной детали, выразительно читать

практикум

учебник

Вопросы, выразительное чтение

Прочитать рассказы « Тоска», «Размазня»

26

Смех и слезы в рассказах АП Чехова

Творческий процесс писателя. Соц направленность рассказов. Позиция писателя

Содержание рассказов, позицию автора

Видеть смешное и грустное, оценивать творческую манеру писателя, роль смеха в рассказах

Урок внеклассного чтения

Тексты произведений

Характеристика одного из героев рассказа

27

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

ВА Жуковский, АК Толстой, ИА Бунин

План анализа лирического произведения, основные тропы и фигуры

Анализировать небольшое стих-ие, выразительно читать его

практикум

Тексты стих-ий

Анализ стих-ий

Стих-ие наизусть

Русская литература 20 века (26 часов)

Цель: знакомство с писателями и поэтами 20 века, их произведениями

№ урока

дата

Тема урока

Элементы содержания

стандарт

Тип урока

оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

знания

умения

1

ИА Бунин «Цифры»

Слово о писателе. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

Биография писателя, содержание произведения, его проблематику

Составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и событиям

беседа

учебник

Вопросы, написать отзыв о рассказе

Чтение рассказа по ролям. Вопросы, прочитать рассказ «Лапти»

2

ИА Бунин «Лапти»

Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя. Мастерство Бунина

Идейно-тематическую направленность, понятие- деталь произведения

Выделять смысловые части текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Урок развития речи

Текст произведения

вопросы

Сочинение на тему «Золотая пора детства» в произведениях ЛН Толстого и ИА Бунина»

3

М Горький «Детство»

Слово о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».дед Каширин. Изображение быта и характеров

Автобиографический характер повести. содержание. причины поступков героев

Делать художественный пересказ, выделять события, которые произвели на душу ребенка особо тяжкие впечатления

беседа

Учебник, текст произведения

вопросы

Дочитать повесть до конца, ответить на вопросы

 4

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

Бабушка, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев

Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, Цыганку, Хорошему Делу

Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их  характеры, взаимоотношения друг с другом

беседа

Учебник

вопросы

Подготовить чтение сцены по ролям «Разговор с дедом»

5

Анализ эпизода «Пожар» из повести М Горького «Детство»

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать  характеристику персонажам эпизода, сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

Урок развития речи

Текст произведения

Письменная работа

Прочитать «Легенду о Данко»

6

«Легенда о Данко» из рассказа М Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Подвиг во имя людей, готовность на самопожертвование. Поэтичность языка

Содержание легенды, жанровое своеобразие произведения

Оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и  их отношение к герою

Урок внеклассного чтения

Текст легенды

Устное словесное рисование, вопросы

Художественный пересказ «Легенды..» выразительно читать «Необычное приключение..» В Маяковского

7

ВВ Маяковский «Необычное приключение, бывшее с В Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

Слово о поэте.  Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стих-ия. Яркость и динамизм образов

Факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стих-ия, определение понятия «сатира»

Выразительно читать стих-ие, выделять смысловые части худож текста, определять худож своеобразие стих-ия, приемы создания образов, оценивать язык поэта

беседа

учебник

Вопросы, выразительное чтение

Наизусть «Необычное приключение, бывшее с В Маяковским летом на даче».

8

ВВ Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому

Понятие о лирическом герое

Видеть идейную позицию автора, способного сопереживать; определять главную мысль стих-ия, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стих-ия

Урок внеклассного чтения

Текст произведения

вопросы

Прочитать «  Кусака» ЛН Андреева

9

ЛН Андреев «Кусака»

Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственного человека. Гуманистический пафос произведения

Сведения  о жизни и творческом пути  писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения

Сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа

беседа

учебник

Составление цитатного плана произведения

Написать  отзыв на рассказ «Кусака»

10

АП Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

Слово о писателе. друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Сведения  о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание

Анализирован текст по вопросам, давать оценку действиям героев

беседа

учебник

вопросы

Близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка». Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире», ответить на вопросы учебника

11

А Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А Платонова

Содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя

Воспринимать и анализирован художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному

Урок внеклассного чтения

Текст произведения

вопросы

Подготовка к сочинению

12

Сочинение : «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученных произведений

Содержание прочитанных произведений

Определять основную мысль сочинения, соотносить ее  с тем рассказом, по которому нужно писать сочинение, уметь вычленять материал, привести примеры, построить план сочинения

Урок развития речи

Текст произведения

сочинение

13

БЛ Пастернак.  Лирика.

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме», своеобразие картин природы в лирике. Способы создания поэтических образов

Биография поэта, содержание произведений, тропы и фигуры

Анализирован стих-ия

практикум

Тексты стих-ий

Анализ стих-ий

Подготовка к контрольной работе

14

Контрольная работа.  Анализ стих-ия

Письменный анализ стих-ия

тропы и фигуры, размеры стих-ия, рифма

Анализирован стих-ия

Урок контроля

Тексты стих-ий

Анализ стих-ий

15

Час мужества (интервью с поэтом-участником ВОВ)

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А Ахматовой, К Симонове, А Суркове и др

Особенности поэтических текстов о ВОВ, своеобразие жанра интервью

Выразительно читать стих-ия патриотической направленности

Уроки внеклассного чтения

Тексты стих-ий,  учебник

Выразительное чтение, чтение наизусть

Наизусть одно из стих-ий

16

ФА Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции

Факты биографии, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции

Анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения

беседа

учебник

Вопросы, план рассказа

Пересказ рассказа. Прочитать рассказ ЕИ Носова «Кукла»

17

ЕИ Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

Слово о писателе. Автобиографический рассказ . протест против равнодушия. Красота родной природы . мастерство описаний психологического состояния героев, драматизм жизни. Лаконизм рассказа

Биография писателя, содержание рассказа, понятие тема, идея, план анализа эпического произведения

Анализировать небольшое произведение, сравнивать  тексты, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности

Беседа. практикум

учебник

вопросы

Прочитать «Живое пламя», пересказ рассказа

18

«Не дать погаснуть живому огню» «Живое пламя»  ЕИ Носова

Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе

Содержание рассказа

Анализирован текст, определять тему, идею и т д

Урок  внеклассного чтения

Текст произведения

вопросы

Прочитать «Тихое утро» Ю Казакова

19

ЮП Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе

Биография писателя, план характеристики героев

Давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения, оценивать пересказы своих одноклассников

Урок  внеклассного чтения

Текст произведения

вопросы

Выучить стих-ие наизусть

20

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине

Единство человека и природы. общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

План анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы поэтами

Воспринимать и анализирован поэтический текст. Определять средства художественной выразительности

Урок внеклассного чтения

Тексты стих-ий

Выразительное чтение стих-ия наизусть

Выучить стих-ие АТ Твардовского наизусть

21

АТ Твардовский Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

«Братья», «Снега потемнеют синие..», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Биография автора, план анализа лирического произведения, тропы, понятие лирический герой

Выразительно читать стих-ие, анализ лирического произведения, определять тематику лирику поэта

беседа

Тексты стих-ий

Выразительное чтение стих-ия наизусть

Прочитать главы из книги «Земля родная»

22

ДС Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи

Слово об ученом и публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы

Биографические сведения автора, определение понятий «публицистика», «мемуары»

Выстраивать устный и письменный ответы, определять жанровые признаки произведений оценивать отношение автора к прочитанному

Урок внеклассного чтения

учебник

вопросы

Чтение рассказа «Беда» М Зощенко

23

ММ Зощенко «Беда»

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе

Биография автора, содержание рассказа

Видеть смешное и грустное в произведении

беседа

учебник

Отзыв на рассказ

24-25

Песни на  слова русских поэтов 20 века

А Вертинский «Доченьки», И Гофф «Русское поле», БШ Окуджава «По смоленской дороге».лирические размышления о жизни, времени, вечности

Биографии поэтов, содержание текстов, особенности лирики поэтов

Анализировать произведения

Урок внеклассного чтения

Тексты стих-ий

Чтение стих-ий, беседа

Наизусть одно из произведений

26

Расул Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Рассказ о поэте.   Размышления поэта об истоках и основах жизни

Факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения

Выразительно читать стих-ия, анализировать поэтический текст

беседа

Учебник

вопросы

Выразительное чтение стих-ия «Честная бедность»

Зарубежная литература (7часов)

Цель: знакомство с новыми авторами зарубежной литературы

1

Р Бернс «Честная бедность»

Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Факты жизни и творческого пути поэта, темы его творчества

Выразительно читать стих-ия, анализировать   поэтический текст

беседа

учебник

вопросы

Стих-ие Бернса наизусть

2

Дж. Г . Байрон- «властитель дум» целого поколения.

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций

Факты биографии, гуманистический смысл творчества Байрона

Анализировать  поэтический текст

практикум

Учебник

выразительное чтение, вопросы

выразительное чтение стих-ий Байрона

3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Особенности жанра хокку

Понятие хокку.

Анализировать  поэтический текст

практикум

учебник

выразительное чтение, вопросы

Подготовить пересказ рассказа «Дары волхвов» О Генри от лица героев

4

О Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Факты биографии, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения

Видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя

семинар

учебник

Синквейн по теме «Любовь» или план рассказа

Сочинение-характеристика Деллы или Джима. Прочитать «Каникулы» Р Брэдбери

5

Р Брэдбери «Каникулы»

Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

Факты биографии, «фантастический рассказ-предупреждение».

Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль   авторских ремарок и приемов фантастики

Урок внеклассного чтения

Текст рассказа

вопросы

Подготовка к контрольной работе

6-7

Контрольная работа за курс 7 класса.

Анализ контрольной работы

Итоги года

Основные понятия, изученные за год, содержание произведений, факты биографии писателей

Обобщить прочитанное и изученное

Урок контроля

тест

тестирование, задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....