Самобытность русских басен
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Бекетова Светлана Владимировна

Данный урок помогает представить самобытность творчества русских баснописцев учащимся 5 класса, заложить навыкм сапоставительного анализа произведений.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Эзоп «Кузнечик и Муравей»Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный кузнечик попросил у них корму. Муравьи спросили его: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда – я пел». Они же, рассмеявшись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой пляши!»Басня учит, что не надобно ни в чем быть лениву, чтоб после не печалиться и не терпеть беды. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле ,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей кустомБыл готов и стол и дом.Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает.Стрекоза уж не поет:И кому же в ум придетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена К Муравью ползет она:- Не оставь меня кум милой!Дай ты мне собраться с силой,И до вешних только дней Прокорми и обогрей.-Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?-Говорит ей Муравей.- До того ль, голубчик, было?В мягких муравах к насПесни, резвость всякий час .Так, что голову вскружило.- А как ты… - Я без душиЛето красное пропела.- Ты все пела? Это дело.Так поди же, попляши! Хемницер Н.В. «Стрекоза» Все лето Стрекоза только и жила, что пела;Так хлеба ничего в запасе не имела.И просит Муравья: «Помилуй, Муравей,Не дай пропасть мне в крайности моей:Нет хлеба , нет зерна, и как мне быть - не знаю.А лето как придет, я, право обещаюТебе и вдвое заплатить»«Да как же целое ты лето ничем не запаслась?» - Ей Муравей на это.«Так виновата в том, да уж не взыщи:Я запастись хотела, да лето целое пропела».«Пропела?! Хорошо, поди ж, теперь, свищи!»Но это только в поученьеЕй Муравей сказал,А сам на кормленьеИз жалости ей хлеба дал.


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Бекетова Светлана Владимировна

МБОУ СОШ №20

станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Краснодарского края

Тема урока: «Самобытность русских басен»

Цели урока: 1. Представить самобытность творчества русских баснописцев.

                      2. Заложить у учащихся навыки сопоставительного анализа

                          Произведений.                                                                

                      3. Помочь учащимся самим сформулировать понятия о том, что            

                          такое лень,что такое трудолюбие и что есть милосердие.

Оборудование: портреты писателей, тексты на интерактивной доске.

Ход урока:

1. Слово учителя.

        Ребята! Сегодня перед нами стоит сложная задача, но интересная. Цель сегодняшнего урока не только анализировать произведения, но и сравнивать их. Это потребует вашего внимания и сосредоточенности. Урок будет построен, как маленькое исследование, поиск. На предыдущем уроке мы познакомились с творческим путём Эзопа /первого баснописца/, и говорили о том, что сюжеты его басен использовались и другими баснописцами. И нам нужно сегодня доказать, что это были не просто переводы эзоповских басен на русский язык, а это был процесс создания своих оригинальных произведений, использующих свои, традиционные сюжеты. Перед вами тексты исследуемых произведений /слайд /. При чтении обратите внимание на то, что сходного есть в этих баснях и что их различает.

2. Выразительное чтение учителем басен Эзопа «Кузнечик и Муравей» и И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

                                           Эзоп «Кузнечик и Муравей»

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Кузнечик просил у них корму. Муравьи спросили его: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда – я пел». Они же, рассмеявшись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой пляши!»

         Басня учит, что не надобно ни в чем быть лениву, чтоб после не печалится и не терпеть беды.

                                         И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей кустом

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум придет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена

К Муравью ползет она:

- Не оставь, меня кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей.

- Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? –

Говорит ей Муравей.

- До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час.

Так , что голову вскружило.

- А, так ты… - Я без души

Лето красное пропела.

- Ты все пела? Это дело.

Так поди же, попляши!

3. Сопоставление прочитанных басен.

        - Что было общего в этих баснях? Что их объединяет, сближает?

В этих баснях одинаковый сюжет: зимой  веселившийся летом просит у работающего летом корму, но Муравей отказывает просящему.

Значит, одинакова и мораль: ленись, работай, и не будешь бедствовать.

В этих двух баснях есть общий персонаж – Муравей.

        - Вы очень точно подметили, что одинаков лишь один герой в баснях, другой же у Эзопа – Кузнечик, у Крылова – Стрекоза. Давайте подумаем, почему Крылов заимствует сюжет, но не сохраняет имени второго персонажа? Может быть, этот ответ поможет доказать самостоятельность басни Крылова.

        Посмотрим в словаре русского языка С.И. Ожегова значение слов «кузнечик» и «стрекоза»/слайд/.

Кузнечик – прыгающее насекомое, издающее стрекочущие звуки.

Стрекоза – 1. хищное насекомое с длинным тонким телом и двумя парами крыльев, издающими при полете характерный шум. 2. перен. О живом, подвижном ребенке, непоседе.

        - Какое слово имеет одно значение, а какое – два?

        - А как выдумаете, случайно ли Крылов выбирает персонажем стрекозу, а не Кузнечика?

        Конечно же, выбор не Крылова не случаен. В сознании русского человека стрекоза  - не только насекомое /как кузнечик/, но и непоседливый ребенок. Значит, Крылов, выбирая Стрекозу персонажем, создал истинно русское, национальное произведение. Причем в басне Крылова прямое и переносное значение этого слова смываются, образуя новый смысл: «легкомысленный, ветреный человек».

Это новое значение вследствие широкой известности басен Крылова распространилось и, учитывая иносказательность, пополнило словарный запас русского языка еще одним значением слова «стрекоза»: легкомысленный, ветреный человек.

        - Что еще различает басни?

Басни различаются формой повествования: в первом случае – проза, во втором – стихи.

        - От чьего лица ведется повествование у Эзопа? У Крылова?

В баснях повествование ведется от имени автора, но Эзоп рисует какой-то момент /миг/ жизни, а Крылов создает развернутое описание /лето-  осень – зима/.

        - Басню какого автора легче инсценировать /сыграть на сцене/?

На сцене через диалог должны быть показаны характеры героев, их мысли и чувства. Фразы из диалога басни Эзопа предельно просты и коротки /просьба – вопрос – ответ – мораль/. У Крылова же это сценка, которая выдает характер героев.

        - Найдите по тексту морали басен.

Это задание не вызвало у вас затруднение в басне Эзопа. У Крылова как таковой морали нет ни в начале, ни в конце повествования. Мораль как бы растворяется в самом тексте. У Эзопа мораль – это назидание, поучение, а у Крылова как бы сама жизнь учит, приводит к выводу.

        Итак, несмотря на внешнюю схожесть этих басен, мы доказали, что Крылов написал свою, оригинальную басню на известную ему басню Эзопа. Давайте обобщим, подытожим наши доказательства. /ответы учащихся/.

        Ребята! Но кроме известного русского баснописца И.А. Крылова в России были еще писатели, творившие в этом жанре. Их имена должны стать известны вам, как они известны всем образованным и культурным людям. /слайды с портретами: Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Майков/.                                                                                                      

У Хемницера, жившего в 18 веке /до Крылова/, есть басня на этот сюжет.  

 /слайд/

Стрекоза.

Все лето Стрекоза только и жила, что пела;

Так хлеба ничего в запасе не имела.

И просит Муравья: «Помилуй, Муравей,

Не дай пропасть мне в крайности моей:

Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.

А лето как придет, я, право, обещаю

Тебе и вдвое заплатить».

«Да как же целое ты лето ничем не запаслась?» -

Ей Муравей на это.

«Так виновата в том, да уж не взыщи:

Я запастись хотела, да лето целое пропела».

«Пропела?! Хорошо, поди ж теперь, свищи!».

Но это только в поученье

Ей Муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

        -Что отличает эту басню от басни Крылова?

Правильно: это финал, мораль басни. Муравей из басни Хемницера оказался добрее, милосерднее, он накормил Стрекозу.

        - А как вы думаете, почему? Может быть, дело не только в Муравье?

Действительно, здесь совершенно другая Стрекоза, чем у Крылова. Она осознает свою вину и обещает заплатить потом Муравью вдвое.

        - Как бы вы поступили с просительницей?

Учащиеся обосновывают свою точку зрения, рассуждая о том, что такое труд, лень, милосердие.

        Вопрос неоднозначен. Ответ на него зависит прежде всего от того, кто просит. Нельзя же отказать человеку в его просьбе о хлебе, но нельзя бесконечно содержать неработающих своим трудом.

4. Подведение итогов.

        Итак, мы прочитали и сравнили басни Эзопа, Крылова, Хемницера, написанные на один сюжет. Нашли много разного. Несмотря на давность написания басен /25 веков назад, более100-200 лет назад/, они в нас вызвали живые отклики, заставили нас спорить.

И самое главное, что эти басни заставили нас задуматься над тем, что такое лень, трудолюбие, милосердие.

5. Домашнее задание.

Написать в тетради мораль к басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

 

                                     

     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Самобытность русского баснописца"

Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова....

Самобытность русских басен

Данный урок помогает представить самобытность творчества русских баснописцев учащимся 5 класса, заложить навыкм сапостовительного анализа произведений....

Проект "Самобытность и неповторимое своеобразие сказок А.С. Пушкина как средство приобщения учащихся с ОВЗ к русской культуре"

Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творч...

Мастер-класс по теме : "Самобытность русского и тувинского народа"

Аннотация  на урок, разработанный и проведенный педагогом дополнительного образования ЦДОиВД при МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Тарый Саяны Чамзыевна       Урок был проведен в 5 классе...

Факторы самобытности русской истории

материал для повторени и обобщения...

Исследовательская работа по технологии «Куклы-обереги в самобытной культуре русского народа».

2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России. На территории нашей страны проживает около 190 народов и национальностей  и каждый народ уникален. И все мы носим одно, на мо...