Рабочая программа по литературе . 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно - тематическое планирование. УМК по курсу и многое другое

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

Рассмотрена

методическим  советом школы

Протокол  № _____от _______________

Утверждена

приказом по школе от ________________________№_________

______________/Г. В. Дементьева/

Рабочая программа

 по учебному предмету «Литература»

Класс  6

Базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014  учебный год

Составлена в соответствии с Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования по литературе, Программой основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005

                                                 

                                                               Учитель Анисимова М. В.

    1.   Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературе для 6 класса  составлена   в  соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования по литературе ,           на основе «Программы основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005».

     Программа реализована в учебнике-хрестоматии: «Литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса  общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в «2-х частях. /Авторы-составители: Н. С. Русина,  С.К.Бирюкова, Л. С. Багаутдинова и др.-8 -е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».

В программе реализован принцип этнокультуроведческого подхода к изучению произведений русской, зарубежной литературы и литературы народов России.    Количество часов по программе – 105, но количество часов по учебному плану школы- 102ч. (на 3ч. меньше ввиду того, что согласно   годовому учебному графику количество учебных недель в нашей школе - 34). Количество часов в неделю на уроки русской литературы составляет 3 ч. Всего: на развитие речи- 27 ч,  внеклассное чтение – 10 ч.,  уроки-конкурсы – 3ч.,  контрольное тестирование -2 ч.

        Специфика русской литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с определёнными стандартом  целями изучения литературы.

 Цели и задачи  реализации учебного предмета  в 6 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
  • Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

  В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

  В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;

Виды контроля:

      - промежуточный:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
  • выразительное чтение,
  • развёрнутый ответ на вопрос,
  • анализ эпизода,
  • составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
  • составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
  • викторины,
  • игры,
  • конкурсы,
  • сочинение синквейнов;

 - итоговый (за полугодие):

  • сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
  • тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося,
  • теоретико-литературные знания.

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

       В 6 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений путём  использования  на уроках определённых методов и приёмов. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются также такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание  простых видов творческих работ (отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, составление плана собственного устного и письменного высказывания), меньшее количество  проблемных вопросов включается в содержание урока.  Начинается использование  проектных  технологий, но применяются ещё  и  игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей

Основные виды устных и письменных работ по литературе в VI  классе

  • авильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных, текстов, в том числе и выученных наизусть.
  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
  • Устный и письменный пересказ (изложение) — подробный, выборочный, сжатый — эпического произведения или отрывка из эпического произведения
  • Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос и характеристика литературных героев).
  • Рассказ о писателе на основании статьи учебника-хрестоматии и устного рассказа учителя.
  • Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.
  • Составление плана собственного устного и письменного высказывания.
  • Составление простого и сложного планов эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  • Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению на темы, связанные с общественно полезным трудом учащихся. Сочинения на основе личных впечатлений (о походе, экскурсии, работе на пришкольном участке и др.).
  • Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренном кинофильме или телепередаче (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

Учебно-методический комплект учащихся:

1) Основной учебник:

  • «Литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса  общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в «2-х частях. /Авторы-составители: Н. С. Русина,  С.К.Бирюкова, Л. С. Багаутдинова и др.-8 -е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».

2) Дополнительные пособия:

  • Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. Пособ. По литер. Для уч-ся 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  • Русский фольклор: Словарь –справочник/ Сост. Т.В.Зуева.- М.: Просвещение , 1999.
  • -Шайтанов И.О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия:5-7 классы.- М.: Просвещение,2004.

Данный УМК соответствует современному уровню литературной науки  и содержанию Федерального образовательного стандарта по литературе.

Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год. В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 136  часа, по 4 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса  (136  ч.)             

Введение  - 1 ч.

Литература как художественное отражение жизни.

Мифы древних славян  (4 ч)

Краткие сведения об истории возникновения мифов. Герои мифов древних славян: Перун —бог грозы; Сварог —бог огня, Дажьбог —- бог  Солнца и др.

Представления древних людей о происхождении мира и человека, нашедшие отражение в мифах

Теория литературы. Понятие о мифе. Отличие мифа от сказки.

«Миф о Солнце» (отрывок из романа П. Мелъникова~Печерского <<В лесах»}. Солнце как основа всего живого на Земле. Близость этого утверждения современным людям. Необходимость сохранения традиций.

«Миф о сотворении мира» (отрывок из книги А. Асова «Русские веды»). Мифы разных народов. Сходство общей идеи о единстве всех людей, живущих на Земле, Художественные особенности авторских переложений мифов.

Героический эпос русского народа (7 ч.)

Особенности жанра былин как песен-сказаний о богатырях,.народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.

Музыкальное сопровождение — игра на гуслях — как характерная особенность старинного древнерусского исполнения былин,

Былина «Ильи Муромец и Соловей-Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Богатырь Илья Муромец —защитник родной земли. Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость Ильи Муромца-крестьянского сына.

Теория литературы Жанр былины. Гипербола как одно из основных средств изображения былинных героев.

«Былина о Садко». Бытовой сюжет былины. Воспевание в былине любви к жизни. Широта, удаль и красота былинного героя Садко.

Теория литературы. Постоянные эпитеты и гипербола как средства художественности. Сказочный сюжет в былинах.

Древнерусская литература (3 ч)

Краткие сведения о возникновении древнерусской литературы.

Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет» («Повесть о взятии  Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня»)

Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Свидетельство достаточно широкого распространения письменности на Руси.

«Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу»                                                                   Сказание как один из видов древнерусской повествовательной литературы, произведение исторического характера о примечательных событиях в жизни общества или о выдающемся поступке отдельного человека, Борис и Глеб — святые праведники, борцы за христианскую веру.

 Теория литературы, Жанр древнерусского сказания, Правила (каноны) построения древнерусских сказаний.

Русская  литература XIX. века (56 ч)

Иван Андреевич Крылов - 6 ч.

«Волк и Ягненок»» «Волк на псарне», «Листы и корни», «Осел и Соловей».

Крылов великий русский баснописец. Басни Крылова сокровищница жизненного опыта народа, Историческая основа басни «Волк на  псарне» и ее патриотический смысл.

Крыловские басни — действенное средство воспитания моральных качеств. I

Мастерство Крылова-баснописца. Современное звучание басен Крылова.

Теория литературы. Развитие понятия о жанре басни.

Александр Сергеевич Пушкин – 11 ч.

Пушкин — величайший русский поэт. Биографические сведения о поэте.

«Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель».

Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро». Выражение любви поэта к родной природе, чувство бодрости и жизнерадостности.

«Москва... как много в этом звуке...». Патриотические чувства поэта.

«Узник». Грустное чувство поэта, стремление к свободе, к простору, свету.

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхвов). Торжественность поэтической речи.

Теория литературы. Средства поэтической выразительности: эпитеты, сравнения, устаревшая лексика (закрепление понятий).

«Станционный смотритель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»).

Тема «маленького человека» в повести. Противостояние людей разных сословий. Человеческое достоинство «маленького человека -станционного смотрителя Вырина. Отцы и дети в повести. Роль финала.

Теория литературы. Жанр повести. Роль художественной детали для понимания содержания произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов – 7 ч.

«Бородино», «Тучи», «Утес», «Листок»

«Бородино». Патриотический смысл стихотворения. Особенности построения стихотворения (рассказ старого солдата).

«Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине поэта-изгнанника. Прием сравнения как основа построения стихотворения.

Особенности интонации.

«Утес», «Листок». Богатство мотивов в лирике Лермонтова. Тема одиночества и тоски. Мечта о душевном покое.

Теория литературы. Метафора. Олицетворение. (Закрепление понятий.)

Алексей Константинович Толстой – 2 ч.

              «Илья Муромец», «Вот уж снег последний в поле тает...».

              «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого.

Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец» —- образ «дедушки Ильи».

Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни.

              «Вот уж снег последний в поле тает...». Душевное состояние героя. Художественное воссоздание мира, предполагающее скрытое противоречие между красотой, гармонией мира весенней природы и состоянием человека.

              Теория литературы. Роль эпитетов в описании внешности героя.

Иван Сергеевич Тургенев – 9 ч.

       «Муму», стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).

         «Муму». Изображение жизни крепостных (дворовых людей), живших в барском доме в Москве. Автобиографический характер произведения. Отношение писателя к крепостному праву, к жестокости и угнетению. Образ крепостного, дворника Герасима, человека широкой души, с развитым чувством-собственного достоинства.

     Теория литературы. Описание и повествование в художественном произведении. Пейзаж в литературном произведении.

      Стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»)

    «Два богача». Рассуждения писателя о том,.что есть истинное богатство. Смысл названия произведения.

    «Русский язык». Раздумья писателя о богатстве и красоте русского языка.

     Теория литературы. Стихотворение в прозе как лирический жанр.

Николай Алексеевич Некрасов -  4 ч.

         «Школьник», «На Волге».

         «Школьник». Трудная и суровая жизнь крестьянского мальчика. Его стремление к знаниям. Сочувствие и любовное отношение поэта к крестьянским детям

          «На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне вольной волжской природы/Раздумья поэта о судьбе народа.

           Теория литературы. Композиция произведения. Два плана повествования (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания произведения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 4  ч.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  

Яркая сатира на социальные и нравственные пороки общества. Противопоставление генералам находчивого и сметливого мужика. Осуждение рабской покорности как черты характера зависимого и угнетенного человека.

Теория литературы. Приемы сказочного повествования в произведении. Первоначальное знакомство с понятием «эзопов язык».

Лев Николаевич Толстой – 7 ч.

      «Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение, в рассказе (кавказские войны в первой половине XIX в.). Интерес писателя к жизни горских народов, их быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения—противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина и пассивность и трусость Костылина. Значение образа горской девочки Дины для раскрытия основной мысли автора о необходимости дружбы и единения между народами. Гуманистическая направленность произведения.

      Теория литературы. Жанр рассказа. Понятие о сюжете произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин – 4 ч.

     «Сказка о жабе и розе». Гаршин— писатель, глубоко чувствующий душевный мир человека. Гуманистическая направленность произведения. Образы брата и сестры как воплощение идеальных отношений дружбы и преданности в семье.

     Теория литературы. Закрепление знаний о жанре литературной сказки. Прием олицетворения (его роль в создании образа розы). Прием противопоставления как способ раскрытия основной идеи сказки. Прием контраста (роза и жаба).

Антон Павлович Чехов – 6 ч.

      Рассказ «Толстый и тонкий». Чехов — мастер юмористических и сатирических рассказов. Смех и горечь писателя при взгляде на самоуничижение и чинопочитание. Комическая ситуация и приемы ее раскрытия. Юмор как основной прием в описании бытовых житейских ситуаций.

     Теория литературы. Развитие знаний о юморе и сатире. Жанр рассказа.

Русская литература ХХ века (36 ч.)

Максим Горький – 5 ч.

       Повесть «Детство» (отдельные главы). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».  Дед Каширин и его роль в семье. Становление характера Алеши под влиянием бабушки. Талантливое изображение быта и характеров персонажей в повести, Мастерство писателя в описании пожара в мастерской.  Гуманистическая направленность произведения.

Иван Алексеевич Бунин – 4 ч.

       «Бушует полая вода...», «Густой зеленый ельник у дороги...», рассказ «Танька».

       «Густой зеленый ельник у дороги…» .Воспроизведение поэтом ярких примет природы. Любовь Бунина к родной земле.

      «Танька». Отражение в произведении тяжелого, голодного времени в русской деревне в начале 90-х гг. XIX в. Тема трудного, безрадостного детства. Мастерство писателя в изображении подростка, мира детских чувств и переживаний. Размышления героя рассказа — барина Павла Антоновича — о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе.

       Теория литературы. Закрепление знаний о жанре рассказа. Роль диалога в произведениях малой формы. Сравнения и эпитеты как средство обрисовки художественных образов.

Сергей Александрович Есенин – 4 ч.

        «Поет зима — аукает...», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Любовь поэта к родной природе, ее особое видение и понимание. Музыкальность стихов поэта. Многообразие настроений.

       Теория литературы. Развитие знаний о метафоре и олицетворении.

Михаил Михайлович Пришвин – 8 ч.

     «Кладовая солнца» Вера писателя в человека — доброго и мудрого, любящего природу. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраша.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

    Теория литературы. Жанровая форма сказки-были. Художественное мастерство писателя при описании пейзажа.

Федор Александрович Абрамов – 2 ч.

        Рассказ «Бревенчатые мавзолеи». Отношение писателя  к истории родины. Понимание великого подвига, который совершили защитники страны. Осознание писателем необходимости сохранения и защиты великих духовных ценностей России. Тема вечного дома и ответственности всех живых перед памятью не вернувшихся с войны солдат. Значение притчи о переселении душ. Символика названия рассказа. Гуманистический пафос произведения.

      Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «притча».

Николай Михайлович Рубцов -  4 ч.

      «Деревенские ночи», «Первый снег».

Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Смысловая и эмоциональная наполненность образа коня и его роль в представленных стихотворениях.

      Теория литературы. Сравнение в поэтическом произведений.

 Василий Макарович Шукшин - 4 ч.

       Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Шукшин — мастер жанра, короткого рассказа о сельских тружениках. Образ старика—человека с нестандартным мировоззрением и необычными поступками, представителя «деревенских людей». Любовное изображение деревенского школьника Юрки.

Своеобразие языка прозы Шукшина: его яркость, колоритность, близость к народному.

Обнаженная совестливость и высокая гражданственность рассказов Шукшина.

       Теория литературы. Углубление знаний о жанре рассказа.

Евгений Иванович Носов  - 3 ч.

«Белый гусь» Носов и его рассказы о природе. Гуманистическая направленность рассказов. Живость и яркость языка.

Рассказ «Белый гусь». Тема взаимоотношений между родителями и детьми, как урок человеку,

Мастерство писателя при описании природных явлений (вихрь, гроза).

Теория литературы. Диалог него роль в раскрытии основной идеи произведения.

            Обобщение литературы 20 века  - 2 ч.

Народный героический эпос (8 ч)

        «Калевала», «Гэсэр»,  «Калевала» — карело-финский народный эпос. Роль народных певцов (исполнителей рун (песен) в популяризации «Калевалы»,

Изображение в «Калевале» борьбы карельского народа против жестокого народа Похъелы. Образ Вяйнемейнена-мудрого предводителя похода героев Калевалы против жителей Похъёлы.

           Теория литературы. Жанр героического эпоса в литературе народов России.

«Гэсэр» — бурятский эпос. Сказочные сюжеты — основа «Гэсэра».

Образ Гэсэра — народного героя, защитника слабых и борца за искоренение зла на земле. Мужество юного воина Эрхэ-Манзана и воительниц Алман-Мэргэн и Урмай-Гоохон, Отражение представлений народа о добре и зле.

Зарубежная литература (15 ч)

«Мифы Древней Греции» (в переложении В. Куна) – 4 ч.

      «Похищение Персефоны Аидом», «Подвиги Геракла» («Немейский лев», «Лернейская гидра», «Стимфалийские птицы»).

Мифы как отражение ранних представлений человечества о закономерностях космоса и человеческого бытия. Отражение в них нравственных отношений. Мифы и художественная литература.

Воспевание смелости, сноровки, сметливости, ума, умения преодолевать все трудности, встающие на пути героя. .

     Теория литературы. Закрепление знаний о жанре мифа.

Виктор Гюго -  4 ч.

      «Козетта» (отрывок из романа «Отверженные»).

В. Гюго — французский романист XIX г. Горячее сочувствие писателя обездоленным, проставление прекрасных человеческих качеств — отзывчивости и доброты. Образ незнакомца, бывшего каторжника, сумевшего стать честным, великодушным человеком, понимающим людские страдания, готовым оказать помощь каждому обиженному судьбой.

Отношение незнакомца и супругов Тенардье к ребенку — Козетте — как проявление их человеческих качеств. Умение писателя передать м$р переживаний маленькой героини.

Джек Лондон - 7 ч.

    «Белый клык». Дж. Лондон — американский писатель конца XIX— начала XX в., автор «северных» рассказов. Понимать и беречь природу — лейтмотив всех произведений Дж. Лондона о взаимоотношениях человека .и природы: '

Повесть «Белый клык». Гуманистический пафос произведения.

     Теория литературы. Развитие понятия о жанре повести.

Повторение и обобщение -  6 ч.

3. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • текст изученного художественного произведения, событийную сторону (сюжет) и героев (в их взаимосвязи);
  • основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.

 Учащиеся должны уметь:

  • находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в  изученном произведении;
  • определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в контексте; .                            сопоставлять героев изученного произведения;
  • различать эпические и лирические произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения — 120 — 130 слов в минуту;
  • пересказывать устно или письменно (изложение) — подробно, выборочно, сжато — эпические произведения или отрывки из них;
  • создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;
  • составлять план собственного устного и письменного высказывания;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);
  • пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных  книг.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка навыков чтения

Проверка навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) в V—IX классах проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом.

Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.

Навыки чтения оцениваются следующим образом:

  • Оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, показывающее полное понимание читаемого (сознательное чтение), отвечающее основным нормам русского литературного произношения.
  • Оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение вслух, но при этом допускаются одна -две ошибки в произношении слов и интонировании предложения.
  • Оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии трех—пяти ошибок в произношении слов и в интонировании предложений, при этом допускается запинка, исправляемая при перечитывании.
  • Оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).
  • Оценка «1» ставится за чтение, обнаруживающее полную беспомощность и не отвечающее ни одному из предъявляемых к нему требований.

При оценке домашнего чтения требования более повышенные, чем при чтении текста без предварительной подготовки. При этом оценка снижается примерно на один балл

Оценивание тестов:

Из 20 вопросов

  • 17-20 правильных ответов - 5
  • 12-17 правильных ответов - 4
  • 9-12 правильных ответов -  3
  • менее 9 правильных ответов – 2

Оценка грамматических знаний, умений и навыков

В V—IX классах оцениваются знания по грамматике, понимание сути грамматического явления, умение формулировать правило и применять его в практике речи. При этом берется во внимание полнота и правильность ответа, его речевое оформление.

  • Оценка «5» ставится за ответ, обнаруживающий умение ученика обстоятельно и правильно объяснить то или иное грамматическое явление (сформулировать грамматическое определение или правило), привести нужный пример, сделать самостоятельно грамматический разбор.
  • Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но
  • имеет одну -две неточности по содержанию или языку изложения, которые ученик исправляет самостоятельно или при незначительной помощи учителя.
  • Оценка «3» ставится за ответ, обнаруживающий неполное освещение вопроса и неумение привести нужные примеры, сделать полный грамматический разбор, содержащий как недочеты в передаче фактического материала, так и речевые ошибки.
  • Оценка «2» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части требуемого грамматического материала или неумение изложить его даже при помощи наводящих вопросов.
  • Оценка «1» ставится за ответ, обнаруживающий полное незнание или непонимание материала, изучаемого в классе.

Оценка письменной речи учащихся

Ответы на вопросы.

Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в IV—X классах. Этот вид работы в IV—V классах используется при проверке знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В VI—X массах, помимо этого, ответы на вопросы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопросов, самостоятельно мыслить.

Вопросы для письменного ответа можно давать по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картин, а. также основные орфограммы и пунктограммы (два-три случая), изученные ранее.

Оценка изложений и сочинений Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или отдельный рассказв том и другом случае повествовательного характера (с V класса с некоторыми элементами описания, а в VII! и IX классах и с элементами диалога). Тексты для изложений должны отвечать требованиям идейно-политического воспитания и содержанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть содержание темы, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические задания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.

Примерный объем текстов для изложения;

в V классе —90120 слов, в VI классе120—170 слов, в VII классе —170— 220, в VIII—!Х классах 220-320 слов.

При оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить тексты на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка.

Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность. Две оценки по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким: для V класса —0.51 страница, для VIVII — 1—2, для VIII — IX —23 страниц.

Учителю предоставляется право повышать оценку по русскому языку при увеличении объема сочинения на одну -две страницы. Превышение объема сочинения для выставления оценки «5» не принимается во внимание.

За самостоятельное и оригинальное сочинение с высоким уровнем речевого оформления учитель может повысить оценку на один балл.

Оценка обучающих работ

Нормы оценки, приведенные выше, относятся лишь к контрольным работам. Обучающие работы (различного рода упражнения, выполненные дома и в классе, предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, ответы на вопросы, пересказы, составление плана изложений, обучающие изложения, подготовка материала к сочинению) учитель оценивает в зависимости от степени сложности задания и подготовленности учащихся.

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература  

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 6 класс. М.: «ВАКО», 2009
  • Золотарёва И. В., Аникнина С. М. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «ВАКО», 2005
  • Материалы газеты «Литература» за 2010-2012 год.
  • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2009.

2) Экранно-звуковые пособия

  • Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия».

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Отечественная и зарубежная литература
  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
  • http://lit.1september.ru
  • В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы
  • Л.О. Красовской
  • http://skolakras.narod.ru
  • Древнерусская литература
  • http://pisatel.org/old/
  • Методика преподавания литературы
  • http://metlit.nm.ru

5) Произведения для заучивания наизусть:

  1. А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке...».
  2. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
  3. Н. А. Некрасов. «Школьник».
  4. С. А. Есенин. «Черемуха»
  5. Н. М. Рубцов. «Деревенские ночи».

6. Календарно – тематическое планирование (136 ч. )

п/п

Раздел

Тема

урока

Сроки проведения

Тип урока

НРК

Виды деят-ти

ТСО и наглядность

Теория

(основные

понятия)

Индивид.

работа

Повторение

Фактич

урок проведен

1

Введение.

 «Книга – источник знаний»

Сентябрь

1 неделя

 

Новая тема

 

Беседа, работа  с книгой

 

 Сообщение о пользе книг

 

2

Мифы древних славян

(4 ч)

   Миф о Солнце.

Сентябрь

1 неделя

 Новая тема

Беседа, работа  с книгой

ЦОР

 Миф

Выраз. чтение мифа

План

Пересказ

эпитеты, метафоры, сравнения

3

 Миф о сотворении мира.

Сентябрь

1 неделя

 

Новая тема

 Зад.2

Беседа, работа  с книгой

Миф

 

Ответить на вопросы

 Древнегреч. миф «Похищение Персефоны Аидом»

4

 Р\р. Пересказ мифа по составленному плану.

Сентябрь

1 неделя

 Развитие речи

Беседа, работа  с книгой  

 Миф

  Ответить на вопросы

 Поэтические средства

Тема

Идея

5

УВЧ.  Мифы моего народа.

Сентябрь

2 неделя

Внекл.чтение

Мифы чув. нар.

Работа с книгой

Пересказ одного из мифов

Тема

Идея

6

Героический эпос русского народа  (7ч)

 Илья Муромец и Соловей Разбойник. Патриотический смысл былины.

Сентябрь

2 неделя

 

Новая тема

Былины родного народа

Беседа, работа  с книгой , презентация

 Эпос

Постоянные эпитеты

 

Выразительное чтение

 Поэтические средства

Тема  Идея

7

 Богатырь Илья Муромец- защитник родной земли.

Сентябрь

2 неделя

 Новая тема

 

Беседа, работа  с книгой     ЦОР

 

 Рассказ о подвигах ИМ

 Поэтические средства

Тема    Идея

8

 «Былина о Садко». Кто такой Садко?

Сентябрь

2 неделя

 

Новая тема

 

Беседа, работа  с книгой

ЦОР

 Баллада

Романтизм

 Выразительное чтение

 

9

«Былина о Садко» Обобщение. Что роднит былину со сказками?

Сентябрь

3 неделя

Обобщение

Работа с текстом

Ответы на вопросы

Выр.чтение отрывка

10

  Р/р. Выразительное чтение отрывка былины .

Сентябрь

3 неделя

 Развитие речи

 Беседа, работа  с книгой

 

 Выразительное чтение

 

11

Ур.вн.чт.  Былины разных народов.

Сентябрь

3 неделя

 Урок внекл.чт.

 Беседа, работа  с книгой

 

 Пересказ

 Былины

Мифы

12

Былинные образы в русской музыке и живописи.

Сентябрь

3 неделя

Урок-концерт

Беседа с учащимися

Музыка

Живопись

Древнерусская литература - 3ч

13

 « Повесть о взятии Олегом Царьграда»

Сентябрь

4 неделя

 

Новая тема

 Зад.4

  Беседа, работа  с книгой

ЦОР

 Летопись

 Простой план

Пересказ

 Летописи

14

 «Сказание о смерти Олега от коня»

Сентябрь

4 неделя

 Новая тема

 Беседа, работа  с книгой

Иллюстрация

 

Выразительное чтение

 отрывка

 Интонация

Ритм

15

 Р\р. Краткий связный рассказ по плану.

Сентябрь

4 неделя

 Развитие речи

 Беседа, работа  с книгой

 

 пересказ

 Героич эпос

Древнер лит

Русская литература 19 века   -  56 ч.

16

И.А.Крылов

(6ч)

И.А.Крылов-великий русский баснописец. «Волк и ягненок»

Сентябрь

4 неделя

 

Новая тема

Зад.3

  Беседа, работа  с книгой

ЦОР

 Басня

Тема

Идея

 

 Выр.чтение Наизусть

Басни народов мира

17

Басня «Волк на псарне»

Октябрь

5 неделя

 

 Работа по плану

 

 Выр.чтение басни

18

  «Листы и корни»

Октябрь

5 неделя

Новая тема

 Беседа, работа  с книгой

Рисунки

 

 Пересказ близко к тексту

 Основная мысль произведения

19

 «Осел и Соловей»

Октябрь

5 неделя

 Новая тема

 Беседа, работа  с книгой

 Выр.чтение по ролям

20

Обобщение.Басня как литературный жанр.

Октябрь

5 неделя

 Обобщение

Зад.6

 Беседа, работа  с книгой

Аллегория  

 Зад.5

 

21

 Р/р. Выразительное чтение наизусть любимой басни.

Октябрь

6 неделя

 Развитие речи

 

 

 Выразительное чтение

 

22

А.С.Пушкин

(11 ч)

 Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро»

Октябрь

6 неделя

 Новая тема

Беседа, работа  с книгой, презентация

 Метафора

Олицетворе-ние

 Выр.чтение наизусть

Жизнь и творчество поэта

23

«Москва…как много в этом звуке…»

Октябрь

6 неделя

Изучение новой темы.

 

Беседа, работа  с книгой,

ЦОР

 Тема

Основная мысль

Выразительное чтение

 Устаревшая лексика

24

 «Узник»

Октябрь

6 неделя

Изучение новой темы.

Беседа, работа  с книгой,

 ЦОР

 Строфа

Пауза

Выразительное чтение

Художественные особенности

25

 «Песнь о вещем Олеге»

Октябрь

7 неделя

Изучение новой темы.

Беседа, работа  с книгой

 Цитатный план

 Краткий пересказ

 Зад.3

26

 Повесть «Станционный смотритель»

Октябрь

7 неделя

Новая тема

 

 Беседа, работа  с книгой  ЦОР

 

Выразительное чтение

 

27

 Повесть «Станционный смотритель»

Октябрь

7 неделя

Новая тема

 

 Беседа, работа  с книгой  ЦОР

 

Выразительное чтение

28

 Повесть «Станционный смотритель»

Октябрь

7 неделя

Новая тема

 

 Беседа, работа  с книгой  ЦОР

 

Выразительное чтение

29

 Повесть «Станционный смотритель»

Октябрь

8 неделя

Новая тема

 

 Беседа, работа  с книгой  ЦОР

 

Выразительное чтение

30

 Образ Самсона Вырина – «маленького человека» в повести.

Октябрь

8 неделя

 Изучение новой темы

 

 Работа  с книгой , задания

 

 Ответить на вопросы

 Прочесть «Барышню-крестьянку»

31

Обобщение. Композиция повести.

Октябрь

8 неделя

Обобщение

Работа  с книгой , задания

Композиция

32

 Р\р. Устное сочинение- рассуждение «Можно ли считать судьбу Дуни счастливой?»

Октябрь

8 неделя

 Развитие речи

 

 

 Оформление работы

 Повторить изученные произведения

33

М.Ю.Лермонтов

 (7 ч)

 «Бородино» - о великой любви русского народа к родине, к Москве.

Ноябрь

9 неделя

Изучение новой темы.

Работа  с книгой,

ЦОР

 

Худ. средства

 Выучить отрывок наизусть

 Жизнь и творчество поэта

34

Обобщение «Бородино». Патриотический смысл стихотворения.

Ноябрь

9 неделя

Обобщение

Работа с текстом

Тест

Ответить на вопросы

35

 «Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине.

Ноябрь

9 неделя

 

Новая тема

  Беседа, работа  с книгой

 Эпитеты

Ответить на вопросы

О стих-иии

36

 «Утес»

Ноябрь

9 неделя

 Новая тема

Зад.3

 Беседа, работа  с книгой

 Олицетворе-ние

 Выр.чтение наизусть

37

«Листок»

Ноябрь

10 неделя

38

Урок-конкурс «Мое любимое стихотворение Лермонтова»

Ноябрь

10 неделя

 Обобщение

Переводы стихов Л. на чув.яз.

 

Выразительное чтение

       

39

УВЧ . «По страницам лирики Лермонтова»

Ноябрь

10 неделя

 Внекл.чт.

Беседа, работа  с книгой

Выр.чт.стихов

Биография поэта

40

А.К.Толстой

(2ч)

 «Илья Муромец». Образ былинного богатыря.

Ноябрь

10 неделя

Новая тема

Беседа, работа  с книгой,

ЦОР (презент)

 Эпитеты

Описания

Выразительное чтение

 Выр.ср-ва

41

 Р\р. Выразительное чтение стихот-ия «ИМ

Ноябрь

11 неделя

Изучение новой темы.

Зад.7

Беседа, работа  с книгой, упражнения

 

Пересказ

главы

 

42

И.С.Тургенев

(9 ч)

«Муму»- рассказ о судьбе глухонемого дворника Андрея.

Ноябрь

11 неделя

Изучение новой темы.

 Беседа, работа  с книгой, задания

 рассказ

 Устная хар-ка Герасима

Биография Тургенева

43

 «Муму». Нравственный портрет Герасима.

Ноябрь

11 неделя

 Новая тема

Беседа, работа  с книгой

ЦОР

Образ

 Ответить на вопросы

44

 Р/р.  Сжатое изложение «Герасим ищет Муму»

Ноябрь

11 неделя

 Развитие речи

 Работа с книгой

 

 Оформление работ

 

45

 Обобщение «Муму». Значение пейзажа в рассказе.

Ноябрь

12 неделя

 Обобщение

Зад.6

 Беседа, работа  с книгой

Пейзаж

Главный герой

Выполнение заданий

 О пейзаже в лит.произв.

46

Р/р.  Выразительное чтение отрывка (зад.1)

Ноябрь

12 неделя

 Развитие речи

 Работа с книгой

 

Развернутый ответ на вопрос

47

 Из стихотворений в прозе «Морское плавание».

Ноябрь

12 неделя

 

Новая тема

Беседа, работа  с книгой

Главная мысль стихотворе-ния

 Уст. рассказ «Все мы дети одной матери»

 Стихотворения в прозе

48

«Два богача»

Ноябрь

12 неделя

Новая тема

Работа с книгой

Основная идея стих-ия

Выр.чтение

Стихотворения в прозе

49

«Русский язык»

Декабрь

13 неделя

Новая тема

Работа с книгой

Тема

Идея

Выр.чтение

Стихотворения в прозе

50

 Р\р. Выразительное чтение стих-ия в прозе «Русский язык»

Декабрь

13 неделя

 Развитие речи

Зад 4

Работа  с книгой

 Трехсложные размеры стиха

О поэме

 

 

51

Н.А.Некрасов

(4 ч)

 «Школьник» - о трудной и суровой жизни крестьянского мальчика.

Декабрь

13 неделя

Изучение новой темы.

Переводы на родной язык

Беседа, работа  с книгой,

ЦОР

  Контраст

 Выр.чтение

 Биография писателя

52

Р\р. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Декабрь

13 неделя

Развитие речи

Работа с текстом

Выр.чтение наизусть

53

 «На Волге»- о тяжелом труде бурлаков.

Декабрь

14 неделя

Изучение новой темы.

Работа  с книгой, презентация

 Эпитет

Сравнение

 Выр.чтение,

устное сообщение

 

54

 Ур.вн.чт. «Дедушка»

Декабрь

14 неделя

 Внекл.чтение

Работа  с книгой

 

 Выр.чт.

 

55

М.Е.Салтыков-Щедрин»

(4ч)

 «Повесть о том, как…» - сатира на паразитизм.

Декабрь

14 неделя

 Новая тема

Беседа, работа  с книгой,

ЦОР

 О литературном герое

Сатира

 Пересказ

 Портрет героя

 

56

 «Повесть о том, как …». Противопоставление генералам трудолюбивого мужика.

Декабрь

14 неделя

 Новая тема

Слово учителя, работа  с книгой, задания,

 Иносказание

Гротеск

 Выр.чтение отрывка

 Элементы фантастики и реальности

57

 Р\р/ Пересказ сказки по плану.

Декабрь

15 неделя

 Развитие речи

 Работа с книгой

 

 Пересказ отрывка

 

58

Ур.вн.чт. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Декабрь

15 неделя

Внеклассное чтение

Презентация

Сообщения учащихся

59

Л.Н.Толстой

(7 ч)

 «Кавказский пленник» . Жизнь горцев.

Декабрь

15 неделя

Новая тема

Слово учителя, работа ,с книгой

Презентация

Рассказ  

Пересказ

главы

Изученные ранее рассказы

60

 «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Декабрь

15 неделя

Новая тема

Работа с книгой, выполнение заданий

 

Чтение рассказа в лицах

Зад. 3-5

61

 «Кавказский пленник». Образ девочки Дины.

Декабрь

16 неделя

Новая тема

Работа с книгой, выполнение заданий

Цветовые эпитеты

 Пересказ текста

62

Р\р. Составление плана на тему «Побег из плена Жилина и Костылина»

Декабрь

16 неделя

Развитие речи

Работа с текстом

Составление плана текста

Пересказ по плану

63

 Обобщение рассказа «Кавказский пленник»

Декабрь

16 неделя

Обобщение

Зад.3,4

Работа с книгой, выполнение заданий

Рассказ

Сюжет

Структура рассказа

Сочинение-миниатюра о Дине.

64

Что такое рассказ?

Декабрь

16 неделя

Теория лит-ры

Работа с хрестоматией

Завязка

Кульминация

Развязка

Конспект статьи

Соч-миниатюра о Дине

65

 Р\р. Устное сочинение  о дружбе «Друзья познаются в дружбе»

Январь

17 неделя

Развитие речи

Работа по плану

Оформление работ

66

А.П.Чехов

(6 ч)

 «Толстый и тонкий»

Январь

17 неделя

Новая тема

 

Слово учителя, работа  с книгой

ЦОР

 Юмор

 Ответить на вопросы

 Биография Чехова

67

Комические ситуации и юмор в произведении.

Январь

17 неделя

Новая тема

Работа с текстом

Юмор

Сатира

Цитатный план

68

 Р\р. Изложение «Встреча толстого и тонкого на вокзале»

январь

17 неделя

Развитие речи

Работа с книгой

 Оформление изложения

69

 Обобщение рассказа.  Инсценировка рассказа.

Январь

18 неделя

 Обобщение

 

Работа с текстом

Выр.чтение

70

 Урок. вн. чт. «Злоумышленник»

Январь

18 неделя

 Внеклассное чтение

Работа с текстом, ЦОР

71

Конкурс чтецов «Я читаю Чехова»

Январь

18 неделя

Урок-конкурс

Русская литература 20 века – 36 ч.

72

М.Горький

(5 ч)

  «Детство». Бабушка на пожаре.

Январь

18 неделя

Новая тема

Слово учителя, работа  с книгой

Автобиографии-ческая повесть

Биография

«Детство»

73

  «Детство». Бабушка на пожаре.

Январь

19 неделя

Новая тема

Слово учителя, работа  с книгой

Автобиографии-ческая повесть

Биография

«Детство»

74

 «Детство». Как происходит формирование характера Алеши?

Январь

19 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Характер героя

Пересказ

по плану

Рисунок

Подробный рассказ

75

 «Детство». Как происходит формирование характера Алеши?

Январь

19 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Характер героя

Пересказ

по плану

Рисунок

Подробный рассказ

76

 р\р. Устное сочинение «Мой любимый эпизод повести!

Январь

19 неделя

 Развитие речи

Работа с книгой, ответы на вопросы

Отзыв

Пересказ

главы

 

77

И.А.Бунин

(4 ч)

 Русская природа-основная тема поэзии Бунина.

Февраль

20 неделя

 Новая тема

Зад.3

Работа с книгой, ответы на вопросы

Презентация

 лирика

 Выр.чтение стихов

Факты биографии

78

Рассказ «Танька» - о тяжелой жизни в русской деревне.

Февраль

20 неделя

 Новая тема

Работа с книгой, анализ произведения

 Пересказ

Ответить на вопросы

Зад.3

79

Рассказ «Танька» - о тяжелой жизни в русской деревне.

Февраль

20 неделя

 Новая тема

Работа с книгой, анализ произведения

 Пересказ

Ответить на вопросы

Зад.3

80

Ур.вн.чт.  А.И.Куприн «Гуттаперчевый мальчик»

Февраль

20 неделя

Урок вн.чт.

 Выр.чтение рассказа

Пересказ текста

81

С.А.Есенин

(4ч)

 «Поет зима – аукает»

Февраль

21 неделя

Новая тема

Слово учителя, работа  с книгой, презентация

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

 Выр.чтение наизусть

 Биография

82

 «Черемуха»

Февраль

21 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Олицетворение

 Выр.чтение наизусть

83

 «Нивы сжаты, рощи голы»

Февраль

21 неделя

 Новая тема

Зад.2

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Метафора

 Выр.чтение

Характеристика героя

84

Р\р. Выразительное чтение наизусть любимого стих-ия

Февраль

21 неделя

Развитие речи.

 Выр.чтение

85

М.М.Пришвин

(8 ч)

 «Кладовая солнца» - сказка-быль о «о земле, великой матери нашей»

Февраль

22 неделя

Новая тема

Слово учителя, работа  с книгой

ЦОР

 Сказка-быль

Пересказ 1ч.

 Ответить на вопросы

 Биография

86

«Кладовая солнца». На Слепой елани.

Февраль

22 неделя

 Новая тема

Составить план

87

«Кладовая солнца». На Слепой елани.

Февраль

22 неделя

 Новая тема

Составить план

88

«Кладовая солнца» В Блудовом болоте.

Февраль

22 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

ЦОР

Лира

Лирическое произведение

Выразительное чтение

Пересказ по плану

 Основные эпизоды

89

«Кладовая солнца» В Блудовом болоте.

Февраль

23 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

ЦОР

Лира

Лирическое произведение

Выразительное чтение

Пересказ по плану

 Основные эпизоды

90

 Обобщение сказки-были «Кладовая солнца»

Февраль

23 неделя

 Обобщение

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

Выразительное чтение

Краткий пересказ

 сочинение

91

 Р\р. Сочинение «Природа моего края»

Февраль

23 неделя

Развитие речи.

Сочинение

 

 

 

92

 Ур.вн.чт. Рассказы Пришвина о природе.

Февраль

23 неделя

Урок вн.чт.

 

 

 Сообщения учащихся

93

Ф.А.Абрамов (2ч)

 «Бревенчатые мавзолеи»

Март

24 неделя

Новая тема

Зад.2

Слово учителя, работа  с книгой, ЦОР

 Притча

Биография

Устное сообщение

«малая» и «большая» родина

Общечеловеческие ценности

94

Р/р. Выразительное чтение  притчи.

Март

24 неделя

Развитие речи.

Работа с книгой

Выразительное чтение

Зад.4

95

Н.М.Рубцов

(4 ч.)

Н.Рубцов – великий поэт России. «Деревенские ночи»

Март

24 неделя

Новая тема

Презентация

Рубцов и лит-ра народов Р.

Слово учителя, работа  с книгой, ЦОР

 Лирика

Сравнение

 Выр.чтение

Ответить на вопросы

Устное сообщение

96

 «Первый снег»

Март

24 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Сравнение

 Выр.чтение

О сравнении

97

Р\р. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Деревенские ночи»

Март

25 неделя

 Развитие речи.

Зад.2

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 Развернутый ответ на вопрос

98

Ур.вн.чт. «Милая моя Родина»

Март

25 неделя

Внеклассное чтение.

Видеоресурс

Работа со сборником стихов

Выр.чтение стихов

99

В.М.Шукшин

(4 ч)

 Творческий путь писателя.

Март

25 неделя

 Новая тема.

Зад.2  

Работа с книгой, ответы на вопросы

Презентация

 

 Ответить на вопросы

Краткий пересказ

 Биография

100

 Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

Март

25 неделя

 Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Рассказ

Основная идея

Оформление работы в тетрадях

В чем особенность героев Шукшина?

101

 Р\р. Конкурс на лучшее чтение диалогов.

Март

26 неделя

 Развитие речи

Зад.2

Слово учителя, работа  с книгой

Характер людей

Биография

Выр.чтение

Рассказ с использованием диалогов

102

Урок-фильм «Калина красная»

Март

26 неделя

Просмотр фильма

Развернутый ответ на вопрос

103

Е.И.Носов

(3ч)

 Рассказ «Белый гусь»-о взаимоотношениях в мире животных.

Март

26 неделя

 Новая тема

 Слово учителя, работа  с книгой

 Худ. средства

 Пересказ отрывка

Рассказ

104

Р\р. Пересказ истории о судьбе «семьи» Белого гуся.

Март

26 неделя

Развитие речи.

Работа с текстом

Пересказ

отрывка

105

Обобщение  рассказа «Белый гусь». Тема материнства и отцовства в мире животных.

Апрель

27 неделя

 Обобщение

 

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Худ.приемы

Выр.чтение

Краткий пересказ

 Ответы-рассуждения по зад. 1

106

Обобщение лит-ры 20 века. (2 ч.)

 Контрольное тестирование по лит-ре 20 века.

Апрель

27 неделя

 Контроль знаний

  ответы на вопросы

 

 

107

Анализ контрольных работ

Апрель

27 неделя

Анализ ошибок

изученные темы

Народный героический эпос -8 ч

108

 «Урал-батыр»- древние героические сказания

Апрель

27 неделя

Новая тема

 Зад.1

Работа с книгой, ответить на вопросы

 Эпитеты

Сравнения

Выр.чтение стих-ия

Выразит.средства

109

 Р\р. Выразительное чтение отрывка из сказания

Апрель

28 неделя

 Развитие речи

 

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 

 Главные гери сказания

110

 «Калевала» - о борьбе народа со злыми силами.

Апрель

28 неделя

Новая тема

Зад.1

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Эпос

Постоянные эпитеты

Выр.чт.отрывка

Худож-ые приемы

111

«Калевала». Образ кузнеца Илмаринена.

Апрель

28 неделя

Новая тема.

112

 Р\р. Выразительное чтение диалога

Апрель

28 неделя

 Развитие речи

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 Выр.чтение

Зад.2

113

Бурятский эпос «Гэсэр»

Апрель

29 неделя

 Новая тема

 Работа с книгой, ответить на вопросы

Эпос

Постоянное сравнение

Гипербола

Ответы на вопросы

Рассказ о мужестве юного воина

114

«Гэсэр» - о противостоянии двух сил-добра и зла.

Апрель

29 неделя

Обобщение

Зад.2

115

 Р\р. Выразительное чтение эпизода

Апрель

29 неделя

 Развитие речи

Зад.2

Работа с книгой, ответить на вопросы

Выразительное чтение

Зарубежная литература  - 15 ч

116

Мифы

(4 )ч

 Мифы Древней Греции. «Похищение Персефоны Аидом»

Апрель

29 неделя

Новая тема

 

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Красочные эпитеты

 Пересказ по плану

 О мифах

117

«Подвиги Геракла». Немейский лев.

Апрель

30 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 Пересказ подвига

О подвигах Геракла

118

 Лернейская гидра. Стимфалийские птицы.

Апрель

30 неделя

Новая тема

Зад.2

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 Пересказ подвига

Зад.1

119

 Р\р. Пересказ близко к тексту второго  подвига Геракла

Апрель

30 неделя

Развитие речи

Работа с книгой, ответы на вопросы

 

 Пересказ второго подвига

120

В.Гюго

(4ч)

 «Козетта». Жизнь сироты Козетты.

Апрель

30 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Пересказ текста

Краткая биография

121

Р\р. Выразительное чтение отрывка.

Май

31 неделя

Развитие речи

Работа с текстом

Выр.чтение

122

«Козетта». Как сложится судьба Козетты?

Май

31 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

 Рассказы учащихся

123

 Обобщение. Самые яркие эпизоды рассказа.

Май

31 неделя

 Обобщение

Работа с книгой, ответы на вопросы

Тема

Идея  произведения

Дом\сочинение

124

Джек Лондон

(7 ч)

«Белый клык». Чем отличался Белый Клык от других собак7

Май

31 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Основная мысль эпизода

Выр.чтение Пересказ отрывка

Творческий путь автора

125

«Царство ненависти»

Май

32 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Тема

Идея  произведения

Выр.чтение Пересказ главы

Изученные произведения

126

«Цепкая смерть»

Май

32 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Тема

Идея  произведения

Пересказ главы

127

«Новая наука»

Май

32 неделя

Новая тема

Работа с книгой, ответы на вопросы

Тема

Идея  произведения

Пересказ главы

128

Обобщение. О чем заставляет задуматься финал повести?

Май

32 неделя

 Обобщение

Зад.4

Работа с книгой, ответы на вопросы

Эптиеты

Сравнения

Ответить на вопросы

129

Ур.вн.чт. «Северные рассказы»

Май

33 неделя

 Внекл.чтение

Работа с текстом

Выр.чтение

Сообщения

130

Урок-фильм «Белый клык»

Май

33 неделя

Просмотр фильма

Читать произ-ия Д.Лондона

131

Повторение изученных тем (6ч)

 Повторение тем «Мифы, древних славян. Героический эпос русского народа».

Май

33 неделя

Повторение

Работа с учебником

Ответить на вопросы

132

Повторение русской лит-ры 19 века.

Май

33 неделя

Повторение

Работа с учебником

Ответить на вопросы

133

Повторение русской лит-ры 20 века.

Май

34 неделя

Повторение

Работа с учебником

Ответить на вопросы

134

Итоговое контрольное тестирование по изученным темам.

Май

34 неделя

Повторение

НРК

Работа с учебником

Ответить на вопросы

135

Анализ контр. тестирования

Май

34 неделя

Анализ работ

Работа с учебником

136

Обобщение  всего изученного. Итоги учебного года.

Май

34 неделя

Урок-обобщение

 

Задание на лето

Все изученные произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....