Рабочая программа по литературе 7 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Астапова Людмила Вячеславовна
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2010). Авторская программа в основном соответствует Госстандарту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  «Самовецкая средняя общеобразовательная школа»

 Эртильского муниципального района Воронежской области

Принята  на педсовете

Протокол от "___" _______2013г №__.

 

"Согласовано"

Заместитель директора поУВР___________

                               Е.И.Жукова

"Утверждаю"

Директор школы___________В.М.Овсянников

Приказ №______ от "_____"___________2013 г.                

Рабочая программа

учебного  предмета литературы   в 7 классе      

                                                     учителя   Л.В. Астаповой

2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2010).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

-А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре);

-Л.Н. Андреев «Кусака»;

-Д.С. Лихачёв «Земля родная»;

-песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (Кроме произведений А.С. Пушкина.)

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения  Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:                 

 -Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                        

- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

 - Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и          формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;

 -Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.                

Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:

  • Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;                                                                
  •  Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;                        
  •  Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения. Преподавание ведётся по учебнику Литература . 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина-М. :Просвещение, 2010.

Количество учебных часов

В неделю-2. В год-70

                    Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

-использовать различные формы пересказа;

-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

                                              Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

-итоговый (за полугодие): тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

                    Учебно-методическое обеспечение по литературе.

1.Поурочные разработки по литературе 7класс.И.В.Золотарёва,Т.А.Крысова. Москва «ВАКО»,2004.

2.Обучение сочинениям по русскому языку и литературе 5-8 классы. Н.М.Скоркина. Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград ,2002.

3.Открытый урок по литературе 5-11 классы. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. Москва-2002 «Московский лицей».

4.Литература в школе: Урок за уроком. - М. :ООО ТИД «Русское слово - РС»,2002. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова и др.

5.Анализ художественного текста и творческие работы в школе.  7 класс. Т.С. Петрова. М.: Московский лицей,2002.

6.Уроки внеклассного  чтения 5-9 классы. Сост. Картавцева М.И. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.

Литература для учащихся:

1.Коровина В.Я. Литература:7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.-М.:Просвещение, 2010.

2.Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс.-М.:Просвещение, 2010.

3.Литература:Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.:Просвещение, 2010.

                               

                                 Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические.

Контрольные и диагностические

материалы.

Экскурсии

Примечания

1.

 

    2.

3.

     4.

     5

6

7.

8.

     9.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из русской литература 18века.

Из русской литература 19века.

Из русской литературы 20 века.

Из литературы народов России.

Из зарубежной литературы.

Резервные уроки.

Итого:

1

       

5

3

2

       

27

24

       

     

       1

       

      5

         

         2

      70

1.Р.р. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…»

2.Р.р. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3.Р.р. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

4.Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

4

 1.Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».

2.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

3.Урок контроля. Литературный ринг по изученным во 2 четверти произведениям.

4.Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

5.Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать,-счастливый человек».

             

             5

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69-70.

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражения нравственных идеалов русского народа.

Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн любви и верности.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».

Из русской литературы 18 века.

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова.

  Г.Р. Державин- поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Державина.

Из русской литературы 19века.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

 А.С.Пушкин «Станционный смотритель»-повесть о «маленьком»человеке.

Художественное совершенство и человечность повести А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»-поэма об историческом прошлом России.

Нравственный поединок героев поэмы.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…».

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Тарас Бульба и его сыновья.

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю.

Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.С. Тургенев «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и  обездоленных.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Вн.чт. А.К. Толстой «Князь Серебряный».

М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

Р.р. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Урок контроля. Литературный ринг по изученным во второй четверти произведениям.

Л.Н. Толстой « Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения .

Два лица России в рассказе А.П. Чехов « Злоумышленник»

Вн.чт. Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова.

Из русской литературы 20 века

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры».Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Р.р. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

Характеристика положительных героев.

Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

«Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

В.В. Маяковский «Необычное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества.

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Вн.чт. Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.

А. Платонов « Юшка».

Внешняя и внутренняя красота человека.

Призыв к состраданию и уважению к человеку.                                

Вн.чт. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Р.р. Сочинение « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? »

Вн.чт. Час мужества.

Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Вн.чт. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова).

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои  рассказа и их поступки.

Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Вн.чт. « Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе.

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

Д.С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Смех Михаила Зощенко ( по рассказу «Беда»).

Из литературы народов России

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы.

Р.Бернс «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности.

Дж.Г. Байрон-«властитель дум» целого поколения.

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Итоговый урок. « Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К.Паустовский).                                                                  

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....