Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Артседи Майя Васильевна

Рабочая программа по литературе 5 класс по УМК Черкезовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass_khondergey.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по литературе составлена на основе УМК Литература 5 кл. / авт.-сост. М.В.Черкезова, Е.А.Самойлова, Ж.Н.Критарова, Н.Н.Вербовая. Она нацелена на реализацию Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте.
  2. Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку»; «Содержание курса»; «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников»; «Рекомендации по материально-техническому обеспечению».

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Вклад учебного предмета «Литература» в основной школе в достижение целей основного общего образования обусловлен тем, что литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся, расширять их культурный кругозор, способствует формированию культуры чтения. Кроме того, современные социокультурные факторы, основные из которых — интенсивное развитие контактов между народами и формирование открытого общества — выдвигают на одно из первых мест организацию межкультурного взаимодействия учащихся и формирование у них толерантности по отношению к иным национальным культурам. Большая роль в этом процессе также принадлежит русской литературе: она содействует взаимообогащению национальных литератур, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения

 Целями изучения предмета «Литература»  школе являются:

— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), к культурам других народов;

— формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

— формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;

— овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях — собственную интерпретацию;

— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;

— овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Этим определяется особая важность установления в школе обоих типов теснейших связей в преподавании русской литературы и русского языка.

Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края учащихся, что формирует у них историзм мышления, гордость за свое многонациональное Отечество. Этническое самосознание формируется у нерусских учащихся преимущественно при изучении родной литературы. Изучение русской литературы формирует общероссийское гражданское сознание.

Учебный предмет «Литература» обладает ярко выраженным своеобразием, которое определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Русская литература изучается в нерусской культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в примерной программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.

Требования к результатам изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми на изучении предмета «Литература» являются:

  • осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;
  • совершенствование основных видов речевой деятельности на русском языке, овладение стилистически окрашенной русской речью, использование в собственной речи изобразительно-выразительных средств русского языка, соблюдение норм русского речевого этикета;
  • приобретение знаний о русской литературе (культуре), понимание и уважительное отношение к культурам и литературам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных);
  • умение составлять планы, тезисы, конспекты, устные и письменные развернутые высказывания на русском языке.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении подбирать аргументы для подтверждения собственного высказывания, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать вывод;
  • использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;
  • овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, контролировать и оценивать ее;
  • определении сферы своих интересов и возможностей.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;
  • устные пересказы прозаических произведений или их отрывков с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; ответы на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создание на русском языке устных монологических речевых высказываний разного типа; умение вести диалог на русском языке, соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, принадлежащего к иной культуре;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

2) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора ряда других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., вершинных произведений зарубежной литературы, произведений литературы народов России, способность грамотно формулировать эти проблемы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременн€ых, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

3) в ценностно-ориентационной сфере:

  • формулирование собственного отношения к изученному литературному произведению, его оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученного литературного произведения;
  • понимание авторской позиции и отношение к ней;

4) в эстетической сфере:

  • осознание литературного произведения как явления словесного искусства;
  • понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
  • выявление при сопоставлении однотемных произведений русской и родной литературы их сходства и национального своеобразия, обусловленных своеобразием образно-эстетических систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Для школ с родным (нерусским) языком обучения предлагается 340 часов, в  5  классе 2 часа в неделю.

Содержание курса

Задачи изучения литературы:

— развитие навыков выразительного и осмысленного чтения;

— расширение представления об основных базовых теоретико-литературных понятиях, овладение умениями работать с ними в процессе элементарного анализа художественных текстов;

— развитие умения самостоятельно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.

Введение

Литература как искусство слова: цели и задачи предмета «Литература». Особенности художественного мира литературных произведений. Литература как одна из форм освоения мира, как один из видов искусства.

Фольклор

Начальное понятие о фольклоре, его основные жанры.

Загадки, пословицы, поговорки

Загадки — один из малых жанров фольклора; происхождение загадки; особенности построения загадки.

Пословицы и поговорки — отличие пословиц от поговорок, тематическая общность пословиц и поговорок в фольклоре разных народов России, отражение в пословицах и поговорках особенностей быта и национального менталитета.

Русские народные сказки

Русские народные сказки — наиболее популярный фольклорный жанр. Происхождение сказки, классификация (виды) сказок: волшебные и героические, бытовые, сказки о животных.

«Лиса и дрозд». Художественное своеобразие сказок о животных, их тесная связь с мифологией народа, сказки о животных — наиболее древний вид эпического жанра фольклора.

«Перышко Финиста — Ясна сокола». Художественные особенности волшебных сказок, начальные понятия о сюжете, композиции. Проблема добра и зла, представления о положительном герое в народной традиции.

«Ванюшка и царевна». Особенности художественной условности и отражения уклада жизни народа в бытовых сказках. Нравственные идеалы народа.

Сказки народов России

Разнообразие и сходство сказок разных народов, значение сказки в формировании национальной культуры народа.

«Голубая бусина» (эскимосская сказка). Отражение быта народов Севера. Трудолюбие, скромность, почитание старших как нравственная основа жизни народа.

«Кого выбрать» (чеченская сказка). Проблема выбора и нравственные идеалы народа, национальное представление о достоинствах и недостатках героев.

«Не рой другому яму» (адыгейская сказка). Нравоучительный смысл сказки. Понятие о справедливости.

Литературные сказки

История возникновения литературных сказок, литературная обработка фольклорных сюжетов. Отличие литературной сказки от народной, роль автора.

Сказки русских писателей

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила». Стихотворная сказка, фольклорные традиции в сказке (композиция, образы героев, тема, идея, традиционные фольклорные приемы в языке произведения). Образ автора-рассказчика.

С. Т. Аксаков. Краткий рассказ о баснописце. «Аленький цветочек» (в сокращении). Тема и идея сказки, их образное воплощение. Нравственная проблематика сказки, понятие об истинных и ложных ценностях, преобразующая сила добра и любви. Образ повествователя в сказке.

Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева» (в сокращении). Тема верности и преданности в сказке. Сила духа героини, ее готовность к самопожертвованию. Особенности художественного мира сказок Андерсена (сочетание фантастического и реального, выбор героев, фольклорные мотивы).

А. де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе.

«Маленький принц» (в сокращении). Современная литературная сказка. Тема ответственности. Иерархия человеческих ценностей: прекрасное и полезное, добро и зло. Мир детей и мир взрослых в сказке «Маленький принц».

Жанр басни в мировой литературе

Басни Эзопа и Г. Э. Лессинга (обзор).

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.

«Квартет», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Жанр басни в русской литературе, фольклорная основа и литературная форма басен Крылова. Стихотворная форма басен Крылова, их аллегоричность, композиционное строение, диалоговая форма, наличие морали и т. д. Жанр басни в родной литературе.

Литература XIX века

Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», писатели-классики русской литературы и литературы народов России.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Унылая пора! очей очарованье...» (из стихотворения «Осень»), «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Картины осеннего и зимнего пейзажей. Средства художественной выразительности, создающие поэтические образы природы. Образ лирического героя в стихотворениях.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Парус», «Утес», «Кавказ». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной изобразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» (в сокращении). История создания повести, реальные прототипы героев. Портрет и его роль в создании образа героя. Нравственное превосходство Герасима над барыней. Гуманистическая направленность повести.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» (в сокращении). Сюжет рассказа, тема войны в рассказе. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение горцев, их быта, традиций, обычаев. Гуманистическая направленность и основная идея рассказа.

Стихотворения русских поэтов о природе

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Туча». Пейзажная лирика. Роль пейзажа и художественные средства создания пейзажа в лирическом стихотворении. Связь человека с миром природы в русской классической литературе.

Ф. И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте.

«Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза». Особенности пейзажа в стихотворениях Тютчева. Пушкинские мотивы в стихотворениях Тютчева, одушевление природы, олицетворение как основной художественный прием лирики Тютчева.

А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте.

«Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер». Особенности художественной образности в пейзажной лирике Фета, изображение «мимолетного впечатления», «мгновения» жизни как художественный прием. Средства художественной изобразительности.

И. С. Никитин. Краткий рассказ о поэте.

«Утро». Образ родной природы в стихотворении, соответствие состояния природы душевному состояния человека.

Мир детства в русской и зарубежной литературе

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Крестьянские дети» (фрагмент). Художественный мир поэзии Некрасова. Приемы создания образов, авторское отношение к героям стихотворения.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отдельные главы в сокращении). Марк Твен — писатель для детей и для взрослых. Герои и события, мир полный приключений в повести, тема ответственности человека за свои поступки. Характер главного героя, приемы создания комического в повести.

О. Генри. Краткий рассказ о писателе.

«Вождь краснокожих» (в сокращении). Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, время действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданность финала.

Литература XX века

1. Русская проза на рубеже веков

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Лошадиная фамилия». Юмористические произведения Чехова (начальное понятие о юморе), смешное и грустное в рассказе. Лаконизм повествования. Роль названия в художественном произведении.

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Чудесный доктор». Рассказ о великом русском враче Н. И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших нравственных ценностей жизни. Печальное и радостное в рассказе. Прототипы литературных героев.

2. Светлый лик родной природы

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Густой зеленый ельник у дороги...». Поэтический мир природы в поэзии Бунина. Особенности пейзажа в лирическом стихотворении.

М. М. Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гриб». Образ автора-рассказчика, его восхищение родной природой, умение писателя замечать «невидимое и неприметное». Художественная образность рассказа, роль поэтических сравнений в прозаическом тексте.

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Заячьи лапы». Любовь автора к родной природе, его умение сопереживать, сочувствовать всему живому. Идея единства природы и человека — основная мысль рассказов Паустовского.

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Рассказчик и герой. Характер главного героя, сила его духа, взаимоотношение с природой. Художественная образность, роль пейзажа в рассказе.

Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Арктур — гончий пес». Смысл посвящения рассказа Пришвину, тема и идея рассказа. Лаконизм прозы Казакова, образность языка, роль и выразительность художественных деталей в изображении едва уловимых оттенков и красок природы.

Тематическое планирование

68 ч — 2 ч в неделю

Темы, входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

По плану

Фактич

Литература как искусство слова (1 ч)

Цели и задачи предмета «Литература». Особенности художественного мира литературных произведений. Литература как одна из форм освоения мира, как один из видов искусства.

Отвечать на вопросы.

Фольклор (14 ч)

Загадки (1 ч)

Один из малых жанров фольклора; происхождение загадки; особенности построения загадки.

Сочинять загадки.

Пословицы и поговорки (2 ч)

Отличие пословиц от поговорок, тематическая общность пословиц и поговорок в фольклоре разных народов России, отражение в пословицах и поговорках особенностей быта и национального менталитета.

Читать, отвечать на вопросы, сопоставлять русские пословицы с пословицами и поговорками родного народа.

Русские народные сказки (4 ч)

Наиболее популярный фольклорный жанр. Происхождение сказки, классификация (виды) сказок: волшебные и героические, бытовые, сказки о животных.

Читать; пересказывать кратко, подробно, выборочно; отвечать на вопросы по прочитанному.

«Лиса и дрозд». (1 ч)

Художественное своеобразие сказок о животных, их тесная связь с мифологией народа, сказки о животных — наиболее древний вид эпического фольклора.

Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки.

«Перышко Финиста — Ясна сокола». (2 ч)

Художественные особенности волшебных сказок, начальные понятия о сюжете, композиции. Проблема добра и зла, представления о положительном герое в народной традиции.

Определять особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.).

«Ванюшка и царевна». (1 ч)

Особенности художественной условности и отражение уклада жизни народа в бытовых сказках. Нравственные идеалы народа.

Сочинять собственные сказки.

Сказки народов России (3 ч)

Разнообразие и сходство сказок разных народов, значение сказки в формировании национальной культуры народа.

Сопоставлять русские сказки со сказками народов России и родного народа на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявлять национально обусловленные различия.

«Голубая бусина» (эскимосская сказка) (1 ч)

Отражение быта народов Севера. Трудолюбие, скромность, почитание старших как нравственная основа жизни народа.

«Кого выбрать» (чеченская сказка). (1 ч)

Проблема выбора и нравственные идеалы народа, национальные представления о достоинствах и недостатках героев.

«Не рой другому яму» (адыгейская сказка). (1 ч)

Нравоучительный смысл сказки. Понятие о справедливости в сказке.

Литературные сказки (11 ч)

Сказки русских писателей (5 ч)

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила» (2 ч)

Стихотворная сказка, фольклорные традиции в сказке (композиция, образы героев, тема, идея, традиционные фольклорные формулы в языке произведения). Образ автора-рассказчика.

Читать выразительно вступление к поэме. Заучивать наизусть стихотворный текст.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». (3 ч)

Тема и идея сказки, их образное воплощение. Нравственная проблематика сказки, понятие об истинных и ложных ценностях, преобразующая сила добра и любви. Образ повествователя в сказке.

Определять в сказке тему и ее идейное содержание.

Находить в литературной сказке элементы фольклорного произведения.

Сказки зарубежных писателей (6 ч)

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». (3 ч)

Тема верности и преданности в сказке. Сила духа героини, ее готовность к самопожертвованию. Особенности художественного мира сказок Андерсена (сочетание фантастического и реального, выбор героев, фольклорные мотивы).

Читать выразительно текст сказки. Читать по ролям. Пересказывать кратко, подробно, выборочно; отвечать на вопросы по прочитанному. Характеризовать характеры и поступки главных героев сказки.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (3 ч)

Современная литературная сказка. Тема ответственности в сказке. Иерархия человеческих ценностей: прекрасное и полезное, добро и зло. Мир детей и мир взрослых в сказке «Маленький принц».

Определять основную мысль литературной сказки. Выявлять актуальность нравственных проблем, обозначенных в сказке «Маленький принц».

Жанр басни в мировой литературе (3 ч)

И. А. Крылов. «Квартет», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». (2 ч)

Басни Эзопа и Лессинга (о б з о р). (1 ч)

Жанр басни в русской литературе, фольклорная основа и литературная форма басен Крылова. Стихотворная форма басен Крылова, их аллегоричность, композиционное строение, диалоговая форма, наличие морали и т. д. Жанр басни в родной литературе.

Читать басни выразительно, по ролям.

Заучивать наизусть одну из басен. Определять художественные особенности басенного жанра (мораль, аллегория).

Литература XIX века (12 ч)

А. С. Пушкин. «Унылая пора! очей очарованье...» (из стихотворного отрывка «Осень»), «Зимняя дорога», «Зимний вечер». (2 ч)

Понятие о лирическом стихотворении. Стихотворные размеры, ритм и рифма в русской литературе; отличие поэтической речи от прозаической.

Читать выразительно стихотворения. Заучивать наизусть стихотворный текст.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Утес», «Кавказ». (2 ч)

Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной изобразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в поэтическом тексте (олицетворения, эпитеты, метафоры и т. д.).

И. С. Тургенев. «Муму». (4 ч)

История создания повести, реальные прототипы героев. Портрет и его роль в создании образа героя. Нравственное превосходство Герасима над барыней. Гуманистическая направленность повести.

Читать рассказ. Пересказывать текст подробно и выборочно. Отвечать на вопросы по прочитанному. Определять тему, идею. Характеризовать героев повести.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». (4 ч)

Сюжет рассказа, тема войны в рассказе. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение горцев, их быта, традиций, обычаев. Гуманистическая направленность и основная идея рассказа.

Читать и пересказывать текст рассказа. Отвечать на вопросы, составлять план. Давать сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Характеризовать горцев, их быт и обычаи.

Стихотворения русских поэтов о природе (5 ч)

А. С. Пушкин. «Туча». (1 ч)

Пейзажная лирика. Роль пейзажа и художественные средства создания пейзажа в лирическом стихотворении. Связь человека с миром природы в русской классической литературе.

Читать выразительно стихотворение. Заучивать его наизусть. Находить художественные средства создания пейзажа.

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза». (2 ч)

Особенности пейзажа в стихотворениях Тютчева. Пушкинские мотивы в стихотворениях Тютчева, одушевление природы, олицетворение как основной художественный прием лирики Тютчева.

Читать выразительно стихотворения. Заучивать одно из них наизусть. Выявлять средства художественной изобразительности.

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер». (1 ч)

Особенности художественной образности в пейзажной лирике Фета, изображение «мимолетного впечатления», «мгновения» жизни как художественный прием. Средства художественной изобразительности.

Читать выразительно стихотворения. Заучивать одно из них наизусть. Выявлять средства художественной изобразительности.

И. С. Никитин. «Утро». (1 ч)

Образ родной природы в стихотворении, соответствие состояния природы и душевного состояния человека.

Мир детства в русской и зарубежной литературе (6 ч)

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». (2 ч)

Художественный мир поэзии Некрасова. Приемы создания образов, авторское отношение к героям стихотворения.

Читать выразительно, по ролям. Характеризовать персонажей, роль автора. Сопоставлять стихотворение с произведениями родной литературы о жизни детей.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». (3 ч)

Герои и события, мир полный приключений в повести, тема ответственности человека за свои поступки. Характер главного героя, приемы создания комического в повести. Марк Твен — писатель для детей и для взрослых.

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Характеризовать главных героев. Выявлять приемы комического в произведении М. Твена.

О. Генри. «Вождь краснокожих». (1 ч)

Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, время действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О. Генри.

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять жанровые отличия повести и рассказа.

Литература XX века (12 ч)

Русская проза на рубеже веков (2 ч)

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». (1 ч)

Юмористические произведения Чехова (начальное понятие о юморе), смешное и грустное в рассказах. Лаконизм повествования. Роль названия в литературном произведении.

Читать выразительно, пересказывать близко к тексту.

Выявлять детали, создающие комический эффект.

А. И. Куприн. «Чудесный доктор». (1 ч)

Рассказ о великом русском враче Н. И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших нравственных ценностей жизни. Печальное и радостное в рассказе. Прототипы литературных героев.

Читать рассказ, пересказывать. Описывать жизнь семьи Мерцаловых. Характеризовать образ врача.

Светлый лик родной природы (12 ч)

И. А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги...». (1 ч)

Поэтический мир природы в поэзии Бунина. Особенности пейзажа в лирическом произведении.

Читать выразительно стихотворение. Заучивать наизусть. Определять средства художественной выразительности.

М. М. Пришвин. «Старый гриб». (2 ч)

Образ автора-рассказчика, его восхищение родной природой, умение писателя замечать «невидимое и неприметное». Художественная образность рассказа Пришвина, роль поэтических сравнений в прозаическом тексте.

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать кратко, сжато. Определять основную мысль рассказа, приемы поэтичности прозаического текста.

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». (2 ч)

Любовь автора к родной природе, его умение сопереживать, сочувствовать всему живому. Идея единства мира природы и человека — основная мысль рассказов Паустовского.

Читать, отвечать на вопросы, составлять цитатный план. Определять тему и идею рассказа.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». (3 ч)

Рассказчик и герой. Характер главного героя, сила его духа и его взаимоотношения с природой. Художественная образность, роль пейзажа в рассказе Астафьева.

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить детали, языковые средства художественной выразительности и определять их роль в рассказе.

Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес». (4 ч)

Смысл посвящения рассказа М. Пришвину, тема и идея рассказа. Лаконизм прозы Казакова, образность языка, роль и выразительность художественных деталей в изображении едва уловимых оттенков и красок природы.

Читать, отвечать на вопросы, составлять развернутый план рассказа. Определять тему и идею произведения. Раскрывать образность языка.

В 5 классе учащиеся овладевают следующими историко- теоретико-литературными сведениями:

  • Фольклор. Жанры фольклора. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Герой. Сюжет. Особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.);
  • Литературная сказка. Автор. Повествователь. Образ. Реальное. Фантастическое. Тема. Идея.
  • Классическая литература. Басня. Рассказ. Сюжет. Мораль. Аллегория. Сравнение. Юмор и сатира.
  • Лирическое стихотворение. Рифма. Художественная образность лирического стихотворения. Пейзаж и его функции в литературном произведении. Олицетворение. Эпитет. Метафора.
  • Современная литература. Тема природы и ее роль в современной русской литературе. Литературный прототип. Портрет. Художественная деталь. Характер героя.

Виды деятельности учащихся

  • Осознанное прочтение литературных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение художественного текста.
  • Различные виды пересказа (подробный, выборочный и т. д.).
  • Ответы на вопросы учебника, проверяющие знание и понимание текста изучаемого произведения.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики и жанра.
  • Составление планов и написание письменных работ творческого характера.

Метапредметные результаты освоения учащимися курса литературы

  • Освоение основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение.
  • Овладение умениями создавать связное устное или письменное речевое высказывание на русском языке.
  • Умение находить необходимую информацию с использованием различных источников.

Предметные результаты освоения учащимися курса литературы

В познавательной сфере:

-        осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

-        понимание содержания изученных литературных произведений;

-        умение отвечать на вопросы по тексту изученного на уроке произведения;

-        сопоставление отдельных литературных произведений, близких по тематике, жанру;

-        умение находить изобразительно-выразительные средства в художественном тексте (олицетворения, эпитеты, метафоры и т. д.).

В эстетической сфере:

-        умение сравнивать литературное произведение с его интерпретациями в других видах искусства;

-        умение применять имеющиеся знания об изобразительно-выразительных средствах языка в процессе самостоятельной творческой работы.

В ценностно-ориентационной сфере:

-        приобретение умений создавать корректное и аргументированное суждение по поводу прочитанного;

-        умение осмыслять нравственный урок художественного произведения.

В коммуникативно-речевой сфере:

-        умение выразительно читать художественный текст, в том числе — наизусть;

-        овладение различными видами пересказа (подробный, краткий и т. д.).;

-        умение переводить отдельные слова, фразеологизмы художественного текста с русского языка на родной;

-        овладение первоначальными навыками написания самостоятельных работ творческого характера по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Материально-техническое оснащение учебного процесса

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве учебников литературы, данное требование  в настоящее время не выполнено.

Предполагается использование настенных таблиц, представляющих в структурированном виде термины и понятия, на которые опирается курс литературы. Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Современный урок по литературе должен опираться на использование компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения. Они ориентированы на организацию деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности. Материально-техническое обеспечение  учебного процесса является  достаточным для эффективного решения этих задач.Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Слайды (диапозитивы) по литературе, видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя. Видеофильмы по основным разделам курса литературы могут быть в цифровом (компьютерном) виде..

Технические средства в кабинете литературы:

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в интернет).
  • Сканер.
  • Принтер лазерный.
  • Копировальный аппарат.
  • Экран на штативе или навесной (мин. размеры 1,25 x 1,25).
  • Видеоплейер, DVD-плейер (видеомагнитофон).
  • Телевизор (диагональ не менее 72 см).
  • Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).

 Информационные ресурсы в сети интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....