Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Васильева Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по литературе для 6 класса  разработана  на  основе учебника под редакцией В.Я.Коровиной и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Литература» 6 класс

Нормативная основа программы

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (вступает в силу с 01.09.2012);

2.Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089) и программы образовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7 издание, Москва «Просвещение» 2006.

3.Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312. Образовательная программа НОУ гимназии «Петершуле» Красногвардейского района Санкт-Петербурга – 2012

4.Учебный план НОУ гимназии «Петершуле» Красногвардейского района Санкт-Петербурга – 2012

Цели и задачи обучения по предмету «Литература» в 6 классе

Цели:


-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

-формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
-формирование системы гуманитарных понятий,, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно- художественных произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2011 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение  литературы в 6 классе составит

70 часов.

1  триместр - 24  часа

2  триместр - 24 часа

3  триместр - 22 часа

 

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

 1 триместр        

 2 триместр

 3 триместр

За год

 Уроки по развитию речи  

5

4

2

11

Уроки по внеклассному чтению

2

3

1

6

Классные сочинения

1

1

2

Домашние сочинения

1

1

1

3

Итого

22

     Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Учет особенностей обучающихся 6 «К» класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

Всего – 10 человек, из них:

Количество учащихся с высокой степенью обучаемости – 6 человек,

Количество учащихся со средней степенью обучаемости – 4 человека.

 

Учет особенностей обучающихся 6 «Т» класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

Всего – 6 человек, из них:

Количество учащихся с высокой степенью обучаемости – 2 чел.,

Количество учащихся со средней степенью обучаемости – 4 чел.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, пересказ, чтение наизусть, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: сочинения, письменные высказывания.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

 

                           

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2010.

3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2009.

4.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

5.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО, 2011.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС  основного общего образования по курсу  «Литература»

 



Предварительный просмотр:

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Введение

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

                                                                 

Устное народное творчество

3

Обрядовый фольклор (1ч.). Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки (2ч.) - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки

Из древнерусской литературы

2

Русская летопись (1ч.). «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы 18 века

1

Русские басни (1ч.). Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы 19 века

39

Иван Андреевич Крылов (2 ч.). Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни»,  «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин (14 ч.). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (4 ч.). Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Федор Иванович Тютчев (2 ч.). Рассказ о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч.). Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов (4 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков (4 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч.). Яков Петрович Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...». Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». Алексей Константинович Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Произведения русских писателей 20 века

16

Андрей Платонович Платонов (1 ч.). Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

               Михаил Михайлович Пришвин (3 ч.). Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Особенности композиции и смысл названия произведения. Подготовка к сочинению.

 Виктор Петрович Астафьев (3 ч.). Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Валентин Григорьевич Распутин (3 ч.). Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Василий Макарович Шукшин (1 ч.). Слово о писателе. Рассказы «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

Фазиль Абдулович Искандер (1 ч.). Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

  Николай Михайлович Рубцов (1 ч.). Слово о поэте  Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Из зарубежной литературы

5

Мифы Древней Греции (2 ч.). Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория литературы. Миф.

Проспер Мериме (1 ч.). Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Марк Твен. (1 ч.). Рассказ о писателе. Главы из повести «Приключения Гекльберри Финна».

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч.). Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

Теория литературы. Притча.

Заключительный урок

1

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса

на 2012 – 2013  учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Виды деятель

ности

Формы контроля

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

План

«Т»

План

«К»

факт

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

Комбинированный

Беседа. Тестирование

Фронтальная проверка

Учебник, тесты

4.09

4.09

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя. Беседа

Выборочный опрос

Учебник, презентация

6.09

7.09

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки.

Урок сообщения новых знаний

Интерактивное общение, определение темы пословиц, придумывание загадок

Фронтальный опрос

Учебник, словарь пословиц и поговорок, сборник загадок

11.09

11.09

Русский фольклор

Урок развития речи

Чтение и осмысление пословиц, чтение придуманных загадок

Фронтальный опрос

Презентация

13.09

14.09

Русские летописи. «Повести временных лет»

Урок сообщения новых знаний

Чтение текста, пересказ, ответы на вопросы

Выборочный опрос

Учебник, методическая литература

18.09

18.09

«Сказание о белгородском киселе»

Урок сообщения новых знаний

Пересказ, монологические высказывания

Выборочный опрос

Учебник, методическая литература

20.09

21.09

Русские басни. И.И.Дмитриев. Басня «Муха».

Урок сообщения новых знаний

Выразительное чтение, беседа

Выборочный опрос

Учебник, методическая литература

25.09

25.09

И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Осел и соловей».

Урок сообщения новых знаний

Выразительное чтение, обсуждение в группах

Выборочный опрос

Учебник, презентация

27.09

28.09

Инсценировка басен

Урок развития речи

Ролевая игра, чтение наизусть

Фронтальная проверка

Презентации

2.10

2.10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, обучение выразительному чтению

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

4.10

5.10

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».

. Урок сообщения новых знаний

Чтение наизусть, ответы на вопросы

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

9.10

9.10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и идея стихотворения

Урок сообщения новых знаний

Чтение наизусть, определение темы и идеи стихотворения

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

11.10

12.10

Двусложные размеры стиха.

Урок развития речи

Лекция учителя, практикум по определению размеров стиха

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

16.10

16.10

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства

Урок сообщения новых знаний

Обучение чтению, беседа учителя, выяснение значений слов, присущих лексике XIX века.

Выборочная проверка

Учебник, словари, методическая литература

18.10

19.10

. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Урок сообщения новых знаний

Обучение устному рассказу, умение находить нужные фрагменты текста

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

23.10

23.10

Образ Владимира Дубровского. Сцена с медведем

Урок сообщения новых знаний

Пересказ, монологическое высказывание, умение оценивать поступки героев

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

25.10

26.10

Сватовство князя Верейского.

Урок сообщения новых знаний

Пересказ, монологическое высказывание, умение оценивать поступки героев

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

30.10

30.10

Роман «Дубровский». Авторское отношение к героям

Комбинированный

Составление плана, пересказ, работа с текстом

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

1.11

2.11

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский».

Урок развития речи

Составление плана, нахождение нужных цитат из текста

Беседа

Учебник, методическая литература

13.11

13.11

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Повесть «Выстрел».

Урок внеклассного чтения

Пересказ, интерактивная беседа

Выборочная проверка

Сборник повестей А.С.Пушкина, иллюстрации

15.11

16.11

А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка».

Урок внеклассного чтения

Пересказ, интерактивная беседа

Выборочная проверка

Сборник повестей А.С.Пушкина, иллюстрации

20.11

20.11

Понятие о композиции художественного произведения

Урок развития речи

Беседа учителя, монологические высказывания

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

22.11

23.11

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Урок контроля

Письменное высказывание, тестовые вопросы

Фронтальная проверка

Методическая литература

27.11

27.11

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Особенности поэтических интонаций

Урок сообщения новых знаний

Беседа учителя, обучение выразительному чтению

Фронтальный опрос

Учебник, иллюстрации

29.11

30.11

М.Ю.Лермонтов. «Утес». «Листок».

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений, словесное рисование

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

4.12

4.12

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

Урок развития речи.

Обучению анализу стихотворения, умение находить выразительные средства

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

6.12

7.12

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, беседа

Ответы на вопросы

Учебник, презентация

11.12

11.12

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе.

Урок сообщения новых знаний

Пересказ, интерактивная беседа

Выборочная проверка

Учебник, презентация

13.12

14.12

Портреты героев как средство изображения характеров

Комбинированный

Пересказ, составление плана, монологические высказывания

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

18.12

18.12

Речевая характеристика героев-мальчиков

Урок развития речи

Пересказ, цитирование

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

20.12

21.12

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся».

Урок сообщения новых знаний

Беседа учителя, выразительное чтение, словесное рисование

Выборочная проверка

Учебник, презентация

25.12

25.12

Ф.И.Тютчев. Стихотворение «Листья».

Урок сообщения новых знаний

Беседа учителя, выразительное чтение, словесное рисование

Выборочная проверка

Учебник, презентация

27.12

 11.01

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Урок сообщения новых знаний

Беседа учителя, выразительное чтение, словесное рисование

Выборочная проверка

Учебник, презентация

10.01

15.01

А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы».

Комбинированный

Чтение наизусть, определение темы, идеи стихотворения

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

15.01

18.01

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога».

Урок сообщения новых знаний

Беседа учителя, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

Выборочная проверка

Учебник, презентация

17.01

22.01

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Диалог-спор. Роль пейзажа.

Комбинированный

Чтение фрагментов стихотворения, интерактивная беседа

Выборочная проверка

Учебник, презентация

22.01

25.01

Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, монологические высказывания, определение идеи

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

24.01

29.01

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха

Урок сообщения новых знаний

Чтение статьи учебника, беседа учителя, практикум

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

29.01

1.02

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

Урок повторения и обобщения знаний

Выразительное чтение стихотворений, тестовые вопросы, письменные высказывания

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

31.01

 5.02

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за  народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, интерактивная беседа, чтение первой главы.

Выборочная проверка, беседа

Учебник, презентация

5.02

8.02

Сказ как форма повествования (начальные знания), ирония (начальные знания)

Урок развития речи

Рассказ учителя, пересказ, цитирование, монологические высказывания

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

7.02

12.02

Особенности языка произведения «Левша».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, цитирование, монологические высказывания

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

12.02

15.02

Контрольная работа по сказу «Левша»,

Урок закрепления знания

Письменные высказывания

Фронтальная проверка

Учебник, методическая литература

14.02

19.02

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, чтение статьи учебника, выразительное чтение

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

19.02

22.02

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».

Урок внеклассного чтения

Пересказ, чтение по ролям

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

21.02

26.02

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений, словесное рисование

Выборочная проверка

Учебник, презентации

26.02

1.03

Произведения русских писателей ХХ века. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, интерактивная беседа, пересказ от лица героев

Выборочная проверка

Учебник, презентация

28.02

5.03

А.С.Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, интерактивная беседа, выборочный пересказ

Выборочная проверка

Учебник, презентация

5.03

12.03

А.С.Грин. «Алые паруса». Выборочные главы

Комбинированный

Пересказ, составление плана, составление характеристики героев

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

7.03

15.03

М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя. Определение жанра «сказка-быль». Составление плана

Выборочная проверка

Учебник, презентация

12.03

 19.03

Анализ эпизода. «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Урок сообщения новых  знаний

Пересказ, элементы анализа эпизода

Выборочный опрос

Учебник, иллюстрации

14.03

22.03

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

Урок развития речи

Письменные высказывания

Фронтальная проверка

Учебник, иллюстрации

19.03

2.04

В.П,Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, чтение рассказа, ответы на вопросы

Выборочная проверка

Учебник, презентация

21.03

5.04

«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга

Комбинированный

Пересказ, интерактивная беседа, характеристика героев

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

2.04

9.04

Речевая характеристика героев

Урок развития речи

Монологические высказывания, цитирование, пересказ эпизодов

Выборочная проверка

Учебник, методическая литература

4.04

12.04

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, чтение статьи учебника, беседа

Выборочная проверка

Учебник, презентация

9.04

16.04

Отражение в повести трудностей военного времени

Комбинированный

Пересказ, монологические высказывания

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации, фрагменты художественного фильма

11.04

19.04

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Комбинированный

Пересказ, составление характеристики

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

16.04

23.04

В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Срезал».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, чтение статьи учебника, беседа, пересказ

Выборочная проверка

Учебник, презентация

18.04

26.04

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок внеклассного чтения

Пересказ, чтение отдельных фрагментов, интерактивная беседа

Выборочная проверка

Книга, иллюстрации

23.04

30.04

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей»«Листья осенние», «В горнице».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения

Выборочная проверка

Учебник, презентация

25.04

7.05

Контрольная работа по творчеству Лескова, Чехова, Пришвина, Астафьева, Распутина, Шукшина

Урок контроля

Тестовые задания, письменное высказывание

Фронтальная проверка

Учебник, тестовые задания.

30.04

14.05

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, презентация

7.05

17.05

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Комбинированный

Пересказ, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

14.05

21.05

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе»

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, составление плана, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

16.05

24.05

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, составление плана, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

21.05

28.05

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, составление плана, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

23.05

31.05

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ учителя, пересказ, составление плана, характеристика героя

Выборочная проверка

Учебник, иллюстрации

28.05

Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный ответ на вопрос: что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

Урок контроля

Беседа, письменное высказывание

Фронтальная проверка

Учебник, презентация

30.05

 



Предварительный просмотр:

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по  литературе

к концу  6 класса

 

        Учащиеся должны знать:

  • авторов и  содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)) ; жанры литературы(начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность   литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения  к герою, жизненной ситуации;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования , роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по данной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиография и др.);
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.



Предварительный просмотр:

Контроль уровня обучения

учащихся 6 класса

 

            Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.

Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики  должны:

чтение и восприятие:

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,

-           дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

-          обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

  • работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);
  • работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;
  • работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.

Произведения для заучивания наизусть

На протяжении учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по предмету «Литература» 6 класс

Критерии оценки учебной деятельности учащихся по предмету  «Литература» опираются на действующее Положение о выставлении отметок учащимся по НОУ Гимназии «Петершуле».

                                   Оценка устных ответов учащихся

 .

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение  литературоведческих понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0.    

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.  Первая оценка считается оценкой по литературе, вторая – оценкой по русскому языку.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать
  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)        Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)        ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

 

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.



Предварительный просмотр:

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Для ученика:

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под. Ред. В. Я. Коровиной. – 17 изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2.  Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:Просвещение, 2005.
  3. Литература в таблицах

Для учителя:

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под. Ред. В. Я. Коровиной. – 17 изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Русская литература. 6 кл. В 2 ч.: учебное пособие / авт.-сост. М. Г. Белова, М. Б. Багге, Ю. Н. Митрофанов – М.: Дрофа, 2006.
  3. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Литература в таблицах.

Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
  4.  Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  5.  Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  6. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Словари

1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

      4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:

 Фактория, 2006.

7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:

Просвещение, 2005.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

      материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем

и т.д.

      информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....