И. Шмелев. 2 часть.
статья (литература, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
И. Шмелев «Коснулся души Господь – и убогие стены тесны. Я хочу быть под небом – пусть не видно его за тучами. Ближе к нему хочу… чуять в ветре Его дыхание, во тьме – Его свет увидеть»
Часть 2.
В эпопее «Солнце мертвых» (1923) действительность, в которой на время победило зло, тьма. В этом произведении нашли отражения, происходившие в Крыму в 1919-1922 годах во время красного террора. Страшный голод. Шмелевы приехали в Алушту в 1918 году. Туда же приехал единственный сын писателя. В 1920 году Врангель помог всем бежать из России, но Шмелевы остались. Большевики обещали всем, кто сдаст оружие – свободу. Увы, людей расстреляли, утопили в море или замучили. Крым стал «всероссийским кладбищем» русского офицерства. Жертвой красного террора стал и Сергей Шмелев. Невыносимые душевные страдания наложили отпечаток на эмоциональный и художественный строй повествования. Вся палитра красок писателя свелась к серому цвету, звуки стали монотонными, зловещими. Сквозь короткие фразы прорывалось человеческое горе. Отзыв и его прочтение И.С. Лукаш «Солнце мертвых». О чем же книга Шмелева? О смерти русского человека и русской земли. О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба. О смерти русского солнца. О смерти всей вселенной – когда умерла Россия. О мертвом солнце мертвых. Страшная реальность. Смертельная тоска и бессилие охватывают человека в этом мире, где правят Зло, где Добро побеждено, сломлено. Но сквозь безнадежность, сквозь отчаяние и тьму просачивается Свет, и Шмелев улавливает в этом хаосе распадающегося бытия живоносный источник, и измученная душа изливается в молитве. В двух главах «Жива душа!» и «Земля стонет» - говорится об этом. В духовном плане творчество писателя развивается по восходящей линии: временно торжествует зло, земные радости и скорби, дорога к радости небесной. Роман «История любовная» был написан в 1926-1927 годах. Любовь может возвысить человека пламенем, а может быть и злом. Чистота и грех – основная тема произведения. На этом контрасте и строится сюжет. Герой повести юноша 15 лет. Его душа раскрывается для неизведанных впечатлений жизни. Все кажется особенным в эту пору: краски, звуки; все несет на себе отпечаток сладостного чувства. Мечта и действительность создают образ девушки с небесно-ангельскими чертами. Она живет за садом. Недосягаема. Но почти сразу же приходит страдание, осознание греха, когда Тоничка (герой повести) узнает, что девушка уехала со студентом. Внезапно разражается гроза как Божие «За окном зелень потемнела. Темное было за нею небо – туча. Закрапал дождик. Гром покатился долгим раскатом. И хлынул ливень. Я вскочил и высунулся в окно, под ливень – первой грозой умылся. Сразу запахло тополями, пылью». Образ греха принимает зримые очертания. Воплощение греха видел подросток и на своей улице, в доме пастуха, где молодая, проводив мужа на богомолье, жила со своим свекром. Но на этих темных впечатлениях, не может долго задерживаться чистое сердце. В нем вновь восстанавливается гармония, вновь в упоительных грезах всплывает женский образ. И в природе все благоухает после дождя. За грех наступает возмездие. Возвратившийся муж, Костюшка, учиняет самосуд над женой и отцом. За этим кровавым событием следует другое: разъярившийся бык убивает кучера Степана. Столкнуться с грехом и победить его предстояло и герою повести. Тоничку спасет от нравственного падения не осознание того, что уехавшая девушка Серафима порочна, а обнаружение ее физического уродства, которое она скрывала. Порок как бы материализуется и вызывает соответствующие ощущения. Чтение фрагмента «Ее отрывистые слова отдавались во мне, как взрывы. ….она кривая». Страшное нервное воспаление вызвало воспаление мозга. Мальчик чудом оказался жив. Помогли любовь близких и молитвы той, которая всем сердцем любила его, семнадцатилетней горничной Паши. А затем наступило утро. И в это утро он многое понял. Заканчивается роман описанием Троицына дня. Светлая радость заполняет сердце и очищает все темные закоулки в нем. Повесть «Богомолье» написана в 1930-1931 годах. Мы попадаем в мир детства. Автор возвращает нас к нашим истокам, и в нас вливается живая вода. Сюжет повести прост: несколько человек из Замоскворечья, среди них двое детей, идут на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, основанную Сергием Радонежским. Сообщение о книге «Жития русских святых». «Преподобный Сергий стал Игуменом всея России и Возбранным Воеводой Русской земли. Учение ему не давалось. И Господь даровал ему Свою милость. Преподобный Сергий содействовал духовному возрождению и обновлению Русской земли и освобождению от рабства диким азиатским ордам. Это было такое время тяжкое, что оно грозило гибелью русскому народу. И Сергий дарован Богом земле Русской, как истинный Печальник ее. Он вдохнул веру в помощь Божию, поднял дух родного народа встать на поработителей. Преподобный имел дар чудотворения, пророчества, утешения и назидания, совета и разума духовного. Видели, как небесный огонь сходил на Святые Тайны в минуты их освещения, озаряя весь престол во время служения Сергия. Много других чудес совершил Сергий, великий угодник Божий. Дивен Бог во святых Своих, дивен в преподобном Сергии. И до сего времени гроб его является неоскудеваемым источником чудотворений: все с верою приходящие получают различные ем и мы к раке много целебных мощей Святого Сергия и в сердечном умилении воззовем: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бунин И. Последний шмель
Видеоклип романса на стихи И.Бунина...
Урок литературы. И.С. Шмелев. "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
ТиУУрок комбинированный. Цели урока:познакомить учеников с биографией И.С. Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова; развить навыки анализа текста. Оборудование урока: пр...
Урок литературы в 10 классе И.Шмелев "Масленица"
Учащиеся знакомятся с обрядами и традициями празднования Масленицы....
Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Наш дом – природа» и театра кукол. Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську."
Представленное мероприятие интегрированное, проводилось педагогами и учащимися двух объединений "Наш дом - природа" и театра кукол.Цели: Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в при...
Комплексный анализ текста И. С. Шмелев
Комплексный анализ текста И. С. Шмелев 8 - 9 класс...
И. Шмелев "И пришло сияние..."
Часть 1....
И. Шмелев. 3 часть
мини - продолжение...