"Погружение" на уроках русского языка и литературы в 6 классе (элементы инновационной технологии)
статья по литературе (6 класс) по теме

             

Предмет моих экспериментальных исследований – инновационная технология “погружение” и ее практическая реализация на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogruzhenie.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

« Погружение» на уроках русского языка и литературы

в 6 классе (элементы инновационной технологии)

 Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.              

Предмет моих экспериментальных исследований – инновационная технология “погружение” и ее практическая реализация на уроках русского языка и литературы.

О технологии “погружение” впервые стало известно после публикации книги педагога-новатора М. П. Щетинина “Объять необъятное” [Щетинин, 1986].

Первая важная характеристика данной технологии – принадлежность ее к технологиям концентрированного обучения.

Концентрированное обучение – это специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет изменения механизмов ее усвоения, структуры информации, форм ее предъявления или иного (отличного от традиционного) временного режима занятий [Селевко, 2005 : 112].

М. П. Щетинин предлагает развивать мыслительные способности учеников, совершенствуя чувственные формы восприятия. Педагог предлагает так построить учебный процесс, чтобы, кроме усвоения теоретического материала, была возможность развития других способностей ребенка: хореографических, художественных, музыкальных и т. д.

“Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.

Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Уроки развития речи проходят один раз в неделю. Такой, например, раздел, как “Текст” изучается в первой и второй четвертях, и такие важные понятия для понимания текста, как тема текста, идея, план разбиты, “разбросаны” на две четверти и изучаются в разные промежутки времени. Такое структурирование учебного материала не способствует целостному формированию у учащихся представления о тексте, а, наоборот, рассеивает их внимание, приводит к быстрому забыванию основных понятий темы. Нецелесообразно растягивать изучение этих важных тем на такой большой промежуток времени. Поэтому в пятом классе я проводила день-“погружение”, то есть четыре урока развития речи в один день. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию “погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осеннюю рощу, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тему.

К сожалению, не всегда есть возможность заниматься со школьниками только одним предметом за день. Приходится перестраивать расписание, договариваться с коллегами. Это создает определенные трудности. Поэтому в шестом классе я пошла по другому пути.

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М, Шанского) предполагает такие уроки развития речи: сжатое изложение по отрывку из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на зимнюю тему в художественном стиле. Я решила добавить к этим урокам урок по литературе “В зимней сказке Анатолия Кыштымова” (региональный компонент) и соединить их в своеобразный блок, цель которого – подготовка к написанию сочинения. На уроке подготовки к написанию изложения мы не только учимся приемам сжатия информации, но и наблюдаем, как Н. В. Гоголь изображает ночь перед Рождеством, при помощи каких изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений) возникает пред нами сказочная картина зимнего пейзажа. На уроке “В зимней сказке Анатолия Кыштымова” мы одновременно знакомимся с творчеством хакасского поэта, нашего земляка, и изучаем своеобразный поэтический мир А. Кыштымова: рассматриваем авторские метафоры, эпитеты, постигаем поэтическое мастерство лирика. В результате, когда подходим к следующему уроку – уроку подготовки к написанию сочинения – описания пейзажа в художественном стиле на зимнюю тему, у ребят уже есть определенный “багаж знаний”: дети умело используют в сочинении эпитеты, метафоры, сравнения; подбирают эпиграфы из лирики А. Кыштымова. Приведу строчки из сочинений учащихся:

“Солнце превратилось в ярко-красный грейпфрут, который проливает свой сок на белую землю. Воздух морозный, свежий и окрасился в розовый цвет. Небо вдали голубо – розового цвета. Заката кони скачут по верхушкам сосен и сбивают снег с ветвей. В глубине леса, там, где ветви почти целиком заслоняют небо, лучи пробиваются сквозь щели, и из-за того, что дует легкий ветерок, эти лучи мелькают, как новогодние гирлянды”. 
(Табаргин Евгений, 6 “Б”)

“Как хорошо гулять в этом снежном разлапистом лесе! Погода прекрасная, можно кататься на санках, кувыркаться в снегу и созерцать красоту этого великолепного лазурного неба. А вверху на соснах блестит снег, словно белоснежные ангелы пролетали и обронили эти драгоценные алмазы на верхушки деревьев сказочного леса”.
(Соловьев Анатолий, 6 “Б”)

“Идешь по лесным дорожкам и любуешься зимней красотой. Каждый кустик похож на сказочный персонаж. Лучики солнца проникают через падающие снежинки, и они, словно сверкающие камушки, летят на мрачную землю”.
(Кукарина Маргарита, 6 “Б”)

“Беленький кустик стоит себе, словно зайчик пушистый. Снежинки, как всегда, танцуют свой зимний танец”.
(Алиева Айдана, 6 “Б”)

“Утро. Зимний лес. Заря выходит над лесом. Лучи солнца падают на деревья. Кусты в снегу похожи на красивые таинственные цветы”.
(Темирбек Айжамал, 6 “Б”)

Таким образом, использование элементов технологии “погружение” на уроках русского языка и литературы способствует развитию связной речи учащихся, развивает их творческие способности и прививает любовь к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...