Семинар по литературе в современном образовательном пространстве
статья по литературе (10 класс) на тему

Селивёрстова Наталия Вениаминовна

Семинар – один из видов учебных занятий практической направленности, который развивает прежде всего навыки самостоятельной работы, способствует углублению знаний, пробуждает творческие способности учащихся и готовит их к самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиверстова Н.В., учитель русского языка и литературы

Гимназия № 261 г. Санкт-Петербург

Семинар по литературе в современном образовательном пространстве

В основу действующего ФГОС основного общего образования положена новая идеология. Перед школой поставлена задача развития ученика как субъекта познавательной деятельности, который мог бы адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике; критически и творчески мыслить, представлять, где и как можно использовать полученные знания; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным уровнем; уметь работать в коллективе, группе, быть коммуникабельным; правильно работать с полученной информацией (уметь отбирать материал, фиксировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), владеть приемами публичного выступления, быть способным к полемике, диалогу с окружающими. Таким образом, речь идет о формировании личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Учитель выступает в роли консультанта, руководителя самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности детей.

В связи с этим семинарские занятия становятся той формой работы, которая помогает решать многие задачи, стоящие перед школой.

Семинар – один из видов учебных занятий практической направленности, который развивает прежде всего навыки самостоятельной работы, способствует углублению знаний, пробуждает творческие способности учащихся и готовит их к самообразованию. Такая форма работы, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и обобщениями преподавателя, широко применялась еще в школах Древней Греции и Рима.

Семинар может быть уроком углубленно-аналитического изучения не только конкретного произведения или творчества того или иного автора («Особенности драматургии А.Н. Островского», «Идеологические романы Ф.М. Достоевского»), но и занятием, где рассматривается обширный литературно-культурологический материал. Отсюда и тематическая направленность семинаров: автор и его время («Поэты пушкинской поры», «Гений серебряного века», «Проза 70 – 90-х годов ХХ века», «Литература постмодернизма»); произведение в контексте культуры («Мифы в искусстве», «Слово о полку Игореве» и культура его времени"); образ Петербурга в произведениях русской литературы.

Для достижения учебных целей семинара работа учащихся проходит несколько этапов.

I этап. Предварительная работа.

Знакомство с темой будущего семинарского занятия, исходными требованиями, рекомендательным списоком учебной, научно-популярной, критической литературы, распределение творческих заданий, докладов и сообщений, их общая характеристика. На подготовку дается обычно 2 недели.

Среди всего многообразия педагогических технологий на семинаре используется прежде всего технология работы в группах: класс делится на несколько групп, каждая из которых выбирает руководителя и распределяет обязанности по выполнению задания; группа выполняет задание коллективно (совместные репетиции инсценировок, чтение стихов, представление пантомим, создание презентаций); каждый учащийся разрабатывает один из аспектов общего задания; в процессе коллективного обсуждения должно быть выработано общее решение поставленных перед группой задач.

Группа выбирает форму организации своей работы, а о результатах рассказывает либо один из членов группы, выдвигаемый для этой роли по предложению товарищей, либо каждый из участников.

II этап. Проведение семинара

Вступительное слово ведущего (учителя или ученика) о теме, целях данного урока; прослушивание и обсуждение сообщений, выступлений, докладов, инсценировок и т. д.; ответы на вопросы, запись основных выводов в тетрадях; подведение итогов, рефлексия.

На семинаре формируются умения использовать изученные источники в устном выступлении, анализировать и обобщать различные точки зрения критиков, формулировать выводы.

Разумеется, без развития познавательных, регулятивных УУД работа невозможна. На семинаре "Сонет в западноевропейской литературе" (10 класс) работа групп отличается широтой охвата материала и глубиной анализа: исследуются сонеты авторов, принадлежавших разным эпохам и государствам (Гвидо Кавальканти, Гвидо Гвиницелли, Данте, Петрарки, Шекспира), прослеживается эволюция жанра сонета в веках, особенности его в творчестве каждого автора в отдельности и в сравнении поэтов друг с другом. Выдвигается и доказывается важнейшая гипотеза: сонет как жанр, его композиции и художественные особенности рассматриваются в неразрывном единстве с темой, без которой сонет невозможно представить, - с темой любви. После доказательства данной гипотезы идет обобщение, объединяющая все эти стороны анализа идея: правда жизни заключается в красоте, а любовь – та великая сила, без которой невозможна эта красота. Любовь позволяет познать себя и окружающий мир. А сонет в этом познании играет первостепенную роль.

Вполне возможно, что на семинарском занятии возникнет диспут. Это естественно: взгляды, мнения, оценки могут быть различными. А диспут — отличное средство для глубокого и всестороннего уяснения обсуждаемой проблемы: вырабатывается умение аргументированно защищать свою точку зрения или признавать ошибки, если доводы оппонента более убедительны.

В группе задания распределяются с учетом желания и способностей. Одни ученики ответственно подготовят пересказ произведения, другие на основе этого пересказа рассмотрят проблематику, группировку действующих лиц. «Специалист по информационным технологиям» возьмет на себя ответственность создания презентации к выступлению группы. Дети, склонные к театральной деятельности, подготовят инсценировки. Таким образом, никто не останется незадействованным, да и подготовиться придется серьезно: во-первых, выступать нужно будет перед всем классом, который будет оценивать выступление и задавать вопросы; во-вторых, плохо подготовленное выступление подведет товарищей, которые должны на этапе рефлексии создать небольшую, но интересную творческую работу (эссе, свободное высказывание). Так семинар способствует формированию личностных и коммуникативных УУД.

Следовательно, семинарские занятия активизируют умственную и речевую деятельность ребенка, формируют способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на родном языке, готовить и редактировать тексты, публично представлять изученный материал и собственные результаты работы, вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.

Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий. ...

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физическ...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...