Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме:
    Рабочая программа. 5 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Лягоскина Нина Петровна

    Рабочая программа. 5 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.

    Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.

    Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2013.

    Литература 5 класс Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях

    В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

    Москва. «Просвещение». 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 4 часа

    I четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 36

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

     1.

    К читателям. Книга в жизни человека

    Нравственность. Духовность. Ярослав Мудрый. Иван Федоров. «Апостол». Библия. Обложка. Форзац. Титульный лист.

    Чтение вводной статьи учебника, пересказ статьи, ответы на вопросы, составление плана статьи.

    Научиться составлять план статьи, уметь объяснять значение слов «форзац», «титульный лист», «выходные данные».

    С. 3-5, ответить на вопросы

    Устное народное творчество (10 часов)

     2.

    Устное народное творчество

    Устное народное поэтическое творчество. Пословицы и поговорки. Фольклор. Загадки.

    Чтение статьи учебника, наблюдение над поэтикой малых жанров, «Литературное лото» -ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы.

    Научиться давать определение малым жанрам, толковать пословицы и поговорки, применять их в повседневной жизни.

    Выучить пословицы и загадки

     3.

    Русские народные сказки. Виды сказок.

    Сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. Волшебные сказки. Образы и сюжеты сказок.

    Чтение статьи учебника; ответы на вопросы, рассказывание любимых сказок, сопоставление текстов с иллюстрациями

    Научиться распознавать виды сказок, выделять главное в сказке, делать выводы.

    С. 10-12 выучить термины

     4.

    Сказка «Царевна-лягушка». Волшебные превращения в сказке.

    Традиционные сюжеты. Запрет. Нарушение запрета. Испытания . Спасительная магия. Счастливый финал.  

    Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

    Научиться определять вид сказок, идею, характеры героев; определять особенности фольклорной волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); истолковывать смысл, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки.

    Подготовить выразительное чтение сказки

     5.

    Народная мораль в характере и поступках героев.

    Добро и Зло. Оценка трудолюбия Василисы Премудрой. Готовность жертвовать собой.

    Наблюдение над языком сказки, пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях.

    Научиться понимать народную мудрость, переданную в сказке, составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль

    Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям)

    Пересказ эпизода

     6.

    Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Образ Василисы Премудрой.

    Величественная простота, мягкая гордость собой, красота душевная и внешняя.

    Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования), пересказ эпизодов, объясняя выбор эпизода.

    Научиться выделять главное в сказке, постигать мораль, приводить примеры из жизни.

    С. 25, задание 5, 6 (ответить на вопросы).

     7.

    Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

     Защитник родной земли. Чудо-юдо – символический образ врагов Руси. Диалог.

    Чтение сказки, ответы на вопросы,  сказывание любимых сказок, сопоставление текстов с иллюстрациями.

    Научиться понимать жанровые особенности сказок, иносказательный смысл (сюжеты, реальная основа); давать оценку поступкам героев.

    Прочитать сказку. Пересказ боя Ивана - крестьянского сына

     8.

    Тема мирного труда и защиты родной земли.

    Тема. Идея. Черты характера. Антитеза.

    Пересказ эпизодов, определение темы, идеи сказки.

    Научиться определять тему, идею сказки, давать определение слову «антитеза».

    Составление теста.

    Составить тест с вариантами ответа.

     9.

    Сказка «Журавль и цапля»

    Сказка о животных. Олицетворение.

    Чтение сказки, ответы на вопросы, работа со словарём, определение лексического значения слова «олицетворение».

    Научиться определять вид сказки, различать сказки о животных, находить общее и различие.

    Прочитать сказку, ответить на вопросы на с. 39 (1-5)

     10.

    Сказка «Солдатская шинель»

    Бытовая сказка. Пословица. Концовка.

     Чтение сказки, ответы на вопросы учебника, составление характеристик героев и их нравственная оценка.

    Научиться  отличать литературную сказку  от народной, уметь сравнивать и видеть различия.

    Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет

    Написать сочинение

     11.

    Сказители. Собиратели сказок.

    Сказители. Собиратели сказок. Виды сказок.

    Чтение статьи учебника, ответы на вопросы учебника, работа с текстами сказок.

    Научиться определять виды сказок, приводить примеры, пересказывать текст учебника.

    С. 44, задание 4.

    Из древнерусской литературы (2 часа)

     12.

    «Повесть временных лет». Понятие о летописи.

    Принятие христианства на Руси. Борьба с печенегами, половцами. Летопись.

    Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, запись в тетрадях понятия «летопись», определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

    Научиться давать определение летописи; знать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет»; уметь кратко пересказывать текст.

    Выразительное чтение древнерусских  текстов в современном переводе

    Пересказ статьи с. 45.

     13.

    «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

    Печенеги. Воевода. Повествование. Исторические повести.

    Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы;  чтение по ролям, составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова

    Научиться пересказывать исторические повести, выделять главное, делать выводы, объяснять жанровые особенности летописи

    Выразительное чтение диалогов с отроком

    Из литературы XVIII века (2 часа)

     14.

    М. В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

    «Первый наш университет». Научные открытия. Патриотизм. Коперник. Птолемей.

    Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное  чтение стихотворения.

    Понимать значимость личности М. В. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; владеть определениями теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь  оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно

    Выучить термины в статье на с. 53-54

     15.

    Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальное представление о ее жанрах.

    Роды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма.

    Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

    Научиться   оперировать родами литературы в речи, объяснять их смысл.

    Составление таблицы «Роды и жанры литературы» .

    Выучить таблицу «Роды и жанры литературы»

    Из литературы XIX века (21 час)

     16.

    Жанр басни в мировой литературе. Понятие об аллегории и морали. Понятие об эзоповом языке.

    Басня. Мораль. Эзопов язык. Аллегория. Олицетворение.

    Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове); чтение по ролям басен, прочитанных самостоятельно или изученных в начальной школе; сравнение басни и сказки

    Знать жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра, уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

    Подготовить рассказ по статье учебника о Крылове И. А.

     17.

    И. А. Крылов «Волк и ягнёнок».

    Образы Кутузова  и Наполеона.  Крылатое выражение.  Аллегория.

    Чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басни; наблюдение над речью Ягненка и Волка; чтение в лицах, составление плана рассказа о баснописце; сопоставление текста басни с иллюстрациями А. Лаптева

    Знать общую  картину жизни И. А. Крылова  (начало трудовой деятельности, как получил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность), научиться составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять ее жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягненку, понимать характер их поведения.

    Выразительное чтение басни (по ролям и наизусть)

    Выучить наизусть басню «Волк на псарне»

     18.

    И. А. Крылов «Свинья под дубом»

    Просвещение. Невежество. Мораль.

    Чтение  басни; устное словесное  рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией («Свинья под Дубом» - худ. Г. Куприянова).

    Понимать, что высмеивает Крылов в басне, её смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

    Выразительное чтение басни «Свинья под дубом».

     19.

    И. А. Крылов «Ворона и лисица»

    Лесть. Льстец.

    Чтение  басни; устное словесное  рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией ( «Ворона и Лисица» - худ. Е. Рачева); анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворон и Лисица»

    Понимать, что высмеивает Крылов в басне, объяснять  смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.

    Выучить наизусть басню «Ворона и Лисица», инсценировать сценку из басни.

     20.

    И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

    Басня. Мораль. Эзопов язык. Аллегория. Олицетворение.

    Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

    Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)Знать сюжет и аллегорический смысл басен Крылова. Уметь использовать цитаты из басен при устном ответе.

    Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования)

    Составить кроссворд по теме «Басни Крылова»

     21.

    В. А. Жуковский. Очерк жизни. Баллада. Литературная сказка..

    Литературная сказка. Баллада.

    Чтение статьи о поэте, ответы на вопросы; чтение по ролям, выразительное чтение

    Знать сведения о поэте (детские годы, начало творчества), историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; объяснять поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу.

    Пересказ статьи о В. Жуковском. Выразительное чтение баллады.  (с. 68-69)

     22.

    Жуковский В. А. «Спящая царевна». Герои литературной сказки.

    Пророк. Чародейка. Сюжет.

    Чтение сказки, ответы на вопросы; сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

    Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное.  Уметь выразительно читать и пересказывать.

    Чтение и пересказ сказки «Спящая царевна»

     23.

    Жуковский В. А. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

    Волшебство. Добрые и злые герои.

    .Наблюдают над  сюжетом  и героями  сказки. Констатируют литературную сказку как авторское произведение. Сопоставляют литературную сказку и сказку фольклорную.

    Научиться сопоставлять виды сказок, передавать содержание, оценивать поступки героев.

    Выразительное чтение сказки

     24.

    Жуковский В. А. «Спящая царевна». Особенности сюжета.

    Элементы фольклора. Зачин. Концовка.

    Находят в сказке элементы фольклора, зачин, концовку, обобщают, делают выводы, используют в речи.

    Знать художественные особенности литературной сказки Жуковского. Уметь находить различия с народной сказкой.

    Составление характеристик героев и их нравственная оценка

    Сравнить литературную сказку с народной сказкой

     25.

    Жуковский В. А. «Кубок». Герои баллады.

    Баллада. Предание. Легенда. Рыцарь. Паж.

    Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям, выразительное чтение

    Знать сюжет баллады. Уметь пересказывать балладу с использованием цитирования.

    Пересказ баллады «Кубок»

     26.

    Жуковский В. А. «Кубок». Тема рыцарства. Благородство и жестокость.

    Смелость, произвол, каприз, жалость. Божественная заповедь.

    Сравнивают поступки героев, оценивают поведение, выражают своё отношение.

    Знать сюжет баллады. Уметь отвечать на проблемные вопросы.

    Ответить на вопросы 1-5 с.87.

     27.

    А. С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта (детство, годы учения в Лицее).

    Лицей. Литературная среда. Семейный уклад.

    Рассказы о. А.С. Пушкине, рассматривание портретов поэта, наблюдения учащихся, перечисление  произведений, работа с иллюстрациями. Чтение статьи учебника о жизни поэта, ответы на вопросы.

    Знать биографию А. С. Пушкина. Уметь  составлять рассказ о поэте, используя различные источники.

    Подготовить рассказ о Пушкине

     28.

    А. С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле» «У лукоморья дуб зеленый…»

    Пролог. Поэма. Лукоморье. Сказочные образы. Юмор. Фантастика.

    Чтение пролога, осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов.

    Знать героев народных и литературных сказок из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Уметь анализировать поэтический текст.

    Выучить наизусть «У лукоморья»

     29.

    А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина.

    Волшебные превращения.

    Осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; рисование эпизодов сказки.

    Знать сюжет сказки. Уметь составлять пересказ близко к тексту.

    Подготовить выразительное чтение по ролям

     30.

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» Противостояние добрых и злых сил в сказке.

    Сюжет. Развитие действия. Композиция.

    Устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение;

    Знать сюжет сказки. Уметь характеризовать героев сказки, давая оценку их поступкам.

    Выписать устаревшие слова из сказки, знать их значение.

     31.

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» Царица и царевна, мачеха и падчерица, помощники царевны.

    Антитеза. Душевная и внешняя красота. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Сравнение.

    Оценивают поступки героев, составляют сравнительную характеристику, выражают своё отношение.

    Знать сюжет сказки. Уметь отвечать на проблемные вопросы с использованием цитирования.

    Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

    Выучить наизусть отрывок из сказки.

     32.

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»   Победа добра над злом.

    Постоянные эпитеты. Присказка. Зачин. Концовка.

    Работают с текстом сказки, находят и выписывают постоянные эпитеты, определяют зачин, концовку, выписывают присказки.

    Знать сюжет и композицию сказки. Уметь анализировать композицию сказки.

    Ответить на вопросы 7-9 с. 109.

     33.

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки, стихотворная и прозаическая речь.

    Рифма. Ритм. Перекрестная, парная, опоясывающая рифма.

    Работа над понятием «ритм», «рифма», разными видами рифм; работа с текстом, нахождение и  определение рифм.

    Знать особенности поэтической речи, ее отличия от прозаической речи. Уметь анализировать поэтический текст.

    Прочитать  статью (с. 111-113), выучить основные понятия.

     34.  

    О сказках Пушкина

    Стихотворный ритм. Музыкальность.  Сказочное повествование. Идея. Мораль.

    Знакомятся с понятиями «музыкальность», «идея», «мораль»; производят запись в тетрадях, исследуют текст.

    Знать содержание сказок А. С. Пушкина. Уметь определять тему, идею сказки.

    Составить тест с вариантами ответов или нарисовать иллюстрацию

     35.

    Тестирование по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

    Стихотворный ритм. Музыкальность.  Сказочное повествование. Идея. Мораль.

    Учатся составлять тесты, придумывать варианты ответов.

    Знать содержание произведений И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. Уметь определять тему, идею, художественные особенности изученных произведений.

    Тест.

    Пересказ статьи «О сказках Пушкина»

     36.

    Просмотр мультфильма  по сказкам А. С. Пушкина

    Написать отзыв о любимой сказке А. С. Пушкина


    УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.

    Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.

    Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2013.

    Литература 5 класс Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях

    В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

    Москва. «Просвещение». 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 4 часа

    II четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 28

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Русская литературная сказка (5 часов)

     1.

    Антоний Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители»

    Псевдоним. Сказочная повесть. Пансион. Рыцарь.

    Чтение статьи об Антонии Погорельском, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы учебника о писателе, чтение сказки, словарная работа.

    Знать историю создания сказки. Уметь пересказывать сюжет произведения.

    Выразительное чтение сказки

     2.

    Художественная условность как специфический характер искусства в сказке «Черная курица…»

    Художественная условность. Положительный и отрицательный герой.

    Наблюдают  за развитием сюжета, анализируют поступки героя, выражают своё отношение.

    Знать отличия сказочной повести от народной сказки. Уметь определять художественные особенности  произведения.

    Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

     3.

    В. М. Гаршин «Attalea Princeps»

    Научное название. Ботанический сад. Оранжерея. Антитеза.

    Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, чтение сказки, словарная работа.

    Знать сюжет сказки. Уметь подтверждать свое отношение к персонажам сказки цитатами из текста.

    Пересказ сказки.

     4.

    П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

    Олицетворение. Речевая характеристика. Компоненты композиции сказки.

    Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, чтение сказки, словарная работа.

    Знать сюжет сказки. Уметь комментировать текст в процессе чтения.

    Выразительное чтение по ролям

     5.

    Составление отзыва о литературной сказке

    Отзыв. Литературная сказка. Авторская позиция.

    Формулируют понятие «отзыв», составляют  и пишут отзыв о сказке.

    Знать сюжеты литературных сказок, их отличие от народной сказки. Уметь составлять отзыв о литературной сказке.

    Тестирование

     Создание иллюстрации к сказке

    Из русской литературы IX века (23 часа)

     6.

    М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

    Поэзия. Благородный пансион. Литературное общество.

    Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрациями

    Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер. Уметь составить рассказ о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

    Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

     7.

    М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

    Стихотворение. Бородинский бой. Историческое событие. Эпизоды сражения. Диалог.

    Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения.

    Научиться объяснять чувства, объединяющие  героев, автора и читателей  при помощи устного словесного рисования, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. Знать историю создания стихотворения «Бородино». Уметь выразительно читать поэтический текст.

    Выучить отрывок из стихотворения наизусть

     8.

    Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

    Автор и рассказчик. Авторская оценка. Черты характера.

    Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения.

    Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. «В чем заключается основная мысль стихотворения?»; 2. «Каким предстает перед нами защитник Родины? Знать характеристику героев стихотворения, данную автором и рассказчиком.

    Устные ответы на вопросы

     9.

    М. Ю. Лермонтов. Художественные особенности стихотворения «Бородино»

    Диалог. Интонация стихотворения. Художественные средства выразительности речи.

    Словарная работа. Чтение по ролям. Устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение;

    Знать худож. средства выразительности речи, понимать идейный смысл стихотворения. Уметь раскрывать идейный смысл произведения, подбирая цитаты из стихотворения.

    Подбор цитатных примеров из стихотворения.

     10.

    Н. В. Гоголь. Слово о писателе.

    Юмор. Сатира. Лирика. Сатирический гротеск.

    Использование интернет ресурсов, чтение  статьи о писателе, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями.

    Знать биографию Н. В. Гоголя (детство, начало литературной деятельности). Уметь составлять устный рассказ о писателе, давать свою оценку его произведениям.

    Устный рассказ о писателе

     11.

    Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика, юмор и художественная условность в повести.

    Быль. Рассказчик. Реализм и фантастика. Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике

     Чтение повести «Заколдованное место»;-повесть, завершающая «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных обычаев составление плана повести (осмысление сюжета);

    Знать сюжет повести. Уметь пересказывать эпизоды произведения, включая в пересказ лексику повести.

    Выписать незнакомые слова и определить их значение с помощью словаря, справочной литературы

     12.

    Характеристика героев повести «Заколдованное место».

    Проклятое место. Нечистая сила. Здравый смысл.

    Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, инсценирование эпизодов, выразительное чтение;

    Знать сюжет повести. Уметь анализировать эпизод по плану.

    Анализ эпизода по плану

     13.

    Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

    Поэтизация народной жизни, народных преданий.

    Чтение повести, ответы на вопросы, обмен мнениями.

    Знать краткое содержание повести «Ночь перед Рождеством». Уметь выразительно читать по ролям.

    Выразительное чтение по ролям

     14.

    Сопоставление повести «Ночь перед Рождеством» с народными сказками

    Комическое и трагическое. Сочетание  светлого  и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического.

    Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание  реального  и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике

    Знать отличия повести от сказки. Уметь сопоставлять реальные и фантастические эпизоды в повести.

    Сопоставить реальные и фантастические эпизоды в повести

     15.

    Нравственная оценка героев повести «Ночь перед Рождеством»

    Черты характера. Нравственная оценка.

    Сравнивают поступки героев, оценивают, выражают своё мнение.

    Знать авторскую оценку главных героев. Научиться выражать свою оценку главным героям.

    Устная характеристика Вакулы и Оксаны

     16.

    Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

    Дикость поместного быта. Бурлаки. Подневольный труд крепостных крестьян.

    Чтение статей о поэте, чтение стихотворений и осмысление сюжета, ответы на вопросы, выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование.

    Знать биографию писателя (детство, начало литературной деятельности). Уметь выразительно читать стихотворения Н. А. Некрасова.

    Выучить отрывок из стихотворения «На Волге» наизусть

     17.

    Тема народа в произведениях Н. А. Некрасова. Различные формы выражения авторской позиции.

    Раздумье поэта о судьбе народа. Социальная несправедливость.

    Работа с текстом стихотворения: раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет (развитие представления)

    Знать тематику изученных стихотворений Н. А. Некрасова. Уметь определять тему и идею.

    Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова

     18.

    И. С. Тургенев. Слово о писателе.

    Проза. Повести и рассказы. «Сокровищница русской литературы». Спасское-Лутовиново - родина Тургенева.

    Рассматривают  портрета писателя, описывают внешность, используют интернет ресурсы, чтение статьи о писателе, отвечают на вопросы.

    Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности.

    Устный рассказ о писателе

     19.

    И. С. Тургенев. «Муму». Сюжет и композиция рассказа.

    Реальная основа рассказа «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа.  Сюжет и композиция. Крепостное право.

    Чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста.

    Знать историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.

    Пересказ эпизода

     20.

    Друзья и враги Герасима

    Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Сила физическая и нравственная. Достоинство. Сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

    Сопоставление главного героя с другими персонажами, анализ эпизода «Муму в доме барыни; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни.

    Знать сюжет и композицию повести. Уметь составлять характеристику героя по плану.

    Составление характеристики Герасима с использованием цитирования

     21.

    Роль пейзажа в рассказе «Муму». Портрет Герасима.

    Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о портрете, пейзаже.

    Устное словесное рисование, чтение эпизода «Возвращение Герасима домой», сообщение «Как изменила Герасима гибель Муму?»; характеристика главного героя и других персонажей по плану.

    Знать  определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами.

    Устное иллюстрирование эпизода или презентация и защита своих иллюстраций

     22.

    Контрольная работа (письменный ответ на проблемный вопрос)

    Черты характера. Символический смысл. Портрет, пейзаж. Сравнение. Гипербола.

    Написание контрольной работы.

    Знать сюжет и композицию повести. Уметь правильно отвечать на проблемный вопрос.

    Зачет

    Работа со словарем литературоведческих терминов.

     23.

    Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

    Ясная Поляна - родина Толстого. Крымская война. Дневник Л. Н. Толстого.

    Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы;

    Знать основные события жизни Л. Н. Толстого, историю написания рассказа «Кавказский пленник». Уметь выразительно читать текст.

    Выразительное чтение рассказа «Кавказский пленник»

     24.

    Разные судьбы Жилина и Костылина.

    Очевидец событий. Рассказчик. Тема. Идея.

    Выборочный пересказ; устное словесное  рисование, характеристика героя; устные сообщения, комментирование художественного произведения.

    Научиться давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение. Знать историю жизни героев рассказа. Уметь отвечать на вопросы с использованием цитирования.

    Устные ответы на вопросы с использованием цитирования

     25.

    Друзья и враги пленного Жилина

    Обычаи. Душевное состояние героя.

    Выборочный пересказ; устное словесное  рисование, характеристика героя; устные сообщения, комментирование художественного произведения.

    Знать мотивы поведения Жилина в плену. Уметь подготовить пересказ эпизода, близкий к тексту.

    Пересказ эпизода

     26.

    Жилин и Костылин: два характера - две судьбы. Сравнительная характеристика героев.

    Сопоставление. Мужество, стойкость - малодушие, трусость. Чувство товарищества.

    Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

    Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя.

    Составление плана сравнительной характеристики героев

     27.

    Гуманизм Толстого в рассказе «Кавказский пленник»

    Гуманизм. Терпимость. Великодушие.

    Речевая характеристика персонажей и отражение в ней особенностей их характера и взглядов на жизнь и судьбу.

    Знать идейный смысл рассказа. Уметь правильно отвечать на проблемный вопрос.

    Подготовиться к сочинению.

     28.

    Сочинение – рассуждение.

    Написание сочинения – рассуждения.


    УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.

    Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.

    Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2013.

    Литература 5 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях

    В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

    Москва. «Просвещение». 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 4 часа

    III четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 38

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Литература XX века (38 час.)

    А. П. Чехов (1 час)

     1.

    А. П. Чехов.

    Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия». Юмор в рассказах Чехова.

    Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе.

    Чтение статьи о писателе, чтение рассказа, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям.

    Научиться составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа.

    Прочитать рассказ «Косцы»

    И. А. Бунин (2 часа)

     2.

    И. А. Бунин. Рассказ о писателе.

    Рассказ «Косцы». Очарование песни косцов.

    Старинный дворянский род. Фамильное поместье. Нобелевская премия. Косцы. Артель. Первобытность, былинная свобода.

    Интернет ресурсы, чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение рассказа, ответы на вопросы.

    Научиться составить рассказ о писателе на основе фактов из жизни писателя, положенных в основу рассказа «Косцы».

    С. 4-9 (выразительное чтение)

     3.

    И. А. Бунин. «Косцы». Тема Родины и родной природы в рассказе.

    Патриотизм. «Дивная прелесть». Всепрощающее великодушие.

    Лексическая работа, выразительное чтение, находят в тексте строки, выражающие любовь автора к родной стороне, простым людям.

    Понимать отношение И. А. Бунина к теме деревни и родной природы. Уметь определять лексическое значение слов из рассказа «Косцы» и включать их в устный рассказ.

    С. 10 вопрос №4 (письм.)

    Творчество В. Г. Короленко (9 часов)

     4.

    В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.

    Уездный судья. Праведник. Религиозные чувства. Толерантность.

    Чтение статьи о писателе; События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести.

    Знать биографию В. Г. Короленко. Уметь выделять «уникальность» личности писателя по воспоминаниям его современников.

    Проверка домашнего задания

    С. 11  (учить биографию)

     5.

    «В дурном обществе» Глава I. Развалины.

    Повесть. Рассказчик. Автор-повествователь. Описание города.

    Рассказ о жизни писателя, чтение 1 главы повести, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту.

    Научиться видеть отличительные черты жанра повести, составлять устный пересказ с включением элементов описания.

    С. 12-15 (пересказ)

     6.

    «В дурном обществе» Глава II. Я и мой отец.

    Бродяга. Дурные наклонности. Негодный мальчишка. Душевные муки.

    Анализируют образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася - «дикое деревце».

    Научиться пересказывать историю жизни Васи, объяснять мотивы поведения, проблемы его взаимоотношений с отцом.

    С. 15-18  (выразительное чтение эпизода)

     7.

    «В дурном обществе» Глава III. Я приобретаю новое знакомство.

    Часовня. Завязка действия. Портретная характеристика.

    Выразительное чтение главы III, ответы на вопросы, завязка действия.

    Знать содержание III главы, выразительно читать, передавать психологическое состояние героев в процессе чтения.

    С. 18-25 (пересказ эпизода)

     8.

    «В дурном обществе» Глава IV.Знакомство продолжается. Как менялся характер Васи после встречи с детьми подземелья?

    Анализ эпизода. Описание внешности героев. Контраст.

    Комментированное чтение IV главы, находят  ответы на вопросы, опираясь на текст.

    Научиться анализировать характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья, отвечать на проблемные вопросы.

    С. 26-30. Ответить на вопрос  №2 (с. 47)

     9.

    «В дурном обществе» Глава V.Среди «серых камней».

    Сострадание. Милосердие.

    Комментированное чтение V главы,  ответы на вопросы, оценка поступков героя.

    Воспроизводить содержание главы.  Анализировать психологическое состояние героя.

    С. 30-33 (составить характеристику Васи)

     10.

    «В дурном обществе» Глава VI. На сцену является пан Тыбурций.

    Антитеза. Нравственные проблемы.

    Комментированное чтение VI главы,  ответы на вопросы, оценка поступков героя. Лексическая работа.

    Анализировать, сравнивать, делать выводы при характеристике героев.

    Фронтальный устный опрос

    С. 33-38 (пересказ)

     11.

    «В дурном обществе» Глава VII. Осенью.

    Развитие действия. Сопоставление: тучи на небе – тучи над головой; улыбка Маруси – улыбка сестры.

    Комментированное чтение VII главы,  ответы на вопросы, оценка поступков героя. Лексическая работа.

    Знать приемы антитезы и сравнения  как средство раскрытия характера героев. Уметь выявлять приемы антитезы и сравнения в тексте.

    С. 38-39 (составить план главы)

     12.

    «В дурном обществе» Глава VIII. Кукла. Заключение.

    Конфликт. Кульминация. Трагический финал.

    Комментированное чтение VIII главы,  ответы на вопросы, оценка поступков героя. Лексическая работа.

    Знать композицию и сюжет повести. Уметь объяснять смысл названия повести.

    С. 40-47 (пересказ); С.47-48 (ответить на вопросы)

    Творчество А. И. Куприна  (3 часа)

     13.

    А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества.

    Сиротское училище. Юнкер. Обостренная чуткость к чужому страданию. Художественная проза.

    Интернет ресурсы, чтение статьи учебника об авторе, ответы на вопросы.

    Воспроизводить биографию А. И. Куприна, составлять рассказ о писателе по конспекту.

    Учить биографию (по записям в тетради)

     14.

    А. И. Куприн  «Тапёр».

    Анархия. Английский клуб. «Венгерская рапсодия». Тапёр. Рубинштейн.

    Лексическая работа, чтение рассказа «Тапёр», обсуждение поднятой автором темы.

    Знать сюжет рассказа. Уметь определять тему и идею рассказа.

    Пересказ рассказа «Тапёр»

     15.

    А. И. Куприн «Скворцы».

    Рассказ. Тема. Идея. Композиция.

    Чтение рассказа «Скворцы», обсуждение идеи рассказа, ответы на вопросы.

    Передавать содержание рассказа,  анализировать эпизод, пересказывать с применением цитирования.

    Пересказ рассказа «Скворцы» близко к тексту.

    Творчество П. П. Бажова (4 часа)

     16.

    П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Литературная сказка и сказ.

    «Малахитовая шкатулка». Сказки. Предания. Легенды. Сказ.

    Беседа о писателе, интернет ресурсы, чтение статьи учебника о писателе, лексическая работа.

    Знать биографию писателя, жанровые особенности сказа и сказки. Уметь сопоставлять сказ и сказку.

    С. 53-54 (учить биографию)

     17.

    «Медной горы Хозяйка». Встреча Степана с Хозяйкой Медной горы. Награда от Хозяйки Медной горы.

    Сказитель. Описание. Малахитница. Рудник. Приказчик. Рудничный надзиратель.

    Комментированное чтение произведения, лексическая работа, ответы на вопросы.

    Знать сюжет произведения, анализировать текст, толковать лексическое значение слов из сказа.

    С. 54-61 (пересказ)

     18.

    «Медной горы Хозяйка». Характеристика Степана.

    Крепостной. Вольная. Верность данному слову.

    Лексическая работа,

    Научиться определять характер героя по его поступкам.

    С. 62-64 (пересказ)

     19.

    «Медной горы Хозяйка». Волшебное и реальное в сказе.

    Реалистическое изображение действительности. Волшебство и фантастика.

    Научиться отличать сказ от сказки, сравнивать разные по жанру произведения.

    Фронтальный устный опрос

    С. 64-65 (вопросы)

    Творчество К. Г. Паустовского (3 часа)

     20.

    К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Обида раненого коня. Совет Панкрата.

    Вороной конь. Колдун. Злорадный окрик. Олицетворение. Эпитет.

    Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы к статье, комментированное  чтение рассказа «Тёплый хлеб», лексическая работа.

    Знать сюжет произведения. Научиться пересказывать текст, выделяя главное.

    С. 69 (учить биографию);

    с. 69-73 (пересказ)

     21.

    «Теплый хлеб». Филькин поступок. Примирение с конем.

    Нравственные категории. Доброта и людская злоба. Раскаяние и прощение.

    Анализируют, оценивают  поступок Фильки, наблюдают за развитием сюжета, выражают своё мнение, делают выводы.

    Научиться  объяснять смысл названия сказки, давать оценку поступкам героя.

    С. 74-78 (пересказ),

    с. 78 (ответить на вопросы устно)

     22.

    Рассказ «Заячьи лапы».

    Рассказ. Описание. Олицетворение стихийных сил природы.

    Комментированное чтение рассказа «Заячьи лапы», беседа по прочитанному, выражают своё отношение к прочитанному.

    Научиться определять тему, сюжет, идею, рассказа, выражать свое отношение к героям рассказа.

    С. 78-84 (пересказ),

    с. 84 (вопросы)

    Творчество С. Я. Маршака (3 часа)

     23.

    С. Я. Маршак. Краткий рассказ о поэте. «Двенадцать месяцев». Особенности жанра пьесы.

    Драма. Пьеса. Ремарки. Диалог. Действующие лица. Инсценированное чтение.

    Чтение статьи учебника о писателе, вспоминают произведения автора, выборочное чтение глав сказки, оценивание поступков героев сказки, лексическая работа.

    Знать биографию С. Я. Маршака, особенности жанра пьесы. Научиться выразительно читать по ролям, оценивать чтение своих товарищей.

    С. 85-86 (учить биографию),

    с. 86-92 (чтение по ролям)

     24.

    «Двенадцать месяцев». Приказ королевы. Разговор старухи и дочки.

    Литературные и фольклорные герои. Жизненная правда и вымысел.

    Осмысление сюжета сказки, изображённых в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование.

    Научиться оценивать характеры действующих лиц, их побуждения и поступки.

    С. 92-96 (чтение по ролям)

     25.

    «Двенадцать месяцев». Характеристика героев сказки.

    Достоверная основа. Сочетание фантастического и реального.

    Анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, работа с текстом – реальное и фантастическое в сказке.

    Знать идейный смысл пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Уметь характеризовать положительных и отрицательных героев сказки.

    С. 101 ответить письменно на вопрос №3

    Творчество А. П. Платонова (2 часа)

     26.

    А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

    Проза. Рассказ. Реализм. Фантазия.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, работа с иллюстрациями, ответы на вопросы .

    Научиться кратко пересказывать содержание статьи.

    Проверка письменного домашнего задания

    С. 106 (учить биографию)

     27.

    Рассказ «Никита». Возвращение отца.

    Доброта, сердечность, злоба, сострадание.

    Комментированное чтение рассказа «Никита», выяснение темы рассказа, быль и фантастика в рассказе, оценивание сцены встречи с отцом.

    Понимать поведение главного героя, простоту и человечность рассказа, трогательный образ фантазёра Никиты.

    С. 112-115 (пересказ)

    Творчество В. П. Астафьева  (6 часов)

     28.

    В. П. Астафьев. Очерк творчества писателя. Судьба рассказа. «Васюткино озеро»

    Автобиография. Жизненные впечатления.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы.

    Автобиография. Жизненные впечатления.

    С. 116-117 (учить биографию).

     29.

    «Васюткино озеро». Жизнь Васютки в поселке. Сборы в лес. Встреча с глухарем.

    Художественные детали. Путина. Осетр, стерлядь, таймень, налим. Невод. Патронташ. Затеси. Кедровка.

    Чтение произведения, лексическая работа, ответы на вопросы.

    Научиться выделять особенности жизни сибирских таежников и рыбаков, описанных в рассказе.

    Фронтальный устный опрос.

    С. 117-125 (заполнить таблицу)

     30.

    «Васюткино озеро». Первая ночевка в лесу. Страхи Васютки.

    Смекалка. Знание леса. Смелость.

    Чтение произведения, лексическая работа, ответы на вопросы.

    Научиться выделять последовательность развития действия рассказа. Уметь пересказывать текст с использованием цитирования.

    С. 126-130 (заполнить таблицу)

     31.

    «Васюткино озеро». Черты характера Васютки, которые помогли ему выжить.

    Таежные законы. Сила духа. Вера  и терпение.  

    Чтение произведения, лексическая работа, ответы на вопросы.

    Научиться анализировать поведение героя, высказывать свое отношение к его поступкам.

    Проверка домашнего задания (заполнение таблицы).

    С. 131-146

     32.

    «Васюткино озеро». Неожиданное спасение.

    Кульминация. Авторское отношение к герою.

    Чтение произведения, лексическая работа, ответы на вопросы.

    Знать идейный смысл рассказа. Уметь находить художественные приемы, раскрывающие идею рассказа.

    С. 146-147 (вопросы и задания к рассказу)

     33.

    «Васюткино озеро». Смысл названия рассказа.

    Тема. Идея. Финал.

    Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, комментирование художественного произведения.

    Научиться объяснять смысл названия рассказа, отвечать на проблемные вопросы.

    Письменный опрос.

    Выразительное чтение «Рассказ танкиста»

    Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.)  (2 часа)

     34.  

    А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

    Поэтическая летопись о войне. Поэт-фронтовик. Лирический герой и автор.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы, работа со словарём.

    Научиться определять тему, идею стихотворения. Уметь выразительно читать поэтический текст.

    С. 150-154 (выучить отрывок наизусть)

     35.

    К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

    Брестская крепость. Война и дети. Поэтический пафос.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы.

    Научиться определять тему, идею стихотворения. Уметь выразительно читать поэтический текст.

    Чтение наизусть

    С. 50-52, с. 155-158 (выразительное чтение)

    Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (3 часа)

     36.

    С. А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»

    Лирика. Творческий путь. Поэтический образ. Ритм и рифма.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы лексическая работа.

    Научиться понимать особенность звучания есенинских стихотворений о Родине, выразительно читать стихи, передавать настроение поэта.

    С. 50-52, с. 155-158 ( учить стихотворение на выбор)

     37.

    И. А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…», Н. М. Рубцов «Родная деревня…»

    Метафора. Эпитет. Сравнение.  Гипербола.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы лексическая работа.

    Научиться выразительности чтения поэтического текста. подбирать синонимы к поэтическим выражениям.

    Фронтальный устный опрос

    Выучить стихотворение наизусть.

     38.

    Сравнительный анализ стихотворений Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева «Аленушка»

    Метафора. Эпитет. Сравнение.  Гипербола.

    Выразительное чтение стихотворений наизусть, установление ассоциативных связей с картиной Васнецова «Алёнушка».

    Научиться передавать содержание стихотворений Д. Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка», сравнивать разные по содержанию, но близкие по настроению поэтические произведения.

    Написать сочинение-рассуждение по стихотворениям и картине «Алёнушка».

    Заполнить таблицу


    УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.

    Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.

    Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2013.

    Литература 5 класс Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях

    В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

    Москва. «Просвещение». 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 4 часа

    IV четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 33

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Творчество Саши Черного (2 часа)

     1.

    Писатели улыбаются.

    Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник».

    Знакомство с биографией писателя. Чтение рассказа «Кавказский пленник».

    Читают, рассуждают, отвечают на вопросы учебника, сравнивают с рассказом Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

    Научиться воспроизводить прочитанное, отвечать на вопросы, использовать прочитанный материал.

    Подготовить пересказ рассказа «Кавказский пленник».

     2.

    Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах Саши Черного

    Понятие слова «юмор», «сатира», чтение рассказа «Игорь-Робинзон», обсуждение поднятой проблемы.

    Формулируют понятия «юмор», «сатира», характеризуют юмор в рассказе, приводят свои примеры.

    Знать определение «юмора», «сатиры», уметь различать сатиру и юмор, сравнивать.

    Подготовить пересказ рассказа.

    Из зарубежной литературы (31 час)

     3.

    Р. Л. Стивенсон. Краткий рассказ о поэте.

     Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Работа с толковым словарём, запись в тетрадях понятия «Баллада».

    Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение.

    Знать биографию писателя, события, о которых рассказывается в балладе; оценивать поступки героя.

    Выразительное чтение баллады.

     4.

    Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»

    Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков.

    Выразительное чтение, комментированное оценивание выразительного чтения.

    Чувственное понимание прочитанного, уметь обоснованно оценивать поступок главного героя. Выражать своё отношение к поступку героя.

    Выучить балладу наизусть

     5.

    Д. Дефо. Слово о писателе.

    Чтение наизусть баллады. Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо.

    Чтение статьи о писателе, чтение главы «Робинзон на необитаемом острове»; обсуждение.

    Знание биографии писателя, сюжета романа; умение воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона.

    Чтение баллады наизусть.

    Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов

     6.

    «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа

    Работа с планами к рассказу, обсуждение, рекомендации, оценивание.

    Ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

    Понимание авторского отношения к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.

    Пересказ эпизодов.

     7.

    Необычайные приключения Робинзона Крузо.

    Черты личности главного героя.

    Находят, анализируют, дают оценку поступкам героя.

    Понимание поступков героя, владение приёмами пересказа.

    Письменная работа.

    Письменный ответ на вопрос «Какие качества помогли выжить герою на необитаемом острове?».

     8.

    Нравственные качества Робинзона Крузо, которые помогли ему выжить на необитаемом острове.

    Ответы на вопрос, работа над понятием «нравственные качества».

    Работа со словарями, запись в тетрадях понятия «нравственность», приводят примеры нравственных поступков.

    Понимание поступков героя, оценивание поступков Робинзона Крузо.

    Прочитать статью учебника о Х. К. Андерсене, подготовить пересказ любимой сказки писателя.

     9.

    Х. К. Андерсен. Слово о писателе.

    Знакомство со знаменитым датским писателем-сказочником, мастером пера, волшебником слова.

    Чтение и пересказ статьи учебника о писателе с использованием интернет ресурсов, пересказ любимых сказок.

    Более глубокие знания о писателе-сказочнике, умение обосновывать выбор сказки, воспроизводить прочитанное.

    Прочитать сказку «Снежная королева».

     10.

    X. К. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда.

    Обсуждение прочитанной сказки. История первая.

    Находят элементы народной сказки, отвечают на вопросы.

    Воспроизводить  элементы народности в сказке, анализировать, доказывать примерами из произведения.

    Художественный пересказ 1-ой истории, нарисовать Тролля и его учеников.

     11.

    X. К. Андерсен «Снежная королева». В поисках Кая.

    Проверка домашнего задания, обсуждение рисунков.

    Обобщают, прогнозируют, оценивают поступки персонажей, читают историю 2-ую и 3-ю.

    Продолжать работу над пониманием идеи сказки, уяснять  связь между частями сказки, отвечать  на вопросы.

    Подготовить чтение по ролям.

     12.

    Друзья и враги Герды.

    Чтение по ролям, оценивание чтения, чтение истории 3-ей.

    Рассказывают о Кае и Герде, их жизни, интересах, переменах в поведении Кая.

    Овладеть приёмами анализа основных событий в жизни героев, воспроизводить события.

    Пересказ истории 3-ей.

     13.

    Герда и Маленькая разбойница.

    Пересказ истории 3-ей, торжество любви и добра.

    Анализируют поведение Герды, старушки, Снежной королевы.

    Сравнивать поступки героев, делать вывод, сопоставлять, наблюдать за изменениями в поведении детей.

    Письменная работа.

    Составить сравнительную характеристику Герды и Маленькой разбойницы.

     14.

    Внутренняя красота героини

    Проверка письменной работы, ответ на вопрос: изменилась ли Герда? Чтение истории 5-ой в лицах.

    Беседа о прочитанном, пересказ испытаний, ожидавших Герду, впечатления о поступках Снежной королевы.

    Выработаться понимание того, что только силой любви можно помочь близкому человеку, что ради спасения любимого человека можно пожертвовать самым дорогим.

    Дочитать сказку до конца.

     15.

    Реальное и фантастическое в сказке

    Работа с текстом сказки.

    Находят и исследуют реальное и фантастическое в сказке.

    Различать и анализировать  реальное и фантастическое, приводить примеры.

    Подготовиться к сочинению-рассуждению.

     16.

    Написание сочинения-рассуждения по сказке «Снежная королева». Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

    Написание сочинения-рассуждения.

    Умение рассуждать и аргументировать.

    Сочинение.

     17.

    Ж Санд. Личность и творческая деятельность Ж. Санд.

    Краткий рассказ о писательнице. Чтение биографии, ответы на вопросы учебника.

    Читают, характеризуют, оценивают прочитанное с использованием интернет ресурсов.

    Научиться понимать, передавать, воспроизводить прочитанное.

    Прочитать рассказ «О чём говорят цветы».

     18.

    «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

    Обмен впечатлениями о прочитанном, высказывание собственного мнения.

    Анализируют, отстаивают собственное мнение.

    Научиться понимать прекрасное, приводить примеры, давать оценку прекрасному.

    Выборочное выразительное чтение.

     19.

    Художественные особенности рассказа «О чем говорят цветы».

     Повторение художественных приёмов,

    понятия «литературная сказка», «притча».

    Повторение художественных приёмов, чтение произведения, обмен мнениями.

    Формировать умение анализировать отрывки текста, анализировать прочитанное, давать оценку, сравнивать, делать выводы.

    Прочитать главы из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

     20.

    М. Твен. Слово о писателе

    Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа.

    Чтение статьи об авторе, использование интернет ресурсов, беседа о прочитанном.

    Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь сопоставлять текст с иллюстрацией художника.

    Подготовить рассказ о М. Твене, используя справочный материал, Интернет

     21.

    «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями.

    Затеи Тома, его предприимчивость.

    Ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении.

    Понимать время и место действия, уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе.

    С. 252-268. Пересказ главы.

     22.

    Том Сойер и его друзья.

    Пересказ главы, оценивание поступков героя.

    Пересказ (гл. 12, 21 -  проделки Тома);

    Уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки;

    Составить цитатный план к характеристике героя.

     23.

    Том Сойер и Гекльберри Финн. Сравнительная характеристика.

    Проверка домашнего задания – цитатный план, рассказ по цитатному плану.

    Инсценирование эпизодов из главы 1 и 2.

    Овладеть приёмами инсценирования, воспроизведение поведения героев, владение интонационной законченностью.

    Составить сравнительную характеристику.

     24.

    Характеристика Тома Сойера

    Характеристика Тома Сойера, отличие его от других персонажей.

    Характеризуют поступки и поведение героя.

    Уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки;

    Тест.

    Ответить на вопросы.

     25.

    Дж. Лондон. Слово о писателе.

    Рассказ о писателе с использованием интернет- ресурсов. Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка.

    Чтение статьи о писателе, рассматривание портрета, определение черт характера по портрету, ответы на вопросы учебника. 

    Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев, уметь пересказывать полученные знания.

    Прочитать рассказ.

     26.

    Дж. Лондон «Сказание о Кише»

    Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка.

    Перечитывают, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

     Научиться понимать и уважать обычаи, верования, нравы любого народа, следовать им на практике.

    Составление цитатного плана рассказа. пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)

     27.

    Нравственное взросление героя

    Характер мальчика - опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

    Работают над понятием «нравственность», приводят примеры из собственных наблюдений.

    Умение давать оценку плохим и хорошим поступкам, приводить примеры из собственного опыта, честно оценивать свои поступки.

    Пересказ эпизода (краткий, выборочный от лица героя)

     28.

    Специфика жанра сказание

    Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа

    Формулируют понятие «сказание», записывают, применяют в речи.

    Уметь объяснить, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой.

    Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.

     29.

    Подготовка к написанию классного сочинения на тему: «Какое произведение мне больше всего понравилось и почему? Чему оно меня научило?».

    Обсуждение темы сочинения и выбор произведения.

    Обоснование выбора, выяснение основной мысли сочинения. Повторение жанра «сочинения-рассуждения».

    Овладение приёмами сочинения-рассуждения, умение обосновывать свой выбор, выявление главного в произведении, делать выводы.

    Подготовить черновой вариант сочинения.

     30.

    Классное сочинение на тему: «Какое произведение мне больше всего понравилось и почему? Чему оно меня научило?».

    Обсуждение темы сочинения и выбор произведения.

    Написание сочинения.

    Умение писать сочинения-рассуждения, подбирать материал, обосновывать выбор, анализировать.

    Сочинение.

     31.

    Анализ сочинения и работа над ошибками.

    Анализ сочинений, выявление слабых мест, недочётов.

    Работа над ошибками.

    Использовать теоретический материал для исправления ошибок, речевых недочётов, оценивание своих умений и навыков.

    Подготовить чтение стихотворения наизусть любимого поэта, обосновать свой выбор.

     32.

    Задание на лето. Список литературы на лето.

    Чтение стихотворений наизусть с обоснованием выбора.

     Читают наизусть, обосновывают свой выбор, комментируют. Запись списка литературы для чтения летом.

    Научиться выбирать, обосновывать выбор.

    Подготовить викторину по изученным произведениям на выбор.

     33.

    Итоговый урок. В мире русской литературы.

    Викторина по изученным произведениям.

     Ответы на вопросы викторин.

    Умение объективно оценивать творчество одноклассников, ответы, обосновывая свою оценку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

    Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

    Рабочие программы по английскому языку для коррекционных школ VI вида

    Рабочие программы по английскому языку предназначены для школ-интернатов,где обучение начинается с 5 класса2 раза в неделю по 40минут.УМК "Английский с удовольствием" М.З.Биболетова,Н.В.Добрынина...

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 5 класс.

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы  V вида, 5 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований ф...

    Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 5 класс.

    Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 5 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...

    Рабочая программа. 6 кл. Литература. Для коррекционных школ.

    Рабочая программа. 6 кл. Литература. Для коррекционных школ....

    Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ...

    Рабочие программы по физической культуре для коррекционной школы VIII вида (1,2,3,4,5,7 класс)

    Рабочие программы по физической культуре для коррекционной школы VIII вида  составлены по В.В.Воронковой...