Обобщающий урок по литературе для 6 класса
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Волкова Елена Владимировна

Сценарий игры "Умники и умницы" для учащихся 6 класса на литературном материале (произведения о детях и детстве)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы».
(6 класс).


Предварительная подготовка.

До проведения мероприятия проводится подбор игроков.  Для этого среди учащихся 6 классов проходит викторина по произведениям о детях «Родом из детства». 3 победителя становятся участниками игры.

Готовятся листы плотного картона, обтянутые цветной самоклеящейся лентой, для обозначения дорожек: 4 зеленых. 3 желтых, 2 красных. Делается запись музыки из одноименной передачи. Из картона  изготавливаются ордена, из тонкой атласной ленты делается петля длиной 80 см., чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему.

Игрокам предлагается повторить изучаемые в 6 классах произведения о детях.(«Кладовая солнца», «Конь с розовой гривой», «Уроки  французского»).
Приглашаются коллеги и учащиеся старших классов в качестве членов жюри. Оформляется зал, готовится презентация.

Ход игры
Ведущий
Я рада приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Умники и умницы».
Тема игры: «Родом из детства».
Мы выбрали 6 участников игры, будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что значит «соревнование». А если агонисты не справятся с вопросами, то право предоставляется теоретикам, то есть зрителям. За полный, верный ответ теоретик получает орден «Умника», за правильный ответ – медаль. Две медали можно обменять на орден. Наблюдатели из старшеклассников  внимательно следят, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов и медалей вы заработали. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.

Представляю нашу судейскую коллегию:
Судья  
Ученый секретарь_
Ответственный секретарь
Ордена вручает

 Правила игры:
Свойство дорожек:
Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки это происходит, то игрок может согласиться на блиц (Время на обдумывание не дается, нужно сразу отвечать на вопросы).
Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.
Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.
На размышление дается одна минута.
4 этапа игры.
Пролог. В нем два конкурса: 1) Русский язык. Задача – исправить ошибки в тексте

Первым урокам, как назло, был француский. Лидия михайловна, поправу класнова рукавадитиля, интиресавалась нами больше других учитилей, и скрыть от ниё что либо была трудно

В результате  1 конкурса определяются 3 агониста, которые продолжают соревнования на дорожках.
2) Конкурс красноречия. В течение 40 секунд нужно убедить присутствующих прочитать одно из произведений:

  • М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
  • В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • В.Г.Распутин «Уроки французского»

Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. (учитывается связность, правильность, логичность, убедительность).Участники выбирают дорожки.

Первый этап.

Выберите категорию (Биография и текст)

  • Русский язык
  • География
  • Предметы быта
  • Каждый раз участникам предлагаются ключевые слова. Выбрав, ребята слушают вопрос и отвечают.

Русский язык

В каком предложении нет числительных?

А) Он ходил в седьмой класс.

Б) Играли не все – то шестеро, то семеро.

В) Всё же иногда мать подкладывала в письмо по пятёрке.

Г) В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй – шестьдесят.

(ответ – В)
География

Соотнесите героя и место его проживания:

А) Настя и Митраша

1) Красноярский край

Б) Герой рассказа «Конь с розовой гривой»

2) Ярославская область

В) Герой рассказа «Уроки французского»

3) Иркутская область


(ответ: 1Б, 2А, 3В)

Предметы быта
Найдите чирки, галифе, туесок

(на предложенных картинках)

Второй этап
Выберите категорию (Между строк)

  • К загадкам слова
  • «Хлеб насущный»
  • Литературоведение

К загадкам слова

Герой рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского» думает:

«Хлюзда на правду наведёт». 

При каких обстоятельствах приходит к нему эта мысль  и как вы объясните это выражение?

(ответ: В словаре Даля:
ХЛЮЗДИТЬ влад. сиб. кривить душой, жилить, присваивать себе чужое. Схлюздить в картах, сплутовать. Хлюзда об. плут, обманщик, мошенник; или шулер. Хлюздать грязью, пск. хлюстать, —ся, шлепать.

 Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат "в склад!", чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.
      - Не в склад! - объявил Вадик.
      Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.
      - Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел.
      Он сунул мне под нос кулак.
      - А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.
      Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.
      Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. "Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу
"

 
«Хлеб насущный»

Что из предложенного мог употреблять в пищу герой рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского»?

На столе – набор продуктов:  картошка, макароны, гематоген, яблоко, мандарин, горох, редька, хлеб, творог, рыба, колбаса, консервы.


Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала

- Почему ты решил, что это я?
      - Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
      - Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
      - Совсем не бывает. Знать надо было.
      Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.
      - Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
      - Горох бывает. Редька бывает.

 Литературоведение


Назовите средства художественной выразительности, использованные в отрывке:

могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы

(ответ: могучие – эпитет, как свечи – сравнение, храм природы – метафора)


Третий этап
Выберите категорию (История одного обмана)

  • Буря возмущения
  • «Под развесистой клюквой»
  • Беги, парень, беги…


Буря возмущения


«Вот это да! Учительница, называется!  За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Чем вызваны подобные эмоции?
(ответ:  
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснутся монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету.
      - Что вы делаете? - возмутился я.
      - Я? А что я делаю?
      - Зачем вы ее подвинули?
      - Да нет же, она тут и лежала, - самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
      Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.)

«Под развесистой клюквой»

Устав от долгой пешей прогулки
по бескрайним Российским просторам,
я пристроился передохнуть под развесистой клюквой.


А. Дюма (1802-1870)

А как на самом деле растёт клюква?

(ответ
 Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет   у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. М.М.Пришвин)

Беги, парень, беги…


Я  рванул  … к  яру,  подпрыгнул,  ухватился  за траву, с  перепугу  упал на комья глины, подскочил  и  бежать  по  берегу     -- Ты куда! Стой! Стой, говорю!      Я   мчался   во   весь   дух .     --  Я-а-авишша , я-авишша  домой , мошенник!     Мужики поддали жару.     --  Держи его!  -- крикнули, и я не заметил, как  оказался на верхнем конце  села,

От кого и почему бежит герой?

ответ : Вдруг за ближним каменным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась лодка. Трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по обводы в реку, рвалась вперед, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, толчок — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе. Вот уж кормовой двинул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город.

    Я рванул от удочек к яру, подпрыгнул, ухватился за траву, засунув большой палец ноги в норку. Подлетела береговушка, тюкнула меня по голове, я с перепугу упал на комья глины, подскочил и бежать по берегу, прочь от лодки.

    — Ты куда! Стой! Стой, говорю! — кричала бабушка.

    Я мчался во весь дух.

    — Я-а-авишша, я-авишша домой, мошенник!

    Мужики поддали жару.

    — Держи его! — крикнули из лодки, и я не заметил, как оказался на верхнем конце села, куда и одышка, всегда меня мучающая, девалась!



Блиц.

1.Назовите известные вам лесные ягоды.

(клюква, брусника, земляника, черника, голубика, костяника)

2.Объясните значение слов:
бадогА (длинные поленья)

куртИнка (островок)

увАл (пологий холм)

поскОтина (пастбище, выпас)

елань (топкое место в болоте)

3.Назовите одним словом это языковое явление:

лезть под руку

что Бог пошлёт(послал)

мчаться во весь дух


(фразеологизмы)


По окончании игры жюри подводит итоги. Два победителя: один на дорожке, другой – по наибольшему количеству орденов. Происходит торжественное награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Обобщающий урок в 8-9 классе по теме: "Художественная литература"

Данный урок по художественной литературе затрагивает темы:Роды литературыЖанры (основные виды)Жанровые формыФормы (виды) изображения действительности ТекстТемыКомпозицияПерсонажиПортрет Приё...

Задания обобщающего характера по литературе 10 класс

Задания обобщающего характера включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века...

Задания обобщающего характера по литературе 10 класс

Задания включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века....

Обобщающий урок по литературе 5 класс

Обобщающий урок по литературе 5 класс...

Обобщающий тест по литературе 9 класс.

Тест содержит  материал за курс 9 класса...