Урок литературы по теме "Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».
план-конспект урока (литература) по теме

Драб Ирина Викторовна

Проект урока литературы, соответствующего требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока литературы, соответствующего требованиям ФГОС

Тема урока:Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».

Цели урока:показать  особенности композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и её роли в реализации художественной идеи произведения; выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении; формировать   навыки выразительного чтения и чтения по ролям,  работы с иллюстрациями, лексической работы; воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать  гуманистическое мировоззрение.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД:самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, картины А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва» и В.Е.Маковского «Игра в бабки».

Учебник:Меркин Г. С. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Литературные имена (http://www.library.ru)
  2. Социальная сеть работников образования (http://www.nsportal.ru)

Эпиграф (на доске): Играйте же, дети! Растите на воле!

                                     На то вам и красное детство дано…

Н.А.Некрасов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята!Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения.Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – смайлики разных цветов. Их получат самые активные, мыслящие в группах, на которые вы сейчас разделитесь.

Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы.

Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В 1860-м году было опубликовано одно из первых в русской литературе произведений о каторжном труде подростков – фабричных рабочих под названием «Плач детей» Некрасова. Этой теме посвященыстихотворения «Железная дорога»,«Дядюшка Яков», «Пчелы». В их числе особое место занимают «Крестьянские дети». В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно о нем. Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Замечательная тайна заключена в этом стихотворении, разгадка которой возможна только при условии внимательного и комментированного чтения.

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете? В конце урока мы вернемся к ним.

- А теперь рассмотрите картины А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва» и В.Е.Маковского «Игра в бабки». Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и картины русских художников?

-  Можете ли вы теперь определить тему нашего урока. Какие цели поставим?

Слушают.

- И писатель, и художники хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, мир их интересов.

Формулируют тему и цели урока.

- Показать особенности композиции стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» (анализируя образ лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ) и определить его основную тему; анализировать содержание стихотворения.

Поиск и выделение  необходимой информации (П).

Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П).изложение и аргументация мнения (К).

Извлечение информации из различных источников (К).активизация мышления при рассматривании картин (П).

Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

. «Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

Беседа по вопросам:

- Дома вы познакомились с содержанием стихотворения «Крестьянские дети». Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Тогда в ходе работы над текстом найдите границы частей и озаглавьте их одним предложением. К концу нашей работы у каждой группы должен получиться план, в котором должны быть отражены названия основных частей лирического произведения.

- Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ? (обращение к портретам Н.А. Некрасова)

- Найдите и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что особенно удивляет их в нем?

- Какое настроение лирического героя ощущается в первых строках произведения?

- Какое слово передает настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами?

- Найдите строки, в которых говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кого встретил Некрасов?

- В каких строках звучит поэзия крестьянского труда?

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?

- Какое интересное выражение… А что означает  выражение «въезжает царем»?

- Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно, /А сгибнуть ничто не мешает ему»? Подберите синонимы к слову «сгибнуть».

- А сейчас посмотрите на иллюстрацию А.И. Лебедева. Какой эпизод стихотворения изобразил художник? (см. стр.учебн. 273) Прочитайте его.

Физкультминутка.

- Давайте встанем и будем двигаться как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно.

-  Данный отрывок – это только составляющая часть больщого стихотворения. Благодаря ему мы знакомимся с одним днем из жизни крестьянского мальчика. О чем размышляет автор, рассказывая историю «малюточки Власа»?

- Каково значение выражения «зимнего солнца холодный огонь»?

- А какие чувства испытывает автор?

- Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приема – оксюморона. Оксюморон – (греч. – острая глупость) – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило). Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его подлинной значимостью.

- Дочитаем стихотворение до конца. Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения? С чем это связано?

- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия?

- В ходе подробного анализа данного стихотворения вы находили границы его частей и составляли план. Обратимся к вашим записям в тетрадях и обменяемся мнениями по поводу вашего плана.

- Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей. Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.

Но завершить наше исследование хочется строчками из «Крестьянских детей»:

Играйте же,  дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Работа в группах. Составляют план в процессе беседы по содержанию текста стихотворения:

  1. Охотник рад возвращению в родную деревню.
  2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
  3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
  4. Раздумья о детском труде.
  5. Встреча поэта с «мужичком» Власом.
  6. Представление Фингала для деревенских зрителей.
  7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

Отвечают. Рассматривают портреты поэта.

- Рассказчик – герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми.

- Он любит «милых плутов», вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей.

- Умиленье.

- Маленького мальчика.

«Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно…»

Он «в деревню въезжает царем».

- Ванюша понимает значимость крестьянского труда и испытывает гордость от причастности к общему делу, и поэтому чувствует себя «царем».

- Сгибнуть – погибнуть, пропасть, исчезнуть, умереть.Крестьянский ребенок лишен родительского внимания и опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжелый крестьянский труд также отнимает много сил.

Рассматривают иллюстрацию. Находят и выразительно читают отрывок от слов «Однажды в студеную зимнюю пору…» до «Проводит вас в недра землицы родной».

Дети выполняют физич. упражнения.

- «Малюточка Влас» - образ живого мальчика, который воплотил в себе серьезное и строгое отношение к труду и понимание чувства долга перед семьей.

- Солнце зимой не согревает. Мальчику холодно, но он должен помочь отцу – кормильцу семьи.

- Автор испытывает противоречивые чувства: он горячо любит свою родину и видит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы», которое трудно уничтожить.

Записывают определение «оксюморон» в словарик терминов по литературе.

Выразительно читают от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу» и до конца стихотворения.

- Эти строки вызывают чувство радости и печали, грусти. Это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы.

Сравнивают заключительные строки стихотворения с его началом.

- Начало и конец стихотворения составляют одну картину. Между лирическим героем и детьми уже нет никаких преград. Он находится в кругу единомышленников, разделяющих его чувства к крестьянским ребятишкам. Различия в том, что много смеха и радости.

Ответственные в группах зачитывают план, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, обмениваются мнениями, аргументируя свою точку зрения.

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Лич). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).

Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л).

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

- Удалось ли поэту это?

- А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

- Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Удалось ли нам ее достичь?

- Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу.

- Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

V. Домашнее задание

- Выучите наизусть понравившийся отрывок или приготовьте выразительное чтение отрывка (по ролям) и по желанию сделайте рисунок к стихотворению

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения....

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения"....

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети».

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока): 1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,...