Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"
    план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

    Берсенёва Светлана Николаевна

    Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. Итогом деятельности учащихся на этом уроке является литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. На уроке использованы песни, фрагменты клипов с песнями В.С.Высоцкого "Мы вращаем землю", "Гимнастика", "Дом хрустальный, "Люблю тебя сейчас", "Он не вернулся из боя", "Песня о друге", "Баллада о любви", "Спасите наши души", "Монолог Гамлета" (отрывок из спектакля с участием В.С.Высоцкого в главной роли), "Я когда-то умру...", "Я не люблю". Их, к сожалению, загрузить не удаётся здесь, был бы полностью готовый материал к уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

    Тема: «Он сердцем пел…»: жизнь и творчество В.С.Высоцкого.

    Целевая аудитория:  11 класс.

    Используемая технология:    социально – культурный проект.

    Тема проекта: «Он сердцем пел... ».

    Форма проведения: коллективное творческое дело.

    Цели:

    1. Формировать знания о творчестве известного поэта, певца, композитора, актёра В.С.Высоцкого.
    2. Формировать компетентности в сфере творческой, познавательной и организаторской  деятельности; развитие коммуникативных качеств посредством  работы в группе.
    3. Формировать чувство прекрасного; ощущение сопричастности с судьбой великого соотечественника, воспитывать любовь к художественному слову, к поэзии, музыке.

    Прогнозируемый результат: 

    1. Понимание сути творчества и личности В.С.Высоцкого, его места в русской культуре.
    2. Позитивное отношение к сотрудничеству и помощи.
    3. Осмысление ценности для человечества таланта и души великого поэта.
    4. Освоение навыков работы с поэтическим и публицистическим текстом, с видео- и аудиоматериалами.
    5. Умение работать в команде, представлять результаты своего труда.
    6. Творческий подход к работе.

    Формируемые УУД:

    • Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.
    • Регулятивные: планирование своих  действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
    • Познавательные: установление  причинно-следственных  связей  в изучаемом круге явлений.
    • Коммуникативные: умение принимать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Время проведения: 08.30. – 09.10.

    Место проведения:  МБОУ «СОШ № 4».

    Оснащение:                                                             

    1. Презентация по теме.
    2. Мультимедийный проектор.
    3. Печатный материал (биография В.С.Высоцкого, стихи В.С.Высоцкого и о нём).
    4. Компьютер.
    5. Раздаточный материал (сердечки из цветной бумаги, маркеры).
    6. Магниты.

    1. Оргмомент.

    - Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы на нём будете не просто учениками, а побываете в других ролях. Согласны?

    1. Мотивационный момент (вступительное слово учителя).

                                                                                   Слово учителя:

    - Я предлагаю прослушать песню, слова которой можно считать жизненным кредо её автора.  Подумайте и скажите потом, чего не приемлет в жизни этот человек.

    СЛАЙД 3 – КЛИП «Я не люблю…» - 2 мин. 17 сек.

    Я не люблю фатального исхода,

     От жизни никогда не устаю.

     Я не люблю любое время года,

     когда весёлых песен не пою.

     Я не люблю холодного цинизма,

     В восторженность не верю, и еще -

     Когда чужой мои читает письма,

     Заглядывая мне через плечо.

     Я не люблю, когда наполовину

     Или когда прервали разговор.

     Я не люблю, когда стреляют в спину,

     Я также против выстрелов в упор.

     Я ненавижу сплетни в виде версий,

     Червей сомненья, почестей иглу,

     Или - когда все время против шерсти,

     Или - когда железом по стеклу.

    Я не люблю уверенности сытой,

     Уж лучше пусть откажут тормоза!

     Досадно мне, коль слово "честь" забыто,

     И коль в чести наветы за глаза.

     Когда я вижу сломанные крылья -

     Нет жалости во мне и неспроста.

     Я не люблю насилье и бессилье,

     Вот только жаль распятого Христа.

     Я не люблю себя, когда я трушу,

     Досадно мне, когда невинных бьют,

     Я не люблю, когда мне лезут в душу,

     Тем более, когда в нее плюют.

     Я не люблю манежи и арены,

     На них мильон меняют по рублю,

     Пусть впереди большие перемены,

     Я это никогда не полюблю.

    - Вы узнали исполнителя? СЛАЙД 4 Портрет В.Выс. 

    - Да, это поэт, певец, актёр театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий.

    - Ответьте, пожалуйста, против чего выступает здесь поэт? (ПРОТИВ УНЫНИЯ, ЦИНИЗМА, ПРЕДАТЕЛЬСТВА, СПЛЕТЕН, МЕЩАНСТВА,НАСИЛИЯ И СЛАБОСТИ, ТРУСОСТИ, РАВНОДУШИЯ. ОН – ЗА ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ).

    - Однажды он написал: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа  и ранят в кровь свои босые души …».

    - А ради чего, как вы думаете?

    - Можно ли сказать, что, наверное, ради того, чтобы сделать наш мир чище, справедливее, прекраснее?

    - 25 января 2014 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 76  лет…  О нём можно бесконечно много говорить, спорить… Я предлагаю, чтобы вы сами сегодня узнали об этом человеке то, что вам покажется важным, волнующим… Скажу лишь следующее: под строчками стихов и песен Высоцкого подписались бы миллионы людей, как сказал Михаил Боярский: «Нам всем сейчас не хватает Высоцкого, он – наша совесть, он – душа нашего времени!»

    - Давайте вместе попробуем узнать о нём как о поэте, певце, актёре и просто как о Человеке! 

    3. Постановка цели и задач.

    - Итак, сегодня мы работаем над творческим проектом. В процессе урока мы также постараемся разрешить  проблемы (КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ – НА ДОСКУ)

    1.Чем творчество Высоцкого близко и  дорого нам сегодня?

    2.Что оставил нам Высоцкий в наследство?

    3. Какие человеческие качества являются основой личности поэта?

    - Итогом  вашей работы должна стать программа о Владимире Семёновиче Высоцком в форме литературно-музыкальной композиции на тему «Он сердцем пел…».

    - Создаём рабочую группу. Условно обозначим следующие роли:

    • Корреспонденты  – Валя, Катя и Вася - отбираете необходимый, на ваш взгляд, материал для композиции, - пожалуйста, вот ваше рабочее место.
    • Клипмейкер - Севинч – подбирает клипы или аудиозаписи с песнями Высоцкого или о нём; твоё рабочее место – за столом с компьютерем, на рабочем столе здесь имеется папка с материалами.
    • Режиссёры – Лиза и Вова – обеспечиваете руководство проектом, связь между группами и в итоге монтируете сценарий и организуете совместное творческое выступление.
    • Актёры-чтецы– вы все вместе – и клипмейкер – представляете результаты своей работы в виде литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.

    - А я помогаю вам всем. На работу нам отведено 10 минут.

    4. Теоретическая часть: выполнение творческого проекта - сценария. 10 минут.

    5. Презентация проекта: музыкально-литературная композиция.10 минут.

    6. Итог.

    - Спасибо вам всем! Получилось очень трогательно, познавательно и красиво.

    - Вы сегодня окунулись в мир красоты поэтического слова, музыки, артистизма, величия души и таланта поэта, истоков любви в разных её проявлениях…

    - Какие же ответы вы дадите на вопросы? (1.В ЕГО СТИХАХ И ПЕСНЯХ – САМА ЖИЗНЬ, ОНИ АКТУАЛЬНЫ И СЕГОДНЯ, ТАК КАК ОН ПИШЕТ О ВЕЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ: ЛЮБВИ, ПАТРИОТИЗМЕ, МУЖЕСТВЕ.  2.ОН ОСТАВИЛ НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ПЕСНИ, РОЛИ В ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ. 3.ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.)

    - Именем Владимира Высоцкого названа далёкая и прекрасная звезда… А ещё – вершина одной из высоких гор… Его жизнь оказалась коротка… Как комета на небосводе… Но Высоцкий своим пылающим сердцем сумел зажечь свет в сердцах людей – свет любви, поиска, взлёта души, стремление к гармонии и красоте мира!

    7. Рефлексия. 2 минуты.

    - Я прошу вас написать на бумажных сердечках одним словом, что ПРИВЛЕКЛО ВАС В ТВОРЧЕСТВЕ В.ВЫСОЦКОГО, о чём заставило вас задуматься соприкосновение с ТАЙНИКАМИ ДУШИ ЭТОГО ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА , Поэта с большой буквы…  Возможно, первое, что сейчас возникает в ваших чувствах, впечатлении, ощущениях… Что осталось в вашей душе?... Отзыв на нашу сегодняшнюю работу…Буквально 1 минута на это – и можно прикрепить  сердечки на доску, можно просто отдать мне.

    - Спасибо вам за ТВОРЧЕСТВО, ОТЗЫВЧИВОСТЬ. Всем желаю гармонии, удачи, добра!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    … «Авторская песня - тут уже без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза…  И расчёт в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли…» Эти слова принадлежат В.Высоцкому, о многогранном творчестве которого мы будем сейчас говорить…  К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого пройти нельзя. Сами песни не дадут этого сделать. В.Высоцкий  обладал удивительной способностью: писать о том, чего не пережил, с такой психологической достоверностью, будто с ним это было на самом деле. До сих пор многие уверены в том, что он неоднократно покорял вершины гор, что он спускался в подводной лодке на дно океана…  («Песня о друге»)

    За 26 лет до гибели в 2000-м году 118 моряков подводной лодки «Курск» Высоцкий пел – словно он он сам прошёл с подводниками этот ад...  («Спасите наши души»)

    …  В. Высоцкого при жизни не печатали. Для поэта - это трагедия. Но популярность песен В.Высоцкого не знала равенства. В. Высоцкий покорил сердца миллионов навсегда. Тема Великой Отечественной войны – одна из главных в творчестве Высоцкого. Ведь он вырос среди людей, которые прошли сквозь самое пекло Великой Отечественной. Его военные песни искренние, будоражащие. В них  огромная любовь к своей стране, к народному подвигу. Требовалось  пропустить через собственное сердце всё напряжение войны, всю ее боль и неистребимую жажду победы, чтобы  написать  и  в поистине трагедийном  духе  спеть  песню «Мы  вращаем Землю». Драма народной борьбы возведена здесь на уровень космических событий: советские солдаты «не меряют Землю шагами» — они вращают её сапогами  в своём движении на запад с тем, чтобы Солнце взошло там, где ему положено  природой,—  на востоке. В песне есть «мы» и «я», а в соответствии с этим два плана изображения: общий, ландшафтный, словно охватывающий огромное пространство гигантской битвы, и частный, личный, выраженный через «я», микрочастицу этой битвы, но выражающую её дух, ярость, напряжение…  

                                                                              ( «Мы вращаем Землю…»)

    …  Исполняя свои песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу… Сегодня, слушая военные песни, Высоцкого, понимаешь, что неважно, о какой войне и о каком конкретно бое идет речь: о Великой Отечественной, об Афганской, о чеченскойЦенности, открывающиеся под шквальным огнем противника, не меняются от времени. «… когда он, будучи во Франции, впервые увидел по телевидению репортаж из Афганистана, то просто заплакал. Володя не мог смотреть, как убивают молодых ребят»,- сказала Марина Влади в одном из интервью. Но, хотя песни о войне трагичны, в них нет безысходности, они полны оптимизма. Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища.    («Он не вернулся из боя»)

                   

                   Бродят по свету люди

                               разные,

            Грезят они о чуде -

            Будет или не будет!

            Стук -

                      и в этот вечер

            Вдруг тебя замечу,-

                      Вот и чудо!

            Скачет по небу всадник -

                    облако,

            Плачет дождем и градом,-

            Значит,

                              на землю надо.

                    Здесь чудес немало

                                 Есть -

                      Звезда упала,-

                      Вот и чудо!

            Знаешь!

              Я с чудесами - запросто:

            Хочешь, моргни глазами -

            Тотчас  -  под небесами!

                   Я  заклятье знаю -

                    Ну,  скажи: "Желаю",-

                      Вот и чудо!


    Это тоже Высоцкий… Да, мало кто представляет его себе таким романтиком… Больше привычен образ этакого бунтаря… А он был человеком с тонкой, ранимой душой… Он умел любить, как никто…… Золотыми россыпями струилась любящая душа поэта… («Дом хрустальный»)

    …  Его песни о любви заставляют трепетать от невыразимой нежности, взывают к самым затаённым уголкам человеческого сердца! Иначе и не могло быть – ведь он писал их любимой женщине. Вот фрагмент одной из таких песен – её не успел спеть сам Высоцкий, но вы услышите её в исполнении его жены Марины Влади… («Люблю тебя сейчас»)

    У Владимира Высоцкого бесподобный юмор, то по-юношески бесшабашный, то сказовый и очень смешной, то – юмор непоправимой ошибки. Есть у Высоцкого ряд сатирических песен, юмористических песен-сказок. Кажется, шуточные песни, с незатейливым сюжетом, но так ли они просты? Судить вам. 

                                                                                              («Гимнастика»)

    … А как он играл! Театр на Таганке, по словам самого Высоцкого, стал для него родным домом на многие года. Здесь он сыграл больше всего ролей, многие из них были главными. Некоторые из этих спектаклей был написаны специально для Владимира. Без него бы их просто не было. Он играл Шекспира, Брехта, Чехова, Есенина. Первая самостоятельная роль Высоцкого в театре на Таганке – драгунский капитан в спектакле «Герой нашего времени». Последней премьерой Владимира Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому. Но самой значительной ролью в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и олицетворяла собой рождение нового театра. Гамлет с его неуспокоенностью, рефлексией, поиском истины стал для Высоцкого не просто ролью. Он стал темой всей его судьбы. Высоцкий был одним из первых русских актеров, который получил за роль Гамлета главный приз на шекспировском фестивале в Белграде. А в Париже во время гастролей Таганского театра Владимира назвали лучшим Гамлетом. Столь высокая награда особенно ценна, если учесть, что в фестивале участвовало более ста театров, среди которых были и «родоначальники» Шекспира – англичане. С тех пор больше ни один актер не смог получить главный приз. Многие считают, что лучший Гамлет уже сыгран… («Монолог Гамлета»)

    25 июля 1980 года поэта не стало.
    Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию… («Я когда-то умру»)

    … Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным  будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому  и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже  сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал… («Баллада о любви»)

     …….

    Рядом с ним всё было плоским,
    Всё двухмерно — тьма и свет,
    Плюс и минус, сложно, просто — 
    Всё без каверзных вопросов...
    Третьих измерений нет!
    Как из узкой колеи
    Он из плоскости стремился,
    Нервы жёг, как жгут угли…

    …..

    Лишь он умел сказать                                                                                                                                                                                            И спеть умел,                                                                                                                                                                                                     Чтоб наших дум в ответ звучали струны.                                                                                                                                                 Аккорд его срывался и звенел,                                                                                                                                                                           Чтоб нас заставить мучиться и думать!



    Предварительный просмотр:

    1.ЧЕМ  ТВОРЧЕСТВО В.С.ВЫСОЦКОГО БЛИЗКО  И  ДОРОГО НАМ  СЕГОДНЯ?

    2.ЧТО  ОСТАВИЛ  НАМ  В.ВЫСОЦКИЙ В   НАСЛЕДСТВО?

    3. КАКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ЛИЧНОСТИ  ПОЭТА?

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=503109627-14-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=503109627-14-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=503109627-14-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=503109627-14-72&n=21


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"

    Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование  умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....

    Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

    Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

    Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

    Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

    Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Врач и пациенты в «Записках юного врача» М. А. Булгакова"

    Врач и пациенты в "Записках юного врача" М. А. Булгакова (11 класс, урок литературы)...

    Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

          Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...