РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Тематическое планирование уроков литературы  на 2013-2014 учебный год по учебному пособию Г.С. Меркина   «Литература».  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.  Количество часов в неделю: 3 , всего 105 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_lit_merkin_105_chasov.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Асекеевская средняя общеобразовательная школа»

Асекеевского района оренбургской области

Рассмотрено                                                            Утверждаю:

На заседании Методического                                 директор школы

совета школы                                                           _______________ Т.И.Шахмеева

протокол ( от 10.02.2014 г. №3)                             приказ от 11.02.2014 г.

                                                                                   № 01/09-25

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 КЛАСС

                                                                Учитель: Губарева С.С.

                                                               Кв. категория: высшая

Тематическое планирование уроков литературы  на 2013-2014 учебный год по учебному пособию Г.С. Меркина   «Литература».  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

  Количество часов в неделю: 3 , всего 105 часов

Пояснительная записка

Статус документа

       Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;

-«Программы курса Литература 5—9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,–Москва, «Русское слово», 2012;

- материалами  учебно-методического комплекса по литературе для 5 класса Г.С.Меркина, Москва, «Русское слово», 2012 г.

     Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по литературе и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывает последовательность изучения разделов литературы с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «литература»; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.  

   В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  в 5 классе на этапе основного общего образования в объеме 105 часов.

В учебном плане школы  отводится часов 105, в неделю -3.    

Сочинение – 4

Анализ эпизода – 1

Литературная игра – 2

Проверка техники чтения – 2

Проект (в т.ч. мини-проект) – 2

Конкурс чтецов – 2

Заочная экскурсия – 9

Экскурсия – 3

Литературная викторина – 2

Инсценирование отрывков произведений - 1

Резервное время, предусмотренное в Примерной программе,  использовано для реализации авторского подхода при изучении сказок, творчества А.П.Чехова, А.П.Платонова, использования разнообразных форм организации учебного процесса (литературные игры, проекты, конкурсы чтецов, экскурсии и заочные экскурсии, литературные викторины), внедрения проектно-исследовательской  педагогической технологии.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);                                      

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Уровень обучения    базовый

Цели и задачи изучения литературы

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

        Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты:                

-  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.        

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Содержание программы учебного предмета.

    Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература какискусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания,статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочныематериалы, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира.

Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов.Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

    Античный миф: происхождение мира и богов: «РождениеЗевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворенииВселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ост-

рове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

    Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

    Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

    Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

     Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

    Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж.Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

    Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

    Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок,фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий,Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

    Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

    Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

    Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

    Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

    Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

    Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

    Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

    В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса».

    М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

    А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

    И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»,«Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

    С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

    Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

    Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

    Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы ХIХ века

    А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта.Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна.Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки.Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ееотличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина;чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

    Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

    Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

    Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

    Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

    Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

    Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

    Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных

Отечественной войне 1812 года.

    Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

    Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

    Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

    Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

    Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

    И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму.  Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

    Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

    Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс),чтение наизусть.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

    Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

    Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

    Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

    Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа вчеловеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

    Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация,     развязка.

    Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

    Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

    Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

    А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и    ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

    Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

    Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

    И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и

приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

    Теория литературы: стихотворение-размышление, образ пейзаж, образы животных (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

    Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

    Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

    Теория литературы: тема, эпизод, финал.

    Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

    А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».Тема, особенности создания образа.

    Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»:образная система, художественное своеобразие стихотворения.

    Теория литературы: антитеза.

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

    Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

    Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

    С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

   Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

   Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

   Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

   Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия«Константиново — Москва».

   А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

   Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

   Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

   П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

   Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

   Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

   Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова  «Урал».

   Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

   Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

   Развитие речи: пересказ.

   Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

  Теория литературы: юмор (развитие представлений).

   Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

   Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

   Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитание, путешествие.

   Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

   Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

   Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»:внешняя и внутренняя красота, благодарность.

   Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

   Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

   Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

   Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

   М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

   Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

   Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

   Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

   Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

   Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

   ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

   Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

   Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

   А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.

Тема

Ссылка на ЭОР

Предпо

лагае-

мая дата

Фактическая дата

1

Введение. Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

Из мифологии (4ч.)

2

Рассказ о мифе и мифологии.

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

3

Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп».

4

Гомер. «Одиссея». Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

5

Внеклассное чтение

Из устного народного творчества (5ч.)

6

Загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений).

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

7

Сказка. Виды и элементы сказок.

8

«Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке.

9

Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

10

Вн. чт.  Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

И з  д р е в н е р у с с к о й   л и т е р а т у р ы  (2 ч.)

11

Из «Повести временных лет». Начальное понятие о древнерусской литературе.

12

Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей.

Б а с н и   н а р о д о в  м и р а.  Р у с с к а я   б а с н я. (8 ч.)

13

Эзоп «Лисица и виноград».Мораль, аллегория, эзопов язык.

14

 Раскрытие характеров персонажей в баснях.

15

Русская басня. Нравственная проблематика басен, злободневность.

16

В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса». Сравнение, притча.

17

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

18-19

И.А. Крылов. Краткие сведения  о писателе. «Ворона и лисица», «Волк на псарне». Тематика басен

И.А. Крылова.

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

20

 «Свинья под дубом»,«Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в басне.

И з   л и т е р а т у р ы   XIX в е к а (36 ч.)

21

А.С. Пушкин. Краткие сведения о  поэте. Стихотворение «Няне».

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

22-23

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличие от фольклорной.

24

Добро и зло в сказке А.С. Пушкина.

25

Вн.чт. Сказки А.С. Пушкина.

26

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)Гуманистическая направленность. Герои и персонажи

27

А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Выразительные средства Образы природы

28

«Бесы». Художественная деталь, пейзажная лирика.

29

Поэты XIX века о русской природе. Пейзажная лирика.

30

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о поэте. «Бородино». История создания стихотворения.

31

«Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

32

Выразительные средства (тропы) в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино»

33

Путешествие на поле славы. Творческая работа

34-35

Резервный урок.

36

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

37

«Ночь перед Рождеством». Образы и события повести.

38

Отражение в повести славянских преданий и легенд.

39

 Зло и добро в повести «Ночь перед Рождеством».

40

 Контрольное изложение с творческим заданием

41

И.С. Тургенев. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

42-44

«Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. Центральные и второстепенные образы. Отношение автора к событиям.

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

45

Стихотворение в прозе «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»)

46

Стихотворение в прозе «Русский язык».

47

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Орина, мать солдатская». Тема крестьянской жизни.

48

«Забытая деревня». Народные страдания в изображении поэта.

49

«Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.

50

Н.А. Некрасов и Новгородский край.

51

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной поляне.

52-53

«Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история.

54-55

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

56

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А.П. Чехова.

57

«Пересолил». Осмеяние в рассказе трусости. Приемы создания характеров и ситуаций.

И з   л и т е р а т у р ы  XX в е к а (29 ч.)

        

58

А.А. Блок. Детские впечатления поэта. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

59-60

Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

61-62

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче», основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Природа в жизни мальчика.

63

И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зеленый ельник у дороги…» Тема природы, второй план в стихотворении.

64

«В деревне». Слияние с природой.

65-67

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. «Детский сад». Основные нравственные проблемы рассказа.

68

Вн.чт. А.И. Куприн «Чудесный доктор». Нравственные проблемы в рассказе. Святочный рассказ

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

69

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. В есенинском Константинове.

70

«Поет зима – аукает…» Единство человека и природы.

71

«Нивы сжаты, рощи голы…» Малая и большая родина

72-73

А.П. Платонов. Краткие биографические сведения. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка. Образ Никиты.

74

Вн.чт. Региональная литература.

75

Резервный урок.

76

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе.

77-78

«Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова. Образ Данилы.

79

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

80-81

Ю.В. Сотник. Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Тема рассказа.

82-83

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…» Образы природы.

84

А.Т. Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Станция Починок». Любовь к родине.

85

Вн.чт. Поэзия и проза XX века о родной природе.

И з   з а р у б е ж н о й   л и т е р а т у р ы (14 ч.)

86-87

Д. Дефо. Краткие сведения о писателе

«Робинзон Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей.

http://www.school.edu.ru/ -

Ресурсы сайта ЦОР

Ресурсы сайта ЕКЦОР

http://www.1september.ru/ru/

http://repetitor.1c.ru/

88

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе

89-90

«Снежная королева» (отрывки). Добро и зло в сказке, тема внешней и внутренней красоты.

91-93

Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические  мотивы. Мир детства и мир взрослых.

94-95

Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа.

96

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише». Период раннего взросления в связи с обстоятельствами.

97

Р. Бредбери. Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок). Основные мотивы произведения.

П о д в е д е н и е   и т о г о в   и з у ч е н н о г о (3 ч.)

98

Вн. чт. Региональная литература

99

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги».

100-105

Резервный урок.

Виды работ

По планированию

Всего часов

102

Внеклассное чтение

7

Письменные работы

7

Контрольные работы

1

Проверочные работы

5

Творческие работы

1

     

                                                 Литература

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.

Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.

Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. -  2-е изд. - М. ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.

Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.

Диск  «Уроки литературы» Кирилла и Мефодия. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....