РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ . 7 КЛАСС
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Белякова Марина Михайловна

Рабочая программа по литературе составлена на основе            

 Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,

представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования  второго

поколения, а также в соответствии с рекомендациями  Примерной программы

 (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях,

М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .-

Москва «Просвещение» 2011   и учебника  для учащихся 7 класса  общеобразовательных учреждений

с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,

М: Просвещение, 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет

общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии

с целями изучения литературы, которые определены стандартом.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_rabochaya_programma_literatura.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 605  с  углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                    средняя общеобразовательная школа № 605  с  углубленным изучением                немецкого языка  Выборгского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического

объединения учителей

русского языка и литературы  

 ГБОУ школа  №605

 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района  Санкт-Петербурга

Протокол  № 1 от 28.08.2014

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

ГБОУ школа  №605 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района  Санкт-Петербурга

Протокол  от 30.08.2014 №  1

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ

школа  №605 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района

 Санкт-Петербурга

_________Поломошнова Е.Б.

Приказ  от  30.08.2014 №

Рабочая   программа  

по ЛИТЕРАТУРЕ  7 класс

Базовый уровень

( 68 часов)

Составитель:

Белякова Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории

Санкт-Петербург

        2014-2015 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Пояснительная записка

стр. 3-19

2

Поурочное планирование

стр. 20- 27

3

Перечень учебно-методических средств обучения  

стр. 27- 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России,  Обязательного минимума содержания образования. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). 

        Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание  с распределением учебных часов по разделам курса (в календарном планировании преподавателей) и  последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

         Принципы построения 

рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время компетентностном,  личностно-ориентированном,  деятельностном подходах обучения с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

         Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года

№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные

планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской

Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного

 плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Рабочая программа по литературе составлена на основе            

 Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования  второго поколения, а также в соответствии

 с рекомендациями  Примерной программы  (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011   и учебника  для учащихся 7 класса  общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.   

 Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-лите-ратурных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю), в Х-Х1 классах – 4 часа в неделю. Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Специфика учебного предмета «Литература»

 определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.  Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.   Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.  Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение учеников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

 

   Приоритетами для учебного предмета 

«Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных. 

                                                               

Планирование составлено на основе программы по литературе

 для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень) \ автор-составитель В.Я.Коровина  и учебника  для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений  в 2-х частях. Настоящая программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) и является программой базового уровня обучения.

В  данной рабочей программе  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Используемый учебно-методический комплект.

Для учащихся

1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.

4. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2011.

Для учителя

1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

2. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2012.

3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2011.

4. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.М.: ВАКО, 2010.

6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М: Просвещение, 2010.

Принципы и подходы к формированию программы,  концептуальные положения.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

         

Главная идея программы по литературе 

– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность:  это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7  классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. Ведущая проблема изучения литературы в 7-8 классах – особенности труда писателя, его  мировоззренческая и гражданская позиция, изображение человека как основополагающая проблема литературы как искусства слова ,  понимание учащимся концепта  «творчество» и  роли русской литературы в системе мировой художественной культуры.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.      Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,

воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением,  активной гражданской позицией, с развитым  чувством  патриотизма,  с   пониманием ценности духовного наследия России, в том числе русской литературы

Главными целями изучения предмета «Литература»

 являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы 

 – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. ФГОС в средней школе ( 5-9 классы)   рекомендует «изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию, формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм; обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов».

  Основные задачи  рабочей программы заключаются в следующем:

приобретение навыков  выразительного чтения и начального анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения  художественных и

текстов, в том числе и чтения наизусть;

навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

овладение способами владения письменной речью в форме изложения, сочинения,

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

    В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный  методы обучения, дистанционные формы обучения.  Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.  Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Предусматривается формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

         Задачи курса

На передний план выдвигаются задачи:

- развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной

проблематикой произведения,

- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей

произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют

задачи обучения:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов

деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных

средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая

энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное

определение сферы своих интересов и возможностей.

В этом направлении приоритетными методами обучения являются:

• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное

чтение произведений)

• Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие

задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);

• Исследовательский

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты  выпускников основной школы:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса:

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись

(развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие

понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство

характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада

(развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные

размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск

(начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений),

мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

• Выражать свое отношение к прочитанному;

• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических,

драматических и лирических произведениях;

• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного

произношения;

• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно

воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах

лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник

литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;__

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,

телевидение, ресурсы Интернета)

                                      Формируемые УУД:

Личностные:

Л1 – принятие и освоение социальной роли обучающегося

Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Л4 – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

Регулятивные:

Р1 – определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Р2 – организация своего рабочего места под руководством учителя.

Р3 – определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные:

П1 – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

П2- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

П3 – овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

П4 – активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач.

П5 – ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

П6 – формулирование ответов на вопросы учителя.

П7 – нахождение нужной информации в учебнике.

П 8 – подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

Коммуникативные:

К1- готовность слушать собеседника и вести диалог.

К2- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

К3- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в  жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

К4- участвовать в работе пары.

Изучение литературы на ступени основного общего образования                                             направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной)  школе  относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;

освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;

осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;

понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

тематическое планирование

         Тематическое планирование по литературе для  7  класса создано на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений  по литературе  В.Я. Коровиной (Линия учебно-методических комплектов  по программе «Литература. 5—11 классы ( Базовый уровень) / см. журнал «Вестник образования»). Оно детализирует и раскрывает содержание ФГОС и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного  учебного предмета.

         Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра - три возрастные группы:  5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа (учащиеся 5-6 классов) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание выразительному чтению вслух, то есть совершенствовать технику чтения учащихся.

     Формирование читательской культуры предполагает введение ряда теоретико-литературных понятий, а также понятий духовно-этического плана, что осуществляется на уроках развития речи и уроках, где основным компонентом становится аналитический комментарий изучаемого  произведения.

         Исходя из поставленных задач,  в основе содержания и структуры тематического планирования лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности учащихся.

Программа первого концентра  ( 7-8 класс)   

рассчитана   на 2 часа в неделю, 34  недели /  68 часов.

Учебно-тематический план

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

  1. Введение

1

  1. Устное народное творчество

5

  1. Древнерусская литература

2

  1. Литература  18  века.

2

  1. Литература  первой половины  XIX века

28

  1. Литература  XX века

17

  1. Зарубежная литература

5

  1. Резерв  

8

 Итого:   58 прохождение программы  +10 резервные часы

68

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 7  КЛАСС

Введение (1 час). 

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

 Из  древнерусской   литературы (2 ч.) 

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов  

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория.Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28ч.)

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Баллада «Лесной царь».

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».  Роль картин природы в рассказах. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край»  

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ХХ ВЕКА (17 ч.)

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти», «В деревне». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький.

 Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский.

 Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.  

Александр Трифонович Твардовский.

 Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества.  

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов.

 Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.

 Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

"Тихая моя родина…"  

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бернс.  

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.  

«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия).  

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

Джеймс Олдридж. «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»)

О. Генри.

 «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха» (в сокращении)

ФОРМЫ И СРОКИ КОНТРОЛЯ

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Техника чтения

1

1

1

1

4

Выразительное чтение наизусть

1

1

1

1

4

Сочинение/ изложение

1

1

1

1

4

Тесты

1

1

1

1

4

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения         
  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность
  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ :

  • урок-консультация ,
  • урок-практикум ,
  • уроки «Погружения»,
  • уроки-соревнования ,
  • компьютерные уроки ,
  • уроки с групповыми формами работы ,
  • уроки взаимообучения учащихся ,
  • уроки творчества ,
  • уроки-зачеты ,
  • уроки-конкурсы ,
  • уроки-общения ,
  • уроки-игры ,
  • уроки-диалоги ,
  • уроки-конференции ,
  • интегрированные уроки,
  • уроки-мастерские,
  • интерактивное тестирование,
  • дистанционное обучение  и др.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

в году

урока

по

теме

Тема урока по

  данному планированию      

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

( ЗУН)

Вид

 Контроля

План.

сроки

7 «Б»

Тема 1:  Введение -  1 час

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная

проблема литературы

Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.

д/з

Тема 2:  Устное народное творчество – 5 часов

2

1

Предания как поэтическая

автобиография русского  народа. Исторические события в преданиях

Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы..

д/з

3

2

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула

Селянинович»  

Выявлять характерные для  былин художественные приёмы.

Пересказ, ответы на вопросы

4

3

 Отражение  ментальности русского народа в былинах   «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художеств. образов

д/з,

Ответы на вопросы

5

4

Пословицы и поговорки.

Выразительно читать фрагменты сказки, давать устные ответы на вопросы.

Выразитель-ное чтение

на оценку

6

5

РР. Обучение сочинению по литературе. Объем темы.

Характеризовать героев сказки, оценивать их поступки.

соч

Тема 3:  Древнерусская литература – 2 часа

7

1

Нравственные заветы Древней Руси: «Повесть  временных лет» (отрывок « О пользе книг»),  «Поучение чадам»

Владимира Мономаха.

Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.

д/з

8

2

Прославление любви и верности в «Повести о Петре и Февронии

Муромских»

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Д/З

Тема 3:  Из русской литературы XVIII века – 2 часа

9

1

 Ода как жанр лирики. Особенности  поэтического творчества  М.В.Ломоносова

Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характерис-тику  изучаемого произведения.

д/з

10

2

Особенности  поэтического творчества   Г.Р.Державина

Давать ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования

Д/З

Тема 4:  Из русской литературы  19 века – 28 часов

11

1

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

Понимать патриотический пафос произведения; отношение автора к героям

Выразитель-ное чтение наизусть

12

2

Образ Петербурга в поэме А.С.Пушкина «СМедный всадник»

Давать ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования

Письменный опрос

13

3

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси  в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Давать ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования

Выразитель-ное чтение наизусть

14

4

Проблема человеческого достоинства в повести   Пушкина «Станционный смотритель». Понятие «маленький человек»

Давать ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования

Выразитель-ное чтение наизусть

15

5

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон  Вырин у Минского».

Формулировать вопросы по тексту произведения.

д/з

16

6

 Притча о блудном сыне в контексте повести «Станционный  смотритель»

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

17

7

История России в произведениях А.С.Пушкина / по выбору учителя

д/з

18

8

История России в произведениях М.Ю.Лермонтова.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. Отработать навыки выра-

зительного чтения

д/з

19

9

Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Отличать стихотворную и прозаическую речь.  Отработать навыки выра-

зительного чтения

д/з

20

10

М.Ю. Лермонтов. Обучение анализу поэтического текста: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива...

Выявить уровень усвоения материала.

К.р.

21

11

Контрольная работа по творчеству  А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Формулировать вопросы по тексту произведения

д/з

22

12

 Духовный идеал  в повести  Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»

Формулировать вопросы по тексту произведения

Рабочая тетрадь

23

13

Проблема патриотизма в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Понимать: роль пейзажа, художественно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения.

д/з,

Письменный ответ на вопрос

24

14

Подвиг и предательство в повести «Тарас Бульба».       Остап и Андрий.

Понять специфику сочинения по литературе.

соч

25

15

 Нравы Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»

Формулировать вопросы по тексту произведения

Ответы на вопросы

26

16

 Образ истории в повести «Тарас Бульба»

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Выразитель-ное чтение наизусть

27

17

РР. Подготовка к сочинению по повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Рабочая тетрадь

28

18

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Пересказ произведения.

пересказ

29

19

И.С.Тургенев.            «Стихотворения в прозе»

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

тест

30

20

Величие духа  в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Выразитель-ное чтение наизусть

31

21

Н.А.Некрасов. «Размышления у

парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении.

д/з

32

22

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт  «рыцарства» и самовластья

Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

д/з

33

23

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий

помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

Характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века

пересказ

34

24

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

изложение

35

25

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых

Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

сочинение

36

26

Духовный мир ребенка в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Выразительно читать, определять тему и идею произведения.

Выразитель-ное чтение наизусть

37

27

РР. Обучение связному ответу по проблемным вопросам на основе прочитанного

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей.

Ответы на вопросы

38

28

Контрольная работа по теме

Пересказ произведения.

Характери-стика персонажа

Тема 6:  Из русской литературы XX века -17 часов

39

1

Нравственный смысл

рассказа И.Бунина. «Лапти».. Мастерство Бунина – прозаика.

Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

.

Выразитель-ное чтение

40

2

Сложность взаимоотношений детей и

взрослых в рассказе И.А.Бунина «Цифры».

Воспринимать  текст литературного произведения.

Выразитель-ное чтение

41

3

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова./ по выбору учителя .

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

Сочинение-миниатюра

42

4

Средства создания комического в

рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Развитие понятий о юморе и сатире

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

д/з

43

5

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»

Читать осознанно произведение, эмоционально откликаться на прочитанное. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его  образа.

д/з

44

6

Смех и слезы в рассказахА.П.Чехова «Тоска» , «Спать хочется», «Лошадиная фамилия» и др.

Читать осознанно произведение, эмоционально откликаться на прочитанное. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его  образа.

д/з

45

7

Стихи русских поэтов 19 века о родной

природе В.А.Жуковский»Приход

весны», А.К.Толстой «Край ты мой,

родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»

Читать осознанно произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

д/з

46

8

Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести А.М.Горького «Детство».

Соотносить персонаж и прототип, образ автора

д/з

47

9

Проблема становления человеческого характера в повести А.М.Горького «Детство»

Соотносить персонаж и прототип, образ автора. Готовить письменный ответ на вопрос.

тест

48

10

Проблема сострадания в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

Соотносить персонаж и прототип, образ автора. Готовить письменный ответ на вопрос.

д/з, ответвы на вопросы

49

11

Стихотворения русских поэтов 20 века

о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

Воспринимать текст литературного произведения. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

Выразитель-ное чтение

50

12

Проблема великодушия в рассказах  

А.П. Платонова «Юшка» , «В прекрасном и яростном

мире

Воспринимать текст литературного произведения. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

Выразитель-ное чтение

51

13

Проблема связи человека и природы в рассказе Ф.А. Абрамова

«О чем плачут лошади» 

Воспринимать текст литературного произведения. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

д/з

52

14

Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. /

Обучить анализу лирического произведения. .

Ответы на вопросы

53

15

Несоответствие реальности и мечты в рассказе  М.М. Зощенко  «Беда».

Соотносить персонаж и прототип, образ автора. Готовить письменный ответ на вопрос.

54

16

Роль диалога в композиции рассказа  Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей.

Ответы на вопросы

55

17

Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя»

Соотносить персонаж и прототип, образ автора. Готовить письменный ответ на вопрос

д/з

Тема 7:  Из зарубежной литературы -5 часов

56

1

Сила любви и преданности, жертвенность во имя любви в рассказе  О.Генри «Дары волхвов»

Давать устные ответы, анализировать Передавать личное отношение к произведению,  характеризовать образ персонажа через чтение

Выразитель-ное чтение

57

2

Поэзия Роберта Бёрнса. и Дж.Г.Байрона. Ознакомление.  

Обучить анализу лирического произведения. .

Выразитель-ное чтение

58

3

Джеймс Олдридж.

«Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»). Проблема мужества .

Передавать личное отношение к произведению,  характеризовать образ персонажа через чтение.

Выразитель-ное чтение

59

4

Особенности  поэтического жанра хокку (хайку)

Передавать личное отношение к произведению,  характеризовать образ персонажа через чтение.

Подготовка

 к к.р.

60

5

Итоговая контрольная работа.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

       К.р.

Резервные уроки  - 8 часов

61

1

Резервные уроки.

-

-

-

62

2

Резервные уроки

-

-

-

63

3

Резервные уроки.

-

-

-

64

4

Резервные уроки.

-

-

-

65

5

Резервные уроки

-

-

-

66

6

Резервные уроки.

-

-

-

67

7

Резервные уроки.

-

-

-

68

8

Резервные уроки.

-

-

-

Программа первого концентра

( 5-6 класс)   рассчитана

на 2 часа в неделю,

34  недеи /  68  часов,

из них:

60 уроков  на изучение программы,

8  часов  – резерв.

РР – уроки из резерва + итоговые по темам

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Коровина В.Я.

Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч.

2012.

Просвещение,

1. Учебники

2. Методические пособия для учителя

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

Коровина В.Я.

Программа общеобразовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень)

2006

Министерством образования и науки РФ

2.

Егорова Н.В.

Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс

 2011

ВАКО

3.

Золотарева И.В., Егорова Н.В.

Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп.

2007.

ВАКО

4.

Коровина В.Я.

Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд

2011

Просвещение

  1. Контрольно-измерительные материалы

1.

Л.В. Антонова

Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс

 2011

ВАКО

2.

  1. Пособия для учащихся

1.

Н.А. Миронова

Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы

 2011

Астрель

2.

И.В. Клюхина

Словарь литературных терминов

 2011

ВАКО

  1. Электронные ресурсы подготовки к урокам  для учащихся и учителя

1.

Русский фольклор

      http://www.rusfolk.chat.ru

 Материалы  по теме для учащихся и учителя

2.

Пословицы и поговорки

http://www.pogovorka.com

Материалы  по теме для учащихся и учителя

3.

Древнерусская литература

http://old-russian.chat.ru

Материалы  по теме для учащихся и учителя

4.

Библиотека классической русской литературы

http://www.klassika.ru

Материалы  по теме для учащихся и учителя

5.

Про школу . Интернет- портал

http://www.proshkolu.ru/

Методические разработки: программы, планы подготовки, конспекты уроков, лекции, тесты, упражнения.

ЭОРы

6.

Мастерская

 «В помощь учителю. Литература»

http://center.fio.ru  

Методические материалы  к урокам  для учителя

7.

Электронная

Версия

журнала

«Вопросы литературы»

http://www.rol.ru

 Научные статьи  в помощь учителю

Учебное и учебно-методическое обеспечение

 для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981

4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.:

Просвещение, 2009г.

6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Мультимедиа-энциклопедия.

9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.:

Просвещение, 2009г.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....