Урок литературы 5 класс по ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Щербакова Надежда Алексеевна

Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин. Два разных характера - две разные судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx34.83 КБ
Файл urok.pptx609.15 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока  

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

 Щербакова Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 Кущёвский район

Учитель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Тема

 Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий  в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

 - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

 

Личностные:
Научиться  проводить самооценку личности  на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качеств своего  характера.

Формировать  эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературных героев

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник.  Литература.  5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

- Карточки-таблицы

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс»

 

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

        Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регламент

икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.  

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

 Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?

1 мин

Коммуникативные ууд

Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

  1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2.Включает презентацию.

Слайд №1

- Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»?

- Обратимся к словарю: Характер – это….

- Составим кластер, называя качества характера.

3. Работа со словом «Судьба» Слайд 2

Составление кластера.

- Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы.

4. Устанавливают связь между понятиями.

1-2 мин

презентация

 III.   Актуализация   знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

Постановка проблемного вопроса.

  1. Все вы стали свидетелями величайшего события в нашей стране, в нашем крае. Конечно, я хочу вспомнить Олимпиаду. Как вы думаете, какие черты характера позволили нашим спортсменам, особенно паралимпийцам, победить на олимпиаде, завоевать золотые медали?
  2. Кто из вас видел телепередачи о спортсменах или читал о них? Многие из участников паралимпиады выжили после аварий, были инвалидами с детства. Но всё-таки достигли таких высот в спорте, которые обычному человеку не под силу. Почему?

Слайд 3

  1. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба, спортсмены?
  2. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа : Жилине и Костылине.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Слайд 4. Жилин и Костылин

 

  1. Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.

 

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

 

1-2 мин

презентация

IV Проверка домашнего задания

  1. Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом и составили таблицу (См. Приложение)
  2. Расскажите, как вёл себя Жилин.
  3. А Костылин?
  4. Слайды по сюжету рассказа (в соответствии с разделами таблицы)

Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.

5-6 мин

презентация

V.Осмысление.

 Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

  1. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?
  2. Работа в парах: Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: «Серёжа считает, что….. А я думаю, что…..»

ФИЗМИНУТКА

Использование фонохрестоматии

  1. Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина в исполнении актёра и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям?
  2. Как актёр выражает это отношение?
  3. Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке?

Проводят  сопоставительный анализ  поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

 

Выполняют обсуждение  в парах.

Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

 

Определяют отношение к героям автора и актёра.

 

 

2-3 мин

1 мин

3-5 мин

3 мин

2 мин

.

Фонохрестоматия

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

  1. Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев, составьте кластер, указав : какими качествами характера обладает каждый из них.
  2. Учитель читает финал рассказа

-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев?

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

2мин

Кластер

индивидуально

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.  

VII Решение проблемы

  VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

 - Как сказываются  жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

.

 

Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.

 

 

2 мин

1 мин

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Итог урока

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

 

X. Рефлексия

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово

 ВЫБОР.

Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране.

Слайд.  Пословицы

Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор,…..

Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. 

Прогнозируют коррекцию собственного поведения.

2 мин

1-2 мин

 

Синквейн в тетради по литературе

Личностный результат УУД:

 способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала

        

                                                              Литература.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я.

Биография Толстого

ЭОР

Иллюстрации, презентация,

картинки паралимпиады

http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html

 Ru.wikipedia.orq/wiki/Толстой        куф2й3цу5фывеяАЧ

http://blog.kp.ua/users/3421647/post112129423

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg

http://www.myshared.ru/slide/225744/#

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=паралимпийские%20игры%20в%20сочи%202014%20презентация&noreask=1&pos=12&lr=35&rpt=simage&uinfo=ww-1314-wh-884-fw-1072-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.inosmi.ru%2Fimages%2F1587

http://infourok.org/?fd=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник ») 5 класс Подготовила учитель литературы Щербакова Н. А.

Слайд 2

ХАРАКТЕР Характер -а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером

Слайд 3

ХАРАКТЕР

Слайд 4

СУДЬБА Судьба -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж. 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных,.3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

Слайд 5

СУДЬБА

Слайд 6

Сила воли сильнее боли

Слайд 7

Жилин и Костылин Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Слайд 8

Как герой оказался в плену?

Слайд 9

Чем герой занимался в плену?

Слайд 10

Как герой готовился к побегу?

Слайд 11

Почему первая попытка побега не удалась?

Слайд 12

Домашнее задание Ещё раз внимательно перечитать произведение и составить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.

Слайд 13

Синквейн ВЫБОР .2 прилагательных 3 глагола Пословица Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор, нужно…..

Слайд 14

Пословицы к уроку 1.Доброму везде добро. 2.С книгой жить – век не тужить. 3.Воля и труд дивные всходы дают. 4.Где хотенье, там и уменье. 5.Добро помни, а зло забывай 6.Добро не горит, не тонет. 7.Кто идёт вперёд, того страх не берёт. 8.Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе. 9.Доброе дело два века живет. 10.Доброе дело питает разум и тело. 11.Дружба дороже денег. 12.Кто хочет, тот и может. 13.Кто других прощает, тот мудрость знает. 14.Добро делать спешить надобно. 15. Доброта не горит, не тонет, а зло от себя самого стонет.

Слайд 15

Будьте сильными и никогда не сдавайтесь! Кто идёт вперёд, того страх не берёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС

Выступление на районном методическом объединении (из опыта работы)...

Конспект урока 2 класс по ФГОС

Схема конспекта урокаПредмет:  английский языкКласс 2Тема:  урока : Моя семьяЦель урока: создать условия для усвоения учащимися графического отображения и правил чтения буквы Rr и знаков тра...

Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...

Воспитание нравственного национального идеала на уроках литературы в рамках ФГОС

Статья  в методический журнал о воспитании духовно - нравственных качеств учащихся  на основе произведений поэзии и прозы последних лет.  В статье делается акцент на произведения, несущ...

Анализ эксперимента по атрибуции текста на уроках литературы в условиях ФГОС

Данная методическая разработка представляет собой сводный анализ эксперимента по атрибуции текста как одной из форм и методик реализации научно-исследовательского компонента на уроках литературы в усл...