Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Филатова Марина Юрьевна

Рабочая программа по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8-klass.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

 

      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в V классе — 1-1-5 тетрадные страницы,

VI классе— 1,5-2,

VII классе—2-2,5,

VIII классе —2,5-3,

IХ классе — 3-4,

X классе —4-5,

XI классе — 5—7.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
  5. в классе и прочитанных самостоятельно.
  6. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  7. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс— 100—11О слов в минуту,

VI класс—110—120 слов в минуту,

VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

Порядок проверки письменных работ учителями

. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц

Содержание программы.

Литература и время. Автор и время.

Литературный процесс как часть исторического процесса. Время на страницах исторических произведений. Роль авторской позиции в произведениях исторической тематики. Теория. Эпиграф.

Историческая народная песня.

Историческая народная песня. Её герои и сюжеты. «Правеж». Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля»,            «Петра Первого узнают в шведском городе». Слово и музыка в народной песне. Теория. Историческая народная песня.

Народная драма.

« Как француз Москву брал». Особенности народной драмы. Герои пьесы:Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

Теория. Древнерусская литература.

Русская летопись как литературный жанр.

«Повесть временных лет». Рассказ о смерти Олега, его образ в летописи. Теория. Летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством. Теория литературы. Воинская повесть.

Жития святых как исторические повествования. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жития. Теория. Житие.

История на страницах произведений 18 века.

Повесть »Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Теория. Историческая драма.

Историческое прошлое в литературе 19 века. Былины и их герои.

А.К.Толстой. «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С.Д.Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору). Народный идеал и авторская позиция. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Теория. Былина и баллада.

Исторические басни Крылова и Отечественная война 1812 года. Мораль басни и её роль в реальных событиях 1812 года. Теория. Басня на историческую тему.

Генри Лонгфелло. «песнь о Гайавате». Поэтичность легенды, сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Образность и красота поэтического языка, совершенство перевода песни-поэмы И.А.Буниным. Теория. Песнь как жанр.

Вальтер Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и персонажи романа. Теория. Исторический роман.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Медный всадник». «Капитанская дочка». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава» (фрагмент). Образ Петра I в поэме. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести, герои исторические и вымышленные. Гринёв и Пугачев. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Маша. Утверждение нравственных идеалов. Образ Пугачёва. Взгляд Пушкина на «русский бунт». Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). Теория. Историческая проза. Эпиграф.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Нравственные проблемы песни. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с народным творчеством. Позиция автора. Теория. Историческая поэма.

Н.В.гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Батальные сцены и героические характеры. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление товарищества, её нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический характер. Роль лирических отступлений в повести. Теория. Историческая повесть.

А.Дюма. «Три мушкетёра». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров, кодекс чести и правила поведения героев романа. Яркость авторской позиции. Теория. Авантюрно-исторический роман.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Серебряный». Баллада «Василий Шибанов». Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Воспроизведение эпохи на страницах романа. Исторические лица и вымышленные герои. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования, нравственные идеалы автора. Художественные особенности романа.

Л.Н.Толстой. «После бала». Критическая сила рассказа, гуманистический пафос. Контраст как основа композиции рассказа, как способ раскрытия душевного состояния, как оценка увиденного главным героем рассказа. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания солдата, значение красочных и звуковых образов в её создании. Теория. Контраст как приём композиции.

Историческое прошлое в лирике 19 века. «Минувшее меня объемлет живо…»: В.А.Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С.Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.В.Давыдов.»Бородинское поле»; И.И.Козлов. «Вечерний звон»; Ф.Н.Глинка. «Москва»; А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Яркая индивидуальность поэтов в оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе 20 века.

Былины и их герои в произведениях 20 века.

И.А.Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д.Бальмонт. «Живая вода»; Е.М.Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора, разнообразие и богатство ритмики стихотворений Бунина. Былинные мотивы в творчестве К.Д.Бальмонта. Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений.

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона». «Подпоручик Киже». «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I . Теория. Язык и стиль исторического повествования.

С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.

М.Алданов. «Чёртов мост» (главы). Серия исторических портретов. Изображение полководца Суворова. Образ Наполеона  в последние годы жизни. Связь времён – главная тема творчества М.Алданова.

Б.Л.Васильев. «Утоли мои печали». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображённые в произведении (Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, В.И.Немирович-Данченко). Смысл заглавия романа.

Тема ВОВ в исторических произведениях.

Л.М.Леонов. «Золотая карета». Тема ВОВ и её отголосков в событиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии 20 века.

Традиционное внимание поэтов к родной истории и её роковым минутам. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н.Гиппиус. «14 декабря»; Н.С.Гумилёв. «Старина», «Прапамять»; М.А.Кузмин. «Летний сад»; М.И.Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Д.Б.Кедрин «Зодчие». Тема прошлого как одна из главных тем лирики 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Итоги. Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8  классе

№ п./п.

Название темы урока

Метод обучения

Тип урока

Вид деятельности

Виды  контроля

Дата проведения урока

По плану

Факт.

1

Введение.

Литература и время.

История на страницах произведений различных жанров

Объяснительно-иллюстративный.

Вводный урок. Чтение и анализ статьи.

Тематический тест

 вопр  в учебнике

2.09

ФОЛЬКЛОР – 3 ЧАСА

2

История в произведениях фольклора. Русская историческая песня

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Историческая песня

Лекция, чтение

Задание  в учебном разделе для любознательных.

6.09

3-4

Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Народная драма

Работа с учебником беседа

Опрос

9.09

13.09

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 5 ЧАСОВ

5

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.

«Смерть Олега от своего коня»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Духовная литература

Канонизация(причисление к лику святых)

Рассказ учителя с элементами беседы

   Анализ текста

16.09

6

Русская воинская летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Воинская повесть

Междуусобицы

Работа с текстом

беседа

Анализ текста

20.09

7

Жития святых как исторические повествования

«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

«Преподобные Сергий Радонежский»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Духовная литература

Житийная литература

Святые

Урок изучения новых знаний.

Беседа

Работа над картиной М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Комментированное чтение

23.09

8

Жития святых как исторические повествования

 «Преподобные Сергий Радонежский»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Беседа

Работа над картиной М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Анализ текста

27.09

9

Р.Р. Сопоставительная характеристика святых Александра Невского и Сергия Радонежского.

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Сопоставительный анализ текста

30.09

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА – 3 ЧАСА

10

История на страницах произведений  XVIII века

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Сообщение учащихся, беседа

Анализ текста

4.10

11

Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…».

Сопоставление  исторического труда и художественного текста.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

12

Отличие героини повести и исторического персонажа

Поисково-исследовательская

Сообщение учащихся, беседа

Аналитическая беседа

7.10

ЛИТЕРАТУРА  XIX ВЕКА – 34 ЧАСА

13

Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Фронтальная беседа

11.10

14

Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний. Былина

Чтение былины с элементами беседы

Анализ текста

14.10

15

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Интерес автора  и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Поисковый.

Урок изучения новых знаний.

Анализ поэтического текста

18..10

16

Сюжет  и герои «Песни…»

Веде6ние учебного диалога

Аналитическая беседа

Выборочное тение

Анализ поэтического текста

21..10

17

Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».

В.Скотт – создатель исторического романа

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Анализ текста

25.10

18

Отражение  истории во всех жанрах литературы.

Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Аллегория

Басня

Иносказание

Эзопов язык

Чтение басни

беседа

Анализ поэтического текста

28.10

19

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Фронтальная беседа

20

«Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление с историческим источником

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Хазары

Перун

Цареград

Пращ

Сеча

Комментированное чтение

беседа

Анализ текста

21

«Полтава»

Общий обзор произведений Петра I автором

Поисковый.

Урок-закрепление новых знаний .Паладин

Комментированное чтение

Анализ поэтического текста

22

«Борис Годунов»

Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.

Тема власти и неизбежной расплаты за преступление

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Анализ текста

23

Р.Р. Выразительное  чтение лирических и драматических произведений Пушкина

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Урок-концерт

24

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний. Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип

Прообраз

Мятеж

Восстание

Сообщение уч-ся

Сжатый пересказ статей учебника

Комментированное чтение

25

Знакомство с героем  повести.

Объяснительно-иллюстративный.

Аналитическая беседа, выборочное чтение

Ведение учебного диалога, анализ текста

26

Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения

Поисковый.

Урок изучения новых знаний.

беседа

Фронтальная беседа

27

Роль Пугачева в развитии сюжета

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний. Благородство

Великодушие

Безразличие

Аналитическая беседа

Чтение эпизодов

Анализ текста

28

Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова

Поисковый.

Урок-закрепление новых знаний. Сообщение

Аналитическая беседа

Сжатый  пересказ

29

Пейзаж, интерьер, манера повествования Историческая повесть и исторический труд.

Поисковый.

Урок-закрепление новых знаний.

Ведение учебного диалога, анализ текста

30

Р.Р. Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Творческая работа

31

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

опричник

Фронтальная беседа

32

История создания и герой поэмы Лермонтова «Мцыри»

Объяснительно-иллюстративный.

Ведение учебного диалога, аналитическое чтение.

Комментированное чтение

33

Герои поэмы и их судьбы

Поисковый.

Урок-закрепление новых знаний.Образ в литературе

Беседа ком. чтение

Анализ поэтического текста

34

Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.

Сюжет повести «Тарас Бульба»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Романтическая повесть История

Сюжет пейзаж Сообщение

Лекция. беседа

Анализ текста

35

Сопоставительная характеристика образов  и судеб двух братьев

Объяснительно-иллюстративный

Урок-закрепление новых знаний.

Сжатый пересказ

36

Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

Поисковый.

Урок-закрепление новых знаний.

Беседа

Комментированное чтение

Выборочное чтение, анализ эпизода

37

Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».

Сюжет. Герои.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Пересказ

Беседа

Анализ текста

38

Р.Р. Сочинение  по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Творческая работа

39

А.К.Толстой

.Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Баллада

Беседа

чтение

Анализ текста

40

Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Реализм

Романтическое повествование

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ

41-42

Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Анализ текста

43

Историческое прошлое в русской лирике XIX века.

Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Чтение наизусть

анализ

Анализ поэтического текста

44

Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Сжатый пересказ

45

Роль контраста  при создании образа героя

Поисковый.

Урок изучения новых знаний.

Анализ текста

46

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему  «Полковник на балу и после бала»

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Творческая работа

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX  ВЕКА – 22 ЧАСА

47

История на станицах художественной литературы XX века

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Лекция , беседа

Анализ текста

48

Былины и их герои на страницах  поэзии XX века

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Былинный эпос

Чтение. Анализ

 Тематический тест

49

Ю.Н.Тынянов. Тема истории  на страницах произведений Тынянова

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Чтение беседа

Анализ текста

50

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

Объяснительно-иллюстративный.

Аналитическая беседа

Выборочное чтение, анализ эпизода.

51

Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Анализ текста

52

Марк Алданов. Тема героического прошлого  России. Тетралогия «Мыслитель».

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

Объяснительно-иллюстративный.

Лекция

Аналитическая беседа

Сообщение

Фронтальная беседа

53

Марк Алданов.

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знани

Выборочное чтение, анализ эпизода.

54

С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Аналитическая беседа

Анализ текста

55

«Невозвратимое мгновение»

Роль мгновение в судьбе человека и исторического события

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.Беседа

пересказ

Выборочное чтение, анализ эпизода

56

Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман  о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Анализ текста

57

Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Выборочное чтение, анализ эпизода

58-59

Великая Отечественная война в русской лирике.

(урок-концерт)

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Анализ поэтического текста

60

Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения новых знаний.

Комментированное чтение

Анализ текста

61

Судьбы героев пьесы и их идеалы

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Анализ текста

62

Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

Поисково-исследовательская

Урок – исследование.

Творческая работа

63

История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике

Объяснительно-иллюстративный.

Звукопись. Аллитерация. Ассонанс

Анализ поэтических средств.

Анализ текста

64

Вн/чт. П Антакольский «сын», М. Алигер «Зоя»

Поисковый.

Аналитическая беседа

Пересказ эпизода

Анализ текста

65

Вн/чт А.Приставкин «Ночевала тучка золотая,,.»

Поисковый

Аналитическая беседа

Пересказ эпизода

Анализ текста

66

Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература»

Объяснительно-иллюстративный.

Урок-закрепление новых знаний.

Тематический тест

67-70

Резервные уроки.

                 

 Для заучивания наизусть:

А.К.Толстой «Илья Муромец»

И.А.Крылов «Волк на парне»

А.С.Пушкин «Калмыцкая сказка» (из повести «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывок «Бой с барсом»)

И.И.Козлов «Вечерний звон»

К.Д.Бальмонт «Живая вода»

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок «Переправа»)

Е.М.Винокуров «В полях за Вислой сонной…»

В.С.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…»

Учебно-методический комплект учителя:

1.Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс: М.:Дрофа, 2006г.

2.Т.Ф.Курдюмова . Поурочные разработки.  М.:Дрофа, 2006г.

3.Н.В. Егорова.  Поурочные разработки по литературе. 8 класс (по программе 4.Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2007 г.

5.Н.М,Скоркина.  Поурочные планы по литературе. 8 класс.  ,-АСТ, 2001г..

Литература для учащихся.

1.           Литература 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений:  Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 6-ое изд.-М.:Дрофа, 2004.

  1. Литературный энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1987.
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев- Москва: Просвещение, 1978.
  3. Литература в таблицах и схемах. М.Мещерякова – Москва: Айрис, 2005.
  4. Литературные места России. Москва: Советская Россия, 1987.
  5. Путешествие в историю русского быта. Москва: Дрофа, 2003.
  6. Учимся писать сочинение. Н.П.Морозова- Москва: Просвещение, 1987.

Список литературы.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобнауки от 05.03.2004 г. №1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования Проект образовательного стандарта основного общего образования по литературе (Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-98/14).

 (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 №1236).

  1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) / Сост.: 5-7 классы – Т.Ф.Курдюмова- Москва: Дрофа, 2004.

                                                      Дополнительная литература:

  1. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
  3. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
  4. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008
  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
  6. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
  7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
  8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
  10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение, 1980

Тестовые задания по литературе (8 класс)

  1. Кто автор «Повести временных лет»? (................…......................)
  2. Что такое лирика? (.................................................................. ................................................................................................................................................................................................................................)
  3. Перечислите мотивы лирики А.С. Пушкина. (............................. ......................................................................................)
  4. Какой из двухсложных размеров имеет ударения на втором слоге? (.....................................)
  5. Кто является лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Пущину И.И.»?

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

(....................................................)

  1. Выписать из приведённого отрывка сравнения, метафоры, эпитеты.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

(.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................)

  1. Поставить ударение, определить размер стихотворения.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой,

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

(...................................)

  1. Что такое сюжет? (................................................................... ..........................................................................................)
  2. Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Метель»? (............................................................................)
  3. Что скрывается под понятием «маленький человек», тема маленького человека? (.................................................................................................... ...........................................................................................)
  4. Что такое литературный портрет? (.................... .............................................................................................)
  5. Определить стихотворный размер, которым написано стихотворение «Железная дорога» Н.А. Некрасова.

Всё хорошо под сиянием лунным.

(...........................................)

  1. Что такое эпиграф? (................................................................... .............................................................................................)
  2. Чем отличается юмор от иронии? (.......................................... ...........................................................................................................................................................................................................................................)
  3. Кому в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» принадлежат слова «душа моя жаждет просвещения»? (................................................)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________Юрина Л.Н.

Протокол №____от_________

«_____»______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Каменностепной СОШ

____________Поротикова Е.Н.

«_____»______________2013г.

«Утверждено»

Директор

МКОУ Каменностепной СОШ

____________Шевлякова Л.Е.

«_____»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  

«Литература» 8 класс

базовый уровень

Программа Курдюмовой Т.Ф.

                                 Учитель высшей

                                 квалификационной категории

                           Филатова Марина Юрьевна

2013-2014 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....