Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

 

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.в 4 ч.  М.: Просвещение,  2008).  На  изучение  курса отводится  68  часов   из  расчёта  2  часа  в  неделю. Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_._7l.docx92.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫзначок

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2031

г. Москва ул. Дмитриевского д. 13                                                              тел. (499)-721-72-81, (499)-721-72-82

«Утверждаю»                                                                      «Рассмотрено»

Директор ГБОУ СОШ №2031                                           на заседании методического

______________/ В.Н. Долматов/                                     совета ГБОУ СОШ №2031        

«____»_________2014 года                                               Протокол № _________

                                                                                              Председатель методического

                                                                                              совета

                                                                                             _____________/ Козарезова Т.И./                                            

                                                                                              «     » августа  2014 года                                                                                                            

                                                                                                                                                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                     

Рабочая программа

по литературе

в  7 «Б», «В» классах

 на 2014-2015 учебный год

 

Учитель Кочеткова Наталия Витальевна

Программы разработаны в соответствии с действующим Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.)

Москва. 2014 г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной

( Литература.  в 4 ч.  М.: Просвещение,  2008).  На  изучение  курса отводится  68  часов   из  расчёта  2  часа  в  неделю.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции  учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых  произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане ГБОУ СОШ №2031.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых  произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Тематическое планирование

СОДЕРЖАНИЕ

Количество  часов

1.

Литература как искусство слова.

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература.

2

4.

Литература  18  века.

2

5.

Литература  первой  половины  19  века.  

16

6.

Литература  второй   половины  19  века.  

11

7.

Литература  20  века.

25

8.

Зарубежная литература.

5

9.

Итоговый урок

1

68  часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА УРОКА

ч

ДАТА

I триместр

1

Р.Р. №1. Введение. Наука читать книги. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.                

1

01.09.14-05.09.14

2

Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография  народа. Исторические   события в преданиях.

1

01.09.14-05.09.14

3

Понятие о былине.   Собирание былин. Собиратели. «Вольга и    Микула Селянинович».    Нравственные идеалы  русского народа в образе главного героя.  Прославление мирного труда.              

1

08.09.14-12.09.14

4

Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности  былинного стиха и поэтических интонаций.  Роль гиперболы в былинах.

1

08.09.14-12.09.14

5

Вн.чт.№1. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».  

1

15.09.14-19.09.14

6

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1

15.09.14-19.09.14

7

Древнерусская литература. «Поучение Владимира

Мономаха». Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

1

22.09.14-26.09.14

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

22.09.14-26.09.14

9

Литература  18  века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Р.Р. №2. Обучение выразительному чтению.

1

29.09.14-03.10.14

10

Г. Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

29.09.14-03.10.14

11

Литература  первой  половины  19  века.  Творчество В.А.Жуковского.

1

06.10.14-10.10.14

12

Вн.чт.№2.  А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

1

06.10.14-10.10.14

13

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

13.10.14-17.10.14

14

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о 6aладе. Особенности содержания и форм баллады Пушкина. Особенности композиции.  Своеобразие языка.

1

13.10.14-17.10.14

15

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена с Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Р.Р. №3. Подготовка к домашнему сочинению №1  «История   России в произведениях А.С.Пушкина».

1

20.10.14-24.10.14

16

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

20.10.14-24.10.14

17

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и  их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

27.10.14-31.10.14

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1

27.10.14-31.10.14

19

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

1

10.11.14-14.11.14

20

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

10.11.14-14.11.14

21

Запорожская Сечь и ее законы.

1

17.11.14-21.11.14

22

Основные проблемы повести.

1

17.11.14-21.11.14

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. Р.Р. №4.Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

1

24.11.14-28.11.14

24

Образ Тараса. Герои-запорожцы и былинные богатыри.

1

24.11.14-28.11.14

II триместр

25

Р.Р. №5. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба».

1

01.12.14-05.12.14

26

Р.Р. №6.  Классное сочинение №1 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». «Авторская оценка образа Тараса Бульбы». «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)».

1

01.12.14-05.12.14

27

Литература  второй   половины  19  века.  Вн.чт.№3.  И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение  бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

1

08.12.14-12.12.14

28

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1

08.12.14-12.12.14

29

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской  женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

15.12.14-19.12.14

30

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

1

15.12.14-19.12.14

31

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

1

22.12.14-26.12.14

32

Вн.чт.№4.  Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. М. Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

22.12.14-26.12.14

33

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

29.12.14-30.12.14

34

Р.Р. №7.  Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

29.12.14-30.12.14

35

П. Чехов. Слово с писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

12.01.15-16.01.15

36

Вн.чт.№5.  А.П.Чехов. Рассказы. Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

12.01.15-16.01.15

37

Р.Р. №8.  Стихи русских поэтов 19 века о Родине. Анализ лирического текста. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». Ф. И. Тютчев. «Весенние   воды», «Умом Россию не понять...». А. А. Фет. «Вечер», «Это утро...». А. К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению№2 по русской поэзии XIX века.

1

19.01.15-23.01.15

38

Литература  20  века. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

19.01.15-23.01.15

39

Вн.чт.№6.  И.А.Бунин. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта.

1

26.01.15-30.01.15

40

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

26.01.15-30.01.15

41

«Свинцовые мерзости» жизни.

1

02.02.15-06.02.15

42

 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

02.02.15-06.02.15

43

Р.Р. №9.  Обучение анализу эпизода из повести.  Портрет как средство характеристики героя. Подготовка к

домашнему сочинению №3.

1

09.02.15-13.02.15

44

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

09.02.15-13.02.15

45

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

1

16.02.15-20.02.15

46

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

16.02.15-20.02.15

III триместр

47

Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1

02.03.15-06.03.15

48

А. П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих   людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человек.

1

02.03.15-06.03.15

49

Осознание необходимости сострадания, милосердия. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова.

1

09.03.15-13.03.15

50

Р.Р. №10.  А.Платонов «Неизвестный цветок». Написание рецензии. 

1

09.03.15-13.03.15

51

Вн.чт.№7.  Стихи, рожденные войной.

1

16.03.15-20.03.15

52

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная...», «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

1

16.03.15-20.03.15

53

А.Т.Твардовский. Лирика. 

1

23.03.15-27.03.15

54

Р.Р. №11.  Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозны лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

23.03.15-27.03.15

55

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади».

1

30.03.15-03.04.15

56

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя».

1

30.03.15-03.04.15

57

Р.Р. №12.  Классное сочинение№2  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

13.04.15-17.04.15

58

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

13.04.15-17.04.15

59

Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

20.04.15-24.04.15

60

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии   окружающего  мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы  русскими поэтами.

1

20.04.15-24.04.15

61

Вн.чт.№8.  Песни на слова русских поэтов XX века. С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Н. А. Заболоцкий. «В этой роще   березовой...». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

27.04.15-30.04.15

62

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

27.04.15-30.04.15

63

Зарубежная литература. Р.Бернс «Честная бедность».

1

04.05.15-08.05.15

64

Р.Р. №13.  Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

1

04.05.15-08.05.15

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

11.05.15-15.05.15

66

Вн.чт.№9.  Дж. Олдридж «Отец и сын».

1

11.05.15-15.05.15

67

Нравственные проблемы в произведениях О.Генри и  Л.Пиранделло. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

18.05.15-22.05.15

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1

18.05.15-22.05.15

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),   «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада  (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности  изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении  пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о/ роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А.Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку  (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения курса  литературы в 7  классе  учащиеся должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

  -        основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики: автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

-        видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

-        различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

-        видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении:
  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий: формулировать вопросы к произведению;
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения:
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Раздел V. Формы и средства контроля.

         Контроль знаний, умений и навыков, учащихся при изучении литературы так же необходим, как при обучении любой школьной дисциплины: в постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения, о самом протекании этого процесса. Кроме контроля, учет несет обучающую и воспитывающую функции. К устным ответам учеников относятся:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала, - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев,

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения,

- знание теоретико-литературных понятий, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно,

- речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

        Оба вида учета – текущий и итоговый – осуществляется и в устной и в письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса.

        Типы домашних заданий (по источнику материала) могут быть обозначены как:

- задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ),

- задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тестирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия),

- задания, обращающие к дополнительной или критической литературе.

Раздел VI.Учебно-методические средства обучения.

Основная литература

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 7 класс. Методические советы. М.: Просвещение, 2003.  
  2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
  3. О. А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. Москва: Экзамен, 2008 г.
  4. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010.

Дополнительная литература

          Для учителя.

1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2. Литература. 7 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. – Волгоград: Учитель,2007.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой. 5-9  классы

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5. Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

Для учащихся.

1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009.

2. .Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

3. .Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

4. .Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

5 . Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

6..Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М., 2000.

7. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

8. Я познаю мир: литература, сост. М.Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Интернет - ресурсы

http://www.1september.ru . Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы»

http://school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.
  4. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
  5. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. О. В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 5-ый класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература 5 класс». Москва: Экзамен, 2008 г.
  7. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс/ В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г.

Справочные пособия

  1. Л. В. Чернец и др. Школьный словарь литературоведческих терминов, Москва: Просвещение, 2007 г.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 9. М.: Аванта+, 1998 г.

Мультимедийные пособия

Мультимедиа-энциклопедия  «Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература. 5-11 класс».

Образовательные электронные ресурсы

http://www.philology.ru/ - сайт филологов.

http://gramota.ru/ - сайт справочно-информационный портал по русскому языку.

http://www.gramma.ru/ - сайт филологов.

http://ru.wikipedia.org/ - сайт интернет-энциклопедия.

Образовательный минимум

1 триместр

Теория литературы:

Знать определения:

  • Былина – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.
  • Пословица -  это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.
  • Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения, поговорка – это яркое меткое народное выражение.
  • Баллада – это произведение, в основе которого лежат легендарные предания, действия сверхъестественной силы, исключительные события.
  • Жанры древнерусской литературы
  •  Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
  • Хождение - жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.
  • Слово – наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение.
  • Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Практика

  1. 1. Выучить наизусть пословицы и поговорки (на выбор).
  2. 2.  Произведения Древнерусской литературы «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  3. 3. Знать произведения М.В. Ломоносова Г.Р. Державина, В.А. Жуковского.              
  4. НАИЗУСТЬ -  «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества   государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
  5. 4. Знать содержание поэм А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге».
  6. НАИЗУСТЬ – А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге.  
  7. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
  8. 5. Знать содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  9. 6. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

НАИЗУСТЬ – «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел» (по    выбору  учащихся).

7. Знать содержание и основных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».            

НАИЗУСТЬ - Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

2 триместр

  1. Уметь анализировать лирический текст.
  2. Знать содержание и основных героев произведений:

 И.А. Тургенева «Бирюк»;

 Н.А. Некрасов «Русские женщины»;

 М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик  

 двух генералов прокормил»;

 Л.Н. Толстой «Детство» глава «Классы»;

 А.П. Чехов «Хамелеон»;

 И.А.Бунин «Цифры»

 М.Горький «Детство»

НАИЗУСТЬ –

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В. А. Жуковский. Приход весны.

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или «Благовест».

И. А. Бунин. «Родина» (на выбор).

3 триместр

Родная природа в произведениях писателей 20 века – выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Стихотворения  о Великой Отечественной войне – выучить наизусть (по выбору).

А.Т. Твардовский. Знать ключевые моменты творческой биографии поэта. Выучить стихотворение (по выбору).

Знать основные особенности стиля  публицистики,  прочитать и найти особенности данного стиля в  произведении  Д.С.Лихачева «Земля родная».

Знать содержание рассказов писателей 20 века: А.Платонов «Юшка»,Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»,Е.Носов «Кукла», «Живое пламя», Ю.Казаков «Тихое утро»

Уметь:

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....