Н. В. Гоголь "Вот как в обществе благоустроенном делается" (по комедии "Ревизор")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Глотова Жанна Павловна

Урок литературы в 8 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx17.55 КБ
Файл n._v._gogol.pptx600.68 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: «ВОТ КАК В ОБЩЕСТВЕ БЛАГОУСТРОЕННОМ ДЕЛАЕТСЯ».

(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Учитель русского языка и литературы ГОУ школы №392 Санкт- Петербурга Глотова Жанна Павловна

ЦЕЛИ:

Образовательная:

формирование умений самостоятельного анализа текста комедии, используя  ИКТ и приёмы критического мышления;

работа над художественными особенностями пьесы.

Развивающая:

Развитие интеллектуальных навыков: критического анализа информации, умения выделять главное, составлять конспект.

Воспитательная:

формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;

обучение культуры общения в группах.

Приёмы критического мышления: поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, составление таблицы.

ИКТ: презентация.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. (Презентация, слайд 1)

Наш урок мы начнём с разговора о чиновниках. Именно они являются «виновниками « всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению, душевным качествам тех, кто управляет жизнью города, кто организует эту жизнь.

Давайте постараемся пристальней взглянуть в фигуры чиновников и подумать, какими качествами должен обладать человек, состоящий на государственной службе, то есть чиновник.

Ответы учащихся, составление таблицы «Чиновники» (слайд 2)

Такими должны быть чиновники. Мы же с вами поговорим о чиновниках, образы которых создал Гоголь в комедии «Ревизор». Будем работать с 4 действием комедии, продолжать отбирать материал к характеристике героев, постараемся сделать серьёзные выводы.

В качестве темы я взяла реплику одного из героев комедии: «Вот как в обществе благоустроенном делается».

Кому принадлежи эта реплика?

Исходя из темы, сформулируйте основные вопросы урока (слайд 3 ) 

2. Инсценирование 1 явления 4 действия.

Учитель: На следующий день чиновники собрались в доме городничего. С какими намерениями они пришли?

(Выходят учащиеся, инсценируют 1 явление 4 действия.

Вопросы перед инсценированием:

- Как появляется идея «подсунуть»?

- Кто первым предлагает?

- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело для чиновников?

(Ответы учащихся-«актёров» после инсценировпания).

Учитель: Все чиновники держатся вместе. Что их сблизило? (Ответы учащихся).

Взятки – единственная сцена, когда герои отделились друг от друга. С 3 по 7 явление перед нами проходит череда взяточников.  Несомненно, эта сцена является главной в 4 действии. Назовём её «Дары города» (слайд 4)

3. Проверка домашнего задания. Класс был разделён на группы. Каждая группа должна балы представить своего чиновника-взяточника (слайд5 )

1 группа представляет Ляпкина-Тяпкина, 2 группа – Шпекина, 3 группа – Хлопова, 4 группа – Землянику, 5 группа – Добчинского и Бобчинского.

Перед ответом 4 группы учащимся предлагается просмотреть эпизод «Земляника на приёме у Хлестакова» из кинофильма «Ревизор» (слайд 6).

Задание перед просмотром: посмотрите фрагмент кинофильма. Какие кинематографические средства: крупный план, жесты, мимика, поведение, особенности портрета - использует режиссёр, чтобы воплотить замысел автора? (После просмотра ответы учащихся).

Во время ответов учащиеся составляют конспект, записывая, как ведут себя чиновники во время дачи взяток. (слайд 4 )

- Что же объединяет чиновников? Какими они являются на самом деле?

Возвращаемся к таблице, которую начали составлять в начале урока, заполняем правую колонку (слайд 2 )

Вывод делает учитель: посмотрите, какой резкий контраст. Произошла подмена нравственных ценностей. Казалось, перед нами, как говорит Воланд, герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «люди, как люди». Но это не просто частные люди, это государственные служащие, которые прежде всего должны радеть об интнресах государства. В этом противоречии и заключается трагедия происходящего не только в городе N., «от которого хоть 3 года скачи ни до какого государства не доедешь». В этом автор видел национальную трагедию России.

4. Учитель. Поговорив о чиновниках, мы не должны забывать ещё об одном герое, Хлестакове. Из 2 явления мы узнаём о том, что Хлестаков не понимает, за кого принимают его чиновники. В «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы как следует играть «Ревизора» Гоголь пишет: «Проснувшись, он тот же Хлестаков, каким был прежде. Он даже не помнит, чем напугал всех. В нём по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках».

- Давайте посмотрим, как Гоголь выстраивает поведение Хлестакова в 4 действии.

5. Работа в группах (слайд 7 ). Ответы учащихся.

6. Итог. К образу Хлестакова мы вернёмся на следующем уроке. А сейчас возвращаемся к теме урока «Вот как в обществе благоустроенном делается» (слайд 3). Заслушиваются ответы учащихся.

Мы с вами проанализировали 4 действие, сцену «Дары города». Небольшая письменная работа, ответ на вопрос (слайд 8) (2 – 3 предложения). Заслушиваются ответы учащихся.

7. Учитель. Обличая всё дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают всю гибельность «дурного». А чтобы осознали, он высмеивает всё ничтожное. Это смех сквозь слюзы – гневный смех автора сквозь слёзы горечи и негодования.

8. Домашнее задание. Продумать ответы на вопросы:

- Какая новая ступень отношений раскрывается между Хлестаковым и городничим? (4 действие 15 явление).

- Где развязка комедии и в чём её особенность? (5 действие) (слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. В. Гоголь «Ревизор». «ВОТ КАК В ОБЩЕСТВЕ БЛАГОУСТРОЕННОМ ДЕЛАЕТСЯ».

Слайд 2

чиновники Должны быть Умные Честные Справедливые Заботящиеся о благе государства Приносящие пользу Защищающие интересы государства Есть на самом деле Глупые, невежественные Самодовольные, подлые, лицемерные Не умеют делать свои дела Злоупотребляют своим положением Желают скрыть свои грешки НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ РОССИИ

Слайд 3

ЧТО ДЕЛАЕТСЯ? КАК ДЕЛАЕТСЯ? ПОЧЕМУ ДЕЛАЕТСЯ?

Слайд 4

Дары города В ЛЯПКИН-ТЯПКИН З ШПЕКИН Я ХЛОПОВ Т ЗЕМЛЯНИКА К ДОБЧИНСКИЙ И И БОБЧИНСКИЙ Все разные, не испытывают симпатий друг к другу, каждый заботиться только о себе

Слайд 5

Представить чиновника-взяточника При характеристике обратить внимание на ремарки автора, на реплики персонажа в сторону. Как при даче взятки сказался характер персонажа? Как появляется он перед Хлестаковым? Кто из взяточников вам кажется особенно: Ничтожным? Подлым? Жалким?

Слайд 6

Сцена «Земляника на приеме у Хлестакова» из фильма «Ревизор» (Вл. Петров, 1952) Хлестаков – Игорь Горбачев, Земляника – Михаил Яншин

Слайд 7

Г р у п п о в а я р а б о т а Прочитайте высказывание о Хлестакове. Как вы их понимаете? Какие черты характера героя подчёркнуты в этих высказываниях? О каких свойствах натуры Хлестакова мы узнаём из 4 действия? Высказывания перепишите в тетрадь. 1 группа. «Около него (Хлестакова) обращаются все прочие лица, как планеты около солнца», - Ю. Манн. 2 группа . «…он не знал, что врёт, и несколько не думал обманывать…», - В. Г. Белинский. 3 группа. «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, - вот-вот вспорхнёт и улетит», - Д. С. Мережковский. 4 группа. «Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно старается урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай», - В. В. Набоков. 5 группа. «Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности», - Ю. Манн.

Слайд 8

Продолжите предложение Сцена дачи взяток важна, потому что…

Слайд 9

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или

Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

19_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами первый час

19_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами первый час...

20_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами

20_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами...

Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...