Система уроков по изучению басен И.А.Крылова
методическая разработка по литературе на тему

Романенко Татьяна Семеновна

Работа будет интересна преподавателям литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_metodicheskie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАСНИ  И.А. КРЫЛОВА

(система уроков)

Методическая  разработка  учителя

русского  языка  и  литературы

МБОУ  СОШ  № 3   Романенко  Т.С.

  1.      Биография  И.А.Крылова.

          Басня «Волк и ягнёнок», история    создания.

  1.     «Волк и ягнёнок», жанровые художественные особенности басни.

    «Квартет», история создания, идея, художественные особенности.

  1.      Басни Крылова о войне 1812 года.

     «Волк на псарне», история создания.

  1.      «Волк на псарне».

          Идейный смысл, образы, художественное своеобразие.

  1.      «Демьянова уха». Смысл басни, воспитательное значение.

          Заключительное слово о баснях Крылова.

УРОК  № 1

Тема:          Жизнь и творчество И.А.Крылова (1769 – 1844).

                   Басня «Волк и ягнёнок», история создания.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

         Великий  русский  баснописец  Иван Андреевич Крылов родился и вырос

в небогатой семье. Он с детства видел картины из жизни простого люда, был свидетелем нищеты и бесправия.  Отец Крылова был бедным исполнительным служакой: из рядового солдата он за 14 лет службы вырос до прапорщика. У него не было не то что имения, даже постоянного места жительства. Вместе с его полком вслед за ним кочевала и его жена. Андрей Прохорович не мог возить с собой почти никакого имущества и единственной ценностью, которую он ни под каким предлогом не соглашался оставить, был сундук с книгами. Именно книги заменяли ему и друзей, и собеседников.

         Когда сыну Ивану было 4 года, прапорщик Крылов вышел в отставку и потянулись тяжёлые дни: он стал мелким чиновником в Твери, с маленьким жалованием. Он не брал взяток, чем отличался от большинства своих сослуживцев. В доме Крыловых был постоянный недостаток, а когда Андрей Прохорович умер от чахотки, стало совсем невмоготу. Семью кормили мать да старая бабушка Матрёна. Женщины искали случайную работу, ходили по знакомым домам. Рано стал трудиться и старший сын Ваня. Все домашние дела легли на его плечи, и хотя учение давалось ему легко, учиться мальчику пришлось урывками, вечерами, после трудных хлопот по хозяйству.

         Единственное, что оставил сыну отец, - это старый сундук, доверху набитый книгами. Здесь были и модные в те времена романы, и сатирические журналы, а на самом дне лежала заветная книга с выцветшими страницами. Это был томик Эзопа, причём вначале рассказывалось о жизни этого замечательного греческого баснописца, фригийского раба.  Помещённые же в книге басни сами по себе были так хороши и так смешны, что Ваня, читая их, хохотал от души, а некоторые с удовольствием выучил наизусть.

         Мальчику было всего 9 лет, когда ему пришлось надеть форменный чиновничий мундир, перешитый из старого отцовского, и отправиться на службу в присутствие – в судебную канцелярию. Он переписывал набело различные бумаги, если же при этом он делал ошибку или сажал кляксу, ему больно выкручивали ухо, били линейкой по ладоням. В присутствии процветало неслыханное взяточничество и воровство. Ваня с удивлением смотрел на это, пытался задавать наивные вопросы, но чиновники откровенно подсмеивались над ним. Безрадостно проходили дни и месяцы, и только дома, склонившись над своими любимыми книгами, мальчик забывал обо всём. Он пробовал сам сочинять: сначала стихи, а потом маленькие пьески.

         Когда Ване было 13 лет, семья переехала в Петербург и поселилась на окраине столицы, в двух крошечных комнатках.  Мать хлопотала о пенсии, но успеха это дело не имело. Подросток очень долго не мог найти себе службу, перебивался случайными заработками, чаще всего - переписыванием бумаг. Только через год он нашёл такую же скромную службу, как в Твери, с таким же нищенским жалованием. В казённой палате царил всё тот же бюрократизм, почитались за норму взяточничество и воровство. Зато по вечерам юный  сочинитель продолжал работу над своими пьесами и стихами.  В столице Крылову удалось познакомиться с выдающимися людьми своего времени: артистами, писателями, драматургами.

         Когда Крылову исполнилось 20 лет, умерла его мать. Ему пришлось самому вырастить и воспитать своего младшего брата Лёвушку. В эти же годы стали появляться в печати первые произведения Крылова. Он писал уже не только стихи и басни – сочинил несколько сатирических пьес, комедий, в которых высмеивал пороки и недостатки современного ему общества. Крылов писал и прозу, он издавал сатирический журнал, который назывался «Почта духов». В своём журнале он печатал письма, авторами которых были якобы 2 волшебника. Эти волшебники впервые попали в мир людей и их поразили несправедливость и обиды, которые они видели на земле.  Молодой Крылов в «Почте духов» выступал на стороне бедняков, против вельмож, несправедливых судей, крупных чиновников. Через несколько месяцев этот журнал был закрыт правительством. Лучшие басни Крылова, в которых он, как и в «Почте духов», выступал против зла, несправедливости, обличал пороки современного ему общества, написаны уже зрелым автором. Крылову было тогда уже 30 лет.

         Одна из лучших басен Крылова, в которой он выступил как защитник бедных, несправедливо обиженных, против сильных и богатых – «Волк и ягнёнок». Однажды друг Крылова – Гнедич – известный поэт и первый переводчик «Эллады» Гомера – прочитал баснописцу одно из своих вольнолюбивых стихотворений. В нём обличались тираны:

                 Властитель и тиран моих плачевных дней!

                 Кто право дал тебе над жизнею моей?

                 Погибни же весь мир, в котором беспрестанно

                 Невинность попрана, злодейство увенчано,

                 Где слабость есть порок, а сила все права.

Стихи взволновали Крылова. Он понимал, что печатать их нельзя, что его оружие будет иное. Он выступит «полуоткрыто» и тем достигнет цели своими баснями. И вскоре теперь уже Крылов прочитал Гнедичу строки: «У сильного всегда бессильный виноват...»  

  1. Выразительное чтение басни «Волк и ягнёнок»  учителем вслух.

  1. Беседа с учащимися:

  • Как вы понимаете смысл этой басни?
  • Кого подразумевает Крылов под ягнёнком?
  • Кого подразумевает Крылов под волком?
  • В каких  строчках заложена мораль басни?

  1. Домашнее задание.

Выучить басню «Волк и ягнёнок» наизусть.

Подготовиться к чтению её в лицах.

УРОК  № 2

Тема:             Жанровые особенности басни на примере басни «Волк и ягнёнок».

                      Басня «Квартет», история создания, смысл.

Ход урока:

  1. Чтение учащимися наизусть басни «Волк и ягнёнок».

  1. Чтение этой же басни по ролям.

  1. Беседа с учащимися:

  • Мы познакомились с одной из лучших басен великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Рассмотрим на примере этого произведения, что характерно для басни, каковы её жанровые особенности.

  • Кто чаще всего является героем басни? (Животные, птицы, растения)

  • Кто подразумевается под этими героями? (Люди, их поступки, черты характера, достоинства и недостатки)

  • Какая басня имеет свой прямой смысл? («Волк и ягнёнок» – история бедного маленького ягнёнка, ставшего добычей голодного хищника).

  • Исчерпывается ли этим басня? (Нет, басня имеет второй, скрытый, переносный смысл)

  • Итак, аллегория, иносказание – вот главная особенность басни. Какие чувства вы испытываете, читая басню «Волк и ягнёнок»? Чему она вас учит? (Бороться со злом, выступать в защиту слабого)

  • Итак, вторая особенность басни состоит в том, что автор её всегда учит читателя добру, призывает бороться со злом, несправедливостью, плохими сторонами человеческого характера – пороками. Для этого баснописец или начинает, или заканчивает басню моралью, то есть нравоучением.

  1. Слово учителя.

         Сегодня мы познакомимся с вами ещё с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Эта басня была написана в 1810 году и впервые прочитана автором на вечере у своего друга Оленина. Тот был крупным чиновником, за несколько дней до этого он рассказал баснописцу о той путанице в делах, которая царит в департаменте, о том, что среди сановных лиц велись долгие споры, как и куда рассадить чиновников, чтобы они лучше решали важные дела.

         Крылов читал свою басню очень выразительно. Он изображал, как вертлявая мартышка рассаживала музыкантов. Все очень смеялись и сразу узнавали в крыловских образах видных царских чиновников. В грубом Медведе, например сразу узнали Аракчеева. Иван Андреевич отнекивался, говорил, что писал только о зверях, и тихонько посмеивался. Придраться к тексту басни было невозможно. Басня сразу же запомнилась, её передавали из уст в уста.

         С тех пор прошло почти два столетия. Стали далёкой историей те времена, забылись личности, попавшие в басню, но басня Крылова жива до сих пор.

  1. Выразительное чтение басни «Квартет» учителем вслух.

  1. Беседа с учащимися:

  • Как воспринимается вами басня сегодня?
  • Против каких пороков она направлена?
  • Какие черты выделяет Крылов в образе Медведя?  Мартышки?
  • Почему судьёй назначен Соловей?
  • В каких словах заключена мораль басни?

  1. Домашнее задание.

Выучить басню «Квартет» наизусть.

Группе учащихся подготовить чтение басни «Волк на псарне» в лицах.

УРОК  № 3

Тема:           Басни Крылова о войне 1812 года.

                    Басня «Волк на псарне», история создания.

Ход урока:

  1. Чтение учащимися басен «Волк и ягнёнок» и «Квартет» наизусть.

  1. Слово учителя.

         Наступил 1812 год. Над Россией нависла угроза войны с французами. Крылов внимательно следил за событиями и был расстроен положением дел. 19 марта в кругу поэтов и писателей Крылов прочитал свою первую басню о Наполеоне. (Учителем читается басня «Кот и повар»). Трудно было не узнать, о ком говорит Крылов в своей басне. В нахальном коте все узнали императора Франции, который захватывал одну страну за другой, аппетиты его никак не уменьшались – только росли, почему и протесты русского царя он пропускал мимо ушей. Конец басни относился к Александру I. Басня имела огромный успех. Через несколько месяцев, когда Крылов узнал об оставлении Москвы, о пожаре, о большом подъёме патриотических настроений в стране, узнал о том, что в ставку Кутузова Наполеон направил посла с предложением о мирных переговорах, а Кутузов наотрез отказался вступать в какие-либо переговоры о мире, баснописец был потрясён.  Он горячо обнял друга, рассказавшего ему эти новости, и, взволнованный, ушёл домой. Через несколько дней у Олениных Крылов прочитал басню «Волк на псарне», причём показал в лицах, как волк ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую.

3.  Чтение учащимися басни «Волк на псарне» в лицах.

  1. Беседа с учащимися:

  • Какое поэтическое произведение о войне 1812 года вам уже известно?
  • Какое историческое лицо вы узнаёте в мудром седом ловчем?
  • Кого вы узнаёте в лицемерном волке?
  • Как вы понимаете последние строчки басни?
  • Как показана в басне готовность русских людей защищать Родину?
  • Как эта басня учит поступать с врагами?

Эту басню Крылов переписал собственноручно и передал жене Кутузова, она же немедленно переслала её Михаилу Илларионовичу в действующую армию. По свидетельству очевидцев, Кутузов собрал вокруг себя солдат и офицеров и прочёл им эту басню. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед» – он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались громкие крики «ура!». Басни Крылова  о войне 1812 года стали поистине грозным оружием.

  1.  Домашнее задание.

 Выучить наизусть басню «Волк на псарне».  

УРОК  № 4

Тема:           Басня Крылова «Волк на псарне» и другие басни о войне 1812 года.

Ход  урока:

  1. Беседа с учащимися:

  • В чём особенности басен? Что такое аллегория? Что такое мораль в басне?

Приведите примеры из басен Крылова.

  • Какие вы знаете басни Крылова о войне 1812 года?

  • По какому поводу написана басня Крылова «Волк на псарне»?

  1. Работа с иллюстрациями Е.Рачева к басням Крылова:

  • Какая из иллюстраций вам больше всего нравится? Почему? Какой момент изображён художником?

  • Подберите строчки из басен, которые могли бы послужить подписью для иллюстрации.

  • Каким языком написана басня? Найдите в тексте просторечные слова и обороты.

  1. Слово учителя.

         Иван Андреевич Крылов написал ещё несколько исторических басен о войне 1812 года. Это «Раздел», «Щука и кот», «Ворона и курица». В последней басне Крылов гневно осудил предателей, забывших о народной беде и собравшихся поживиться на общем горе.

  1. Выразительное чтение басни «Ворона и курица» учителем вслух.

         Басни Крылова одинаково читались в столичных гостиных и крестьянских избах. Это говорит о том, что басни Крылова – явление истинно народное, что они отвечали чаяниям простого люда.

  1. Домашнее задание.

Прочитать выразительно басню «Демьянова уха».

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся вам басне Крылова.

УРОК  № 5

Тема:           Басня Крылова «Демьянова уха».

                    Заключительное слово о баснях Крылова.

Ход  урока:

  1. Слово учителя.

         Сегодня мы познакомимся с одной из басен Ивана Андреевича Крылова, отличающейся от ранее изученных, ибо эта басня – «Демьянова уха» -  бытовая.

         В своих бытовых баснях Крылов показывает нам людей в повседневной жизни, высмеивает в них человеческие пороки, сладости и недостатки, учит мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.

         Так, в басне «Две собаки» Крылов высмеивает прислужничество, в басне  «Слон и Моська» - хвастовство, а в басне «Ларчик» прославляет такие прекрасные качества, как трудолюбие, смекалка. В широко известной бытовой басне Крылова  «Демьянова уха»  действуют уже не животные или растения, а люди, однако и эта вещь имеет аллегорический смысл.

  1. Выразительное чтение басни «Демьянова уха» учителем вслух.

  1. Беседа с учащимися:

  • Каков смысл басни?

  • Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в этой басне? (Отсутствие чувства меры, бестактность, навязчивость).

  • Чему учит нас басня «Демьянова уха»?

  1. Работа с рисунками учащихся к понравившимся басням Крылова. Выбор лучших из них. Создание галереи детских рисунков.

  1. Домашнее задание.

Читать басни Крылова «Две собаки», «Слон и Моська», «Ларчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен И.А. Крылова

Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...

Игра "В мире басен И.А.Крылова"

мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...

Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"

Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....

урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи

Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басенного мира И.А.Крылова "Великое лукавство ума..."

Целью проекта является не только ознакомление учащихся с произведениями И.А.Крылова .Во-первых,У  детей формируются представления о басне как о жанре литературы, совершенствуется навык выразитель...