Создание театрального проекта (из опыта работы учителя)
статья по литературе (9 класс) на тему

Дядина Людмила Анатольевна

Использование театральных форм в обучении как метод известен давно, более того, школьные театры, появившиеся еще  в период правления царя Алексея Михайловича  и распространившиеся в петровскую эпоху,  стали центрами русской театральной жизни, именно в них зарождается русский  профессиональный театр, именно там появляется русская драматургия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.8 КБ

Предварительный просмотр:

                 Создание театрального проекта

                    ( из опыта учителя).                          

                                                                                       Использование театральных форм в обучении как метод известен давно, более того, школьные театры, появившиеся еще  в период правления царя Алексея Михайловича  и распространившиеся в петровскую эпоху,  стали центрами русской театральной жизни, именно в них зарождается русский  профессиональный театр, именно там появляется русская драматургия. Это братская школа в Полоцке, Славяно – греко- латинская академия, Киево- Могилянская академия, медицинская школа при московском госпитале..  Сейчас , говоря об использовании современных образовательных технологий, выделяют метод проектного обучения. .Новизна метода  театрального  проекта заключается, на мой взгляд,  в том, что при создании школьной постановки оказываются востребованными знания, умения и навыки, полученные учащимися на разных уроках,. а также  появляется возможность  расширить рамки школьной программы.

     Наш проект назывался «Страницы мятежной жизни» и был  посвящен восстанию декабристов. Осуществлялся он  силами учащихся 9 классов.

  Выбор темы обуславливался тем, что литература данного периода подробно изучается именно в 9 классе. Кроме того, беседа с ребятами о заданных на лето текстах выявила, что значительную  трудность  для них  составило  чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», т. е. произведений в стихотворной форме. Поэтому  учащимся был предложен проект, который позволил бы решить следующие задачи:  во- первых, пробудить интерес учащихся к русской культуре и истории,  составить представление,  глубже изучить, прочувствовать эпоху 1 трети 19 века,   во-вторых, понять и  осмыслить переживания героев, в- третьих, усовершенствовать  навыки работы с стихотворными текстами, показать, как конкретное стихотворение соотносится с другими  произведениями (интертекстуальность), развивать речь учащихся.

     Цель проект – развитие  личности учащихся, взаимообогащение всех участников проекта.

     Основу проекта составило творчество русских поэтов, посвященное участникам восстания 14 декабря: от К.Рылеева, А.Пушкина, А.Одоевского  до А. Городницкого, А. Разенбаума и  А.Галича. Решено было создать сценарий, который прослеживал бы путь декабристов от тайных обществ до освобождения оставшихся в живых участников восстания  в 1856 году. Это позволило обратиться не только к произведениям, посвященным декабристам, но и к произведениям, описывающим чувства, которые могли, по мнению ребят, испытывать декабристы (например, Н.Огарева «Арестант», стихи А.Галича, написанные в эмиграции, стихи Н. Агнивцева, А. Городницкого).  

      Нами был разработан ряд мероприятий, позволявших осуществить задуманное. Надо сказать, что какого-то конкретного, ясного представления конечного результата у нас не было. Все рождалось в процессе работы.

       Подготовка к созданию сценария осуществлялась как на уроках литературы  и  развития речи, так и во внеурочное время и длилась практически 3 месяца (с середины сентября и до 14 декабря - дня постановки). На уроках литературы  анализировали стихи, отбираемые для постановки, на уроках развития речи  ребята работали над сочинением - рассуждением «Размышление о благородстве» или «Размышление о гражданском мужестве», посвященные декабристам (что позволяло параллельно вести подготовку к экзамену по русскому языку).  Во внеурочное время  ездили на экскурсию по местам , связанным с деятельностью  восставших, был организован просмотр фильма В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» с последующим обсуждением, в рамках недели словесности  участвовали в конкурсе чтецов с подготовленными для постановки стихами.

       В ходе работы над проектом  были задействованы межпредметные связи (история  России, история и культура Санкт-Петербурга, музыка, изобразительное искусство, танцы).

       Следующим шагом было создание сценария и репетиции. По мере реализации в   проект  вносились изменения: ранее задуманные сцены переделывались, создавались и включались новые. Так, по предложению ребят была добавлена сцена, которую условно можно назвать «На каторге»., введены были сцены, посвященные женам декабристов. В результате у нас получилась литературно- музыкальная композиция с элементами театрализации.

   Создание  проекта пробудило интерес ребят к такого рода деятельности. В 10 и 11 классах работа была продолжена: в 10 классе мы создали спектакль «Последний день в Лицее», в 11 классе – « Три возраста - три любви поэта», посвященный А.С.Пушкину. Некоторые учащиеся  вышли на самостоятельный уровень проектной деятельности, и ими были написаны исследовательские работы по литературе. Кроме того, следует отметить , что эти проекты помогли раскрыться ребятам, пробудили интерес к искусству слова, стали частью подготовки  к обязательному на тот момент экзамену по литературе.                                                                                  

 

Тема: «Повелительное наклонение глагола»

5 класс

Цели урока:

- научить различать глаголы в повелительном наклонении,  определять их смысловое значение, синтаксическую роль;

- сформировать навыки грамотного написания глаголов повелительного наклонения;

-формировать умение правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении;

-работа над интонацией глаголов, содержащих просьбу, приказ, совет;

-формировать желание у учащихся освоения нового в русском языке.

                 Ход урока:

  1. Определение целей данного урока:

         Что мы сегодня на уроке должны сделать, узнать, понять?

  1. Новая тема ( по ходу работы заполняется таблица):

А) – какие наклонения бывают у глагола?

     -как вы понимаете слово «повелительное»?

    -подобрать к нему однокоренные слова:

    -как вы думаете, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? Рассмотрим на примерах:

«Молчи, устал я слушать» (резкое приказание)

«Спой, светик, не стыдись» (просьба)

«Вы, отроки- други, возьмите коня» (приказ)

Семь раз отмерь – один отрежь (совет)

Б) Выпишите глаголы в повелительном наклонении, определите лицо и число этих глаголов:

Молчи- 2 лицо, ед. ч.

Спой- 2 лицо ед. ч.

Не стыдись – 2лицо, ед.ч.

Возьмите – 2 лицо, мн. Ч.

Отмерь- 2 лицо, ед.ч.

Отрежь – 2 лицо, ед. ч.

   Делают вывод: в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?

В) Как образуется форма повелительного наклонения?

Поставьте выписанные глаголы в форму настоящего или будущего времени, выделите суффиксы и окончания:

Молчи – молчат

Спой – споют

Не стыдись – не стыдится

Возьмите – возьмут

Отмерь – отмерят

Отрежь – отрежут

    Делают  вывод: глаголы в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и (или без суффикса -и)  и нулевого окончания в единств. числе, а во множ. числе- к форме повелительного наклонения един. числа прибавляется суффикс -те.

Г) Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Проанализировать запись:

Отмерь – отмерьте

Отрежь – отрежьте

Готовь – готовься

Намажь – намажься

НО:

        Ляг- лягте

        Приляг – прилягте

       Делают вывод: если в глаголах повелительного наклонения единственного числа есть мягкий знак, то мягкий знак сохраняется и перед суффиксом –ся и –те в формах множественного числа.

Д) По заполненной таблице обобщить изученное по новой теме и рассказать друг другу:

                                   Глаголы в повелительном наклонении

Что выражают?

В какой форме употребляются?

Как образуются?

Как пишутся?

Побуждают к действию и содержат приказ, совет, просьбу, пожелание

2 лица ед. и мн. ч.

от основы глаголов наст. и буд. времени

 Ед.ч.            мн. ч.

 в ед. ч. -  с помощью суффикса – и и нулевого окончания

во мн. ч. –  с помощью суффикса -те

Есть Ь    –     есть Ь

 Нет Ь    –      нет Ь

НО:

Ляг – лягте

Приляг - прилягте

  1. Закрепление.

А) Найдите глаголы в повелительном наклонении:

                       Душой измерь, умом проверь, тогда и верь.

                       Если есть охота, заладится всякая работа.

                       Живи своим умом, а честь расти трудом.

                       Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

                       Меньше говори, а больше делай.

Б) От данных глаголов образовать форму повел. наклонения:

Назначать

Отрезать

Прикоснуться                

Назначить

Прикасаться

Смазать

Смазывать

Бросить

Бросать

Умножить

Умножать

Лечь

Ложиться

Не забыть

Не забывать

  1. Подведение итогов:

- что узнали нового сегодня на уроке?

- что выражают глаголы повелительного направления?

- как они образуются?

- какое орфографическое правило изучили?

  1. Домашнее задание:
  1. По таблице повторить изученный на уроке материал
  2. Записать несколько пословиц, в которых есть глаголы в повелительном направлении.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.

Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...