Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ___________Котова А.М. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для 5 б класса
Составитель: Аверкина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Инсар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Учебник:
- Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2010.
Дополнительная литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
- «Поурочные разработки по литературе в 5 классе», авторы: И.В. Золотарева, М.С. Корнеева и др. , М., «Вако», 2009
В программе учитываются требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Школьное образование ставит следующие цели обучения:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели программы:
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;
- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей.
- помочь учащимся войти в мир культуры;
Основные задачи:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике
Межпредметные связи: При работе используются:
По русскому языку темы: «Прямая речь», «Диалог»;
по истории темы: «Повесть временных лет», «Бородино» М.Ю. Лермонтова и др.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа.
Место курса «Литература» в учебном плане школы
На изучение учебного курса литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю.
Курс рассчитан 68 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18
Количество часов во 2-й четверти - 14
Количество часов в 3-й четверти - 20
Количество часов в 4-й четверти - 16
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные методы:
разные виды пересказа, чтение, говорение, написание творческих работ: отзыв, сочинение-характеристика персонажа.
Содержание учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Славянская мифология
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | Введение. Литература- искусство слова. | 1 | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 5 | 5 | - |
3 | Из древнерусской литературы | 1 | 1 | - |
4 | Из русской литературы 18 века | 1 | 1 | - |
5 | Из русской литературы 19 века | 32 | 30 | 2 |
6 | Из литературы 20 века | 21 | 20 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 7 | 6 | 1 |
Всего | 68 | 64 | 4 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 18ч | 1 | Тест по сказкам А.С. Пушкина. | 1 |
II Четверть 14ч | 1 | Обобщение материала по изученным темам. Тест. | 1 |
III четверть 20 | 1 | «Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко». Сочинение | 1 |
IV четверть 16 | 1 | «Мое любимое произведение». Сочинение. | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | План | Факт |
1 четверть 18 ч | |||||
1 | Введение. Литература- искусство слова. | 1 | Знать о роли книги в жизни человека, уметь рассказать о компонентах книги | ||
Устное народное творчество | 5 | ||||
2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Т/Л Фольклор. | 1 | Знать о жанрах устного народного творчества, уметь сочинять загадки, частушки | ||
3 | Сказка как вид народной прозы. «Солдатская шинель». Т/Л Сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гиперболы. | 1 | Знать определение, особенности и композиционные части сказок, уметь видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет | ||
4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | 1 | Знать сюжет сказки, уметь рассказать, как оценивают писатели героев народных сказок | ||
5 | «Иван—крестьянский сын …» - волшебная сказка героического содержания. | 1 | Знать содержание сказки, героев повествования, уметь читать в лицах | ||
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | Знать о бытовых сказках, уметь отмечать народные представления о добре и зле | ||
Из древнерусской литературы | 1 | ||||
7 | «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Т/Л Летопись. | 1 | Знать о литературном памятнике «Повесть временных лет», уметь передать содержание летописи « Подвиг отрока…» | ||
Из русской литературы 18 века | 1 | ||||
8 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Т/Л Юмор. | 1 | Знать о творчестве Ломоносова, роды и жанры литературы, уметь отвечать на вопросы учебника | ||
Из русской литературы 19 века | 31 | ||||
9 | Басня как литературный жанр. Русские басни. Т/Л Басня, аллегория. | 1 | Знать определение басни и морали, уметь видеть художественные особенности басен | ||
10 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. | 1 | Знать определение аллегории, сюжет басни, уметь выразительно читать | ||
11 | И.А. Крылов «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». | 1 | Знать басни наизусть, уметь отвечать на вопросы по сюжету басен | ||
12 | В.А. Жуковский – поэт и сказочник. «Спящая царевна». Баллада «Кубок». Т/Л Литературная сказка. | 1 | Знать сюжет сказки и героев, уметь определять черты народной и литературной сказки | ||
13 | В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Т/Л Баллада | 1 | Знать историю создания баллады и о нравственно-психологи ческих проблемах баллады, уметь выразительно читать | ||
14 | А.С. Пушкин. Жизнь поэта. | 1 | Знать страницы биографии поэта, уметь отвечать на вопросы учебника | ||
15 | А.С. Пушкин. Пролог к «Руслану и Людмиле».
| 1 | Знать о прологе к поэме как о со бирательной картине народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию | ||
16 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Т/Л Русская литературная сказка. | 1 | Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке, уметь доказывать закономерность победы добра в сказках | ||
17 | Р/Р Стихотворная и прозаическая речь. Т/Л Рифма, ритм, строфа | 1 | Знать о рифме, ритме, строфе, уметь рассказывать о сказках Пушкина | ||
18 | Тест по сказкам А.С. Пушкина. | 1 | |||
2 четверть 14 ч. | |||||
19 | В/Ч Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | 1 | Знать сюжет других сказок Пушкина, уметь читать в лицах | ||
20 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | 1 | Знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание | ||
21 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | 1 | Знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание | ||
22 | В.М. Гаршин «Attalea princeps» | 1 | Знать смысл названия сказки , уметь пересказать эту историю от лица «маленькой, вялой травки» | ||
23 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Интерес к истории России. «Бородино». | 1 | Знать о поэте, наизусть стихотворение, уметь объяснять непонятные слова, пользуясь словарем | ||
24 | Интерес к истории России. М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | 1 | Знать содержание стихотворения, уметь находить особенности поэтических интонаций стиха | ||
25 | Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Заколдованное место»-повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Т/Л Фантастика. | 1 | Знать сюжет повести, понятие «быль», уметь отвечать на вопросы | ||
26 | Н.В. Гоголь «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Т/Л Фантастика. | 1 | Знать сюжет других повестей из сборника Гоголя, уметь поделиться мнением о прочитанном | ||
27 | Н.А. Некрасов. Детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизнь народа в стихотворениях «На Волге», «Крестьянские дети». | 1 | Знать содержание стихотворения, уметь выразительно читать их | ||
28 | Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». | 1 | Знать отрывок из поэмы наизусть, уметь выразительно читать | ||
29 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. Т/Л Портрет, пейзаж, сравнение. | 1 | Знать о писателе, сюжет рассказа, уметь характеризовать героев рассказа | ||
30 | Нравственный облик Герасима. | 1 | Знать о проблеме крепостничества на Руси, уметь описывать героев рассказа | ||
31 | Р/Р Смысл названия рассказа. Т/Л Портрет, пейзаж, сравнение, гипербола. | 1 | Знать понятия «сравнение», «гипербола», сюжет рассказа, уметь составлять связный текст | ||
32 | Обобщение материала по изученным темам. Тест. | 1 | Знать весь изученный материал, понятия и термины, уметь работать с тестом | ||
3 четверть 20 ч. | |||||
33 | Картины родной природы в стихотворениях А.А. Фета. | 1 | Знать о поэте, мотивах его стихов, уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы | ||
34 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». | 1 | Знать о судьбе писателя, историю создания рассказа, уметь составлять рассказ о героях произведения | ||
35 | Р/Р Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. | 1 | Знать историю жизни героев, план сравнительной характеристики, уметь анализировать поступки героев | ||
36 | Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т/Л Идея, сюжет, рассказ. | 1 | Знать понятия: идея, сюжет, рассказ, уметь составлять связный текст | ||
37 | А.П. Чехов. Детство и начало литературной деятельности. | 1 | Знать страницы биографии поэта, уметь отвечать на вопросы учебника | ||
38 | А.П. Чехов «Хирургия»-осмеяние глупости и невежества. Т/Л Юмор (развитие понятия). | 1 | Знать сюжет рассказа, методику составления сценария, уметь давать определение юмору | ||
39 | Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков. | 1 | Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений, уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе | ||
40 | Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков. | 1 | Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений, уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе | ||
Из литературы 20 века | 21 | ||||
41 | И.А. Бунин «Косцы». | 1 | Знать о писателе, сюжет рассказа, уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа | ||
42 | В.Г. Короленко « В дурном обществе». | 1 | Знать сюжет рассказа, уметь характеризовать героев произведения | ||
43 | В.Г. Короленко « В дурном обществе».Т/Л Портрет, пейзаж, композиция, сравнение. | 1 | Знать о портрете как средстве изображения героев, уметь составлять рассказ о литературном герое, подтверждая мысли чтением эпизодов | ||
44 | Р/Р Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко. Сочинение. | 1 | Знать понятие о композиции литературного произведения, схему написания сочинения, уметь составлять связный письменный текст | ||
45 | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | Знать о поэте, содержание стихов, уметь отмечать своеобразие языка стихов | ||
46 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Т/Л Сказ. | 1 | Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы | ||
47 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Т/Л Сказ. | 1 | Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы | ||
48 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Знать героев сказки, уметь оценить их поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении | ||
49 | В/Ч К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | Знать сюжет рассказа и смысл названия, уметь рассказать случай из жизни о каком-либо животном | ||
50 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Т/Л Пьеса-сказка. | 1 | Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла | ||
51 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Т/Л Пьеса-сказка. | 1 | Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла | ||
52 | А.П. Платонов «Никита». | 1 | Знать о жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев | ||
4 четверть 16 ч. | |||||
53 | А.П. Платонов «Никита». Т/Л Фантастика. | 1 | Знать восприятии окружающего мира героем произведения, понятия «фантастика», уметь оценивать поступки героев | ||
54 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Т/Л Автобиографичность произведения. | 1 | Знать об автобиографическом произведении и истории создания его, уметь объяснять непонятные слова, рисовать иллюстрации к эпизодам рассказа | ||
55 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Т/Л Автобиографичность произведения. | 1 | Знать об автобиографическом произведении и истории создания его, уметь объяснять непонятные слова, рисовать иллюстрации к эпизодам рассказа | ||
56 | «Ради жизни на Земле» Стихотворные произведения о войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов о войне, уметь читать выразительно | ||
57 | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов о войне, уметь читать выразительно | ||
58 | О Родине и о родной природе. Стихи И.А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А.А. Прокофьева, Н.М. Рубцова. | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов, уметь читать выразительно наизусть | ||
59 | О Родине и о родной природе. Стихи И.А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А.А. Прокофьева, Н.М. Рубцова. | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов, уметь читать выразительно наизусть | ||
60 | Писатели улыбаются. С. Черный «Кавказский пленник» | 1 | Знать образы и сюжеты литературной классики, уметь придумывать забавные истории | ||
61 | В/Ч Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии. Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | 1 | Знать детские веселые песни-шутки, уметь читать их выразительно | ||
Из зарубежной литературы | 7 | ||||
62 | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед». Т/Л Баллада | 1 | Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады | ||
63 | Д. Дефо «Робинзон Крузо». | 1 | Знать о писателе, сюжет одного из отрывков, уметь отвечать на вопросы учебника | ||
64 | Х.К, Андерсен «Снежная королева». | 1 | Знать о друзьях и врагах Герды и Кая, уметь оценивать поступки главных героев | ||
65 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Знать содержание отдельных глав романа, уметь отвечать на вопросы | ||
66 | Ж. Санд «О чем говорят цветы». | 1 | Знать сюжет рассказа, уметь отвечать на вопросы | ||
67 | Дж. Лондон «Сказание о Кише». | 1 | Знать сюжет произведения, уметь оценивать поступки главного героя | ||
68 | Р/Р «Мое любимое произведение». Сочинение. Подведение итогов и задание для прочтения на летние каникулы. | 1 | Знать изученный материал по зарубежной литературе, уметь составлять связный письменный текст |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
- Раздаточный материал по темам курса
- Репродукции картин художников
- Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
- Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
- http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....