Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._pr._lit-ra_5_b_klass.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

 ___________Котова А.М.

       Утверждена       директором                                           МБОУ    «Инсарская        средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «___»__________ 20__г.                                                   «___»_____________20__г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для 5 б  класса

 
 

Составитель: Аверкина Е.А.,

учитель русского языка и литературы


 
 

Инсар 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе,  ориентирована на учащихся  5 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.

        Учебник:

  1.  Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2010.

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
  2. «Поурочные разработки по литературе в 5 классе», авторы: И.В. Золотарева, М.С. Корнеева и др. ,  М., «Вако», 2009

В программе  учитываются требования к результатам  освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели  программы:

 

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;
  • формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей.
  • помочь учащимся войти в мир культуры;

Основные задачи:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике

Межпредметные  связи:  При работе  используются:

По русскому языку темы:   «Прямая речь», «Диалог»;

по истории темы: «Повесть временных лет», «Бородино» М.Ю. Лермонтова и др.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 5  классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан   68  ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти -   18

Количество часов во 2-й четверти -   14

Количество часов в 3-й четверти -   20

Количество часов в 4-й четверти -  16

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные методы:

разные виды пересказа, чтение, говорение, написание   творческих работ: отзыв, сочинение-характеристика  персонажа.

Содержание учебного предмета

 Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Славянская мифология

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь  работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

 Результаты изучения предмета

 «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

1

 Введение. Литература- искусство слова.

1

1

-

2

 Устное народное творчество

5

5

-

3

 Из древнерусской литературы

1

 1

 -

4

Из русской литературы 18 века

1

1

-

5

Из русской литературы 19 века

32

30

2

6

Из литературы 20 века

21

20

1

7

Из зарубежной литературы

7

6

1

Всего

68

64

4

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

18ч

1

Тест по сказкам А.С. Пушкина.

1

II

Четверть

14ч

1

Обобщение материала по изученным темам. Тест.

1

III четверть

20

1

«Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко».  Сочинение

1

IV четверть

16

1

«Мое любимое произведение». Сочинение.    

1


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Обязательные результаты обучения

План

Факт

1 четверть 18 ч

1

Введение. Литература- искусство слова.

1

Знать  о роли книги в жизни человека,

уметь рассказать о компонентах книги

Устное народное творчество

5

2

  Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

 Т/Л  Фольклор.

1

Знать о жанрах устного народного творчества,

уметь сочинять загадки, частушки

3

Сказка как вид народной прозы.   «Солдатская шинель». Т/Л Сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гиперболы.

1

Знать определение, особенности и  композиционные части сказок,

 уметь видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

1

Знать сюжет сказки,

 уметь рассказать, как оценивают писатели героев народных сказок

5

«Иван—крестьянский сын …» - волшебная сказка героического содержания.

1

Знать содержание сказки, героев повествования,

уметь читать в лицах

6

 Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

Знать о бытовых сказках,

уметь отмечать народные представления о добре и зле

Из древнерусской литературы

1

7

  «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Т/Л Летопись.

1

Знать о литературном памятнике «Повесть временных лет»,

уметь передать содержание  летописи « Подвиг отрока…»

Из русской литературы 18 века

1

8

  М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Т/Л Юмор.

1

Знать  о творчестве Ломоносова, роды и жанры литературы, уметь отвечать на вопросы учебника

Из русской литературы 19 века

31

9

Басня как литературный жанр. Русские басни.  

 Т/Л  Басня, аллегория.

1

Знать определение басни и морали,

уметь видеть художественные особенности басен

10

И.А. Крылов. Слово о баснописце.

1

Знать определение аллегории, сюжет басни,

уметь выразительно читать

11

И.А. Крылов «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».

1

Знать басни наизусть,

уметь отвечать на вопросы по сюжету басен

12

В.А. Жуковский – поэт и сказочник. «Спящая царевна». Баллада «Кубок». Т/Л   Литературная сказка.

1

Знать сюжет сказки и героев,

 уметь определять черты народной и литературной сказки

13

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Т/Л Баллада

1

Знать историю создания баллады и  о нравственно-психологи

ческих проблемах баллады, уметь выразительно читать

14

А.С. Пушкин. Жизнь поэта.    

1

Знать страницы биографии поэта,

уметь отвечать на вопросы учебника

15

А.С. Пушкин. Пролог к «Руслану и Людмиле».

 

1

Знать о прологе к поэме как о со

бирательной картине народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Т/Л Русская литературная сказка.

1

Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке,

 уметь доказывать закономерность победы добра в сказках

17

Р/Р  Стихотворная и прозаическая речь. Т/Л Рифма, ритм, строфа

1

Знать  о рифме, ритме, строфе, уметь рассказывать о сказках Пушкина                                  

18

Тест по сказкам А.С. Пушкина.

1

2 четверть 14 ч.

19

В/Ч  Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

1

Знать сюжет других сказок Пушкина,

уметь читать в лицах

20

Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

1

Знать сюжет сказки,

уметь пересказать нравоучительное содержание

21

Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

1

Знать сюжет сказки,

уметь пересказать нравоучительное содержание

22

В.М. Гаршин «Attalea princeps»

1

Знать смысл названия сказки ,

уметь пересказать эту историю от  лица «маленькой, вялой травки»

23

М.Ю. Лермонтов.  Слово о поэте. Интерес к истории России. «Бородино».

1

Знать о поэте, наизусть стихотворение,

 уметь объяснять непонятные слова, пользуясь словарем

24

Интерес к истории России. М.Ю. Лермонтов.  «Бородино».

1

Знать содержание стихотворения,

уметь находить особенности поэтических интонаций стиха

25

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе.  «Заколдованное место»-повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Т/Л Фантастика.

1

Знать сюжет повести, понятие «быль»,

 уметь отвечать на вопросы

26

Н.В. Гоголь «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Т/Л Фантастика.

1

Знать сюжет других повестей из сборника Гоголя,

уметь поделиться мнением о прочитанном

27

Н.А. Некрасов. Детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизнь народа в стихотворениях

«На Волге», «Крестьянские дети».

1

Знать содержание стихотворения,

уметь выразительно читать их

28

 Поэма  Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

1

Знать отрывок из поэмы  наизусть,

уметь выразительно читать

29

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. Т/Л Портрет, пейзаж, сравнение.

1

Знать о писателе, сюжет рассказа,

уметь характеризовать героев рассказа

30

Нравственный облик Герасима.

1

Знать о проблеме крепостничества на Руси,

уметь описывать героев рассказа

31

Р/Р Смысл названия рассказа. Т/Л Портрет, пейзаж, сравнение, гипербола.

1

Знать понятия «сравнение», «гипербола», сюжет рассказа,

уметь составлять связный текст

32

Обобщение материала по изученным темам. Тест.

1

Знать весь изученный материал, понятия и термины,

 уметь работать с тестом

3 четверть 20 ч.

33

Картины родной природы в стихотворениях А.А. Фета.

1

Знать о поэте, мотивах его стихов,

уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы

34

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».  

1

Знать  о судьбе писателя, историю создания рассказа,

уметь составлять рассказ о героях произведения

35

Р/Р Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

1

Знать историю жизни героев, план сравнительной характеристики,

уметь анализировать поступки героев

36

Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Т/Л Идея, сюжет, рассказ.

1

Знать понятия: идея, сюжет, рассказ,

уметь составлять связный текст

37

А.П. Чехов. Детство и начало литературной деятельности.  

1

Знать страницы биографии поэта,

уметь отвечать на вопросы учебника

38

А.П. Чехов «Хирургия»-осмеяние глупости и невежества. Т/Л Юмор (развитие понятия).

1

Знать   сюжет  рассказа, методику составления сценария,

 уметь давать определение юмору

39

Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев,

А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков.

1

Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств  и настроений,

уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе

40

Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев,

А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков.

1

Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств  и настроений,

уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе

Из литературы 20 века

21

41

  И.А. Бунин «Косцы».

1

Знать о писателе, сюжет рассказа,

уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа

42

В.Г. Короленко « В дурном обществе».

1

Знать сюжет рассказа,

уметь характеризовать героев произведения

43

В.Г. Короленко « В дурном обществе».Т/Л Портрет, пейзаж, композиция, сравнение.

1

Знать о портрете как средстве изображения героев,

уметь составлять рассказ о литературном  герое, подтверждая мысли чтением эпизодов

44

Р/Р Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко. Сочинение.

1

Знать понятие о композиции литературного произведения, схему написания сочинения, уметь  составлять связный письменный текст

45

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

Знать  о поэте, содержание стихов,

уметь отмечать своеобразие языка стихов

46

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Т/Л Сказ.

1

Знать о писателе, содержание сказа,

 уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы

47

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Т/Л Сказ.

1

Знать о писателе, содержание сказа,

 уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы

48

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

1

Знать героев  сказки,

уметь оценить их  поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении

49

В/Ч К.Г. Паустовский   «Заячьи лапы».

1

Знать сюжет  рассказа и смысл названия,

уметь рассказать случай из жизни о  каком-либо  животном

50

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Т/Л Пьеса-сказка.

1

 Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла

51

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Т/Л Пьеса-сказка.

1

 Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла

52

А.П. Платонов «Никита».  

1

Знать о  жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения,

уметь оценивать поступки героев

4 четверть 16 ч.

53

А.П. Платонов «Никита». Т/Л Фантастика.

1

Знать  восприятии окружающего мира героем произведения, понятия «фантастика»,

уметь оценивать поступки героев

54

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Т/Л  Автобиографичность произведения.

1

Знать об автобиографическом произведении и истории создания его,

уметь  объяснять непонятные  слова, рисовать иллюстрации к эпизодам рассказа

55

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Т/Л  Автобиографичность произведения.

1

Знать об автобиографическом произведении и истории создания его,

уметь  объяснять непонятные  слова, рисовать иллюстрации к эпизодам рассказа

56

«Ради жизни на Земле» Стихотворные произведения о войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

1

Знать страницы биографии авторов стихов о войне,

уметь читать выразительно

57

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

1

Знать страницы биографии авторов стихов о войне,

уметь читать выразительно

58

О Родине и о родной природе. Стихи И.А. Бунина,

Д.Б. Кедрина, А.А. Прокофьева, Н.М. Рубцова.

1

Знать страницы биографии авторов стихов,

уметь читать выразительно наизусть

59

О Родине и о родной природе. Стихи И.А. Бунина,

Д.Б. Кедрина, А.А. Прокофьева, Н.М. Рубцова.

1

Знать страницы биографии авторов стихов,

уметь читать выразительно наизусть

60

Писатели улыбаются. С. Черный «Кавказский пленник»

1

Знать образы и сюжеты литературной классики,

уметь придумывать забавные истории

61

В/Ч Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии.  

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

1

Знать детские веселые песни-шутки,

уметь читать их выразительно

Из зарубежной литературы

7

62

  Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед». Т/Л Баллада

1

Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады

63

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

1

Знать о писателе, сюжет одного из отрывков,

уметь отвечать на вопросы учебника

64

Х.К, Андерсен «Снежная королева».

1

Знать о друзьях и врагах Герды и Кая,

уметь  оценивать поступки главных героев

65

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Знать содержание отдельных глав  романа,

уметь отвечать на вопросы

66

Ж. Санд «О чем говорят цветы».

1

Знать сюжет  рассказа,

уметь отвечать на вопросы

67

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

1

Знать сюжет произведения,

уметь оценивать поступки главного героя

68

Р/Р «Мое любимое произведение». Сочинение.    Подведение итогов и задание для прочтения на летние каникулы.

1

Знать изученный материал по зарубежной литературе,

уметь  составлять связный письменный текст

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:

1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

3.  Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

4. Репродукции картин художников

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,

2006 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6.  Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.

8.  Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11.  Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

        

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  • http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....