Вечер русского романса "Пока горит свеча"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Разработка открытого мероприятия для 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_rus.romansa.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Государственное образовательное учреждение для детей – сирот  и детей, оставшихся без  попечения родителей

 «Школа – интернат  № 2  для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения  родителей» г. Ухта

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Номинация «Организация праздников и мероприятий»

Методическая разработка открытого мероприятия

 для 7-9 классов

«Вечер русского романса»

Авторы:

Артеева Людмила Александровна,

заместитель директора по учебной работе, учитель литературы;

 Пачезерцева Светлана Алексеевна,

 воспитатель школы-интерната.

Ухта

2013

«Вечер русского романса»

Цель:

 Приобщить воспитанников к национальному и культурному наследию.

Задачи:

Обучающие.
Познакомить:

- с историей возникновения и развития жанра романса;

- с творчеством русских композиторов и поэтов;
- с историями взаимоотношений великих людей.
Развивающие:
- развитие представления о жанре романса;
- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;
- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;
- развитие культуры поведения и общения;
- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;
- подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
- воспитание любви к русской национальной культуре; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;
- развитие организационных навыков;

- создание условий для творческой самореализации личности воспитанников.

Предварительная работа:

1.Разработка сценария.

2.Подбор музыкального материала.

3.Репетиционно — постановочная работа.

4.Оформление  зала.

Используемые материалы и оборудование:

-  аудио аппаратура;

- фонограмма для презентации;

- столы;

- подсвечники;

-  портреты поэтов, музыкантов;  

- гитара;

- слайды.

Для организации музыкального оформления в процессе  мероприятия используются  аудио-записи романсов или классической музыки.

 Приглашены: руководитель балетной студии Дома детского творчества, гитарист, воспитанники 7-8 классов, учителя, воспитатели групп.

Ожидаемые результаты:

- получение воспитанниками знаний о творчестве композиторов, их произведений

- раскрытие и развитие творческих способностей ребят;

- формирование мотивации к изучению дополнительных источников по теме

Вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы.  В художественном оформлении вечера используются драпировки, подсвечники со свечами. На стенах размещаются портреты поэтов и писателей (Ф.И.Тютчев, И.С. Тургенев, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), композиторов (П.Чайковский, А. Даргомыжский, М. Глинка, Н. Римский – Корсаков, Г. Свиридов), портрет А.П. Керн.

Ход мероприятия.

       Ведущий: Музыка, песня, помогают людям жить, трудиться, отдыхать, дарят им радость. Сегодня мы поговорим о романсе. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна. На сегодняшнем вечере мы познакомимся с историей возникновения романса, становлением этого музыкального жанра в России, услышим известные романсы в исполнении выдающихся певцов прошлого и современности.

1-й чтец.

Историческая справка. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 вв странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента: фортепиано или гитары. В романсах красивые, плавные мелодии, лирические. Проникновенные слова, которые легко запоминаются.

В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом о том, что близко и понятно каждому человеку.

2-ой чтец.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает, ноя

Тоски не властен утолить:

Душа безумная томиться и желает –

И петь, и плакать, и любить.

3й чтец.

Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью. Своим происхождением романс обязан русской песне и в начале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепиано, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать.

4-й чтец.

Послушаем старинный романс «Гори, гори моя звезда». Его автор Петр Петрович Булахов – талантливый русский композитор, написавший много прекрасных романсов. У него была трудная жизнь. Он болел, очень нуждался. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев.

С тех пор прошло более 100 лет, но мелодии Булахова живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, ощутить радость.

Романс «Гори, гори моя звезда».

Ведущий: Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов. Обратимся к стихам А.С. Пушкина.

5-й чтец.

Осенью 1825 года А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда-то, еще в 1919 году, в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце пока она не уехала. С тех пор А.С. Пушкин и А.П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспомнили Петербург, юношеские годы. На следующий день А.П. Керн уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье» посвященными А.П. Керн.

Сценка.

6-ой чтец.

Прошло почти 15 лет. В марте 1839 года композитор М.И. Глинка, удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаевна. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А.П. Керн и попросил текст стихотворения А.С. Пушкина, посвященного ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье…», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.

Романс «Я помню чудное мгновенье…»

Ведущий:

Обратимся к стихам другого известного и любимого всеми нами поэта М.Ю. Лермонтова. Среди стихотворений Лермонтова можно встретить несколько, озаглавленных буквами: «к Н.», «к Н.И.», «к Н.Ф.И.». все это стихотворения о любви. Но кто же эта загадочная Н.Ф.И.?

7-ой чтец

Литературоведы долго не могли понять, к кому они обращены, кто скрывается за этими инициалами. Загадку Н.Ф.И. раскрыл Ираклий Андронников: стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. Она была дочерью московского литератора. Первые стихи, адресованные Наталье Федоровне, были полны восхищения его, но со временем в них стала звучать мысль о непостоянстве любимой. А произошло вот что. М.Ю. Лермонтов узнал о том, что его любимая выходит замуж за другого. «Я теперь сумасшедший совсем..., болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры…»

Поэт тяжело переживал замужество Н.Ф. Ивановой. Обида, разочарование звучат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…» музыку написал композитор А.С. Даргомыжский.

Романс «Мне грустно…»

Ведущий: Много красивых, лирических романсов создано на стихи Ф.И. Тютчева. Послушайте, как появился  романс «Я встретил вас…»

8-ой чтец

В 1823 году поэт находиться на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16летней Амалией фон Лерхенфельд. Она была побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая 1. Тютчев влюбляется в юную красавицу. А Амалия, чьи портреты висели в галерее Людвига 1, чьей красотой и обаянием восхищались Пушкин, царь Николай 1, выходит замуж за сослуживца Тютчева – Куденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю свою жизнь будет дружен с ней. Тютчев посвящает ей стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

Романс «Я встретил вас…»

Ведущий: все знакомы с творчеством и стихами Сергея Есенина. Послушайте, как появился на свет один из известнейших в наши дни романс на стихи этого русского любимого всеми поэта.

9-й чтец

Его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Пономаренко и получился прекрасный романс, который мы предлагаем послушать.

Романс «Отговорила роща золотая»

Ведущий: не только стихи поэтов 18-19 веков вдохновляют композиторов на создание романсов. Наши с вами современники тоже обращаются к романсу. Более 50 романсов и лирических песен написал Александр Спиридонов. К романсам обращаются и современные, всем известные и популярные певцы и группы. Например, Андрей Макаревич написал романс «Пока горит свеча». На слова Заболоцкого Звездинский написал музыку и получился очень лиричный, красивый романс «Очарована, околдована».

Романс «Очарована, околдована»

Ведущий: все вы знаете нашего эстрадного певца А. Малинина. Он тоже обращается к романсу и мы предлагаем послушать в его исполнении романс о любви и грусти «Мольбы»

Выступление балерины.

Рефлексия.

Викторина (вопросы на закрепление)

Ведущий: подошел к концу наш вечер. Надеемся, что он останется в вашей памяти и что каждая новая встреча с романсом для вас будет настоящим праздником, большим, волнующим событием. Тем, кто хочет побольше узнать о романсе и композиторах, предлагаем прочитать книги, предоставленные на нашей выставке. Благодарим всех, кто помог нам провести этот вечер. Гостям дарим тексты романсов.

До новых встреч.

Репертуар вечера романса:

Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
«Гори́, гори́, моя́ звезда́…» — русский
романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского

Список литературы:

1. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
2. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
3. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
4. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
5. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
6. Журнал «Воспитание школьников» №5/95г. «Вечер русского романса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"

Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....

Поэзия русского романса «Пока горит свеча»

Классный час, посвящённый русскому романсу...

Вечер "Пока горит свеча"

Вечер "Пока горит свеча" действительно лучше всего проводить вечером - тогда хорошо видны горящие свечи. Возраст исполнителей и зрителей не важен - эмоциональный подъем обеспечен в любом случае. В тек...

Вечер русского романса "Пока горит свеча..."

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов...

Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».

Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно...