рабочая программа
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_liter._7_kl.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

    «Рассмотрено»

«Согласовано»

Утверждено:

Руководитель МО:

________ /Латипова Р.Г./

Протокол № ____ от

«_______» августа  2014 г.

Заместитель директора по УВР:          

____________ /Бариева М.И./

«_______»августа  2014 г.

Директор школы:    

 ___________ /Рахматуллин Т.В./

Приказ № ________ от

«_______» августа 2014 г.

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по литературе

для 7-го  класса

Составила: Закиева Лейсан Инзилевна,

учитель русского языка и литературы, английского языка

I квалификационной категории

                                                                                                                                                 Принято на заседании педагогического совета.                                                                                                                        

                                                                                                                                                 Протокол  № ______от  «______» августа 2014г.

2014 год

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема и основное содержание

Кол-во

часов

Примечание

Дата проведения

план

факт

1

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

2

Устное народное творчество.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович».  Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

1

4

Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос.

1

  5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1

6

Древнерусская литература.

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

22.09.14

22.09.14

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

25.09.14

25.09.14

8

Развитие речи. Подготовка к письменной работе на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».

1

29.09.14

29.09.14

                                                                                       

9

Русская литература XVIII века.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

1

2.10.14

2.10.14

10

Г.Р. Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

6.10.14

11

Русская литература XIX века.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

1

9.10.14

 

12

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

1

 13.10.14

13

 А.С. Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции.

1

16.10.14

14

 Развитие речи. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

 

 

15

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе.   Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

 

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

 

17

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

 

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов.

1

 

 19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

1

 

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

 

21

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса  Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу  и подвигам во имя родной земли.

1

 

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

1

 

23

Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба».

1

 

24

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

 

25

И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1

 

26

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.    

1

 

27

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

 

28

Внеклассное чтение. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

 

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

 

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

«Премудрый пескарь».

1

 

31

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина».

1

 

     

32

Л.Н. Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.  Сложность взаимоотношений взрослых и детей.

1

33

Главный герой повести Л. Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир.

1

34

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

1

35

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»  Развитие понятий о юморе и сатире.

1

36

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

37

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

1

38

Русская литература XX века.

И.А. Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

39

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе  В.А. Жуковский. «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А. Бунин «Родина».

1

41

 М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.   «Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

43

Развитие речи. Обучение  анализу  эпизода « Пожар» из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство речевой характеристики.

1

44

Внеклассное чтение. М. Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

1

45

В. Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

46

Внеклассное чтение. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два  взгляда  на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

47

Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения.

1

48

А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

49

Внеклассное чтение. А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.  Вечные нравственные ценности.

1

50

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

51

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

1

52

Урок контроля. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

53

Внеклассное чтение.  Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны).

1

54

Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

55

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

56

Ю.П. Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственности человека.

1

57

 Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

1

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

1

59

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы.

1

 

60

Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

 

61

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

 

62

Из литературы народов России. 

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

 

63

Зарубежная литература.

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

 

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

 

65

Итоговая работа за курс литературы 7 класса.

1

 

66

Японские хокку (хайку) Особенности жанра.

1

 

67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

 

68

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра.

1

 

69-70

Литературная викторина.

Итоги года и задание на лето.

2

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа по русской литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе,  2004г.

- Примерной программы основного общего образования по литературе;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы основного общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год;

- Учебного плана МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского  муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол  № _______ от  августа 2014 года).

- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского  муниципального района Республики Татарстан

      Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 учебных часа в неделю).

Цели обучения

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

•   воспитание  духовно  развитой  личности,  формирование  гуманистического  мировоззрения,  гражданского  сознания,  чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задача  – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности в высокую человеческую культуру

Используемый учебно-методический комплект

Для ученика:

 1. Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7  класса  средних общеобразовательных школ в двух частях редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Москва «Просвещение», 2013 год .

2. Фонохрестоматия к учебнику» Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на СD-ROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. М.: Просвещение, 2013

Для учителя:

1. Программа  для 5 – 9 классов    общеобразовательных учреждений. Под редакцией   В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007 год.

2.  Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7  класса  средних     общеобразовательных школ в двух частях под ред. редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Москва «Просвещение», 2013 год. Допущено МО и Н РФ.

 3. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях.  Автор Днепров Э.Д., Москва. «Дрофа», 2008 год.

4. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2014.

Содержание

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Устное народное творчество Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

 Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг») Формирование традиции уважительного отношения к книге.

   «Повесть о Петре и Февронии Муромских»  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Развитие речи. Подготовка к письменной работе на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды

Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

 А.С.Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции

 Развитие речи. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина».Изображение «Маленького человека», его положение в обществе.   Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса  Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу  и подвигам во имя родной земли

 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести

 Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

И. С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины  

Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Внеклассное чтение. А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

М. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

«Премудрый пескарь».

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина».

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.  Сложность взаимоотношений взрослых и детей

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»  Развитие понятий о юморе и сатире

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе  В.А.Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»

 М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести,   «Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

Развитие речи. Обучение  анализу  эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики

Внеклассное чтение. М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения

Внеклассное чтение. В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два  взгляда  на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

Л.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

Внеклассное чтение. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.  Вечные нравственные ценности

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Урок контроля. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Внеклассное чтение.  Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны)

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственности человека

 Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские

проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы

М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Из литературы народов России. Р.Гамзатов. «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Зарубежная литература. Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

Итоговая работа за курс литературы 7 класса

Японские хокку (хайку) Особенности жанра

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра

Литературная викторина.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем:

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).  Нравственные заветы Древней Руси – в сопоставлении с наставлениями К.Насыйри.

Прославление  любви и верности в  «Повести о Петре и Февронии Муромских»  - сопоставить с «Кыйссаи Юсуф»  К.Гали.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о жизни -  фамилия Гоголя тюркского происхождения.

Н.А.Некрасов.  Историческая  основа поэмы    «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэм. -   Л. Ихсанова « Лачын кыз».

Боль поэта за судьбу народа в стихотворениях  Н.А.Некрасова  « Размышления у         парадного подъезда», « Вчерашний день, часу в шестом»

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество

4

Из древнерусской литературы

2

1

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

24

1

2

Из русской литературы 20 века

21

1

2

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

7

1

ИТОГО

60

3

5

Из них внеклассное чтение

10

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема и основное содержание

Кол-во

часов

Примечание

Дата проведения

план

факт

1

Введение. 

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

2

Устное народное творчество. 

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович».  Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

1

4

Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос.

1

  5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1

6

Древнерусская литература.

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

8

Развитие речи. Подготовка к письменной работе на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».

1

 

                                                                                       

9

Русская литература 18 века.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

1

 

10

Г.Р. Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

 

11

Русская литература 19 века.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

1

07.10

 

12

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

1

11.10

13

 А.С. Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции.

1

14.10

14

 Развитие речи. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

 

18.10

15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «Маленького человека», его положение в обществе.   Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

21.10

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

25.10

17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

28.10

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов.

1

01.11

 19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

1

11.11

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

15.11

21

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса  Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу  и подвигам во имя родной земли.

1

18.11

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

1

22.11

23

 Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба».

1

25.11

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

29.11

25

И. С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1

02.12

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.    

1

06.12

27

Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

09.12

28

Внеклассное чтение. А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

13.12

29

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

16.12

30

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

«Премудрый пескарь».

1

20.12

31

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина».

1

 

    23.12

32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.  Сложность взаимоотношений взрослых и детей.

1

33

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир.

1

34

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

1

35

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»  Развитие понятий о юморе и сатире.

1

36

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»

1

37

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

1

38

Русская литература 20 века. 

И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

39

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе  В.А.Жуковский. «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А. Бунин «Родина».

1

41

 М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.   «Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

43

Развитие речи. Обучение  анализу  эпизода « Пожар» из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство речевой характеристики.

1

44

Внеклассное чтение. М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

1

45

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

46

Внеклассное чтение. В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два  взгляда  на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

47

Л.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения.

1

48

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

49

Внеклассное чтение. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.  Вечные нравственные ценности.

1

50

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

51

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

1

52

Урок контроля. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

53

Внеклассное чтение.  Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны).

1

54

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

55

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

56

Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственности человека.

1

57

 Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

1

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

1

59

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы.

1

 

60

Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

 

61

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

 

62

Из литературы народов России. 

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

 

63

Зарубежная литература.

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

 

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

 

65

Итоговая работа за курс литературы 7 класса.

1

 

66

Японские хокку (хайку) Особенности жанра.

1

 

67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

 

68

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра.

1

 

69-70

Литературная викторина.

Итоги года и задание на лето.

2

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы учащиеся должны:

знать/понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции;

уметь:

•  видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

•   выражать свое отношение к прочитанному;

•   выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•   различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

•   видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

•   выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•   видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

•   аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

•  выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно   прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных  отношений.
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
  • сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

 

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации об образовании.-М.: ООО «ТЦ Сфера»,2009.
  2. Миронова Ю. Литература в схемах и таблицах.2011.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. А-Л   1 часть.-М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели. Библиографический словарь. М-Я  2 часть.-М.: Просвещение, 1990.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта по литературе, М, ДРОФА, 2008

Примерные итоговые тесты по литературе  7  класс

Вариант I.

Часть:  А

А1. Годы жизни М.В.Лермонтова?

1) 1743-1816                 3) 1814-1841

2)1711-1765                  4) 1809-1852

А2.  Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?

               1) Кошевой                    3)  Дуня

               2) Остап                          4) Кукубенко

А3. Кто написал повесть «Станционный смотритель»?

               1) Г.Р.Державин           3) А.К.Толстой

               2) И.С.Тургенев            4) А.С.Пушкин

А4.  Где родился А.П.Чехов?

               1) Таганрог                  3) Москва

               2) Санкт-Петербург        4) Псков

А5. Какое произведение принадлежит Л.Н.Андрееву?

               1) «Кусака»                         3) «Детство»

               2) «Муму»                           4) «Юшка»

А6. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед  дождём»?

               1)   «Кусака»                                        3) «Старуха Изергиль»

               2) «Тарас Бульба»                                4) «Живое пламя»

Часть: В

В1. Что нашел один из генералов на острове ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков - Щедрин)? _______________________________________________________________________

В2.  Настоящая фамилия Ахматовой Анны Андреевны?

_______________________________________________________________________

В3. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (безударный, ударный, безударный).

_______________________________________________________________________

В4. Кто из героев  Н.В. Гоголя является автором данных слов? («Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами…»)

_______________________________________________________________________

Часть: С

Объясните выражение «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…»

(Из произведения Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади») Ответ должен быть полным: 5-8 предложений

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вариант II

Часть А.

А 1 . В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

1)   «Полтава»;                                      3)  «Станционный смотритель»;

 2)   «Песнь о вещем Олеге»;               4) «Руслан и Людмила».

А 2. Автор «Песни о купце Калашникове…»:

1)  А. С. Пушкин;                                3)  М. Ю. Лермонтов;  

 2)  Н. В.Гоголь;                                   4) Л.Н. Толстой.

А 3.   Кто из  героев  повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:

 «Терпи, козак,- атаманом будешь!»  «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»  «Есть еще порох в пороховницах!»

1)   Остап;         2)  Андрий;       3)  Тарас Бульба;       4) Кокубенко.

А  4.    О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:

1)  о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;  

2)  о двуличном чиновнике (полицейском);

 3) о собаке, которая была виновницей конфликта;

4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».

А 5.    После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

1)  война с Наполеоном 1812г.;                  3) восстание декабристов;  

 2)  отмена крепостного права;                  4)   объединение Италии.

А 6.  К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

1)      повесть;          2)  стихотворение;           3)   сказки;        4) рассказы.

Часть В.

В 1.    О ком  из русских писателей   П.Х.Максимов напишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем»?

В 2. Автор известных строк:

 «. .. Светить всегда,

    светить везде,

    до дней последних донца,

    светить – и никаких гвоздей!

   Вот лозунг мой -

   и солнца!»________________________________________________________________

В 3. Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия –это…?

__________________________________________________________________________

В 4.Определите размер лирического фрагмента:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.__________________________________________

Часть С

Как  вы понимаете высказывание О.Генри («Дары волхвов»): «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»? Ответ должен быть полным:  5-8 предложений.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ключи к тестам

Ва-

риант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

В4

1

3

3

4

1

1

3

Газета «Московские ведомости»

Горенко

амфибрахий

Тарас Бульба

2

1

3

3

2

3

3

М. Горький

В. Маяковский

экспозиция

дактиль

Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...