Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Бориса Горбатова "Дезертир"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Елисеев Евгений Елисеевич

Рассказ о трусости во время Великой Отечественной Войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezertir.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеев Е.Е.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кугесьская СОШ №1»

Чебоксарского района

План урока

Урок внеклассного чтения

Рассказ Бориса Горбатова "Дезертир"

Цель:  познакомить учащихся с рассказом «Дезертир», помочь понять главную мысль рассказа, убедить ребят в том,  что  за свой выбор, за свои поступки человек несет личную ответственность.

Задачи:

Образовательные:

- формирование навыков  участия в диалоге ;

- совершенствование умений анализировать литературный текст.

Развивающие:

- развитие коммуникативной компетентности учащихся, логического мышления.
- содействие развитию культуры художественного  восприятия текста;

Воспитательные:

- развитие нравственных качеств, моральных норм, чувства патриотизма;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки .

Оборудование: рассказ Б. Горбатова «Дезертир», мультимедийная презентация.

Ход урока

Звучит песня  «Священная война» (музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача).

Слово учителя          

В годы Великой Отечественной войны советский народ как один встал на защиту своей Родины. Воины совершали чудеса героизма на фронтах войны. Но были случаи, когда отдельные солдаты, стремясь сохранить свою жизнь, изменяли присяге и убегали с поля боя. Об этом написано много произведений. Сегодня на уроке  мы познакомимся с замечательным рассказом Бориса Леонидовича Горбатого «Дезертир». К уроку я взял эпиграф:

Если кровь твоя за родину лилась,

                                                                                             Ты в народе не умрёшь. джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Муса Джалиль

Вначале  послушаем о писателе.

Горбатов Борис Леонтьевич ( 02(15).07.1908 - 20.01.1954 ), русский советский писатель. Член КПСС с 1930. В 1922 опубликовал в газете "Всесоюзная кочегарка" первый рассказ "Сытые и голодные". Приобрёл известность повестью "Ячейка" (1928), посвящённой жизни комсомольцев 20-х гг. С 30-х гг. Горбатов работал очеркистом в редакции "Правды", издал книги очерков "Горный поход" (1932), "Коминтерн" (1932), "Мастера" (1933). Повесть "Моё поколение" (1933) передаёт революционный энтузиазм первой пятилетки, книга рассказов "Обыкновенная Арктика" (1940) - героику освоения Севера. В годы Великой Отечественной войны Горбатов был военкором. Его талант ярко раскрылся в публицистике: "Письма товарищу" (1941-42), "Алексей Куликов, боец..." (1942), "Рассказы о солдатской душе". Повесть "Непокорённые" (1943; с большой силой рисует патриотизм и несгибаемую волю советских людей. Среди послевоенных произведений Горбатова очерки "В Японии и на Филиппинах" (1946-47;), сценарий "Донецкие шахтёры" (1950) Выделяется романтической взволнованностью 1-я книга романа "Донбасс" (1951), посвящённая советской молодёжи 30-х гг. и зарождению стахановского движения. После смерти Горбатова опубликована его пьеса "Одна ночь" (1956) и неоконченная книга "Алексей Гайдаш" (1955). Особенности писательской манеры Горбатова - горячая, эмоциональная оценка происходящего, романтическая приподнятость тона. Его главные герои - шахтёры, труд и быт которых он хорошо знал. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Чтение рассказа «Дезертир» учителем.

Анализ рассказа.

- о ком повествуется в рассказе? (о Кирилле Журбе)

 - что он совершил? (бросил винтовку, сбежал с поля боя)

- куда он направился? ( в родные Кошаринцы)

- кто его остановил у околицы? (колхозная охрана)

- что он ответил людям? (что его командир отпустил на час)

- как его встретила мать? ( засуетилась, заметалась по хате, стала собирать на стол)

- почему заволновалась Агафья Семёновна? ( прошёл час, а сын не уходит; она боится, что он опоздает)

- что он сказал матери? ( что зайдёт  ещё к своей девушке Насте)

- как его встретила Настя? Что она ему сказала?  (почему он не на фронте? Ведь все хлопцы там).

- что чувствовал Кирилл? (не находил себе места)

- что утром сказала мать? (пора, иди)

- как отреагировало село на то, что в такую обстановку Кирилл находится дома? (они решили вызвать его в сельсовет)

- что сделал Кирилл? (Кирилл, точно наблудившая кошка, забивается под лавку)

- что сделала сестра Кирилла Евгения? (она отперла хату, впустила колхозников и велела его забрать)

- какие слова слышал он, когда его вели по улице села? (проклятый, окаянный)

- к чему приговорили Кирилла? (к расстрелу)

- почему отменили приговор? (учли его молодость)

- как отнёсся герой к отмене приговора? (жаркая волна радости разлилась по телу)

-Ребята, как вы думаете: правильно поступил герой, сбежав с поля боя?

- как всегда народ относился к дезертирам? (с презрением)

Чтение афоризмов о трусости:

- в душах трусливых нет места для счастья (М.Сервантес)

- ничто не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх (Э.Хемингуэй)

- трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий (Р.Декарт)

Вывод: нельзя быть трусом, надо находить в себе силы быть мужественным. Имя труса всегда покрыто позором. Каждый человек должен отвечать за свои поступки. Нужно думать о том, что все люди должны быть патриотами своей Родины, должны любить её и защищать, потому что Родина – наша вторая мать.

Урок я хочу закончить словами М Джалиля:

Бой отваги требует, джигит,

В бой с надеждою идёт, кто храбр,

С мужеством свобода, что гранит,

Кто не знает мужества, тот раб.

Задание на дом: написать сочинение – миниатюру « Дальней шая судьба Кирилла Журбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....