рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Резаева Елена Юрьевна

Рабочие программы по литературе для 8-9 классов. Содержат пояснительные записки, календарно-тематические планирования, графики работ, требования к учащимся и друие необходимые разделы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно  духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение  художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • Выразительное чтение художественного текста;
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • Анализ и интерпретация произведения;
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и  глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося

Рабочая программа по литературе для 8 класса обеспечивает реализацию обязательного минимума образования; составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе  программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2011. Учебник: Г.С.Меркин, Литература. 8 класс в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2010. Количество часов 68, в неделю 2. Программа рассчитана на 1 год обучения, является базовой программой.

Главная цель обучения литературе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности. Сбалансированный,  ориентированный на логику предмета подход к планированию учебного материала направлен на   решение этих важных задач.

 Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • Формирование эстетического идеала
  • Развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь,
  • служит верному и глубокому постижению прочитанного,
  • содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге,
  • содействует воспитанию доброты, сердечности и состраданию как важнейших качеств развитой личности

          Образовательные задачи:

  • Формирование умений
  • творческого углубленного чтения,
  • читательской самостоятельности,
  • умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,
  • освоения предлагаемых произведений как искусства слова
  • Формирование речевых умений:
  • составить план текста и пересказать прочитанное,
  • составить конспект статьи,
  • прокомментировать  прочитанное,
  • объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. 
  • Развивающие задачи: развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формировать представленя о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

 

Для реализации задач литературного образования в 8 классе вариант построения курса концентрический на хронологической основе. Ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов Предусмотрено введение произведений определённых эстетических периодов и систем, что в дальнейшем позволит поставить вопросы о литературных направлениях.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

           

         Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

          Данная программа предусматривает формирование у гимназистов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-методический комплект по ред. Г.С.Меркина наиболее полно реализует цели преподавания литературы, определенные действующим стандартом, последовательно реализует принцип преемственности и перспективности в обучении на уровне общего и среднего образования, системно и целенаправленно обеспечивает подготовку учащихся к современным формам итоговой аттестации.

        Определенные действующим стандартом цели преподавания литературы осуществляются в процессе формирования и развития ведущих компетенций: коммуникативной, литературоведческой, текстоведческой и лингвистической, культуроведческой.

        Следует отметить, что направленность учебника на развитие творческих способностей, речеведческих навыков сказывается не только на уроках литературы, но и на предметах гуманитарного цикла: русском языке, истории и др.

        Упражнения и задания, ориентированные на развитие межпредметных связей, тоже играют свою роль, привлекая внимание гимназистов к литературным и литературоведческим явлениям.

        Курс позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их подготовленности. Это проявляется в заданиях разного уровня сложности..

 Курс современен, учитывает жизненный опыт учащихся. 

Формы  обучения:

  • групповая,
  • фронтальная,
  • парная,
  • индивидуальная

         Методы обучения:

  • проблемный;
  • диалоговый;
  • игровой;
  • исследовательский;
  • опорных сигналов;
  •  критических ситуаций;
  • рассказ,
  • беседы,
  • объяснение.

Технологии и методики:

  • уровневая дифференциация,
  • проблемное обучение,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • коллективный способ обучения,
  • проектная,
  • тьюторская.


Основные требования к уровню подготовки  учащихся 8 класса.

В результате освоения содержания курса литературы 8 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных  умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

          Ученик должен знать:

  • текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
  • основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
  • основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
  • богатство и разнообразие жанров;
  • характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Ученик должен уметь:

  • выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
  • пользоваться справочным аппаратом и  школьным словарем литературоведческих терминов;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
  • свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
  • выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
  • находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль  в изучении произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
  • привлекать целесообразные  формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка сочинений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗУНам

ОСОБЫЕ ФОРМЫ И ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ

ОСОБЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

1

Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса

Художественная литература и история

1

Общеучебные умения и навыки

2

Из устного народного творчества

Исторические песни

2

Знать жанры фольклора, уметь выразительно читать тексты, писать отзыв, давать письменные ответы на вопросы, понимать, что устное народное творчество является частью общей культуры народа, отражением народных традиций, представлений о героическом, о добре и зле

3

Из древнерусской литературы

Жанры «Слово», «Житие»

3

Знать жанры (наставление, поучение, путешествие, повесть, житие), особенности жанра жития, основные термины и понятия, уметь подробно пересказывать текст, писать изложение с элементами сочинения, понимать связь древнерусской литературы с фольклором, патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы

4

Из литературы 18 века

  1. Творчество Г.Р.Державина
  2. Творчество Н.М.Карамзина

4

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (ода, тема, мотив, лирическое стихотворение, юмор, сатира, сарказм, драма, комедия, говорящие фамилии, классицизм), основные положения теории о «трех штилях»; уметь выразительно читать наизусть, по ролям, создавать устное сочинение, письменное сочинение с элементами рассуждения, понимать отличие лирическое стихотворение от оды, значение теории о стилях для литературы

Чтение наизусть:  Г.Р.Державин, стихотворение «Памятник»

5

Из литературы 19 века

  1. Поэты пушкинского круга
  2. Творчество В.А.Жуковского
  3. Творчество К.Ф.Рылеева
  4. Творчество А.С.Пушкина
  5. Творчество М.Ю.Лермонтова
  6. Творчество Н.В.Гоголя
  7. Творчество И.С.Тургенева
  8. Творчество Н.А.Некрасова
  9. Творчество А.А.Фета
  10. Творчество А.Н.Островского
  11. Творчество Л.Н.Толстого

37

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (поэма, баллада, риторическое обращение, эпитет, метафора, дружеское послание, лирический сюжет, композиция, стилизация, контраст, градация, вымысел, , диалоговая речь, сатира, мораль, гипербола, аллегория, рассказ, пейзажная лирика, бессоюзие, психологический портрет);

Уметь пересказывать (разные виды пересказа),  выразительно читать (разные виды чтения), писать сочинение с элементами рассуждения и рассказ по заданному сюжету, рецензию, подбирать цитаты и составлять словарь для характеристики персонажа, составлять разные виды планов, давать письменный отзыв, создавать устное сочинение-рассуждение.

Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль изобразительно-выразительных средств в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Чтение наизусть:

В.А.Жуковский, «Лесной царь», А.С.Пушкин, стихотворение «И.И.Пущину»;

М.Ю Лермонтов, «Смерть Поэта», отрывок из поэмы «Мцыри»;

 Н.А.Некрасов, «Тройка» ;

А.А.Фет, 1 стихотворение по выбору

Из пейзажной лирики – 1 стихотворение по выбору

Сочинение «Характеристика героев комедии «Ревизор»

Сочинение по картине А.Рылова «Зеленый шум»

Литературная гостиная «Поэты 19 века о Росси»

6.

Из литературы 20 века

  1. Творчество А.М.Горького
  2. Творчество В.В.Маяковскоо
  3. Сатира начала 20 в
  4. Творчество Н.А.Заболоцкого
  5. Творчество М.В.Исаковского
  6. Творчество В.П.Астафьева
  7. Поэзия времен ВОв
  8. Творчество А.Т.Твардовского
  9. Творчество В.Г.Распутина

17

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (автобиографическая проза и лирика, герой-романтик, поэтический образ, мотив, тема, идея, рифма, гипербола, метафора, инверсия, анафора, эпифора, интонация конца предложения, образ-пейзаж, оксюморон, очерк, антитеза, подтекст, градация, риторические восклицания).

Уметь выразительно читать (разные виды чтения), писать сочинение с элементами рассуждения, составлять тезисы, писать изложение с элементами рассуждения, рецензию, отзыв, составлять разные виды планов, вести дискуссию. Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль различных средств выразительности в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Чтение наизусть:

В.В.Маяковский, 1 стихотворение по выбору,

С.А Заболоцкий, стихотворение по выбору

А.Т.Твардовский, «За далью-даль» (отрывок)

Презентация учебных проектов

7

Из зарубежной литературы

  1. Творчество У.Шекспира
  2. Творчество М.Сервантеса

3

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (сонет, баллада, аллегория, приключение, хокку, лирическая проза).  Уметь выразительно читать (разные виды чтения), давать сопоставительную характеристику оригинала и перевода, сочинять лирические тексты.

8

Путешествие в мир книги (резерв)

Творчество авторов разных периодов и стран (по выбору учащихся)

Общеучебные умения и навыки, уметь выразительно читать (разные виды чтения) Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль различных средств выразительности в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Литературная гостиная

Итого:

68


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Количество часов за год – 68

Количество часов за 1 триместр – 22, за 2 триместр – 24, за 3 триместр – 22.

Название темы, раздела

Основные вопросы содержания.

Дополнительное содержание

Место в учебнике

Особые формы уроков

Кол-во часов

Сроки прохождения

Средства наглядности

Домашнее задание

Пример

ные

Фактичес

кие

1. Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса

1.1 Художественная литература и история.

История и искусство

Стр.

3-8

1

сентябрь

Лента времени. Репродукции картин, отрывки музыкальных произведений

2. Из устного народного творчества (2)

Исторические песни

2.1 «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета».

Образ Ивана Грозного в искусстве

Стр.

9-14

1

сентябрь

И.Б.Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Историческая справка к произведениям

2.2  Песни о Степане Разине. 20-е годы 17 века-начало 18 века.  Солдатские песни 18-19веков.

Жанр гравюры

Стр.

15-21

1

сентябрь

Репродукции гравюр

Подготовить анализ ист песен по плану, предложенному в учебнике.

3. Из древнерусской литературы (4)

«Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Борисе и Глебе»

3.1 Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Жанр миниатюры в живописи

Стр.

30-31

1

сентябрь

Миниатюра летописи

Подготовить выразительное чтение текста «Слова…»

Из «Жития Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского»

3.2 -3. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, святость, готовность к подвигу во имя Руси.

Традиции русской иконописи

Стр.

22-29, 32-41

2

сентябрь

М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Преподобный Сергий, игумен Радонежский».

Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы».

4. Из литературы 18 века (4)

Г.Р.Державин

4.1. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

Стр.

42-45

1

сентябрь

«Г.Р.Державин». Гравюра Ф.Иордана по оригиналу С.Тончи.

Прочитать статью «Г.Р.Державин», ответить на вопросы 1-4.

4.2. Стихотворения «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Тема памятника в истории и культуре

Стр.

45-47

1

сентябрь

Презентация

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Вельможа», «Памятник»

Н.М.Карамзин

4.3. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

Искусство сентиментализма

Стр.

48-51

1

октябрь

Портреты Карамзина Н.М. работы В.А.Тропинина и П.Ф.Соколова

Составить тезисный план статьи учебника, посвященной писателю.

4.4. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Наследие «Бедной Лизы»

Стр.

51-79

1

октябрь

И.А.Лавров «Вид Симонова монастыря», О.А.Кипренский «бедная Лиза»

Ответ на вопрос «Современны ли чувства и внутренний мир героини»

5. Из литературы 19 века (37)

Поэты пушкинского круга

5.1. Предшественники и современники. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.

19 век в истории России

1

октябрь

Альманах «Полярная звезда»

Выраз. чтение стихотворения

Написать реферат (творческую работу на одну из предложенных в учебнике тем).

В.А.Жуковский

5.2. Система образно-выразительных средств в балладе «Лесной царь».

Западно-европейский романтизм

Стр.

80-85

2

октябрь

Портрет В.А.Жуковского работы А.П.Елагиной с оригинала Ф.Т.Гильдебрандта

Составить вопросы к статье учебника, посвященной поэту.

5.3. Стихотворение «Невыразимое». Художественное богатство поэтического произведения.

Романтическая живопись

Стр.

86-89

октябрь

Репродукции картин русской и зарубежной романтической школы

Выучить наизусть фрагмент баллады «Лесной царь».

К.Ф.Рылеев

5.4. Знакомство с фактами биографии. Особенность взглядов поэта на историю в произведениях «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

Стр.

90-99

1

октябрь

В.И.Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Подготовить выразительное чтение отрывков и исторический комментарий.

А.С. Пушкин

5.5. Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворения «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

Русский портрет 19 века

Стр.

100-118

1

октябрь

Портреты поэта разных художников

Читать «Пиковую даму»

5.6. Вн.чт № 1. Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

Литературные произведения и опера

ВЧ

1

октябрь

Отрывки из оперы «Пиковая дама»

Читать «Маленькие трагедии»

5.7. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Актуальные проблемы современного общества

1

ноябрь

Схема

Чтение произведения, характеристика персонажей.

5.8. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).

Историческая и культурологическая справка «Россия в период восстания»

Стр.

119-144

1

ноябрь

Учебный фильм «Романовы. Екатерина 2»

Пересказ статьи «Творческая история романа», чтение 1-5 глав.

5.9. Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (Анализ 3-5 глав).

Географическая справка

Стр.

145-164

1

ноябрь

Иллюстрации к роману художников П.Соколова, С.Герасимова, А.Иткина, В.Сыскова., художественный фильм «Капитанская дочка» (отрывки)

Чтение романа, художественный пересказ

5.10. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (Анализ 6-14 глав).

Особенности русского реализма

Стр.

165-228

1

ноябрь

Таблица «Реализм в литературе»

Составить сложный план главы «Приступ»

5.11Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Наследие «Капитанской дочки»

Стр.

229-236

1

ноябрь

художественный фильм «Капитанская дочка» (отрывки)

Характеристика одного персонажа (по выбору).

5.12. Вн.чт. № 2. Литературная гостиная «Адресаты лирики А.С.Пушкина».

Жанр русского романса

ВЧ

ноябрь

Презентация

М.Ю.Лермонтов

5.13. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.

Кавказ в живописи Лермонтова

Стр.

237-266

1

декабрь

Рисунки М.Ю.Лермонтова о Кавказе.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана.

5.14. Художественная идея поэмы «Мцыри» и средства ее выражения. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский).

Герой-романтик

Стр.

267-274

1

декабрь

Анимационный фильм «Мцыри» (отрывки)

Выразительное чтение глав поэмы (по вариантам).

Н.В.Гоголь

5.15. Основные вехи биографии. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.

Русский театр 19 века. Актеры, режиссеры, традиции.

Стр.

275-285

1

декабрь

Портреты Н.В.Гоголя работы Ф.Мюллера и Горюнова. Портрет М.С.Щепкина работы Н.Неврева.

Составить вопросы к статье учебника, подготовить ответы на них.

5.16. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя.

Государственный аппарат николаевской России

Стр.

286-381

1

декабрь

Художественный фильм «Инкогнито из Петербурга» (отрывки)

Подготовить чтение по ролям

5.17-18. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания в комедии.

Композиция как прием

Стр.

286-381

2

декабрь

Художественный фильм «Инкогнито из Петербурга» (отрывки)

Составить цитатный план о Хлестакове.

5.19. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Стр.

286-381

1

декабрь

Схема

Пересказ определенных сцен комедии.

5.20-21. Р.р. № 1. Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В.Гоголя. Подготовка к сочинению «Характеристика героев комедии».

Лексические и синтаксические средства выразительности

РР

2

декабрь

Художественный фильм «Инкогнито из Петербурга» (отрывки)

Составить рассказ о героях пьесы с использованием цитат. Написать  сочинение

И.С.Тургенев

5.22. Основные вехи биографии И.С.Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

Проблематика произведений Тургенева

Стр.

3-4

1

декабрь

Портрет И.С.Тургенева работы художника А.П.Никитина.

Прочитать статью учебника, приготовить ответы на вопросы  1-2 учебника.

5.23. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

Стр.

5-58

1

январь

Художественный фильм «Ася» (отрывки)

Устные ответы на вопросы учебника

5.24. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

«Тургеневские героини» в русской литературе

Стр.

5-58

1

январь

Художественный фильм «Ася» (отрывки)

Характеристика образа (по вариантам)

5.25. Образ природы. Тема рока в повести.

Русская пейзажная живопись 19 века

Стр.

5-58

1

январь

Репродукции картин русских художников 19 века

Анализ эпизода повести по выбору.

Н.А.Некрасов

5.26. Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

Крестьянский быт в России 19 века

Стр.

59-61

1

январь

Репродукции картин русских художников 19 века

Тезисный план рассказа о Некрасове.

5.27. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

Прием антитезы в литературе

Стр.

61-68

1

январь

Картина А.Рылова «Зеленый шум»

Выучить стихотворение «Внимая ужасам войны…» наизусть.

5.28-29. Р.р. № 2. Подготовка к сочинению по картине А.Рылова «Зеленый шум».

Биография А.Рылова

Стр.

68

РР

2

январь

А.А.Рылов «Зеленый шум».

Написать сочинение

А.А.Фет

5.30. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии  А.А.Фета. «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир от красоты…»

Особенности лексики и грамматики в стихотворениях Фета

Стр.

69-75

1

февраль

Портрет А.А.Фета работы И.Е.репина.

Рассказ о поэте. Наизусть стихотворение ( по выбору).

5.31. Вн.чт. № 3. Литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века».

Пейзажная лирика 19 века

ВЧ

1

февраль

Презентации., музыкальные произведения

Творческие индивидуальные задания

А.Н.Островский

5.32. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

Литературный эксперимент А. Островского

Стр.

76-82

Литератур

ная гостиная

1

февраль

Портрет А.Н.Островского.

Фильм «Снегурочка» (отрывки)

Составить вопросы к статье учебника о творческой истории сказки. Прочитать сказку.

5.33. Образ Снегурочки.

Образ Снегурочки в народном творчестве, в живописи

Стр.

83-104

1

февраль

Фильм «Снегурочка» (отрывки), репродукции картин русских художников

Устная характеристика образа

5.34. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Культура и верования древних восточных славян

Стр.

83-104

1

февраль

Фильм «Снегурочка» (отрывки)

Читать «Отрочество»

Л.Н.Толстой

5.35. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

Особенности подросткового периода в развитии личности человека

Стр.

105-116

1

февраль

Портреты Л.Н.Толстого

Чтение статьи о писателе. Художественный пересказ глав «Отрочества».

5.36. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала».

Жанр рассказа в творчестве Л.Н.Толстого

Стр.

117-137

1

февраль

Иллюстрации к рассказу

Заполнить таблицу цитатами.

5.37. Основные мотивы рассказа - нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви. Приемы создания образов.

Прием антитезы в литературе

Стр.

117-137

1

март

Иллюстрации к рассказу

Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов.

6. Из литературы 20 века (17)

март

А.М.Горький

6.1. Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник» «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные цели жизни.

Неоромантизм в литературе 20 века

Стр.

138-181

1

март

Фильм «Табор уходит в небо»

Составить план статьи о Горьком М. Пересказ легенды о Лойко и Радде.

6.2. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.

Российские реалии в рассказах Горького

Стр.

138-181

1

март

Презентация

Составить рассказ о Шакро.

В.В.Маяковский

6.3-4. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Особенности творческой манеры В.Маяковского

Стр.

182-190

2

март

Портреты В.Маяковского, рисунки поэта

Подготовить ответы на вопросы учебника. Выучить наизусть стихотворение.

О серьезном – с улыбкой (сатира начала ХХ века)

6.5. Н.А.Тэффи. «Свои и чужие»: человек и государство.

6.6. М.М.Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей».

Сатирический рассказ в новой России

Стр.

191-205

2

март

Н.П.Ульянов «Группа воображаемых портретов».

Прочитать рассказы.

Н.А.Заболоцкий

6.7. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору).

Стандарты и уникальность в восприятии личности

Стр.

206-213

1

апрель

Н.Заболоцкий «Портрет», портрет А.Струйской работы художника Ф.Рокотова.

Составить план рассказа о поэте по материалам учебника.

6.8. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого.

Секреты мастерства выразительного чтения

Стр.

206-213

1

апрель

Аудиозаписи стихотворений

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

М.В.Исаковский

6.9. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша».

Биография и творчество М.Блантера

Стр.

214-230

1

апрель

Музыка М.Блантера

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

6.10. Продолжение в творчестве поэта традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века.

Традиции русской народной песни

Стр.

214-230

1

апрель

Музыкальные фрагменты

Наизусть стихотворение «Катюша».

В.П.Астафьев

6.11. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Послевоенная деревня: ценности, быт, нравы

Стр.

252-272

1

апрель

Портреты В.Астафьева

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы 1, 2.

6.12. Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Авторское видение в художественном произведении

Стр.

252-272

1

апрель

Иллюстрации к рассказу

Прочитать рассказ, составить цитатный план.

6.13. Вн.чт.№ 4. Литературный вечер «Музы не молчали» (поэзия времен Великой Отечественной войны»).

Брянские поэты о ВОв

ВЧ

1

апрель

Презентация

А.Т.Твардовский

6.14. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы).

Стр.

231-251

1

апрель

Портреты А.Твардовского, иллюстрации к поэме

Прочитать «Автобиографию» Твардовского А.Т., ответить на вопросы 1-4 учебника.

6.15. Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Лексические средства выразительности

Стр.

231-251

1

апрель

Выразительное чтение главы «Сибирь».

В.Г.Распутин

6.16. Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества

ХХ век на страницах прозы писателя.

Стр.

273-306

1

май

Портрет В.Г.Распутина работы И.С.Глазунова.

Прочитать статью учебника о писателе, ответить на 1-3 вопросы.

6.17. Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

Средства раскрытия конфликта

Стр.

273-306

1

май

Фильм «Уроки французского» (отрывки)

Прочитать рассказ, озаглавить части произведения. Написать сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» (по желанию)

7. Из зарубежной литературы (3)

У.Шекспир

7.1. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Проблематика трагедий Шекспира

Стр.

307-345

1

май

Портреты У Шекспира

Презентация

Рассказ о драматурге по материалам учебника.

7.2. Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Мастера русского балетного искусства

Стр.

307-345

1

май

Балет «Ромео и Джульетта» (отрывки)

Чтение трагедии.

М.Сервантес

7.3. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот». Основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.

Рыцарский роман в европейской литературе

Стр.

346-360

1

май

Иллюстрации Г.Доре, С.Бродского к роману.

Составить план статьи, посвященной Сервантесу.

Резервный урок (1)

1

май


График обязательных контрольных, зачетных,

творческих, тестовых и практических

видов работ

триместр

Примерная дата

Тема и форма проведения

1

1

октябрь

ВН.чт.№1. Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

2

1

ноябрь

Вн.чт.№2. Литературная гостиная «Адресаты лирики А.С.Пушкина»

3

2

декабрь

Р.Р. №1. Речь как средство создания образов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению «Характеристика героев комедии». Сочинение

4

2

январь

Р.Р.№2. Подготовка к сочинению по картине А.Рылова «Зеленый шум». Сочинение.

5

2

февраль

Вн.чт.№3. Литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»

6

3

апрель

Вн.чт.№4. Литературный вечер «Музы не молчали» (поэзия времен ВОв)


Практическая часть


1)  «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


2)  Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант).


3)  Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант).


4)  Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») .

  1. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» .


6)  Маша Миронова – воплощение русского национального характера.


7)  Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

8)  Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)


9)  Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?


10)  Почему не удался побег Мцыри?


11) Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение.


12)  Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».


13)  Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».


14)  Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

15)  Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI).


16)  Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV).


17)  Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор.


18)  Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни?

19)  Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»).


20)  Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася».


21) Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания.


22)  Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»).



Информационно-методическое обеспечение

и средства обучения.

Литература для учителя

  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
  7. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
  10. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
  11. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
  12. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  13. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  14. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  15. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
  16. Литература в  классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002
  17. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  18. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
  19. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин) – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011

Литература для ученика.

  1. Литература 8  класс, учебник-хрестоматия в 3-х частях, Меркин Г.С., Дрофа, 2008
  2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У. - Фактория, 2006
  5. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007                                                                                                6.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

6.        Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.

  Презентации

  1. Жанры древнерусской литературы
  2. Тема памятника в литературе
  3. Сентиментализм в русской литературе
  4. Поэты пушкинского круга
  5. Романтизм в русской литературе
  6. В мире «Капитанской дочки» А.С.Пушкина
  7. Сатира Н.В.Гоголя
  8. Календарь природы А.С.Пушкина
  9. Прием антитезы (на примере «После бала» Л.Н.Толстого)
  10. Поэзия времен ВОв
  11. Русская деревня

Фильмы художественные

  1. «Бедная Лиза»
  2. «Капитанская дочка»
  3. «Инкогнито из Петербурга»
  4. «Снегурочка»
  5. «Ася»

Фильмы учебные

  1. «Русские исторические песни»
  2. «Русская житийная литература»
  3. «Поэт-гражданин. Г.Р.Державин»
  4. «Романтизм М.Ю.Лермонтова»
  5. «Города Гоголя»
  6. «Творчество Н.А.Некрасова»
  7. «Дом, который не разрушить. Творчество А.А.Фета»
  8.  «Творчество В.Астафьева»
  9. «Творчество В.Распутина»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Устно:   выразительное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

         Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный,  от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.

          Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.

           Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

          Рецензия  на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.

          Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

             Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)

           Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.

          Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

           Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

          Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки - на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

          Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

     




Предварительный просмотр:

График обязательных контрольных и творческих работ

Раздел

Триместр, дата

Вид работы

1. Из древнерусской литературы

1, сентябрь

Р.Р. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

2. Из литературы 19 века

1, ноябрь

Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

3. Из литературы 19 века

2, декабрь

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

4. Из литературы 19 века

2, февраль

Р.Р Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

5. Из литературы 19 века

3, март

Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

6. Из литературы 19 века

3, апрель

Контрольное тестирование по литературе 19 века.

7. Из литературы 20 века

3, май

Итоговый тест за курс 9 класса

Контрольно-измерительные материалы

1. Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...