Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Муравьева Марина Валериевна

  3 часа в неделю - 102 часа в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_3_chasa.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волченковская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                 Утверждаю

                                                                          Директор МБОУ Волченковской СОШ

                                                                                         ________А.И. Устинова

                                                                                                     «____»________________2014  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе  для 10  класса

 (базовый уровень)

Составитель   Муравьева М.В.  – учитель русского языка и литературы

2014 год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе   составлена и разработана  на основании  «Закона об образовании РФ», примерной Программы основного общего образования по литературе   для общеобразовательных школ  2009 года,  и программы по  литературе  к учебникам 10-11 классов: под редакцией В.Я, Коровиной, Ю.В Лебедева, Москва: Просвещение, 2010., Базисного учебного плана школы  на  2013/2014 учебный  год, Федерального перечня учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г., № 1067), Федерального образовательного стандарта 2004 года. Используется  учебно-методический комплект Ю.В. Лебедева, Литература  10 класс, «Просвещение», 2011 год.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

- пояснительную записку

- общую характеристику учебного предмета

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- предметные результаты освоения учебного предмета

- содержание учебного предмета

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- календарно-тематическое планирование

- описания материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

 Реализация межпредметных связей. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

мира.

Описание места  учебного предмета  «Литература» в учебном плане

Программа рассчитана на102  часа  в год (3  часа  в неделю), по учебному плану школы на изучение литературы в 10  классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).  

 Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета «Литература»

         Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью среднего полного  общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Планируемые предметные результаты  освоения учебного предмета «Литература»

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

К концу учебного года учащиеся 10  класса  

должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) ; басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления);  литературная  сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)

должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия  писателей в пределах тематически  близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.,

-создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Критерии оценки знаний учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
 Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 
 Оценка сочинений
 В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
  Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
  Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
  Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
  Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
  Оценка тестовых работ
 При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.

 Оценка творческих работ
 Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  

 Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
  Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
  Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  

Краткое содержание каждой темы

Введение.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 вв.

Литература 19. Века.

Творчество К.Н. Батюшкова. Творчество В.А. Жуковского.  Декабристский романтизм К.Ф. Рылеева. Творчество А.С. Пушкина.

Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголь. Творчество,  

Календарно-тематическое планирование по литературе

102 часа в год (3 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата урока

1-2.

Вводные уроки. Общая характеристика  и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 вв.

2

Лекция

Познакомить учащихся с литературой 19 в., показать ее своеобразие.

Опрос учащихся

 Прочитать раздел учебника «Языковая реформа Карамзина», «Спор «карамзинистов» с «шишковистами»

3

Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

2

Лекция учителя, сообщение учеников, выразительное чтение.

Показать значение творчества Батюшкова и Жуковского как родоначальников романтической школы «гармоничной точности», роль поэтов в преобразовании языка.

Сообщение учеников.

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений К.Ф. Рылеева

4

Декабристский романтизм. Творчество К.Ф. Рылеева.

1

Беседа, сообщение учеников.

Рассмотреть исторические условия развития декабризма; ознакомить с литературной программой декабристов; показать своеобразие поэзии К.Ф. Рылеева.

Опрос.

Прочитать статью учебника «Художественный мир Пушкина» (с.48-56), сделать тезисный план статьи.

5-6

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

2

Рассказ учителя с элементами беседы, обсуждение вопросов.

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, закрепить знания о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Тестирование.

Подготовить выразительное чтение и  анализ  одного из стихотворений А.С. Пушкина.

7

Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии.

1

Лекция учителя, беседа с учащимися.

Показать эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

Письменный опрос.

Выучить наизусть одно из стихотворений. Сопоставить стихотворения А.С. Пушкина  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» со стихотворением Державина «Памятник».

8

Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина.

1

Повторение.

Определить понятие «Философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Выразительное чтение..

Ответить на вопросы»какие мысли и чувства вызвала философская лирика Пушкина»

9

Тема любви и дружбы  в поэзии А.С. Пушкина.

1

Анализ письменных работ,  лекция, беседа,

Показать особенности темы любви и многообразия ее раскрытия в лирике А.С. Пушкниа.

Тестирование.

Выучить наизусть одно из стихотворений, лекция в тетради.

10

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»

1

Анализ лирического текста.

Провести параллель между творчеством и жизнью  Пушкина.

Анализ поэтического произведения.

Выучить стихотворение, произвести письменный анализ.

11.

Творческая  история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа.

1

Анализ письменных работ, работа по карточкам, лекция учителя.

Познакомить учащихся с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

Работа по индивидуальным карточкам

Прочить статью учебника «Онегинская строфа» (с. 117). Сочинение-миниатюра «Какое впечатление произвел на меня роман «Евгений Онегин».

12

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»

1

Повторение

Знакомство с художественными особенностями романа и своеобразием его жанра.

Тестирование.

Подготовить сообщение о сюжете романа

13

Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина.

1

Повторение.

Начать знакомство с образом Евгения Онегина; показать приемы и изображения характера  и образа жизни героя.

Опрос

Подготовить рассказ о жизни Евгения в деревне.

14

Онегин и Ленский

1

Повторение.

Развивать навыки сопоставительной характеристики, показать авторское отношение к героям.

Тестирование.

Ответить на вопросы учебника.

15

Татьяна – любимая героиня Пушкина

2

Беседа, сообщение учеников.

Показать значение образа Татьяны Лариной  в системе образов романа; помочь ученикам  понять авторское отношение к героине.

Опрос

Сочинение -миниатюра «Способен ли Евгений Онегин любить?»

16

Сочинение по роману «Евгений Онегин»

1

Сочинение

Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовать текст композиционно.

Сочинение.

17

«Маленькие трагедии», «Повести Белкина»

2

Семинар

Развивать навыки монологической речи, обобщить изученное  в предыдущих классах по данным произведениям.

Семинар.

18

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина  30-х годов 19 века.

2

Семинар

Показать роль истории  в творчестве А.С. Пушкина

Семинар

19

Художественный мир М.Ю. Лермонтова

1

Повторение

Помочь учащимся раскрыть богатства,  глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи,  ее влияние на человеческие судьбы.

Тестирование

Ответить на вопросы в учебнике.

20

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

Лекция учителя

Показать характерные особенности  стихов о пожэте и поэзии, помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов  в России  30 годов 19 века.

Опрос

Сделать сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

21

Лирический герой  в поэзии М.Ю. Лермонтова

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Расширить знания учащихся о лирическом герое; помочь понять , каков лирический герой в поэзии Лермонтова.

Тестирование

Подготовить доклады о лирике Лермонтова.

22

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция романа.

1

Беседа, сообщение учеников.

Проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Письменный опрос

Просить статью учебника «Роман «Герой нашего времени»

23

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Печорин  - «злой гений» или жертва.

1

Дискуссия, сообщение учащихся

Проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Мини- сочинение

Написать сочинение –рассуждение «Герой 21 века»

ответить на вопросы.

24

Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери».

1

Беседа, обсуждение плана.

Рассмотреть  изменения  в характере и поведении главного героя  в разных ситуациях.

Опрос.

Ответить на вопросы в учебнике.

25

«Зачем я жил? Для какой цели родился?»(«Фаталист»)

1

Беседа

Показать ученикам, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить авторское отношение  к герою; помочь понять  причины трагедии Печорина.

Тестирование.

Прочитать статью В.Г. Белинского  «Герой нашего времени» и составить таблицу тезисов статьи.

26

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Сочинение.

Проверка навыков  написания сочинения, умения выразить свое отношение  к изученным произведениям по выбранной теме.

Сочинение.

27

Призвание Гоголя – писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. гоголя.

1

Лекция учителя.

Открыть ученикам своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно  воспринимались  современниками.

Викторина

Прочитать статьи учебника «Начало творческого пути, Вечера на хуторе близ Диканьки», «Гоголь – историк» (с. 221-241).

28

Петербургские повести Н.В. Гоголя

1

Лекция учителя, беседа с учащимися

Показать значение петербургских повестей  Н.В. Гоголя для развития русской  литературы, помочь ученикам определить сквозные темы  повестей.

Тестирование

Прочитать статью учебника «Комедия «Ревизор» ( 246-250),

Подготовить вопросы по статье.    

29.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания , способы выражения авторского  сознания в замысле поэмы.

1

Лекция учителя

Выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к  определенным явлениям действительности, раскрыть идейный замысел поэмы, дать понятие о приемах типизации.

Опрос

Выписать слова, подчеркивающие типичность изображаемых явлений.

30

Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова.

1

Работа  в группах.

Выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа, приобщить учеников к исследовательской работе.

Тестирование.

Прочитать статьи учебников «Коробочка и Чичиков», «Ноздрев и Чичиков», «Собакевич и Чичиков», « Плюшкин и Чичиков».

31

Изображение поместного дворянства в поэме. Образы  Ноздрева, коробочки, Собакевича Плюшкина..

1

Работа  в группах.

Выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа, приобщить учеников к исследовательской работе.

Тестирование.

Прочитать статьи учебников «Путь Павла Ивановича Чичикова» (стр. 267-271)

32

Чичиков и чичиковщина.

1

Беседа, комментарий учителя.

Выяснить значение образа главного героя; проследить художественные приемы, с помощью которых создается образ.

Викторина

Выписать характерные черты и выражения Чичикова при встречах с помещиками.

33

«Мертвые души» в русской критике.

1

Лекция

Ознакомить учащихся с трактовкой поэмы «Мертвые души»Белинским как сатирического и социального произведения; раскрыть иной смысл поэмы.

Ответы на вопросы.

Прочитать статью «Тема дороги и ее символический смысл» (стр. 253-258)

34

Образ России в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Показать способы создания и значения образа России  в поэме; проанализировать лирические отступления,  нравственную позицию автора.

Тестирование

Сравнить роль автора в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

35

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Сочинение

36

Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50 гг. 19 века.

1

Лекция учителя.

Дать понятие о реализме как  художественном направлении;  показать признаки реализма (типизация, историзм), своеобразие становления реализма в русской литературе.

Ответы на вопросы.

Ответить на вопросы учебника стр. 307

37

А.Н.Островский

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

Очерк жизни и творчества писателя. История создания «Грозы.

2

Лекция учителя

Драма как род литературы. Своеобразие русской драмы. Познакомить с жизнью и творчеством писателя, историей создания произведения

Ответы на вопросы

Рассказ о писателе. Выразительное чтение.

38

 Быт и нравы "тёмного царства".

Обличение самодурства, грубой силы и невежества

2

Лекция учителя

Показать быт и нравы "тёмного царства".

Чтение «по ролям», анализ художественного произведения

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

29

Сила и слабость Катерины 

Острота конфликта Катерины с «темным царством».

1

Лекция учителя, беседа, диспут

Тема, проблема, персонаж, композиция. Показать остроту конфликта Катерины с «темным царством».

Чтение «по ролям», анализ художественного произведения.

40

«Гроза» Островского в критике.

Различие подходов Добролюбова и Дружинина.

1

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Тезис, цитата. Показать суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы".

Тематический конспект.

Написать домашнее сочинение

41.

Основные этапы жизни и творчества  И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов».

2

Лекция учителя, работа с учебником.

Ознакомить с биографией писателя, дать общую характеристику романа «Обломов».

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы в учебнике.

42

Образ главного героя  в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».

1

Работа по карточкам

Помочь учащихся осмыслить образ главного героя с точки зрения  социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Тестирование.

Задание по группам.

43

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

Анализ текста.

Раскрыть роль второстепенных героев,  совершенствовать навыки анализа текста.

Вопросы.

Подготовиться к уроку-исследованию: «Особенности речи героев».

44

Художественное мастерство  И.А. Гончарова в романе И.А. «Обломов».

2

Коллективная творческая работа

Активизировать исследовательские, творческие  навыки.

Тестирование

Домашнее сочинение по теме «В чем состоит трагедия жизни Обломова»?

45

Историко-философский смысл  романа «Обломов».

1

Лекция учителя

Рассмотреть роман в историко-философском аспекте;  организовать разговор об особенностях  русского национального характера.

Ответы на вопросы.

Ответить на вопросы 3-9 учебника стр. 359

46

Контрольная работа  по творчеству И.А. Гончарова.

1

Письменная работа по карточкам  с творческими заданиями.

Обобщение, учет и контроль знаний; развитие аналитических особенностей учащихся.

Работа с индивидуальными карточками.

47

И. С. Тургенев

История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Краткий очерк жизни и творчества. История создания произведения.

1

Лекция учителя

Роман и его жанры. Познакомить с жизнью и творчеством писателя, историей создания произведения

Рассказ о писателе. Выразительное чтение.

И.С.Тургенев «Отцы и дети», ответы на вопросы

48

Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Беседа с классом

Композиция и ее значение. Познакомить с  художественным своеобразием романа. И.С.Тургенева  «Отцы и дети».

Высказывание на литературоведческую тему.

49

Базаров в системе действующих лиц.

Образ Базарова и его значение в романе. Система сопоставления образов в романе.

1

Лекция учителя

Главные и второстепенные персонажи. Литературный характер и средства его изображения.

Литературная критика. Показать значение образа Базарова в системе действующих лиц романа  И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Выразительное чтение, анализ худож. произведения

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Найти в тексте описания  Павла Петровича и Николая Петровича  Кирсановых.

50

Отцы в романе.

Павел Петрович и Николай Петрович  Кирсановы., родители Базарова. Споры Базарова и Павла Петровича.

2

Лекция учителя

Продолжить исследование образа Базарова, показать значение споров в романе

Сравнительная характеристика персонажей

51.

Базаров и Одинцова. наказание любовью.

2

Лекция учителя

Литературный характер и средства его изображения   Продолжить анализ образа Базарова; проанализировать сущность внутреннего конфликта героя

Чтение и анализ художественного произведения.

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

52

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети»

1

сочинение

Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

I. Сравнительная характеристика персонажей.

1. Базаров и Павел Петрович.
2. Базаров и Аркадий.
3. Базаров и прогрессисты.

II. Мастерство писателя.

1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).
2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).
3. Мастерство пейзажа (на примере 2–3 описаний).

III. Роль эпизода.

1. Один из эпизодов, содержащих диалог (по выбору учащегося).
2. Объяснение Базарова с Одинцовой.

53

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

1

Лекция учителя.

Знакомство с биографией поэта.

Тестирование.

Подготовить пересказ лекции. Проанализировать основные факты биографии.

54

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

1

Сообщение учащихся

Знакомство с личной жизнью Ф.И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях.

Викторина

 Сделать анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева

55

Философская лирика Ф.И. Тютчева

1

Коллективная работа учителя с классом

Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики.

Ответы на вопросы.

Выучить наизусть одно стихотворение Тютчева из философской лирики.

56

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

1

Сообщение учащихся

Знакомство с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.

Тестирование

Подготовить пересказ сообщения с опорой на учебник. Выучить два стихотворения Фета.

57

Основные мотивы творчества А.А. Фета.

1

Рассказ учителя

Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета.

Тестирование

Подготовиться к проверочной работе по  лирике Фета

58

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Художественный мир писателя.

1

Составление кратких конспектов.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя.

Тестирование

Составить план-схему по творчеству писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

59.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества..

1

Работа по группам

Раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Викторина

Прочитать страницы 188-193 учебника, выписать афоризмы из 3-4 сказок Салтыкова-Щедрина

60

Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»

1

Работа с опорной схемой.

Раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Викторина

 В толковом словаре Ушакова найти слово Обыватель, объяснить его.

61

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1

Лекция учителя

Познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Тестирование

Дополнить конспект, подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание» гл. 1-3,5.

62

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского

1

Лекция учителя

Показать, как создан в романе  образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных.

Ответы на вопросы.

Подготовиться к беседе: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых.

63

Раскольников среди униженных и оскорбленных.

1

Работа с карточками

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие, ввести учащихся в духовный мир исканий Раскольникова.

Ответы на вопросы.

Прочитать статью Раскольникова о преступлении ч.3. гл. 5. пересказ тезисов учебника

64

Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

Диспут

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Тестирование

Подготовить сжатый пересказ сцены подготовки к убийству и убийства.

65

Преступление Раскольникова.

1

Диспут

Показать, какую сласть может иметь над человеком «теория», как ответственен человек за эту идею,

Ответы на вопросы

Пересказ эпизодов о Лужине

66

Раскольников и «сильные мира сего»

1

Лекция учителя

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова

Тестирование

Ответы на вопросы  в учебнике.

67

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать».

1

Лекция учителя.

Выяснить, что же помешало  Раскольникову по его теории, почему герой сделал «явку с повинной».

Ответы на вопросы.

Ответ на вопрос «В чем правда Сони Мармеладовой?» (письменно)

68

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1

Лекция учителя

Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни,  как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий распорядок.

Тестирование

Сжатое сообщение  по характеру Р. Раскольникова.

69

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

Лекция учителя

Осмысление последних страниц романа, ответ на вопрос: как происходить открытие христианских ценностей  Раскольниковым через любовь к Соне.

Ответы на вопросы

Написать домашнее сочинение.

70

Художественный мир произведений Н.С. Лескова.

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Ответы на вопросы

Подготовить сообщение о биографии писателя, прочитать «Очарованный странник»

71.

«Очарованный странник» Идейно-художественное своеобразие.

1

Лекция учителя

Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения  русского национального характера.

Тестирование

Составить  план-характеристику Ивана Флягина.

72-73

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

2

Лекция учителя

Раскрыть трагедию. загадку женской души

Ответы на вопросы.

Сочинение – размышление «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).

74

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

1

Лекция учителя

Познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Тестирование

По тезисам в тетради и  материалам учебника  стр. 226 – 239 составить схему-конспект для развернутого  рассказа о  жизненном и творческом  пути Л.Н. Толстого

75-76

 Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика,  образы, жанр.

1

Лекция учителя

Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Ответы на вопросы

Материалы учебника стр. 240-245,  подготовиться к беседе по т.1, ч.1.

77-78

Эпизод «Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 г.»(т.1ч.1 гл.1-6,12-13,18-25)

2

Фрагменты кинофильма

Показать срывание всех и всяческих масок  с великосветского общества;  раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом.

Проверочная работа по вариантам

79-80

Именины у Ростовых . Лысые горы.

2

Карточки с заданиями

На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства,  с другими нормами жизни;  выявить сопоставление  и контраст  как основной композиционный принцип  романа.

 Проверочная работа по карточкам

Ответить на вопросы по 2 и 3 части т.1

81.

Изображение войны 1805-1807 гг.

1

Фрагменты видеофильма

Выявить  идейно-художественные особенности  изображения войны.

Тестирование

Рефераты: «Отношение Л.Н. Толстого к войне».

82

Поиск плодотворной общественной деятельности  П. Безухова и А. Болконского (т.2 ч. 1-3)

1

Лекция учителя

Проследить исторические процессы  в стране через судьбы  героев, их  поиски смысла жизни.

Ответы на вопросы.

Выучить отрывок «Описание дуба» т.2 ч.3 гл. 3

83-84

Быт поместного дворянства  и «жизнь  сердца»  героев романа.

2

Беседа с классом

Раскрыть глубину и своеобразие  внутренней жизни героев.

Ответы на вопросы.

Подготовиться к классному сочинению по т.1 и т.2.

85

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т.3).

1

Лекция учителя

Раскрыть композиционную роль философских глав,  разъяснить основные положения  историко-философских взглядов Л.Н. Толстого.

Тестирование

86

Изображение войны 1812 г.

1

Лекция учителя

Проследить изображение Отечественной войны,  исходя из взглядов Толстого на историю;  раскрыть их слабость и силу.

Ответы на вопросы

Систематизировать  материал по образам Наполеона и Кутузова.

87

Кутузов и Наполеон в романе

1

Лекция учителя

Систематизация материала  по образам Кутузова и наполеона как подготовка к классному сочинению.

Ответы на вопросы

Пересмотреть т.4. партизанская война и   изменения, которые произошли с героями.

88

 Партизанская война. Бегство французов из России.  Последний период войны  и ее воздействие на героев.

1

Лекция учителя

Проследить изображение партизанской войны  и изменении, происшедших с героями.

Семинарское занятие

Подготовка к сочинению. Темы на выбор.

89

«Мысль народная « в романе «Война и мир»

1

Лекция учителя

Обобщить по всему  роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ответы на вопросы

Составить устный ответ « Народ в романе «Война и мир».

90

Эпилог романа.

1

Лекция учителя.

Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу;  как завершается главная мысль романа  о предназначении человека, о том, как жить.

Тестирование

Подготовиться к беседе о Наташе Ростовой.

91

Образ Наташи Ростовой.

1

 Лекция учителя

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини  романа.

Ответы на вопросы

Показать , как князь Андрей и Пьер становятся  полноправными героями  народной эпопеи. Почему толстой выделяет двух главных героев, а не одного.

92

Нравственный искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

 Лекция учителя

Провести синтез и углубление знаний по  образам Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Тестирование

93

Семья в романе «Война и мир».

1

Лекция учителя, беседа с учащимися

Показать, что толстовский идеал -  патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших  и младших о старших, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»

Ответы на вопросы

Сочинение « В чем сходство всех Ростовых».

94

Обзор романа «Анна Каренина». Особенности жанра. Сюжета, композиции романа.

1

Лекция учителя

Познакомить учащихся с творческой историей романа,

Ответы на вопросы

95

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е г. 19 века и ее отражение в литературе.

1

Лекция учителя

Дать представление об общественно-политической  жизни 80-90-х г.

Ответы на вопросы

Подготовить рассказ по конспекту.

96

Этапы биографии и творчества А.П. Чехова.

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Знакомство с биографией писателя, особенности его драматургии.

Ответы на вопросы

Составить связный рассказ о жизни и творчестве А.П. Чехова

97

«Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы»Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

Ответы на вопросы

Прочитать стр. 298-301, написать миниатюру «Кто такие футлярные люди?».

98

Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

1

Лекция учителя

Раскрыть трагизм повседневно-будничного  существования и духовного оскудения личности в романе.  

Ответы на вопросы

Стр. 301-303, написать сочинение-миниатюру «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».

99

Принципы новой драмы. История создания пьесы «Вишневый сад»

1

лекция учителя

Дать общую характеристику  драматургического творчества  Чехова.

тестирование

Определить форму проявления авторской позиции в тексте.

100.

Конфликт в пьесе «Вишневый сад»

2

Лекция учителя

Помочь учащимся уловить  чеховское восприятие жизни,  почувствовать художественное своеобразие  пьесы

Тестирование

Подготовить доклад  «А.П. Чехов и Московский  художественный театр».

101.

Два сюжета пьеса «Вишневый сад»

1

Лекция учителя.

Рассмотреть особенности сюжетного  построения пьесы.

Тестирование.

Подготовиться  к зачету.

102

Итоговый урок.

1

Зачет

Зачет

Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Оборудование: плакаты, таблицы, портреты писателей,  поэтов, мультимедийная установка и ПК, магнитофон, экран на штативе, телевизор, видеомагнитофон, комплекты методической и дидактической литературы, карточки  с заданиями, индивидуальные разрезные карточки.

     

Портреты писателей и поэтов:

Николай Васильевич Гоголь

Александр Сергеевич Грибоедов

Федор Михайлович Достоевский

Иван Андреевич Крылов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Николай Семенович Лесков

Михаил Васильевич Ломоносов

Николай Алексеевич Некрасов

Александр Николаевич Островский

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин

Лев Николаевич Толстой

Иван Сергеевич Тургенев

Федор Иванович Тютчев

Антон Павлович Чехов

Анна Андреевна Ахматова

Александр Александрович Блок

Михаил Афанасьевич Булгаков

Иван Алексеевич Бунин

Максим Горький

Сергей Александрович Есенин

Евгений Иванович Замятин

Александр Иванович Куприн

Владимир Владимирович Маяковский

Борис Леонидович Пастернак

Александр Исаевич Солженицын

Александр Трифонович Твардовский

Марина Ивановна Цветаева

Иван Сергеевич Шмелев

Михаил Александрович Шолохов

Методические пособия: Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века.

Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы  XX века.

Литература: тесты: 10-11  классы. Литературные викторины.

Организация литературных вечеров и утренников. Тематические игры и праздники по литературе. Литературные олимпиады. Русская поэзия XX века в выпускном классе

Обучающие практические работы по литературе. Литература в таблицах и схемах. Методические советы. Литературная гостиная

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе» - 10 класс. ВАКО, Москва, 2009 г.                
  2. Тесты по литературе к учебнику «Русская литература19 века в 2-х частях 10 класс» под редакцией В.П. Журавлева. Издательство «Экзамен», М., 2009 г.        
  3. Л.Л. Бельская. «Викторины по русской литературе 19 века», Москва, «Просвещение», 2007 г.
  4. В.П. Журавлев «поурочные планы по литературе 19 века». – 10 класс, издательство «Учитель», Волгоград, 2010
  5. Интернет
  6. Лекции МГОГИ.

 Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________В.Н. Ососкова

«___» __________2014  г.

Согласовано   на заседании Т/О

«Освоение новыми педагогическими технологиями»

Протокол №     от «___» ____________ 2014  г.

Руководитель Т/О   __________ Т.П. Анохина

 

 

 

 

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ п/п

Наименование урока

Дата проведения


 


 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....