Урок литературы в 5 классе "Образ кота в литературе".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Анчугова Алла Александровна

На уроке дети прочитают отрывки из произведений русских и зарубежных писателей, в которых главным или второстепенным персонажем является кот, расскажут о своих домашних питомцах, выполнят творческую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №485

с углублённым изучением французского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока литературы

« Образ кота в литературе»

Внеклассное чтение

(для учащихся 5 класса)

Автор разработки:

учитель русского языка

и литературы

Анчугова А.А.

                                                       Санкт-Петербург

2011

Урок литературы

5 класс

Образ кота в литературе.

Использованные технологии: 

  • Проектная технология
  • ТРКМ
  • эвристическое обучение
  • информационные технологии

Цели и задачи урока:

  • Обучающие: знакомство с произведениями русской и зарубежной литературы;  совершенствование умения анализировать литературное произведение;
  • Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, способствовать повышению познавательного интереса к литературе , развивать ассоциативное мышление, развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитательные: воспитание «чуткого читателя», дальнейшее расширение кругозора учащихся, воспитание любви к животному миру.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска

Демонстрационные материалы: презентация с теоретическим и иллюстративным материалом, выставка книг и детских творческих работ.

Виды работы:

Защита творческой работы

Анализ текста;

Комментированное чтение;

Выразительное чтение;

Ответы на проблемные вопросы

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Выступление учащихся.

Наш сегодняшний урок посвящен образу кота  в литературе. Но сначала посмотрим на выставку ваших работ, посвященных кошке.

Какой вы знаете кошку? Расскажите./ Желающие показывают фотографии, рисунки своих питомцев, сопровождая показ небольшим рассказом./

(Дети в течение недели готовили творческие работы для выставки и составляли под руководством учителя рассказы о своих кошках.)

     3.Образ кота в литературе.

 А теперь обратимся к произведениям русских и зарубежных авторов, которые питали симпатию к кошке и сделали ее литературным персонажем. Заполните лист «Образ кота в литературе» к концу урока.

                                 Образ кота в литературе.

Р. Киплинг.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Поэтому ребенок смеется и радуется, когда кошка играет с ним.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Поэтому хозяйка приглашает кошку в дом и благодарит ее.
Льюис Кэрролл.
Сказочный кот умеет делать многие странные вещи.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Он внушает почтение, так как ___________________________________________________________________

Э. Сетон - Томпсон

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кошка – хорошая мать.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этим она похожа на человека.

Б. Житков.

Но _____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

К.Г.Паустовский

Кот – ворюга, бандит, бродяга, но даже его надо

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Пол Гэллико « Томасина»

Поймите кошку!

Готовясь к уроку, учитель делит класс на несколько групп. Группы получают задание и с помощью учителя выполняют его, а затем во время урока показывают учащимся результат своей работы с произведением.

1группа

Найдите в школьной библиотеке книгу Киплинга, в которой кошка - герой произведения. Как называется рассказ? Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором Киплинг рассказывает, почему дети любят играть с кошкой. Почему женщины всегда заводили в доме кошку?

Киплинг. « Кошка, которая гуляла сама по себе»

  • На следующий вечер Кошка пробралась к Пещере по Дикому Лесу и просидела невдалеке до самого утра. Утром Пес, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпней. Ребенок плакал и отрывал ее от работы. Она вынесла его из Пещеры и дала ему камешков поиграть, но он не унимался.

Тогда Кошка протянула пухлую лапу и погладила Ребенка по щеке, и замурлыкала, и пошла тереться о его коленку, и хвостом защекотала ему подбородок. Ребенок засмеялся, и Женщина, слыша его смех, улыбнулась.

/ Дети читают на уроке, а затем делают записи на выданных листах «Образ кота в литературе»/

  • …и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка-Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.

– Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, – сказала Кошка, – это ты вызвала Мышку своим колдовством?

– Ай-ай-ай! Нет! – закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку, стоявшую у огня, и поскорее подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.

– Ну, если ты не заколдовала ее, – сказала Кошка,– мне будет не вредно ее съесть.

– Конечно, конечно! – сказала Женщина, заплетая косу. – Съешь ее поскорее, и я век буду благодарна тебе.

2 группа

Кэрролл « Алиса в стране чудес»

Найдите в районной детской библиотеке книгу Кэрролла, в которой есть такие персонажи: девочка Алиса и Мартовский кот.

Расскажите, как нашли книгу. Как она называется?

Докажите, что кот в этом произведении сказочный. Умеют ли настоящие кошки делать такие же странные вещи?

 

  • И только два  существа на кухне не чихали  --

кухарка и огромный кот,  гревшийся у очага  с застывшей на морде  улыбкой до

ушей.

     "Будьте так  любезны, скажите", -- произнесла Алиса немного робея,  так

как сомневалась, прилично ли  начинать разговор  первой, еще и с вопроса  --

"Почему ваш кот так улыбается?"

     "Это Чеширский Кот", -- ответила Герцогиня, -- "Вот почему.

  • "как ты знаешь, собака рычит  от

злости и  виляет хвостом от удовольствия. Я же рычу от  удовольствия и виляю

хвостом от злости. Значит, я ненормальный".

  • "И  вообще,

прекратите так резко исчезать и появляться, -- голова уже кружится!"

     "Хорошо", -- согласился Кот и стал исчезать, начиная  с кончика  хвоста

так медленно, что улыбка долго еще одиноко парила в воздухе.

     "Ну и  ну!" --  подумала Алиса -- "Кот  без улыбки  -- это понятно,  но

улыбка без кота! Такое чудо я впервые в жизни вижу!"

/ Все делают записи на листах. Проверяем./

Задание для всего класса.

Раздаточный материал – отрывок из рассказа Сетон – Томпсона.

Задание : прочитать эпизод , определить его тему, выписать главные слова – характеристики. Чем кошка в этом эпизоде похожа на человека?

  • Здесь была одна серая жительница трущоб, бездомная кошка, пробавлявшаяся чем бог послал, тощая и грязная. Одним глазом она следила за тачкой, а другим поглядывала, не подстерегает ли ее собака. Десятки кошек удалились, получив свою долю печенки, а у нее все еще не было никакой надежды на завтрак. Но вот большой кот, такой же бездомный, как и она, напал на одну из пенсионерок, чтобы отнять у нее добычу. Жертва выронила мясо, готовясь к обороне. Пока они дрались, серая трущобница схватила кусок и была такова.

Она проскользнула в боковую калитку, перескочила через заднюю стену, затем уселась, проглотила кусок печенки, облизнулась и, блаженствуя, отправилась окольными путями к свалке, где на дне старого ящика от бисквитов дожидалось ее семейство. Вдруг она услышала жалобное мяуканье. Она помчалась к своим детенышам и увидела большого черного кота, преспокойно пожиравшего ее котят. Кот был вдвое больше ее, но она набросилась на него с такой яростью, что он, застигнутый на месте преступления, повернулся и бросился бежать. Из котят уцелел всего один — маленький серый котенок, похожий на мать, но с черными полосками на спинке и белыми отметинами на носу, ушах и кончике хвоста.

Первые дни мать горевала безмерно. Но потом горе ее утихло, и вся любовь и забота сосредоточились на оставшемся в живых малыше. Черный кот, пожирая котят, конечно, не собирался сделать доброе дело, а между тем он оказался невольным благодетелем и матери и ее детеныша: легче выкормить одного котенка, чем многих. Ежедневные поиски пищи продолжались. Продавец печенки редко приносил ей счастье, но в мусорных ящиках всегда бывала картофельная шелуха, которой можно было заглушить голод.

  • Как найти дорогу, которую она никогда не видала? В каждом животном живет чувство направления. Оно очень слабо у человека и очень сильно у лошади. У кошек оно могущественно. Этот таинственный путеводитель направил ее на запад.

/ Оформляем записи./

3 группа

Б. Житков. Беспризорная кошка.

Найдите с помощью интернета произведение Житкова, в котором рассказывается об отношениях между кошкой и человеком. Выберите эпизод. Подготовьте чтение вслух.

Я стал думать, как бы переманить кошку к себе в дом.

Вот раз я встретил кошку на берегу. Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит. Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает. Ждет, что я буду делать.

А я достал из кармана корку хлеба и бросил ей. Кошка глянула, куда корка упала, а сама ни с места. Опять на меня уставилась. Я обошел стороной и оглянулся: кошка прыгнула, схватила корку и побежала к себе домой, в нору.

Так мы с ней часто встречались, но кошка никогда меня к себе не подпускала.

4 группа

К.Г.Паустовский «Кот – ворюга»

Задание. Найдите произведение автора, в заголовке которого дана характеристика кота. Что Паустовский пишет о том, как надо обращаться с кошкой, даже если она доставляет вам неприятности?Подготовьте чтение по ролям.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать! — сказал я.

— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать

5 группа

А.С.Пушкин « У лукоморья…»

Задание. Подготовьте чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Каким бывает общение человека и кошки?

У лукоморья дуб зелёный;

 Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

 Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;

 Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

 Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

 Там лес и дол видений полны;

 Там о заре прихлынут волны

 На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

 И с ними дядька их морской;

 Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

 Через леса, через моря

 Колдун несёт богатыря;

 В темнице там царевна тужит,

 А бурый волк ей верно служит;

 Там ступа с Бабою Ягой

 Идёт, бредёт сама собой,

 Там царь Кащей над златом чахнет;

 Там русский дух... там Русью пахнет!

 И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

 Под ним сидел, и кот учёный

 Свои мне сказки говорил.

6 группа

Полл Гэллико «Томасина»

Задание. Кто рассказывает читателю историю жизни кошки? Зачем автор использует такой прием?  К чему призывает нас писатель? Подготовьте выразительное чтение от имени персонажа.

 

Зовут меня Томасиной из-за обычной и нелепой ошибки, которую часто совершают люди, пытаясь угадать наш пол, когда мы совсем юны. Меня назвали Томасом, а потом одумались, и миссис Маккензи, наша служанка, переделала мое имя на женский лад. Было это еще в Глазго, и Мэри Руа едва исполнилось два года.

Не пойму, как это люди так глупы

                

4.Подведение итогов.

Опираясь на заполненный в течение урока лист дети формулируют ответ на вопрос: «Каков образ кота в литературе?»

Что нового узнали о кошках?

Все сегодня отлично поработали.

 Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: написать миниатюру «Как подружиться с кошкой?»

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...