Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Рабочая программа учебного курса разработана  на основе Программы для общеобразовательных учреждений "Литература 5-11 классы" (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx101.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район,р.п.Чамзинка,ул.Титова,12

 
 

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
__________/_____________/

/__________________/                                    «2» сентября 2014г.

«27» августа 2014г.

Протокол № 1        Приказ № 129

Рабочая программа

учебного курса  «Литература»

 6 класс 
 

Составитель:  Преснякова И.Н.,

учитель высшей квалификационной категории
 
2014 год

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературе  для  6  класса разработана в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, Примерной программы по литературе и  Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

     Цели обучения :

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи обучения :

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  •  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  •  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  •  способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Учебно-методический комплект:

Программа: Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2008-2011г.

Учебник: Литература. 6 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009 г.

ПолухинаВ.П. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материалы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008

Полухина В.П. и др.Литература:6 кл.:Метод.советы/Под ред.В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2008.

Количество учебных часов

 Рабочая программа по литературе  в 5 классе  рассчитана на реализацию   70  учебных часов (2 часа в неделю).

Предметы

литература (контр. раб.)

классы

5

6

7

8

9

10

11

сочинение

(кл./дом)

3/0

3/1

2/2

2/3

3/3

3/3

4/3

объём сочинения (стр.) (кл./дом)

1-1,5

1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

5-7

техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать)

100-

110

слов/мин.

110-

120

слов/мин.

120-

130

слов/мин.

Количество уроков развития речи-11

Количество уроков внеклассного  чтения-10

Формы организации учебного процесса в 6 классе :

  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • индивидуальная


  1. ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы обучающиеся

должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

должны    уметь:

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
  • владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
  • владеть навыками анализа художественного текста;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • составлять план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
  • характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
  • способны решать следующие жизненно-практические задачи:
  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

 6 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретиче-ское обучение, ч.

Внеклассное чтение, ч

Развитие речи, ч

1

Введение.

1

1

2

Устное народное творчество.

3

2

1

3

Из древнерусской литературы.

1

1

4

Из литературы XVIII века.

1

1

 5

Из русской литературы XIX века.

29

22

4

3

 6

Из русской литературы XX века.

22

13

3

6

7

Зарубежная литература.

11

7

3

1

ИТОГО

68

47

10

11

  1. Календарно – тематическое  планирование

учебного курса «Литература» 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего      

часов

Из них

Дата проведения занятия

Развитие речи  

 ч.

Внеклассное чтение

Планируемая

Фактиче

ская

1 ЧЕТВЕРТЬ-18 ч(14+ 3р/р+1 вн/чт)

1

Писатели-создатели, хранители и любители книги-1 ч

1.1

Литература как художественное отражение жизни.

Урок актуализации знаний

1

04.09

2

Устное народное творчество-3ч(2+1р/р)

2.1

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Урок усвоения нового материала

1

08.09

2.2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора. Т.л.

Урок усвоения нового материала

1

11.09

2.3

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Урок развития речи

1

15.09

3

Древнерусская литература-1ч

3.1

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

Урок усвоения нового материала

1

18.09

        4        Произведения русских писателей 18 века-1 ч

4.1

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

Урок усвоения нового материала

22.09

5

Произведения русских писателей 19 века-29ч(22+3р/р+4 вн/чт)

И.А.Крылов-2ч

5.1

И.А. Крылов. Рассказ о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик»

Урок усвоения нового материала

25.09

5.2

Басня «Осёл и Соловей». Конкурс инсценированной басни

Урок усвоения нового материала

29.09

     А.С.Пушкин-9 ч(6+2р/р+1 вн/чт)

5.3

А.С. Пушкин. «И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.

Урок усвоения нового материала

1

02.10

5.4

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Урок усвоения нового материала

1

06.10

5.5

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа . Т.Л.Проверка техники чтения.

Урок усвоения нового материала

1

09.10

5.6

Р/РДвусложные размеры стиха.Т.л.

Урок развития речи

1

13.10

5.7

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Урок усвоения нового материала

1

16.10

5.8

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Урок усвоения нового материала

1

20.10

5.9

Р/Р Классное сочинение.  Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский)

Урок развития речи

1

23.10

5.10

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкину.

Урок контроля знаний

1

27.10

5.11

В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

Урок внеклассного чтения

1

30.10

2 ЧЕТВЕРТЬ-14 ч(12+1р/р+1вн/чт)

М.Ю.Лермонтов- 3 ч

5.12

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.

Урок усвоения нового материала

1

10.11

5.13

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

Урок усвоения нового материала

1

13.11

5.14

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»

Урок усвоения нового материала

1

17.11

И.С.Тургенев-2 ч

5.15

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

Урок усвоения нового материала

1

20.11

5.16

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»

Урок усвоения нового материала

1

24.11

Ф.И.Тютчев-1 ч

5.17

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев.

Урок усвоения нового материала

1

27.11

                                                          А.Фет-1 ч

5.18

А.А.Фет. Стихотворения.

Урок усвоения нового материала

1

01.12

Н.А.Некрасов-4 ч(2+1р/р+1 вн/чт)

5.19

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Урок усвоения нового материала

1

04.12

5.20

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Урок закреплеия

1

08.12

5.21

В/Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

Урок внеклассного чтения

1

11.12

5.22

Р/Р. Трехсложные размеры стиха

Урок развития речи

1

15.12

Н.С.Лесков-5 ч(4+1 вн/чт)

5.23

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

Урок усвоения нового материала

1

18.12

5.24

Тестирование по сказу Н.С.Лескова

1

22.12

5.25

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией

Комбинированный урок

1

25.12

3 ЧЕТВЕРТЬ-20 Ч(11+5 вн/чт+4р/р)

5.27

В/Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

Урок внеклассного чтения

1

А.П.Чехов-2 ч(1+1вн/чт)

5.28

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Урок усвоения нового материала

1

5.29

В/Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

Урок внеклассного чтения

1

        6        Произведения русских писателей 20 века-22 ч( 15+3вн/чт+6р/р)

6.1

В/Ч А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

Урок внеклассного чтения

1

6.2

А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».

Урок усвоения нового материала

1

6.3

М.М. Пришвин.

Философская

Притча «Кладовая солнца».

Комбинированный урок

1

6.4

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Комбинированный урок

1

6.5

«Великий

храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

Комбинированный урок

1

6.6

Р/Р Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Урок развития речи

1

6.7

В/Ч Рассказ

Ю. Нагибина

«Мой первый

друг, мои друг бесценный...»

Урок внеклассного чтения

1

6.8

Р/Р Анализ стихотворения о Великой Отечественной войне.

Урок развития речи

1

6.9

В.П.Астафьев.

Рассказ «Конь

с розовой

гривой»

Урок усвоения нового материала

1

6.10

Р/Р Особенности использования народной

речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

Урок развития речи

1

6.11

В.Г.Распутин.

Рассказ

«Уроки французского»

Урок усвоения нового материала

1

6.12

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Урок -беседа

1

6.13

Смысл названия рассказа

Урок-практикум

1

6.14

Р/Р  Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина

Урок развития речи

1

6.15

Писатели

улыбаются.

«Чудики»

Василия

Макаровича

Шукшина.

Рассказ

«Срезал»

Урок усвоения нового материала

1

6.16

В/Ч Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

Урок внеклассного чтения

1

6.17

Контрольная работа (тестирование) по произведениям русских писателей XX века

Урок контроля знаний

1

4 ЧЕТВЕРТЬ-16ч(11+3р/р+2 вн/чт)

6.18

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок-презентация

1

6.19

Р/Р Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.

Урок развития речи

1

6.20

С.А.Есенин.

Стихотворения.

Урок-презентация

1

6.21

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.

Комбинированный урок

1

6.22

Р/Р Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. Анализ стихотворения о Родине

Урок развития речи

1

7

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч. (7+1р/р+3в/ч)

7.1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

Урок усвоения нового материала

1

7.2

Сказания о

поэтах-певцах

в греческой

мифологии.

Геродот.

Легенда об

Арионе

Урок усвоения нового материала

1

7.3

 В/ЧГомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Урок усвоения нового материала

1

7.4

В/Ч Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

Урок внеклассного чтения

1

7.5

И.Ф.Шиллер.

Баллада

«Перчатка»

Урок усвоения нового материала

1

7.6

Р/р П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Урок-развития речи

1

7.7

 Урок-игра «Путешествие в страну Литературию»

Урок-игра

7.8

В/Ч  М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Урок внеклассного чтения

1

7.9

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

Урок-презентация

1

7.10

Урок-игра по сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Урок-игра

1

7.11

Итоги года.Рекомендации на лето.

Урок обобщения и систематизации

1

  1. Содержание дисциплины (68 ч.)

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Знать: о роли книги в жизни человека;

Уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Основные термины: автор, герой, авторская позиция

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-3ч(2+1р/р)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

Знать:  определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Основные термины: обрядовый фольклор, пословицы и поговорки,  загадки

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ-1ч

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Знать:  определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание»,    исторические сведения о принятии на Руси

христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника;

понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько

интересны летописи современному читателю;

Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Основные термины: летопись

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА- 29ч(22+3р/р+4 вн/чт)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

             Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его

творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях;

Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя.

Основные термины: эпитет, метафора, композиция

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Знать :  автора,  факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;

Уметь: связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения.

Основные термины: антитеза,двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;

Уметь :связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

Основные термины: портрет, пейзаж

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.

Основные термины: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Знать:  автора  и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.

Основные термины: пейзажная лирика

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;      

 Уметь: связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.

Основные термины: стихотворные размеры, диалог, строфа

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Знать:  автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать,  как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;

Уметь: связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

Основные термины: сказ,ирония

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Знать:  факты биографии писателя,   содержание рассказа, определение понятий «юмор»,  «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа;

Уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Основные термины: юмор

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

Основные термины: лирика

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА-22 ч( 15+3вн/чт+6р/р)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

           Знать : автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;

      Уметь: отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное

Основные термины: сказка-быль

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Знать: автора, факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

Уметь: составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

Основные термины: эпитет,метафора,сравнение

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

  Знать: автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча;

  Уметь: выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать.

Основные термины: сказка, быль

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Знать: произведения о Великой Отечественной войне.

Уметь: проводить анализ стихотворений.

Основные термины: тема, идея

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;

определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

Уметь: выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

Основные термины: характеристика героя

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;

Уметь: анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

Основные термины: рассказ, сюжет, герой-повествователь

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Знать: автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

Уметь: выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии.

Основные термины: юмор

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Знать: содержание стихов поэтов XX века и их названия

Уметь: определять идею произведения и находить изученные средства выразительности

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА-11 ч. (7+1р/р+3в/ч)

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога;

понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;

Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки .

Основные термины: притча,миф

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

  1. Формы и средства контроля.

 Промежуточный:

- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

- выразительное чтение, в том числе и наизусть.

- развернутый ответ на вопрос

- сочинение на литературную тему

- сообщение на литературную и историко-литературную темы

-  презентации проектов

 Итоговый:

 - анализ стихотворения

-  развернутый ответ на проблемный вопрос

- литературный ринг

- выполнение заданий в тестовой форме.

Тематика сочинений

1.Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

2.Р/Р Классное сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский)

3.Р/Р Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

4.Р/Р  Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина

 

Тематика уроков внеклассного чтения

1.В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

2.В/Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

3.В/Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

4.В/Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

5.В/Ч А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

6.В/Ч Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...»

7.В/Ч Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

8.В/Ч Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

9.В/Ч  М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

                                         

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Критерии оценки устного ответа по литературе

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.  

Условия выставления оценки за грамотность и содержание в сочинении

1) если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то нормативы отметки увеличиваются для "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например,"4" может быть выставлена при соотношении 3 орфографических,2 пунктуационных,2 грамматических и т.д.;

2) содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров);

3) выносятся, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов,

на правила, которые не включены в школьную программу,

в словах с непроверяемыми написаниями, которые не были включены в словарный минимум с 5 по 9 классы;

в передаче авторской пунктуации.

4) Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

в исключениях из правил,

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами,

в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,

в написании Ы и И после приставок,

в случаях трудного различения НЕ и НИ,

в собственных именах нерусского происхождения,

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой,

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

5) Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.

НЕ СЧИТАЮТСЯ однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения

правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму

(вода - воды, грустный - грустить).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная

ошибка учитывается САМОСТОЯТЕЛЬНО.

6) Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

7) При наличии в работе более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

8) Грамматические ошибки могут быть трех видов: словообразовательные (нарушена структура слова ; напр. "ветелинар"),морфологические (нарушена форма слова; напр, "ляжь" вместо "ляг"), синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения: "Разочарован жизнью" вместо "разочарован в жизни")

9) Речевые недочеты:

употребление слова в несвойственном ему значении,

нарушение лексической сочетаемости,

употребление лишнего слова,

употребление рядом или близко однокоренных слов.

Примерный план анализа лирического произведения

1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод.
2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность.
3. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка)
4. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д.
5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.),размер (ямб, хорей и т.д.) и его осложнения, рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха(строфа, приемы звукописи и т.д.)
6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доб-

рое утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Основная литература.

1.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

3.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005

5.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

6.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

  1. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Учебные таблицы.

1.Роды литературы.

2.Художественные системы в литературе.

3.Классицизм.Сентиментализм.

4.Романтизм.Модернизм.

5.Реализм как литературное направление.

6.Темы и мотивы в лирике.

7-8.Жанры лирики.

9.Рифма.

10.Принципы ритмической организации стихотворения.

11-14.Строфа.Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные формы.

15.Стихосложение.

16.Лирический герой.

17-20.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры.

  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.

1. Литература, 6 класс [Электронный ресурс]: Фонохрестоматия к учебнику, Просвещение 2009г., /В.П. Журавлев, В.И. Коровин 

2.Уроки литературы Кирилла и Мефодия 5 класс [Электронный ресурс] : Мультимедийный учебник / Разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом. - М : ООО "Кирилл и Мефодий", 2009. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.[Электронный ресурс] Литература 5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Виртуальный кабинет в школе и дома.-М.:ООО Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....