У войны не детское лицо
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок по повести В. Богомолова «Иван»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«У войны не детское лицо».

Урок по повести В. Богомолова «Иван».

Цели урока:

  1. личностные: развить чувства сопереживания, сострадания, уважения к людям, прошедшим Великую Отечественную войну;
  2. метапредметные: отработка постановки и решения проблемных учебных задач;
  3. предметные: отработка навыков диалогической речи, выразительного чтения и анализа эпического произведения.

Оборудование урока.

1.Презентация рисунков детей к повести.

2.Диск с записью музыки «Вокализ», «Давным – давно была война» (А. Зацепин – Л. Дебенёв).

Предварительная подготовка к уроку.

1.Чтение повести «Иван».

2. Работа учащихся над иллюстрациями к повести.

3. Индивидуальные задания учащимся.

Ход урока.

Оргмомент.

  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок по повести В. Богомолова «Иван», которая посвящена трагическим событиям Великой Отечественной войны. Какой она была? Какова цена нашей победы? Почему мы вообще сумели одержать её в той испепеляющей всё живое войне? Об этом мы сегодня будем говорить, обратившись к повести «Иван».

Владимир Богомолов, автор книги, из того поколения писателей, чьё духовное становление и взросление шло на войне. Он совсем юным ушёл на фронт, был ранен, не раз награждён. Прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, Маньчжурии и о войне знает не понаслышке. С героями своих произведений В. Богомолов сдружился в огне боёв, но писать начал поздно – к опыту войны должен был присоединиться опыт раздумий над пережитым. Может быть, потому он так серьёзен, печален и правдив в своём рассказе о военном лихолетье. Повесть «Иван» - первая книга писателя. Она вышла в свет в 1957 году.

Повесть вы прочитали, и на уроке мы постараемся глубже осмыслить её содержание и ответить на главные вопросы.

Вопросы  выведены на экран.

1.Почему «у войны не детское лицо»?

2.Почему мы победили в Великой Отечественной войне армию Гитлера? В чём он допустил серьёзный просчёт?

Итак, обратимся к повести «Иван».

1.Какое  впечатление произвела повесть? (Дети читают написанные дома отзывы)

2.Скажите,  как автор строит повествование? ( Повествование  он поручает   молодому лейтенанту Гальцеву. Ему 21 год, но воюет он с первых дней войны, имеет ранения и награды. Именно он рассказывает нам о встрече с Иваном, именно его глазами мы смотрим на всё происходящее. В книге много диалогов, через которые автор знакомит нас с мыслями, чувствами, переживаниями героев, помогает раскрыть те сложные отношения, которые складываются между людьми во фронтовой обстановке).

3 .Прочитаем начало повести – разговор Ивана с лейтенантом Гальцевым. Каким вам видится в этом эпизоде Иван? (Иван насторожен, суров, даже угрюм, не по – детски сосредоточен, кажется старше своих лет)

4. Что сделало его таким? Расскажите историю Вани.

5.Каким вы представляете себе этого мальчика?

Показ слайдов с иллюстрациями к повести, сделанные учениками.

6.И вдруг мы видим Ивана, играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену? (Автор хотел заострить мысль, что у «войны не детское лицо». Война и детство – понятия несовместимые)

7.А как относятся к Ивану взрослые: Гальцев, Холин, Катасонов?

8.Расскажите, какую работу выполняет Иван?

9.Какие сведения добывает он в тылу врага?

10.Давайте представим себе положение мальчика, который находится в тылу врага. В чём тяжесть его положения?

11.И понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему?

12. Ваня – совсем ребёнок, но почему у него такое взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

13.Ребята, вы читали повесть В. Катаева «Сын полка». Чем, на ваш взгляд, отличается изображение войны в той и другой повестях? Где правдивее, по – вашему, показана война?

И Валентин Катаев, и Владимир Богомолов показали войну с разных сторон, каждый из них увидел её по-своему и не погрешили против правды. И, я надеюсь, вы, прочитав эти повести, повзрослеете, станете серьёзнее, мужественнее.

14.А теперь обратимся к последним страницам повести «Иван». Прочитаем гл. 9 со слов «Берлин капитулировал 2 мая…» до конца.

Итак, Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы. Согласитесь, это немало для 12-летнего мальчика.

15.Давайте поразмышляем над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив? Как бы сложилась его судьба?

Ребята, мы закончим наш разговор чтением отрывка из поэмы Павла Антакольского  «Сын». У поэта погиб на войне восемнадцатилетний сын. О нём его поэма, о несбывшихся мечтах и надеждах, о трагедии оборванной молодой жизни, о нравственной ответственности всех нас, живых, перед  теми, кто не вернулся с войны.

Под музыку «Вокализ» подготовленный ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Сын».

16.Итак, последний вопрос сегодняшнего урока. Почему наш народ победил в Великой Отечественной войне?

Все: взрослые и даже дети – встали на защиту Отечества. Армии Гитлера пришлось воевать не только с армией, но и со всем народом. Его солдатам казалось, что в России стрелял каждый куст и пригорок. Опасность таилась за каждым поворотом, у каждого моста, за каждым углом дома, даже в голой степи. Цена победы велика. Вторая мировая война была одной из самых кровопролитных. Фашизм не только убивал – калечил, особенно ранимые ребячьи души. Так давайте вспомним тех ребят, которые отдали свою жизнь за нашу жизнь, за Родину. Зажжём свечу в память о них. Пусть пламя горящей свечи будет символом нашей памяти, скорби и напоминанием, что у «войны не детское лицо».

Звучит мелодия песни «Давным-давно была война». Ученики называют имена детей – героев Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

кл. час "у войны не детское лицо""

фотоматериал проведеного кл.часа....

Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"

Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

"У войны не детское лицо". Урок литературы в 6 классе

Тема урока: «У войны не детское лицо»                      (По повести В. О. Богомолова «Иван»)...

Внеклассное мероприятие посвященное к 65-и летию ВОВ "У войны не детское лицо"

Внеклассное мероприятие в форме историко-литературной  композиции было подготовлено к юбилейной дате – 65-летию со дня начала Великой Отечественной войны.Цели мероприятия определяются значимостью...

Воспитательный час посвященненный Дню Победы "У войны не детское лицо"

Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически поги...