Программа кружка «Художественное чтение»
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рябова Людмила Владимировна

Участники кружка объединены общим интересом – научиться искусству выразительного чтения – творческому воплощению литературного произведения в действенном, звучащем слове.  Оно способствует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка159 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

 «Художественное чтение»

Разработана  Рябовой Л.В.

Пояснительная записка

Занятия в  объединении «Выразительного чтения» рассчитаны на 1 год обучения детей 13 – 16 лет (  7 - 9 классы). Участники объединены общим интересом – научиться искусству выразительного чтения – творческому воплощению литературного произведения в действенном, звучащем слове.  Оно способствует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности.

В программе объединения  «Выразительное чтение» можно выделить два раздела:

        а) работа над исполнением литературного произведения, разбор произведения,   воплощение его в звучащем слове, обсуждение исполнения;

       б) развитие качеств, умений и навыков, необходимых для художественного     чтения.

Занятия  объединения «Выразительное  чтение» проходят в одной группе 2 раза в неделю, продолжительностью -  2 часа, в другой 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.

 В объединении обычно занимаются по 14 человек.

Занятия объединения  строятся на основе всестороннего анализа литературного произведения и творческого освоения его содержания. В процессе работы над литературным текстом реализуются следующие задачи:

1) помочь читающему ученику в доступной степени усвоить, что автор хотел

выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и

что, следовательно, нужно выявить в чтении;

2) пробудить у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям,

картинам природы и персонажам произведения, основываясь на ярком

видении всего того, о чем говорится в произведении;

3) помочь читающему определить его исполнительские задачи; установить,

для чего он передает слушающим содержание всего произведения (или

отрывка) и каждой его части, т. е. какие мысли, чувства и оценки

стремится вызвать своим чтением.

В определении исполнительских задач выражается личное отношение чтеца к произведению, творческая трактовка произведения.

На занятиях  выразительным чтением следует добиваться, чтобы читающий активно общался со слушающими. Выразительное чтение является таким же средством общения, как и обычная речь человека.

Поэтому, произнося слова текста с конкретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определенным образом воздействовать на них, пробудить определенные мысли, определенное отношение к тем явлениям и картинам жизни, о которых он читает.

В зависимости от содержания текста общение может протекать по – разному, принимать различные формы. Так, например, чтение повествовательного  и описательного текста требует непосредственного   обращения к слушателям.

Так же читаются и произведения агитационного характера,  например, гражданская лирика Маяковского, при исполнении которой чтец выступает в качестве оратора, трибуна.

При чтении же стихотворений типа посланий и посвящений исполнитель обращается не к слушателям, а к воображаемым лицам – тем, к кому обращает свое стихотворение поэт. В данном случае чтец воздействует на слушателей через обращение к воображаемому объекту, слушатели же являются как бы свидетелями обращения. Такая же форма обращения имеет место при исполнении произведений интимной и философской лирики, когда слушатели – свидетели воспоминаний или раздумий поэта.

Понимание смысла изображаемых в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия интонаций, темпа, тембровых изменений голоса.

Интонация – результат мыслей, отношений и намерений читающего. Поэтому не следует учить интонациям с голоса. Механическое повторение  интонации руководителя лишает ученика необходимости вникать в смысл читаемого, самостоятельно продумывать и оценивать произносимый текст.

Умение ярко представить себе то, о чем говорится в тексте, требует активной работы воображения.  На занятиях необходимо развивать как само воображение, так и наблюдательность, которая дает материал для работы воображения, а так же воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу.

Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них служат небольшие и несложные тексты ( потешки, пословицы, шуточные диалоги и т. п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и наблюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей витрину магазина, архитектурный ансамбль, вид из окна своей комнаты, внешность товарища или подруги, иллюстрацию в книге, репродукцию доступной пониманию ученика картины и т. п.)

Большой и кропотливой, чисто тренировочной работы, особенно вначале, требуют занятия с учащимися по технике речи – выработке ее четкости и правильности.

Основное время отводится работе над исполнением литературных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.

В кружке выразительного чтения каждый работает над отдельным произведением, в разборе же этого произведения участвуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось выявить в чтении и чего не удалось.

Чтение каждого члена кружка полезно подвергать тщательному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание детей, развивают умение слушать чтеца, формируют критерий художественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

В обсуждение путем вопросов руководитель втягивает всех присутствующих.

Отбираемые для исполнения произведения должны отличаться глубокой идейностью и высокими художественными качествами, быть понятны и доступны детям.

Чаще всего руководитель расширяет знакомство членов объединения с творчеством авторов, произведения которых изучаются  в школе, используя при этом то, что не вошло в школьную программу. Иногда для художественного развития участников кружка целесообразно повторить отдельные произведения, изучаемые в школе, углубив их понимание и усилив эмоциональность восприятия. Полезно также включить в репертуар кружка произведения, которые в скором времени учащимся предстоит изучать в школе.

Руководителю кружка необходимо широко использовать новинки детской и юношеской литературы. При выборе литературы необходимо учитывать доступность и педагогическую целесообразность их использования для художественного чтения детьми данного возраста и уровня развития, а также индивидуальные  особенности и интересы отдельных членов кружка ( склонность к юмору, патетике, лирике и т. п. ).

Круг интересов и исполнительских возможностей кружковцев следует расширять путем отбора для исполнения самых разнообразных произведений.

Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товарищам. Это приучит их много и сознательно читать. Занятия в кружке содействуют  развитию интереса к звучащему слову и литературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.

Помощь школе в учебно – воспитательной работе – одна из важных задач кружка выразительного чтения. Эта помощь может иметь различный характер, разные формы. Так, члены кружка активно используют навыки и умения, приобретенные в кружке, выступая с выразительным чтением в школе на утренниках, смотрах художественной самодеятельности и т. п.

Отдельные разделы техники речи – дикция, орфоэпия, дыхание, голос – изучаются не последовательно – один за другим, а одновременно. Занятия по дыханию и звукообразованию проводятся индивидуально. Тренировка в постановке дыхания продолжается в течение всего года. Занятия по дикции проводятся коллективно и индивидуально. Количество времени, необходимое для исправления недостатков речи

отдельных членов кружка, определяется дефектами их речи и степенью исправления этих дефектов.

Перспектива выступления перед слушателями повышает интерес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у кружковцев неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполнения.

Кроме того, частые выступления будут отвлекать их от школьных занятий, что может снизить успеваемость. Нельзя допускать выступления на больших площадках, т.к. такие выступления вредно отражаются на неокрепшем , несформировавшемся голосовом аппарате.

Каждый член кружка должен осознавать ответственность своего выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной и ответственной задаче.

В годовом плане работы кружка следует предусматривать не более 2-3 больших тем для группы.

Входящие в план темы связаны с крупными событиями общественной, политической и культурной жизни страны, с задачами воспитания любви к Родине, ее героическому настоящему и прошлому, к ее природе, людям и т.д.

Для детей данной группы следует брать темы, посвященные школьной жизни, а так же темы, помогающие воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению, знакомящие с народным творчеством, а также рекомендуются темы, предусматривающие более глубокое  ознакомление с творчеством одного автора ( сказки народов о трудолюбии и лени, басни Крылова и т.д.).

Кроме того в годовой план включается подготовка выступлений на вечерах, на новогодней елке, а также на Неделе детской книги.

        

Цель и задачи

работы по программе объединения  «Художественное чтение»

Цель: создание условий для развития творческих способностей каждого ребенка, для формирования его личностных качеств, для его эстетического воспитания и культуры.

Задачи: вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем слове особенности стиля автора.

Прививать любовь к чтению, научить думать, а не только запоминать, воспитывать культуру чтения, неутомимую потребность в нем, развить эстетическое восприятие художественной литературы.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, настойчивость, взаимопомощь, дружеское отношение к товарищам, внимание к окружающим.

Тематический план

Работы объединения «Выразительное чтение»

 

  1 год обучения

                 

                 Педагог__Рябова Л. В

п/п

Раздел программы,

тема занятия

Дата проведения

Количество часов

Примечание

1.

Комплектование группы.

2ч.

2.

Организационное занятие.

Вводный инструктаж.    

 

2 ч.

3.

Знакомство с программой.

Прослушивание детей. Инструктаж на рабочем месте.

2 ч.

4.

Роль мимики, жестов в выразительном чтении.  

 

8ч.

5.

Постановка артикулярного аппарата

10 ч.

 6.

 Разучивание стихотворений, посвященных Дню учителя,  Новому году.

 

16ч

7.

Работа над юмористическими произведениями

 

20 ч.

8.

Патриотическая лирика.

 10 ч.

9.

Постановка театрализованных представлений.

 26 ч.

 10.

Подготовка литературно – музыкальных композиций.

32ч.

 

 

Содержание учебно – тематического плана

  1. Вводная беседа. Живое слово и его значение.  Выразительное чтение как средство наиболее полной передачи содержания литературного произведения.

Основы  выразительного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная  передача мыслей автора, умение видеть то, что изображено в произведении и читать так, чтобы и слушатели могли себе представить все это и правильно оценить.

  1. Роль мимики и жестов в выразительном чтении. На  подобных  занятиях

Необходимо объяснить ребятам, что в чтении стихотворений важен  не только голос, но и лицо (мимика) и тело (жесты).

В качестве практической части занятий можно выполнять различные упражнения для развития мышц лица. Например, попросить учеников изобразить  радость, грусть, волнение, страх, удивление и пронаблюдать, что при изменении эмоций происходит с лицом. Как изменяют свое положение глаза, губы, скулы, лоб, брови и т.д.

Подумать с ребятами, как при помощи жестов можно показать волнение, призыв к чему- либо и т.д.

     3. Постановка артикулярного аппарата. Произношение звуков. Специальные        

Упражнения для работы над правильным произношением звуков.

Интонация. Работа над интонацией. Громкость голоса. Роль звукоизвлечения,

Интонации, громкости голоса в выразительном чтении.

     4. Работа над юмористическими произведениями.  Чтение наизусть стихов Ю. Т,      

          Е. Веселовской, А. Босаева, А. Барто, К.Чуковского, Н. Михалкова;  рассказов

             М.М. Зощенко, Н.Н. Носова и др.

5. Патриотическая лирика.  Чтение стихотворений,  посвященных  освобождению            Брянщины     от немецко – фашистских захватчиков, Великой

Отечественной войне, Дню защитника Отечества.

 6. Постановка театрализованных представлений. Постановка по произведениям                      А.К. Толстого и   Н. Носова..        

                         План работы:

                                      1. Изучение произведения.

        2. Разбор характеров персонажей.

        3. Репетиция сцен.

        4. Прогон.

        5. Итоговый показ.

       7. Подготовка литературно – музыкальных композиций, детских праздников.

           Подготовка праздников: праздник осени, праздник  мамам, праздник цветов и      

  т.д.

Литературно – музыкальные композиции проводятся по сценариям.

       8. Занятия включают обучение выразительному чтению В качестве литературных          

        источников используются произведения следующих авторов: А.С.Пушкин  

     «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Зимнее утро», «Зимняя        

        дорога», Ф.И.Тютчев стихи о природе, произведения К.Чуковского, С.Маршака,Э.Успенского и др.

         

       

                Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения члены групп должны приобрести умение элементарно разбирать литературное произведение: выявлять смысл ( сущность) изображенных автором явлений, художественное значение отдельных деталей описания, образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения, ее развития, цель чтения как произведения в целом, так и его отдельных частей (исполнительской задачи).

Дети приучаются в соответствии с описанием автора, возможно, ярче и конкретнее представить себе явления жизни, изображенные в произведении, овладевают умением логически правильно и четко передать в своем чтении мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст). Одновременно у членов кружка воспитывается умение разбираться в качестве чтения своих товарищей.

В последующие годы у кружковцев закрепляются полученные навыки и умения, увеличивается их самостоятельность в работе над литературным текстом.

Усложняется разбор произведения, полнее передаются мысли в чтении, оттенки чувств, настроений и намерений, выраженных в словах текста. Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя. Закрепляются и совершенствуются умения слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей ошибки.

Степень проявления самостоятельности  отдельных членов одной группы будет неодинакова, поскольку в нее входят дети различные по развитию и подготовке.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается  содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую воспитанники включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится и отслеживание результатов. Способы и методы определения результативности образовательно – воспитательного процесса весьма разнообразны: передача в чтении своего отношения, своей оценки изображенной автором действительности; выявления жанровых особенностей произведения, стиля автора, образа рассказчика, обсуждения исполнения (развитие умения слышать  ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы или идейную направленность произведения, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу расск4азчика).

Методическое обеспечение программы.

Данной программой предусмотрены различные задания. Помогают в работе  Костюмы, различные плакаты, рисунки, чертежи, выполненные руководителем и самими воспитанниками, требующие от детей аккуратности при самостоятельной работе. Это сделает работу интересной и оригинальной.

Список используемой литературы

1 Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М. : Просвещение, 1986.

3. Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995

4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975

5. Зарецкая Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999

6. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с.

7. Максимова. Русский язык и культура речи.  М., 2001

8. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. – М.: Просвещение. – 1969.

9. Соловьева Н.М., ЗавадскаяТ.Ф. Выразительное чтение в 4 – 8 классах. – М.:        

    Просвещение. – 1983.

10.  Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. –      

      М.: Наука. – 2001

11.  Ханин М.И. Практикум по культуре речи. СПб., 2002

12.  http // www. yandex. ru /

 

 

 

Тематический план

Работы объединения « Художественное чтение»

     

  1 год обучения

                 

                 Педагог__Рябова Л. В.

п/п

Раздел программы,

тема занятия

Дата проведения

Количество часов

Примечание

 1.

Комплектование группы.

4 ч.

 2.

Организационное занятие. Вводный инструктаж. Прослушивание детей.

2 ч.

3.

 Знакомство с программой кружка.   Инструктаж на рабочем месте.

 

2 ч.

 4.

Стихи, посвященные Дню учителя.

 

 10 ч.

Стихи, посвященные Дню учителя.

2ч.

Распределение стихов.

2ч.

Работа над выразительность чтения.

2ч.

Работа над разучиванием и выразительным чтением стихов.

 

Участие в праздничном концерте, посвященном Дню учителя.

2ч.

 5.

Подготовка детского праздника «Золотая волшебница осень»

16 ч.

Знакомство со сценарием. Коллективное прочтение сценария. Распределение ролей.

2ч.

Выразительное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень»

Индивидуальное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень»

Индивидуальное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень»

Репетиция праздника «Золотая волшебница осень»

Репетиция праздника «Золотая волшебница осень»

Репетиция праздника «Золотая волшебница осень»

Выступление перед одноклассниками.

 6.

Роль мимики, жестов в выразительном чтении.  

 

 8 ч.

Роль мимики в выразительном чтении

Жесты в выразительном чтении

Воссоздающее и творческое воображение.

Роль мимики и жестов в выразительном чтении.

Постановка артикулярного аппарата.

 10ч

Постановка артикулярного аппарата.

Техника речи. Искусство чтения и дыхания. Голос.

Дикция. Индивидуальная работа над дикцией.

 2ч

Логика чтения. Логическое ударение. Темп. Ритм.

Эмоционально - образная выразительность.

Разучивание стихотворений к Новому году.

   6ч.

Разучивание стихотворений к Новому году.

 Разучивание стихотворений к Новому году.

Участие в Новогоднем празднике.

7.

Работа над юмористическими произведениями.

 

   20ч.

Работа над юмористическими произведениями. Юмор и сатира.

Приемы создания комического.

Работа над выразительностью чтения  юмористических стихотв.

Работа над выразительностью чтения  юмористических стихотвор.

Работа над выразительностью чтения  юмористических стихотвор.

Работа над выразительностью чтения  юмористических стихотвор

Работа над выразительностью чтения  юмористических стихотвор

Работа над выразительностью чтения  юмористических  рассказов.

Работа над выразительностью чтения  юмористических  рассказов.

Работа над выразительностью чтения  юмористических  рассказов

8.

 Сценки из школьной жизни

6ч.

Сценки из школьной жизни

2ч.

Инсценирование миниатюр на школьную тематику.

Выступление на школьной сцене.

9.

  Сценки из армейской жизни .

 6 ч.

  Сценки из армейской жизни ролей. Распределение ролей.

 2ч

 Инсценирование  сценок  из армейской жизни.

Инсценирование  сценок  из армейской жизни. Выступление перед одноклассниками.

10

 Патриотическая лирика.

10ч        

Патриотическая лирика.

Работа над выразительным чтением  стихотв., относящихся к патриотической лирике.

Работа над выразительным чтением  стихотв., относящихся к патриотической лирике.

Разучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отечества.

Продолжение работы  над  выразительным чтением стихотворений, посвященных Дню защитника Отечества.

2ч    

 Выступление перед одноклассниками.  

11

Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино»

 8ч

Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино».

Коллективное прочтение. Распределение ролей.

Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино».

Индивидуальное прочтение по ролям. Обсуждение костюмов, декораций.  

Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино».

Коллективный просмотр.

Выступление на школьной сцене

12

Литературно – музыкальная композиция ко Дню победы «Цветы и порох»

14ч 

Знакомство  со сценарием. Коллективное прочтение сценария. Распределение ролей.

 Выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох»

Индивидуальное выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох»

 13.

Индивидуальное выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох»

Инсценирование  литературно-художественной композиции, посвященной  Дню Победы «Цветы и порох»

Инсценирование  литературно-художественной композиции, посвященной  Дню Победы «Цветы и порох»

Выступление перед  ветеранами.

14

Инсценирование   сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха»

14ч

 Коллективное прочтение сказки.  Распределение ролей.  

 Индивидуальное прочтение сказки. Обсуждение костюмов, декораций.  

 

Инсценирование  сказки К.И. Чуковского «Муха– Цокотуха»

Инсценирование  сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха» Коллективный просмотр.

Инсценирование  сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха»

Коллективный просмотр.

Выступление на школьной сцене.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественно-эстетического направления "Маленький мастер"

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, презентация. Программа успешно реализуется в 1 классе....

Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"

Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...

рабочая программа кружка "Художественное творчество в дизайне"

Рабочая программа  кружка "Художественное творчество в дизайне" сдержит тематическое планирование...

Разработка занятия кружка "Художественное чтение"

Разработка поможет научить детей анализу стихотворения и выразительному чтению....

Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания "Искусница"

Дополнительная общеобразовательная программа  кружка художественного вязания «Искусница» представляет собой трёхгодичный курс обучения основам художественного вязания и направлена на гармоничное ...

Рабочая программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса"

Программа кружка художественной самодеятельности «Алые паруса» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного  образования.    ...

Программа кружка "Художественное чтение"

Кружок "Художественное слово" для учащихся 8 -9 классов рассчитан на 72 часа...