Урок «А.П.Чехов. «Каштанка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок литературы в 6 классе по теме: «А.П.Чехов. «Каштанка». Любовь и привязанность в рассказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnyy_urok.kashtanka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.П.Чехов. «Каштанка».

Чувство любви и привязанности в рассказе.

Цели: 1.Раскрыть глубокий нравственный смысл рассказа «Каштанка»; расширить представление учащихся о комическом.

  2.Развивать умение анализировать текст рассказа; продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст; расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным, способствовать развитию гуманистического мировоззрения учащихся.

Тип урока: урок изучения художественного произведения (восприятия художественного произведения и углублённой работы над текстом).

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: метод творческого чтения (выразительное чтение, художественное рассказывание), эвристический метод (эвристическая беседа), репродуктивный метод (рассказ учителя).

Оборудование: текст произведения, портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведению.

Литература:

  1. В мире литературы. 5 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Кутузов А.Г. - М.:Просвещение,2006.
  2. Донская Н.А., Жаринов Е.В.. Современная школьная энциклопедия. Русская литература. - М.:РОСМЭН,2008.
  3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. - М.:Просвещение,2002.
  4. Литература. 5 класс. Поурочные планы по программе Кутузова А.Г./сост. Серегина Л.М.-Волгоград: Учитель,2006.
  5. Материалы к уроку «Изучение творчества А.П. Чехова в школе»//www.1September.ru
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.:ЭЛПИС,2005.

План урока:

1.Оргмомент (1 мин)

2.Актуализация знаний (7-10мин)

2.Работа над содержанием рассказа (20-25 мин)

3.Инструктаж по домашнему заданию (2мин)

4.Выставление оценок (1 мин)

Ход Урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

1.Оргмомент(1 мин)

2.Актуализация знаний(7-10 мин)

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Как ваше настроение? Рабочее?

На том занятии мы начали знакомиться с творчеством А.П.Чехова.

- Что вы запомнили из его биографии?

- Какими псевдонимами он подписывал свои работы?

- Хорошо. Молодцы.

А сейчас хочу загадать вам загадку:

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

-Правильно! Сегодня мы рассмотрим ещё один замечательный рассказ А.П.Чехова, мимо которого, пожалуй, не проходит никто. Само имя героини этого произведения вызывает яркие впечатления. Я веду речь о «Каштанке». По рассказу поставлен спектакль и снят кинофильм.  Он  участвовал в 45 различных театральных фестивалях, в 2003 году получил премию «Золотая маска». Фильм снят в 1926 году.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Вам было смешно, весело, грустно?

- Давайте вспомним содержание рассказа и обратимся к тексту.

- Да!

- Сначала он не собирался становиться писателем. Поступил на медицинский факультет Московского университета. Был врачом.

- Брат моего брата, Гайка №9, Вспыльчивый человек, Крапива, Антоша Чехонте, Василий Спиридонов и т.д.

- Собака.

-Негодование, жалость, радость от того, что Каштанка вернулась к хозяину.

3.Работа над содержанием рассказа (20-25 мин).

- Какой породы была Каштанка?

- Из-за чего Каштанка потерялась? Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

(с.73)

- Что усиливало несчастье собаки?

Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?(с.72)

 На доске:

Несчастная

Одинокая

Озябшая

Голодная

 - Но дальше начинается новая жизнь Каштанки. Вспомните, в чей дом она попала?

-Как к ней отнёсся незнакомец? Докажите текстом.(с.75)

-  Несмотря на то, что Каштанке было так сыто, тепло, уютно в новом доме, кого она вспомнила, засыпая на своём матрасике? Прочитайте.(с.76)

- Как к Каштанке относились прежние хозяева?

- Ребята, хорошо ли поступает Федюшка?

- Надеюсь, вы сами так не делаете?

- Какая собака может тосковать о своих хозяевах, которые не любили её?

На доске

Верная

Преданная

- С кем познакомилась Каштанка в доме незнакомца?

 - Что делали эти животные в квартире незнакомца?

- Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке?

- Чему обучилась собака в доме дрессировщика? Какое качество не раз подчёркивал учитель?

На доске

Способная

Талантливая

Умная

-Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать, предугадывать изменения погоды, природные катаклизмы, плохие события, происходящие в доме. Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью? Кто был «этот чужой», которого не было видно, нельзя было укусить, так как он не имел формы?

-За кем пришла смерть? Из-за чего умер гусь?

- Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на представлении.

Последняя глава называется «Неудачный дебют». Объясните значение слова «дебют».

- Чем закончилось выступление Каштанки, мы прочитаем по ролям.

Распределение ролей, определение тембра, темпа, интонации голоса автора, Федюшки, Луки Александрыча.(с.93)

- Какие чувства вызвал у вас конец этой истории? Хотелось бы вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? А почему?

-Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?

На доске:

Собака помнит, кто её кормит.

В гостях хорошо, а дома лучше.

От учителя наука.

У голодного хлеб на уме.

- Есть ли в этом рассказе комическое? Я напомню вам, что комическое – это несоответствие, и оно не всегда вызывает смех.  

- Какие еще сочетания можете привести в качестве примера?

- Что же хотел сказать Чехов этим рассказом?

- Итак, ребята, А.П.Чехов «очеловечивает» животных, говорит о серьёзных проблемах человеческого общества: о «естественности бытия», о верности, преданности, о том, что смысл жизни определяется не славой, сытостью и благополучием, а внутренним чувством. Такой приём, когда образами животных решаются человеческие проблемы, называется зоологизацией. 

Давайте запишем новый термин в тетрадь.

Зоологизация – худ. приём раскрытия проблемы человеческого общества, черт человеческого характера через образы животных.

- Какие еще произведения А.П.Чехова вы знаете?

- 29 января классику русской литературы исполнилось бы 150 лет.

Его произведения остаются актуальными и сейчас, потому что в них говориться об общечеловеческих ценностях.

Рекомендую вам прочитать и другие произведения А.П.Чехова.

-  Такса, бульдог, овчарка немецкая, пудель и др.

- Каштанка – помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу.

- Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку и ей захотелось убежать с этой улицы. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно.

- Голод и холод.

- Дрессировщика

- Пожалел и приютил у себя.

- Луку Александрыча, его сына Федюшку.

-Федюшка заставлял ходить на задних лапах, давал ей понюхать табаку, вытаскивал из желудка проглоченный кусочек мяса.

-Нет. Так поступать нельзя с животными. Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Нет.

- Верная, преданная

- Гусь – Иван Иваныч, кот – Федор Тимофеевич

- Они жили у него, были его «артистами».

- Тетка.

- «Талант! Талант!»

- Смерть.

- Гусь умер из-за того, что ему на лапку наступила лошадь в цирке.

- Дебют – это первое или пробное выступление на сцене.

- Комическое в том, что у животных человеческие имена, а у хозяина имени нет; животные делают «пирамиду». Клоун он веселит публику этими несоответствиями, у него даже лицо не свое – грустное веселье!  Такой худ. приём, когда сочетаются противоречивые понятия, называется оксюморон.

- Живой труп, красноречивое молчание и др.

- Нельзя в жизни «теряться». Надо иметь своё естественное место, где тебе хорошо. Главное в жизни – это душевное тепло. Эту мысль А.П.Чехов выразил прекрасным образом Каштанки, придав ей глубокие переживания и лучшие человеческие черты.

- «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Крыжовник» и др.

4. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

 Задание на дом: составить  короткий рассказ от имени дрессировщика с момента встречи его с Каштанкой.        

5.Выставление оценок (1-2 мин)

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Чехова "Каштанка"

Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"...

Урок А. П. Чехов "О любви"

Активизации  познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частн...

Визуальное сопровождение к уроку "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".

Данная работа представлена в виде презентации с использованием программы PowerPoint 2010....

Урок по литературе в 5 классе Антон Павлович Чехов "Каштанка"

Конспект урока в 5 классе ( по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой)....

Конспект урока - Антон Павлович Чехов "Смерть чиновника"

Может использоваться учителями литературы при изучении творчества Чехова в 9 классах....

Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Конспект урока в 8 классе.Цели:  расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...

Открытый урок по литературе Чехов Хамелеон 7 класс

Открытый урок по литературе Чехов Хамелеон 7 класс...