КТП уроков русской литературы в 7 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Басырова Ильхамия Хайдеровна

Методические рекомендации коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_lit.gotov_.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Тип урока

Содержание учебного материала

Виды работ

Результаты образования

Способы и нормы оценки достижения результатов

Учебно-метод. и информационное обеспечение

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Комбин-ный

Слово учителя об изображении человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

    Лекция, беседа, работа с книгой,    

Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного;

владеть различными видами пересказа

-

Устное народное творчество

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Комбин-ный

О предании как поэтической автобиографии народа. Исторические события в преданиях

        Лекция, беседа, работа с книгой,      

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

-

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

Комбин-ный

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

          Лекция, беседа, работа с книгой,    

- Работа по анализу текста

Видео запись былины

Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка, своеобразие былины. «Калевала»-карело-финский эпос.

1

Урок изложения нов. мат.

Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка, своеобразие былины. «Калевала»-карело-финский эпос.

 Ответы на вопросы

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Пословицы и поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

1

Урок изложения нов. мат.

Пословицы и поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

      Лекция, беседа, работа с книгой,      

Творч. работа по пословице

Знать: образную природу словесного искусства.

Пословицы и поговорки и их значения

Древнерусская литература

. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге

1

Комбин-ный

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет»

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: основы   христианской морали

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

 

Индивидуальная творческая работа

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Комбин-ный

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: основы   христианской морали

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1 . Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

1

Урок развития речи

Работа по подготовке к сочинению

- Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением

.Уметь самостоятельно делать выводы , строить рассуждения на нравственно-этические темы

Индивидуальная творческая работа

Дидактические материалы для 7  кл. «Читаем, думаем, спорим»

Литература XVIII века

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской 1науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению

1

Урок изложения нов. мат.

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Чтение наизусть произведения

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Дидактические материалы для 7  кл. «Читаем, думаем, спорим»

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1

Комбин-ный

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

    Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание  _

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Русская литература XIX века

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению

1

Комбин-ный

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению

Подготовка презентации

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: самостоятельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

1

Комбин-ный

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

     Лекция, беседа, работа с книгой, проблемные задания

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Чтение наизусть произведения

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов

1

Комбин-ный

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов

Индив-ые сообщения

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Работа по анализу текста

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

1

Комбин-ный

Развития речи

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Самостоятельная работа над сочинением

- Уметь: выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

Работа по анализу текста

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Комбин-ный

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Знание текста  повести

Сочинение

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1

Комбин-ный

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Лекция, беседа ,

проблемные задания

Знать: содержание поэмы; нравственную проблем тику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.

Обучение выразительному чтению

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора

1

Урок изложения нов. мат.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

Подготовка презентации

Творческое задание

Работа по анализу текста

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Дидактические материалы для 7  кл. «Читаем, думаем, спорим»

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению

1

Комбин-ный

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

   Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Обучение выразительному чтению

Чтение наизусть произведения

Контрольная работа по творчс ству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование)

1

Урок-контроль знаний

Контрольная работа  

Самостоятельная работа над заданиями

Индивидуальная контрольная работа

Н. В. Гоголь. Слово о писате ле. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик     I Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность     | боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

1

Урок изложения нов. мат.

Н. В. Гоголь. Слово о писате ле. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик     I Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность     | боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

Индив. сообщения Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

1

Комбин-ный

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

Лекция ,беседа,работа скнигой,знание текста  

Работа по анализу образа героя произведения

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")»                             |

1

Развитие речи

|

Работа по подготовке к сочинению

Самостоятельная работа над сочинением

Уметь: выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

Индивидуальная творческая работа

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа

1

Комбин-ный

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Пересказ текста

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Дидактические материалы для 7  кл. «Читаем, думаем, спорим»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1

Развития речи

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Выразит. чтение стих-ия наизусть

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

Текст, выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

Чтение наизусть произведения

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Дидактические материалы для 7  кл. «Читаем, думаем, спорим»

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1

Урок изложения нов. мат.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Подготовка презентации

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Обучение выразительному чтению

Работа по анализу текста

Портрет, иллюстрации к произведениям

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению

1

Комбин-ный

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Чтение наизусть произведения

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

1

Комбин-ный

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

Аналитическая беседа, Творческое задание

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику,

 уметь делать выводы по прочитанному

Работа по анализу текста

М. Е. Салтыков -Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

1

Комбин-ный

М. Е. Салтыков -Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  Проблемные индивидуальные задания

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста, вопросы и задания

-

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

1

Комбин-ный

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Творческое задание

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках,

составлять рассуждения о сильных мира сего

Работа по анализу текста

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Аудио запись сказок

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова- Щедрина»

1

Урок-игра

Литературный ринг-игра

Творческое задание анализ эпизода

Знать: нравственную проблематик упроизведений; владеть различными видами пересказа, Уметь: сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Урок изложения нов. мат.

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста

-

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

Комбин-ный

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Проблемные индивидуальные задания

Работа по анализу текста, образа главного героя

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

1

Урок изложения нов. мат.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику,

 уметь делать выводы по прочитанному

Работа по анализу текста

Портрет, иллюстрации к произведениям

И. А, Бунин, «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н„ Толстого и И, А. Бунина»

1

Комбин-ный

И. А, Бунин, «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н„ Толстого и И, А. Бунина»

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Творческое задание

Уметь: выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

Работа по анализу текста, проблемные задания

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

А. П. Ч е х о в. Слово о писателе» «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

1

Комбин-ный

А. П. Ч е х о в. Слово о писателе» «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Аналитическая беседа по произведению

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире

1

Комбин-ный

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире

Проблемные индивидуальные задания

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Работа по анализу текста, проблемные задания

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

1

Комбин-ный

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Работа по анализу текста, проблемные задания

Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

Комбин-ный

Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Проблемные индивидуальные задания

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Аналитическая беседа по произведению

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о и. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Б у н и н. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

1

Комбин-ный

Урок-концерт

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о и. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Б у н и н. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст, выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

.

Чтение наизусть произведения

Аудио запись произведений

Литература XX века

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1

Комбин-ный

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста, проблемные задания

Портрет, иллюстрации к произведениям

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1

Комбин-ный

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

Аналитическая беседа, Творческое задание

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя

1

Урок-практикум

Обучение анализу эпизода

Проблемные индивидуальные задания

Уметь: выбрать жанр,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать написанное.

Индивидуальная творческая работа

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

Комбин-ный

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Проблемные индивидуальные задания

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Анализ образа

В. В. Маяковский. Слово о      поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Урок изложения нов. мат.

В. В. Маяковский. Слово о      поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.        | Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Обучение выразительному чтению

вопросы и задания

Аудио запись произведений Портрет, иллюстрации к произведениям

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1

Комбин-ный

Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и      \ тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм    ] и сочувствие ко всему

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

. Обучение выразительному чтению

вопросы и задания

Л. Н. А н д р е е в. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и * бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения    \

1

Комбин-ный

Урок

Сострадание и * бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения  

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Работа по анализу текста, проблемные задания

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

  !

1

Урок изложения нов. мат.

 «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Портрет, иллюстрации к произведениям

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова

1

Комбин-ный

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова

Проблемные индивидуальные задания

вопросы и задания

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

1

Развитие речи

Работа по подготовке к сочинению

Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением

Уметь: выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

редактировать на писанное.

Индивидуальная творческая работа

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

. Обучение выразительному чтению

Чтение наизусть произведения

Портрет, иллюстрации к произведениям

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Урок - контроль

Контрольная работа.

Контрольное  задание: анализ эпизода

контрольная работа

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

Комбин-ный

Урок-концерт

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Индивидуальная творческая работа

Аудио запись произведений

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «0 чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади»

1

Урок изложения нов. мат.

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «0 чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа,

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста,

Работа по анализу текста, проблемные задания

Портрет, иллюстрации к произведениям

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Творческое задание

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Уметь: выбрать жанр сочинения,

составить план,

сформулировать идею, подобрать цитатный материал,

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1

Комбин-ный

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

вопросы и задания

Портрет, иллюстрации к произведениям

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

1

Комбин-ный

Урок-концерт                                              

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

. Обучение выразительному чтению

Чтение наизусть произведения

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

 «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

. Обучение выразительному чтению

Аудио запись произведений

Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику

Работа по анализу текста, проблемные задания

Портрет, иллюстрации к произведениям

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и       * грустное в рассказах писателя

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и       * грустное в рассказах писателя

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  Творческое задание

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь:сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

вопросы и задания

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1

Урок-концерт

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Чтение наизусть произведения

Аудио запись произведений

Зарубежная литература

Из литературы народов России. Расул Гамзатов.» Опять за спиною родная земля…»,» Я вновь пришел сюда и сам не верю…». Особенности произведений поэта.

1

Комбин-ный

Из литературы народов России. Расул Гамзатов.» Опять за спиною родная земля…»,» Я вновь пришел сюда и сам не верю…». Особенности произведений поэта.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Чтение наизусть произведения

Аудио запись произведений

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

1

Урок изложения нов. мат.

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Знать: нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста,

Работа по анализу текста, проблемные задания

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

1

Комбин-ный

Урок изложения нов. мат.

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Портрет, иллюстрации к произведениям

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

1

Комбин-ный

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Выразительное чтение, , творческое задание

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический

текст.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Комбин-ный

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри.. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Аналитическая беседа, Творческое задание

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: выделять смысловые части художественного

текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Работа по анализу текста, проблемные задания

Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

1

Комбин-ный

Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста  

вопросы и задания

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

1

Комбин-ный

Обобщение изученного за год. Итоги года и задание на лето

Обобщить изученное

Обобщение , подведение итогов

Комбин.

                                                                     

                                                                                        Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008).

Программа  разработана для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в2ч. – М.:Просвещение, 2008.

               План рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю.

               Срок реализации 2013-2014 учебный год

.       

          Цель изучения предмета литературы- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической  и    

   зарубежной лит-ры, ознакомление учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими  

   художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими  высокие  

   нравственные чувства.

         Результатом обучения лит-ре является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои  

   суждения в процессе анализа.

        Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

-итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося., теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

        Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление0; мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

        Учащиеся должны уметь:

-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

-комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

-определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведений;

-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

-выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

-осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

Видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

-находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

-выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

-сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

        

           Список литературы:

                   Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в2ч. – М.:Просвещение, 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 7 класс: Дидактические материалы по литературе. – М.:Просвещение, 2006.
  3. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM/ Сост.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.:Просвещение, 2003.

                         Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С.. Коровин В.И. Литература6 7 класс: Методические советы. – М.: Прсвещение, 2008.
  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.
  5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.
  6. Турьянская Б.И. и д. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....