Любовь... Это чудо или "глупость"?
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока по сказке О.Уайлда "Соловей и роза" (2 часа). 5 класс.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov._eto_chudo_ili_glupost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь… Это чудо или «глупость»?
(урок по сказке О. Уайлда «Соловей и роза»), 2 часа

Текст сказки прочитан дома, разобраны незнакомые слова, толкование незнакомых слов в тетради, переписаны с заранее подготовленного учителем листа на стенде.

Учитель: Сегодня мы прикоснемся к тайне… тайне любви. Что такое любовь? Глупость или чудо? Как рождается любовь? Какое сердце может любить? Ответить на эти вопросы нам поможет сказка О. Уайлда “Соловей и роза”. Очень красивая сказка.

Тайна. Чтобы открылась сказка, мы должны найти ключи.

  1. Первый ключ – толкование незнакомых слов.

Сéтовать (книжн.)  - жаловаться, скорбеть. Пример: сетовать на невзгоды

Философия – 1. Одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Изумруд – драгоценный камень ярко-зеленого цвета.

Опал – минерал, бледный стекловидный камень, некоторые сорта которого считаются драгоценными.

Гранат – полудрагоценный камень преимущественно темно-красного цвета.

Упал ничком – лицом вниз

Таинство – обряд (крещение, причащение), который по церковным вероучениям сообщает верующим особую благодать

Сирена – 1. В греческой мифологии: морское существо в образе птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в гибельные места.

Кораллы – 1. Морское неподвижное животное, живущее большими группами на скалах. 2. ярко-красны, розовый или белый камень, являющийся известковым отложением этих животных. Пр.: бусы из кораллов. Коралловое ожерелье. Коралловые губы (ярко-красные).

Ладан – ароматическая смола, употребляющаяся для курения при богослужении. Пр.: дышать на ладан (перен.) – быть при смерти.

Колесница – в старину: большой длинный колесный экипаж. Боевая колесница (у древних греков и римлян)

Виртуозность, искренность 

  1. Чтение сказки

Учитель: Сказка о любви. А что такое любовь?

Ученик: Любовь для соловья – чудо. “Она драгоценнее изумруда и прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке, ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото”.

Любовь для студента – глупость. В ей и на половину нет той пользы, что есть в логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное”.

Учитель: Почему? Что мы знаем о студенте? О соловье?

Ученик: студент влюблен в дочку профессора. Принц дает бал. Если студент принесет возлюбленной красную розу, она будет танцевать с ним до рассвета, но у студента нет красной розы. И студент – умный студент. “Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все тайны философии, - а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет этой красной розы”.

А соловей каждую ночь воспевает возлюбленного, любовь и вот увидел впервые влюбленного, хотя рассказывает о нем звездам каждую ночь.

Соловей – певец любви.

Учитель: Соловей – певец любви.  И сердце соловья - _________ поэзии. Посмотрите, как описывает соловей внешность студента. “Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделала его лицо бледным, слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело”.

А что придает поэтичность этому описанию? Сравнения. Книжные слова – скорбь, чело, краткие прилагательные. Попробуем убрать сравнения, и заменить слова и поэтичность сотрется, как мел с доски мокрой тряпкой.

Его волосы темные, его губы красные, страсть сделала его лицо бледным, и горе наложило печать на его лоб.

Такое описание вызывает смех. Вот что делают волшебные слова (сравнение, книжная лексика, краткие формы, фразеологизм). Они словно волшебная палочка превращаю тыкву в замечательную карету.

Учитель: Первая встреча соловья и студента. Каким соловей (или мы) увидели студента? Какие слова использует писатель?

Ученик: воскликнул, продолжал сетовать, прекрасные глаза наполнились слезами, “жизнь моя разбита), мечтает о возлюбленной, т.е. поет песню о своей любви, сердце мое разорвется от горя, упал ничком, закрыл лицо руками и заплакал.

Учитель: Любит студент. Вы верите? Студент верит. Почему?

Ученик: 1) студент красив, вспомним описание внешности, а соловей очень тонко чувствует жизнь, прекрасное; красивый юноша плачет, о чем? О любви, а соловей

2) сам верит в любовь, поет об этом звездам. Соловей хочет помочь.

А мы сомневаемся в любви студента. Почему? Ведь он так красиво плачет.

Если мнения ребят разошлись, учитель говорит: “Я не верю в любовь студента. Во-первых, что он любит девушку, о которой плачет. Во-вторых, что он вообще может любить, т.е. его сердце способно любить.

Как вы думаете, почему?

Ученик: 1) когда студент пришел к себе домой, то “лег на узкую койку и стал думать о своей любви; вскоре он погрузился в сон”.

Учитель: А вспомним Андерсена “Принцесса на горошине”. Почему она не спала, горошина под перинами мешала или любовь в сердце? Да и вы если что-то вас потрясло (книга, фильм, не говоря о девушке), то долго не можете уснуть.

2) сердце студента не умеет чувствовать так же, как сердце соловья.

Учитель: вспомним сказку Андерсена “Соловей”. Соловей спас жизнь, смерть испугалась и отступила. А как реагирует студент на песнь соловья? И какую песню!

Пение его напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина.

А что студент? Его действия?

Когда соловей закончил петь, студент поднялся с травы (плакать перестал, когда многие от восторга плачут), вынул из кармана карандаш и записную книжку, чтобы запечатлеть свои умные мысли.

Он не понял того, что говорил ему соловей.

3) после отказа легко утешился. Без слез.

4) самое страшное, что куст красной розы погиб под окном студента, потому что он не подарил тепло и заботы. Не увидел, не почувствовал боль страдающего рядом растения.

Учитель: А почему не увидел, как гибнет роза? Любит ли студент жизнь?

Ученик: Да. “Жизнь мила каждому!” Но какую жизнь любит студент? Только то, что несет пользу, то, что практично.

Но какая польза от розы под окном? в благоухании боярышника, в синих колокольчиках?  

Учитель: Почему соловей жертвует жизнью, чтобы расцвела красная роза? Он, может, не любил жизнь?

Ученик: Соловей любил жизнь. “Жизнь мила каждому!”

Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в золотой колеснице и луною в колеснице из жемчуга... Но любовь дороже жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем.

Учитель: Последняя песня соловья (песня о любви, о зарождении любви) о чем она?

Учитель: Соловей погиб. Роза расцвела. Почему не приняла ее девушка?

Ученик: Каменья куда дороже цветов. Серебряные пряжки к туфлям весят больше в глазах девушки. И, если она рассуждает так, то в ее сердце не расцветет роза любви, такой любви, о которой пел соловей.

Учитель: Студенту роза не нужна. Он бросил ее, и ее раздавило колесом телеги. Напрасно пел соловей о великой любви.

Ученик: Расцвела роза, которая подарила любовь, красоту утреннему ветру, ветер подхватил эхо и трель соловья разбудила спавших пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, и те отдали ее морю.

И мы услышали песню соловья. Услышали ли?

О песне соловья студент сказал: “Много виртуозности, и ни капли искренности”.

Как вы понимаете эти слова? Что такое искренность? Выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. Соловей верил в любовь и заплатил жизнью во имя любви.

А студент искренен ли? Что позволяет в этом усомниться?

“Запыленная книга”.

Говорит о книгах, философии, а книги читает редко. Так редко, что успевают они запылиться. Поет о любви, упрекает в неблагодарности девушку, сам бросает розу. А соловей просил лишь об одной награде, о верности любви.

О какой награде просил соловей? Прочитать. Был ли благодарным студент?

Постараемся же мы быть благодарными и оставаться верными в любви, к дому, семье, друзьям, отечеству.

Иллюстрация в книге. Художник Сухарев В. Иллюстрация.

Красная роза, зеленый стебель, трава, где лежит погибший соловей, остальное все мрачное.

Как идею сказки передал художник? Мир серый мрачный без любви, песня соловья зажгла розу (любовь), а она дарит красоту миру, делает его ярким, наполняет красками.

Почему желтая трава? Соловей на зелено-желтой траве с шипом в груди. Шип, как ночи, желтая трава, как свет, который гибель (жертва) соловья подарила людям.

Соловей погиб, но краски яркие: красный, зеленый, желтый. Почему не черный или серый? Погиб во имя любви.

Д/з: 1) выразительное чтение отрывка от “Посреди зеленой лужайки” и до “он пронесся над садом, как тень”

2) наизусть слова о любви. Уметь писать без ошибок по памяти (связь с русским языком)

3) Задание: вспомни волшебные слова

на доске – цитаты из текста, пропущены сравнения, эпитеты. Задача – вспомнить и дописать (книги закрыты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Сочинение "Любовь,чудо творящая.."

Материал к уроку  о вдове генерала Тучкова. участника Бородинского сражения...

"Только любовь способна на чудо!" (Л.С. Петрушевская "Сказка о часах"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов разработано с использованием технологии развития критического мышления....

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...

конспект классного часа "Любовь.. Любовь? Любовь!"

В ходе беседы с подростками освещена тема любви, проведена параллель и выявлены отличия любви и физического влечения....