Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе по УМК В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_lit._7_kl.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 лицей №1 г. Усмани Липецкой области                                                             им. Героя Советского Союза Б.А. Котова

  РАССМОТРЕНА                                                            УТВЕРЖДЕНО                              

  НМС лицея                                                            приказом лицея от _____ 2014 г. № ___  

  протокол от _____ 2014 г. № ___                        Директор лицея                 Э.В. Елфимова   

Рабочая программа

по предмету

«Литература»

7-в  класс

(расширенное изучение математики)

на 2014-2015 учебный год

Составила

Бурых И.М.,

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цель: формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико- литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

                 Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы даёт возможность приобщить учащихся к истории и культуре родного края, привить чувство патриотизма.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

Федеральный уровень 

1. «Об образовании в Российской Федерации» / Федеральный закон от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23 июля 2013 года).

2. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской

Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 24 января 2012

года № 39.

3. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской

Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 января 2012

года № 69.

4. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные

учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования, утверждѐнные приказом Минобранауки РФ от 9 марта

2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных

учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 1 февраля 2012 года № 74.

5. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ

от 26 декабря 2013 года № 1400 (ред. от 15 мая 2014 года) (Зарегистрировано в Минюсте

России 3 февраля 2014 года № 31205.

6. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам основного общего образования» / Приказ Минобрнауки

России от 25 декабря 2013 года № 1394 (ред. от 15 мая 2014 года) (Зарегистрировано в

Минюсте России 3 февраля 2014 года № 31206).

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях» / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года № 85.

8. «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года № 1047.

9. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253.

10. «О федеральном перечне учебников» / Письмо Департамента государственной

политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 года № 08-548.

11. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего

общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18 октября

2013 года № 544-н) /Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 года № 30550/.

12. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

(Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015) (Зарегистрировано в Минюсте

России 1 октября 2013 года № 30067).

13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

14. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащѐнности учебного процесса и оборудования учебных помещений» / Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года № 986.

15. Примерные программы по учебным предметам. Литература.5 – 9 классы. – 2-е

изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. Данные программы являются примерными,

служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников: основные

принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность

изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах.

Рабочая программа составляется учителем для каждого класса (или ступени обучения) на

основе примерной и авторской программ.

Региональный уровень

1. «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой

области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» /

Приказ УОиН Липецкой области от 23 апреля 2014 г. № 385.

2. «О примерном положении, о структуре, порядке разработки и утверждения

рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного

учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» / Письмо

УОиН Липецкой области от 26 октября 2009 г. № 3499.

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.09.2008 г. №03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия

 А.И. Солженицына в образовательных учреждениях».

Лицейский уровень

1. Образовательная программа лицея.

2. Программа развития лицея на 2011-2015 г.г.

3. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ, учебных курсов, предметов, дисциплин  (модулей) лицея №1 г. Усмани.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

            Данная рабочая программа по литературе создана на основе Примерной программы основного образования по литературе (базовый уровень) и программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень). М.: Просвещение, 2012.

Обоснование выбора программы

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.                                                                                                                                                                    В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.                                                                        

Информация о внесённых изменениях в авторскую программу

         В авторскую программу добавлена тема «А.И. Солженицын. «Крохотки» согласно «Методическим рекомендациям по расширению изучения творческого наследия

 А.И. Солженицына в образовательных учреждениях».

Место и роль предмета

            Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Количество учебных часов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и отводит на изучение предмета 2 часа в неделю (70 часов в год).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

1) Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.

2) Языковая компетенция предполагает овладение  нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных  явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями.

3) Культуроведческая компетенция  предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; в том числе с выходом на краеведческий аспект, умение соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.

              Коммуникативная компетенция  реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей и   применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и  публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста.

Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.

             Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).

             Культуроведческая компетенция реализуется на уроках всех типов через

- сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;

 - осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы;

- умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

Формы организации образовательного процесса

- анализ художественного и литературоведческого текста;

- сочинение по литературным произведениям;

-устное высказывание на заданную тему;

-текущий, фронтальный опрос, тематический контроль, самостоятельные работы;

- элементы проектно-исследовательской работы;

-рефераты, доклады на литературоведческие темы.

Технологии обучения

В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно- ориентированное обучение с осуществлением уровневой дифференциации, проблемное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении художественной литературы.

Виды и формы контроля

 - пересказ,

 -анализ эпизода,

- письменные ответы,

- тестирование.

Планируемый уровень подготовки на конец года

К Концу 7 класса учащиеся должны

знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

 уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Информация об использованном учебнике

Учебник Коровиной В.Я. «Литература. 7 класс». В двух частях.- М.: Просвещение, 2010.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание рабочей программы

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Знать назначение уроков литературы.

Уметь извлекать из текста нужную информацию.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.  (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Знать жанры УНТ, специфику преданий.

Уметь осмысленно читать произведения устного народного творчества, анализировать, строить монологические высказывания.

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать специфику  древнерусской литературы, её жанры.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, анализировать текст.

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы и творчества.

Знать выдающихся поэтов 18 века, их творчество и вклад в развитие русской литературы.  

Уметь выразительно читать, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения, Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия).

                                                                                                                                                                       Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны». И. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать  основные факты о жизни и творчестве писателей 19 века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,     И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого,        А.П. Чехова, И.А. Бунина, В.А. Жуковского.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выразительно читать и анализировать стихотворный текст, строить монологическое высказывание, строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Из русской литературы XX века

Максим Горький.  Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев, Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Александр Исаевич Солженицын. «Крохотки»

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать  основные факты о жизни и творчестве писателей 20 века: М.Горького, Л.Н. Андреева,

 В.В. Маяковского,  А.П. Платонова, А.Т. Твардовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой,

К.М. Симонова,  ФА. Абрамова, Е.И. Носова, Ю.П. Казакова, Д.С. Лихачева, А.И. Солженицына, М.М. Зощенко,  А. Вертинского, И. Гоффа, Б. Окуджавы.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выразительно читать и анализировать стихотворный текст, строить монологическое высказывание, строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать (обзорно) творчество зарубежных писателей: Р. Бернса, Дж. Байрона, О. Генри, Р. Брэдбери.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Уроки развития речи

Уроки контроля

Общее количество уроков

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература 18 века

2

5.

Литература 19 века

3

1

30

6.

Литература 20 века

1

24

7.

Зарубежная литература

5

Итого

4

70

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. Коровина, В. Я. Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2009.

2. Коровина, В. Я.  Читаем,  думаем,  спорим… Дидактические  материалы. 7 класс / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я.  Литература.  7  класс  :  метод.  советы / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2004.

4. Кутейникова, Н. Е.  Уроки  литературы  в  7  классе:  кн.  для  учителя / Н. Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2010.

5. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс (в формате МП3).-М.: Просвещение, 2009

Справочная литература

1. Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней… Словарь лексических трудностей художественной литературы.- М.: Былина, 1993.

2. Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2ч./  под ред. Н.Н.Скатова.М.:Просвещение,1998.
3. Русские писатели. Библиографический словарь в 2ч. / редк. Б.Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П.А. Николаев.- М.: Просвещение,1990.

4. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 2002.

Дополнительная литература

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Пословицы и поговорки

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

А.П. Чехов. «Тоска», «Размазня»

А.И. Солженицын. «На родине Есенина», «Дыхание»

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по литературе  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/

12. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

13. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

14. www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

15. www.slovari.ru Электронные словари.

16. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

17. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

18. www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....