Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Макарова Нина Васильевна

Рабочая  программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание основных разделов курса; требования к уровню подготовки выпускников 5 класса; список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» города Горняка Локтевского района Алтайского края

«Рассмотрено» 

Руководитель ШМО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

______________________

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________________________

Приказ №______

 от «___»_______ 2014 г.

Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.) _Литература__

Класс _5б_____________________________

Учитель __Макарова Н.В._______________

Количество часов по программе ___102

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание основных разделов курса; требования к уровню подготовки выпускников 5 класса; список литературы.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

          Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

          Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-                        осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-                        выразительное чтение художественного текста;

-                        различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-                        ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-                        заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-                        анализ и интерпретация произведения;

-                        составление планов и написание отзывов о произведениях;

-                        написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-                        целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

          Цели:

           Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·               воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·               развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·               освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·               овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

          Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

          В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:

-       ориентированная на результат;

-       обучения в сотрудничестве;

-       проектного обучения.

        Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

         Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля - устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

          Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 3 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

 Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты:        знать/понимать        -        перечень

необходимых для усвоения каждым' учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

Успеваемость - 100%. Качество знаний - не менее 70%.

   

Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1

УНТ

9

1

Литература Древней Руси

2

Русская литература ХVIII века

10

Из русской литературы ХIХ века  

29

 6

Русская литература ХХ века.

26

4

Из зарубежной литературы

10

2

Итоговое обобщение

1

1

88

14

Итого уроков

                 102

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Календарные

сроки

Фактические

сроки

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Формы и методы обучения

1.

01.09

Введение. Книга  в  жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1        

Беседа.

Тестирование

Фронтальная

Устное народное творчество

9+1

2.

03.09

Устное народное  творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, чаcтушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

1

Рассказ учителя.

Беседа

Фронтальная

3.

06.09

Обучение сочинению загадки, частушки,  колыбельной  песни.

1

Рассказ учителя.

 Беседа

Фронтальная

4.

08.09

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

5.

10.09

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван царевич, его помощники и противники.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

6.

13.09

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

Обучение чтению.

 Беседа

7.

15.09

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» -  волшебная  сказка героического содержания. Система образов сказки.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

8.

17.09

Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.  Герои сказки в оценке народа.

1

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

9.

20.09

Сказки о животных «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

10.

22.09

Бытовая сказка «Солдатская шинель» Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.

1

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

11.

24.09

Р.р. «Мои любимые народные сказки». Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло в народных сказках».  

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

Древнерусская литература

2

12.

27.09

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

13.

29.09

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и  летописи.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

Русская литература 18 века

10

14.

01.10

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

15.

04.10

Роды и жанры литературы

Урок – практикум

Групповая

16.

06.10

.Вн. чтение. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18в)

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

17.

08.10

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Понятие об аллегории и морали.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Фронтальная

18.

11.10

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

19.

13.10

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 г.  Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Фронтальная

20.

15.10

Урок-конкурс инсценированной басни.

1

Урок- конкурс

Групповая

21.

18.10

В.А.Жуковский. Слово о поэте.  В.А.Жуковский  – сказочник. Сказка «Спящая царевна».  Сюжет и герои.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Фронтальная

22.

20.10

Черты литературной и  народной сказки.  

1

Урок- практикум

Индивидуальная

23.

22.10

В.А.Жуковский.  «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

Литература 19 века

29+6

24.

25.10

А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах  жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Фронтальная

25.

27.10

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как  собирательная картина народных сказок.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

26.

29.10

Урок контроля знаний (письменные ответы или тестирование)

1

Урок контроля

Индивидуальная

27.

10.11

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета  сказки. Противостояние  добрых и злых сил.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

28.

12.11

«Сказка о мертвой царевне…» Система образов сказки.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

29.

15.11

Урок р. речи. Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинских сказок. Народная мораль и нравственность в сказках.

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

30.

17.11

Урок р. речи.  Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей», «Что помогло Елисею в поисках невесты» - в

« Сказке о мертвой царевне…»; «Спящая  царевна» В.А. Жуковского  и «Сказка  о мертвой царевне»  А.С. Пушкина: общность и различие

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

31.

19.11

Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских  сказок.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

32.

22.11

Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица…» как  литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

33.

24.11

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. «Черная курица…»

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

34.

26.11

В.М.Гаршин.  «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

35.

29.11

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.  

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

36.

01.12

Изобразительно-выразительные средства языка  стихотворения  «Бородино». Особенности поэтической интонации стихотворения.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

37.

03.12

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация  народной жизни в повести.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

38.

06.12

Реальность и фантастика  в  повести.«Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.  

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

39.

08.12

Моя любимая повесть из сборника  «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

40.

10.12

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятие об эпитете.     

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

41.

13.12

Вн. чт.  «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический  образ русской женщины.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

42.

15.12

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

Обучение чтению.

Беседа.

Практикум

Индивидуальная

43

17.12

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа 

Фронтальная

44

20.12

Герасим и барыня. Герасим  и Татьяна.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

45.

22.12

Нравственный  облик  Герасима. Протест героя против барыни и её челяди.

1

Обучение чтению.

Беседа

46.

24.12

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

47.

27.12

Урок р. речи. Тургенев –мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму»: «Что воспевает ИС Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима»,«В чем вина и беда барыни?»

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

48.

29.12

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева. (письменные ответы или тест)

1

Урок контроля и

проверки знаний

индивидуальная  

49.

12.01

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному

чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

Рассказ учителя.

Практикум

Индивидуальная

50.

14.01

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как  протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

Рассказ учителя.

 Обучение чтению Фронтальная

51.

17.01

Р.р.   Жилин и Костылин.  Обучение сравнительной характеристики героев.

1

Урок развития

Речи

индивидуальная

52.

19.01

Р.р   Подготовка к  домашнему сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе  «Кавказский пленник».

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

53.

21.01

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»  как  юмористический рассказ.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

54.

24.01

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».  

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

55.

26.01

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

56.

28.01

Урок –концерт. Практикум. Русские поэты  19 века. Лирика Ф.И.Тютчева.

1

Урок- концерт.

Практикум.

Коллективная  

57.

31.01

Стихотворный ритм как средство передачи  чувств и настроений.

1

Практикум

Индивидуальная

58.

02.02

Урок-концерт.  Лирика  А.Н.Плещеева., И.С.Никитина, Майкова, И.З. Сурикова, Кольцова.

1

Урок-концерт

Коллективная

59.

04.02

Урок р. речи. Обучение  домашнему сочинению по анализу  лирического текста. (по  русской поэзии 19 в.)

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

Из литературы 20 века

26+4

60.

07.02

Вн .чт. И.А.Бунин.  Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

61.

09.02

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Вася и его отец, развитие их отношений.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

62.

11.02

Жизнь семьи  Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

63.

14.02

Портрет как средство изображения героев.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

64.

16.02

Р.р Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». Понятие о композиции  литературного произведения.

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

65.

18.02

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести  Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей», «Два отца: Тыбурций и судья»,  «Вася и его отец: от вражды к пониманию»,«Маруся и Соня: два детства»

1

Урок развития

Речи

Индивидуальная

66.

21.02

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях: «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка стихотворений.  

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

67.

25.02

П.П.Бажов. Слово о писателе.  «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

68.

28.02

Образ Хозяйки Медной горы  в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и  сказка.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

69.

02.03

К.Г.Паустовский.  Слово о писателе.  Герои и их поступки  в  сказке «Теплый хлеб».

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

70.

04.03

Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб».  Нравственные уроки сказки.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

71.

07.03

Вн. чт. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях Паустовского.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

72

11.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как  род литературного произведения.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

73

14.03

Положительные и отрицательные герои пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

74

75.

16.03,

18.03

Р.р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по  пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и королева в  пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», « Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев и  народные сказки».

2

Урок развития

Речи

Индивидуальная

76.

30.03

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

77.

01.04

Душевный мир главного героя рассказа Платонова «Никита». Оптимистическое  восприятие окружающего мира.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

78.

04.04

 Урок контроля. Контрольная работа или тест.

1

Урок контроля знаний

Индивидуальная

79.

06.04

В.П.Астафьев. Слово о писателе.  «Васюткино озеро».  Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

80.

08.04

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

81.

11.04

Р.р. Классное сочинение. «Поэтизация  русской природы в литературе 20 века»: С.А. Есенин, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, (по одному произведению). «Какие поступки  сверстников вызывают мое восхищение?» ( по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)

1

Урок развития

Речи

Фронтальная

82.

13.04

Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе : Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем.

1

Урок- концерт

Коллективная

83.

15.04

Русские поэты 20 века о Родине и природе. Прокофьев, Кедрин, Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

84.

18.04

Урок-практикум: анализ лирического произведения.

1

Урок- практикум

Групповая

85.

20.04

Саша Черный. Слово о писателе.  Образы детей в рассказах  «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

86.

22.04

Образы и сюжеты русской классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его  рассказах.

1

Обучение чтению.

Беседа

Фронтальная

87.

25.04

К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

88.

27.04

А.Твардовский. Слово о поэте.   «Рассказ танкиста» -патриотические  подвиги детей в годы Великой Отечественной  войны.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

 Из зарубежной литературы

10+2

89.

29.04

Роберт Стивенсон. Слово о писателе.  «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

90

91

02.05,

06.05

Вн.чт. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»-  произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа  Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

2

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

92..

08.05

Х.К.Андерсен  Слово о писателе.  «Снежная королева»: реальное и фантастическое в   сказке. Кай и Герда.

1

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

 Беседа

Фронтальная

93.

11.05

В поисках Кая.  Друзья и враги Герды.  Внутренняя красота героини.

1

94

95..

13.05,

16.05

Р.р. Наши любимые сказки  Х.К.Андерсена. Подготовка к домашнему  сочинению  по сказкам Андерсена.«Герда против Снежной королевы»,  «Добро и зло в сказках Андерсена»,. «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».

2

Урок развития

Речи

Индивидуальная

96.

18.05

Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

97.

20.05

Вн. чт.Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».   Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

98.

23.05

Вн.чт. Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена.

1

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

99

100

25.05,

27.05

Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о  писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя  рассказа. Становление его характера. Мастерство Лондона в изображении жизни северного  народа.

2

Урок

внеклассного

Чтения

Фронтальная

101.

28.05

Р.Р. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня   литературного развития учащихся.

1

Урок развития

Речи

коллективная

102.

30.05

Задания для летнего чтения.

1

Беседа

Фронтальная

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

          В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  2. владеть различными видами пересказа;
  3. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  4. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Требования к уровню  подготовки учащихся

Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:

—        умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

—        выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

—        осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

—        умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

—        умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

—        умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

—        умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

—        умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

—        умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

—        умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; —        умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

1. Оценка устных ответов. 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

-   знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

-    умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

-   понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

-    знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

-     умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

-    уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка «1» ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала (либо отказывается от ответа), неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

 2. Оценка сочинений. 

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

            Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

·        соответствие работы ученика теме и основной мысли;

·        полнота раскрытия темы;

·        правильность фактического материала;

·        последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

·        разнообразие словаря и грамматического строя речи;

·        стилевое единство и выразительность речи;

·        число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

  Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» 

1.       Содержание работы полностью соответствует теме.

2.       Фактические ошибки отсутствуют.

3.        Содержание излагается последовательно.

4.       Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.       Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

   В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается:

1 орфографическая,

или

1 пунктуационная,

или

1 грамматическая ошибка.

«4» 

1.       Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.       Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.       Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.       Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.       Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

   В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки,

или

1 орфографическая и

3 пунктуационные ошибки,

или

 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки.

«3» 

1.       В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.       Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.       Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.       Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.       Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

   В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок,

а также 4 грамматические ошибки.

«2» 

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,

или

6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок.

«1» 

ставится за сочинение:

- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2»

 

  Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 3. Оценка тестовых работ. 

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 60 – 74 %;

«2»- менее 60 %.

4. Оценка зачетных работ. 

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

 

5. Рекомендуемое количество и объём сочинений по литературе 

Классы

Объём

Количество сочинений

классных

домашних

Всего

1.

5 класс

1-1,5 стр.

4

-

4

2.

6 класс

1,5-2 стр.

3

1

4

3.

7 класс

2-2,5 стр.

2

2

4

4.

8 класс

2,5-3 стр.

2

3

5

5.

9 класс

3-4 стр.

3

3

6

6.

10 класс

4-5 стр.

4

3

7

7.

11 класс

5-7 стр.

4

3

7

  6. Техника чтения 

5 класс: 100-110 слов в минуту;   6 класс: 110-120 слов в минуту; 7 класс: 120-130 слов в минуту, считая  это  средней  скоростью  в  последующих  классах.

 Произведения для заучивания наизусть в 5 классе

Пословицы, поговорки.

В.А. Жуковский «Спящая царевна» (отрывок)

И.А. Крылов. Басни (по выбору)

А.С. Пушкин. «У лукоморья…»

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

По теме «Великая Отечественная война»: 2-3 стихотворения по выбору учащихся (А. Твардовский,  К. Симонов и др.)

Из раздела «О родине и родной природе» (стихотворения).

Произведения для самостоятельного чтения в 5 классе

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Австралийские легенды.

Сказания русского народа. Масленица. Голуби. Серый волк.

Русские народные сказки. Снегурка.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира. «Золотая рыба»(индийская сказка). «Волшебное кольцо»(итальянская сказка).»Замухрышка»(шведская сказка). «Почему в Калифорнии не найти умных медведей» (североамериканская сказка)

Из древнерусской литературы

Домострой

Как детям почитать отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём.

Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря»

Из русской литературы 18 века

А.Д. Кантемир. «Верблюд и лисица»

М.В. Ломоносов «Лишь только дневной шум умолк…»

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова,  В. Майкова,  И.Хемницера (на выбор)

Из русской литературы 19 века

И.А. Крылов. Листы и корни. Ларчик и др.

В.А. Жуковский. Светлана.

К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е.А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется…»

А.С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик – Кериб (сказка)

А.В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н.В. Гоголь. Страшная месть.

Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А.А. Фет. «Облаком волнистым…».»Печальная береза…» и др.

И.С. Никитин. Утро. Пахарь

Я.П. Полонский. Утро.

А.Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат…»

Ф.И. Тютчев. Утро в горах.

Н.С. Лесков. Приведение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор)

А.Н. Островский. Снегурочка.

А.П. Чехов. Налим.

Из русской  литературы 20 века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии»

А.И. Куприн. Чудесный доктор.

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит». «Помню – долгий зимний вечер…»

А.А. Блок. «Встану я в утро туманное…» «На весеннем пути в теремок…»

С.А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон - Аминадо. Колыбельная.

И.С. Соколов - Микитов. Зима.

П.П. Бажов. Каменный цветок.

М.М. Пришвин. Моя родина.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А.Т. Твардовский. Лес  осенью.

Е.И. Носов. Варька.

В.П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение»,2005 г

2.Учебник  - хрестоматия  «Литература 5 класс в двух частях» (авторы – составители  В.Я.Корвина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -3-е изд.-М. «Просвещение»,2002.

3.Читаем,думаем,спорим…Авторы Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П.; Дидактические материалы: 5 класс- Москва, «Просвещение», 2004 г.

4.Коровина В.Я., Збарский И.С.. Литература: 5 класс. Методические советы. Москва, «Просвещение»,2003 г.

  Дополнительная литература

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003 год

2.Литература. Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2002 год

3.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В. Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир:  Литература. Издательство: АСТ, 2006 год

6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:  Аванта+, 2006 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Издательство: Аванта+, 2005 год

8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века Издательство: Аванта+, 2005 год

Литература

1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.

2.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.

3.  Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3.  Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996.

4.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

5. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ».

6.  Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006.

7.  Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

8.  Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9.  Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....