«Как писать эссе?»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-проект «Как писать эссе?» 8 класс
Продолжительность - краткосрочный. Возраст участников -14 -15 лет
Цель: подготовить материал об особенностях жанра и научиться писать эссе.
Задачи проекта: 1.Развивать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение общаться с людьми, представлять и защищать свою точку зрения.
2.Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний, чувство ответственности за результат своего труда.
В процессе подготовки проекта все учащиеся класса распределились по группам:
1-я группа – теоретики. Сбор теоретического материала об эссе: особенности жанра, основные черты, развитие жанра - в виде мультимедийной презентации.
2-я группа – литературоведы. Подбор образцы эссе. На их примере ознакомить с особенностями жанра.
3-я группа – аналитики. Составление примерной схемы построения эссе.
4-я группа – корреспонденты. Подготовка вопросов для беседы с Нестеренко А.Н., заместителем директора завода ООО «Промавторемонт». Проведение беседы с героем будущего эссе, впечатления об этом человеке.
Общее задание: повторить стили речи, особенности публицистического и художественного стилей.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.
2. Выступления участников групп
1-я группа подготовила мультимедийную презентацию об особенностях эссе - жанра философской, эстетической, литературно-критической и художественно-публицистической литературы, как развивался жанр от его основателя Монтеня до настоящего времени.
Участники 2-й группы представили образцы жанра эссе. Это отрывки из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского, эссе В.Солоухина и В. Пескова. На примере образцов показаны стилистические, лексические, синтаксические особенности эссе.
3-я группа предложила схему построения эссе:
1) описание обстоятельств, при которых произошла встреча автора и героя;
2) описание внешности;
3) повествование о фактах биографии, перемежающееся рассуждениями автора;
4) рассказ о факте, значительном случае из жизни героя;
5) раздумья автора.
Подчеркивается, что схема эта примерная и не обязательно следовать ей слепо
Участники 4-й группы распределили свои роли таким образом - один вел беседу, задавая вопросы, 2-й записывал ответы, другие фиксировали в своих записях такие интересные детали, как выражение лица, интонации голоса, манеру поведения, записали подробно, кто и о чем говорил с заместителем директора во время их встречи по телефону, кто заходил в кабинет и с какими вопросами обращался. Ребята подробно описали обстановку в кабинете, не забыли описать и собственные ощущения, мысли. Сделали несколько фотографий, так что о внешности Александра Николаевича каждый в классе мог составить собственное мнение.
3. Рефлексия. Обмен мнениями по выполненной работе и предложения по написанию эссе.
4. Домашнее задание: написать эссе для школьной газеты
Мини-проект.6класс.
Что мы знаем о словарях?
Эпиграф: «Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные».
А. Франс
Цели урока:
Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения пользоваться справочной литературой.
Задачи урока:
- Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защитить свою работу во время урока; воспитать чувство ответственности за результат своего труда.
- Воспитать чувство товарищества и взаимопомощи, уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний.
Оборудование: словари, компьютер.
Ход урока-проекта:
Учитель:- Известный французский писатель А. Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!».
- А знаете ли вы, кто занимается созданием словарей? Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них -энциклопедические и языковые. Сегодня на уроке мы будем представлять лингвистические словари. Рассказывая о своих словарях, мы останавливаемся на слове »родина» - самом главном слове в жизни каждого человека.
II. Выступления групп учащихся от имени Словарей, направляемых и координируемых учителем.
В это время учащиеся класса заполняют книжки-раскладушки с краткими сведениями о словарях.
2.1. Группа №1 - «Толковый словарь»:
«Родина» - слово многозначное. Каковы же его значения?
- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отчизна. («Я песни родине слагал!»).
- Место зарождения, произрастания чего-либо.
(Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов…)
2.2. Группа №2 - «Толковый словарь живого
великорусского языка В. Даля»:
- «Комната русского культурного человека - это стол, стул и Даль», - так порой говорили о тех, в ком хотели подчеркнуть истинную, подлинную интеллигентность.
- Словарь Даля - явление исключительное. Даль составил его один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду. И ведь Даль не был филологом-профессионалом.
- Словарь и поныне является непревзойдённым по количеству включённых в него слов (более 200 тысяч). В нём собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений, что и сейчас заставляет обращаться к нему писателей и переводчиков.
- Словарь Даля - это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века. Он содержит ценнейшие этнографические сведения. Читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков.
- Кроме толкования значения слов, словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них огромное количество пословиц о Руси – родине, русских городах. Вот некоторые из них:
Родимая сторона - мать, чужая – мачеха.
Земля русская вся под богом.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
На родной стороне и камешек знаком.
Где кто родится, там и пригодится.
2.3. Учитель: - Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «родина» нам может поведать «Словарь синонимов».
Группа №3 - «Словарь синонимов»:
Синонимы слова «родина» - «отечество, родная страна, отчизна, отчий край, край отцов». Но синонимами эти слова являются только до тех пор, пока они находятся в словаре. В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать и о словах «родина» и «отчизна». Слово «отчизна» в словаре имеет помету»высокое» и употребить его можно в следующем контексте »беззаветная преданность отчизне», а слово родина является нейтральным и используется во всех стилях русского языка.
2.4. Учитель: - Случается, что и враг даст полезный
совет. С противниками слова «родина», познакомит
нас «Словарь антонимов».
Группа №4 - «Словарь антонимов»:
- Антонимы - это слова с противоположными значениями: родина- чужбина, чужая сторона.
- Антонимы являются сильным художественным средством, они оживляют речь, делают её нарядней, выразительнее, образнее. Вот почему многие поэты часто используют это выразительное средство для создания контраста:
«Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село». Пушкин.»19 октября».
• На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.
2.5. Учитель: - Чтобы о слове всё узнать, надо его по косточкам разобрать, с роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать нам это поможет
«Словообразовательный словарь».
Группа №5 - «Словообразовательный словарь»: «Слово «родина» производное, оно состоит из корня «род», суффикса »ин» и окончания «а» Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 50 слов: прародина, род и все производные от этого корня.
2.6. Учитель: - Ну, уж если вы хотите узнать всю
подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о
происхождении его: где и когда появилось слово, из каких
частей и по какому способу образовалось, какое значение
имело в далёком прошлом, как изменилось его значение.
Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический
словарь».
Группа №6 - «Этимологический словарь»:
«Этимология» - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении («этимос» - «истина»). Слово «родина» общеславянское по происхождению, во многих славянских языках обозначает «семья» и «место рождения», а в сербохорватском-«обилие плодов».В значении «родная сторона» встречается впервые у Державина.
2.7.Учитель: -А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому «Орфографическому словарю».
Группа №7 - «Орфографический словарь»:
Слово «родина» имеет орфограмму только в суффиксе «ин», а вот его производные, например, «прародина» - в приставке, «родной» - в корне.
Учитель. – Мы познакомились с представлениями групп разных видов лингвистических словарей, а теперь переходим к практической части нашего урока.
III. Следующая часть урока-проекта - работа со словарями.
Они используются как справочное пособие. Справки даёт «Справочное бюро», обязанности которого ученики выполняют по группам.
Задания даются в игровой форме.
3.1. Игра «Справочное бюро»:
Выбери слово, соответствующее лексическому значению: а) хамелеон, хамство, ханжа (дерзкое, грубое, бесцеремонное поведение); б) невежа, неологизм, невежда (человек низкой общей культуры); в) парадокс, привилегия, псевдоним (вымышленное имя, заменяющее настоящее в печати или на сцене).
3.2. Игра «Эрудит»:
Раскрой значение выделенных слов:
Как музыка, звучат сейчас полузабытые слова -милосердие, достоинство, совесть.
3.3. Игра «Эстафета»:
Напиши правильно:
Бл..городный, грам..отный, негодовать, расчётливый, правильный, спр..в..дливый, пс.черк, проф..ес..ия, расписание, соревноваться, трен.роваться.
3.4. Игра «Диктор»:
«Расставь ударения, произнеси правильно: звонишь, квартал, облегчить, свёкла, торты, углубить, фарфор, щавель, договор, баловать.
3.5. Игра «Кто больше?».
Подбери синонимы к словам: грусть, известить, пугаться.
При проведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы группы со словарями.
IV. Итоги урока:
4.1. Отчет «Поэтической» группы: в заключение
ученики читают стихи о словах С. Баруздина, Н. Рыленкова,
Я. Козловского, которые подбирали сами.
4.2. Отчёт «Творческой» группы:
Словарь добрых слов: уважение, сострадание, помощь, деликатность, гостеприимство, милосердие, сострадание, сочувствие, скромность, тактичность.
5.Рефлексия.
6.Задание на дом: составить несуществующий словарь (объём 25-30 слов)
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:
- техническую (3—5 человек);
- информационную (5-6 человек).
Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail.
Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.
Ход проекта
1. Изучить историю вопроса.
- Исследовать отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы XIX в.
- Исследовать отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы XX в.
- Провести социологическое исследование (интервью, анкетирование) среди сверстников, представителей разных социальных слоев общества по отношению к исследуемой проблеме.
- Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
- Систематизировать материал.
- Сделать выводы по теме исследования.
Итоговый продукт.
1
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет - это «установленный порядок форм обхождения» (С. И. Ожегов).
В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта - ведь без этого деловые отношения невозможны.
Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.
Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе - большой или малой, национальной, социальной - исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения.
Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания и т. п. лишь гигиенической необходимостью или это «социальная» потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» - речевой этикет: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю — благо дарю; спасибо - спаси вас Бог за доброе слово и г. д.
Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.
Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.
Пятый признак связан с тем, что речевой этикет - важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности. Например, покорнейше благодарю, Ваш покорный слуга.
2
Обратившись к произведениям художественной литературы XIX, XX века, я пришла к выводу, что речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. В 8-й главе I части «Мертвых душ» Н. В. Гоголь несколько иронично написал об этикете: «Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан не хорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. А французский, другое дело: там позволялись слова, которые были гораздо пожестче упомянутых».
В повести Достоевского «Бедные люди» встречаются этикетные сочетания: бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, голубчик мой, душенька моя, милая моя, ангел мой, любезный друг.
Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени. В обстановке неофициальной такое же обращение и у людей более взрослых. Социологический центр телерадиокомпании «Останкино» провел опрос москвичей относительно предпочтений в выборе обращений. Вот какие данные получены: товарищ - 22 % людей среднего и старшего возраста (образование среднее и незаконченное среднее), чаще мужчины; гражданин, гражданка - 21 % (примерно тот же социальный состав опрошенных); мужчина, женщина -17 % (люди образованные, чаще служащие и женщины); господин, госпожа - 10 % (социальный состав опрошенных не указан).
В рассказе В. М. Шукшина «Сельские жители» есть такой эпизод. Сельский школьник под диктовку бабушки пишет телеграмму в Москву.
«Шурка писал, бабка диктовала.
- «Дорогой сынок Паша, есль уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет...»
- Привет! - сказал Шурка - Кто же так телеграммы пишет?
- А как надо, по-твоему?
- Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все.
Бабка даже обиделась.
- В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку!
Шурка тоже обиделся»..
Употреблять слово привет, как это делает Шурка, могут только молодые, и писатель явно рассчитывает на наше знание этой речевой приметы. Литературной речью Шурка, конечно, еще не овладел. Образование у него пока небольшое, хотя он и сейчас уже грамотнее бабушки.
В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но' и об общем снижении культуры общения. Чтобы выяснить, изменился ли речевой этикет за последние годы, я встретилась с людьми старшего поколения.
Вот что ответила на поставленный вопрос Логунова Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы нашей школы (педагогический стаж 53 года): «Речь изменилась как в лучшую сторону, так и в худшую. В последнее время она засоряется иноязычными словами, если они употребляются без понимания смысла. Печатные издания настойчиво насаждают тавтологию. Кроме этого, забываются правила орфоэпии. Орфоэпический словарь должен быть настольной книгой в каждой семье. Культура речи - это уважительное отношение к слову, а через него и к Родине».
Известно, что молодежный жаргон имеет парольное значение. Это выражение возрастной солидарности, средство подчеркнуть единство своей группы, принадлежность к ней тех, кто общается с помощью жаргона. Школьники нередко употребляют такие жаргонизмы, как пачка, вывеска со значением «лицо», варежка - «рот» и им подобные. В рассказе В. Токаревой «Самый счастливый день» московская восьмиклассница, очень симпатичная героиня, размышляет: «Знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормален, спокуха, не кисло, резко, структура момента. А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то...» и «Ну, в общем-то, конечно».
В книге «Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал о том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон, во-первых, - «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.
Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели социологический опрос среди сверстников и родителей, которые отвечали на такие вопросы:
1) Нужен ли речевой этикет?
- Обижает ли вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?
- Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?
- Допустима ли ненормативная лексика?
- Необходима ли цензура в периодических изданиях?
- Нужен ли закон о речевом этикете?
На основе проведенного опроса можно сделать выводы:
1) Люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необходим
.Опрошенные со средним и неполным средним образованием считают, что не всегда необходимо применение речевого этикета. Также они считают, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык.
2) Опрошенные сверстники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен, что цензура в периодических изданиях тоже не нужна. 3) Вот некоторые выдержки из их ответов: «Закон не нужен вообще, с ним будет хуже», «Зачем он нужен? Оно нам не надо», «Мне кажется, человека не исправишь», «Этот закон должен касаться Госдумы и средств массовой информации».
Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения.
Мы убедились, что речевому этикету нужно учить. Известно, что всякий человеческий контакт, будь он официальным или частным, начинается с приветствия. Например, какое выражение можно употребить в каждом отдельном случае? Зависит это от того, кто обращается с приветствием, к кому, с какой целью, когда.
Обратимся к схеме.
• кому (матери) - цель (при ветств и е) о чем (пожеланиедобра) ■ где (дома) 4когда (утром)
Стоит изменить только один компонент
Осваивать речевой этикет необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.
Заключение
Проведя исследование, мы пришли к в ы в о д у :
- Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.
- Речевой этикет - это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
- Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.
- В молодежной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.
ПАМЯТКА
1. Помни, что при чутком, бережном обращении друг с другом (словесное «поглаживание») мы будем здоровее, умнее,
красивее, эмоционально богаче.
- Помни, что слово имеет материальную силу, несет в себе положительную или отрицательную энергию. А доброе слово, как известно, и кошке приятно.
- Помни, что мы все в одной связке, что как доброе, так и дурное слово идет по кругу. Ведь речь человека похожа на коробку спичек: обращаться с ней серьезно - очень важно, несерьезно - опасно.
- Помни, что даже когда тебе весь свет не мил, лучше наедине с собой разразиться громом и молнией, чем настроить окружающих против себя: с собой ты как-нибудь разберешься, а вот с другими этот процесс займет слишком много времени.
- Помни, что межличностное общение представляется практически безнадежной затеей, если обе стороны не приложат к этому соответствующих усилий. Ведь речь - это игра говорящего и слушающего, с одной стороны, против сил путаницы -с другой. Слушайте и стремитесь понять друг друга!
- Помни, что культура, в том числе и культура речи, - это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь цветником, поляной, деревом в этом саду.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
1. Лексика Тема:СИНОНИМЫ
Этап: Повторение изученного.
• Задание.
1. Используя толковый словарь, определите лексическое
значение слов: спасибо, благодарю, мерси.
- Каково общее значение этих слов?
- Какие из них употребляются в книжной речи?
- Какое слово очень редко употребляется в речи?
5. Опишите ситуации, в которых вы можете использовать
данные слОва.
• Задание.
1. Отметьте, к каким частям речи относятся однокоренные
слова.
2. Уместно ли употребление однокоренных слов?
После школы я пошел к тете Тане, чтобы поблагодарить ее за оказанную помощь. Свою благодарность я хотел выразить словами и конфетами. На моем лице благодарная улыбка. Но тетя отказалась от конфет и сказала: «Если ты хочешь меня отблагодарить, просто скажи ,,благодарю!"».
• Задание.
1. Подберите синонимичные выражения благодарности, объяснив разницу в их употреблении.
2. Выделите в тексте собственные и нарицательные имена существительные.
Большое спасибо за хорошее письмо, очень тронута Вашей отзывчивостью. Посылаю Вам интересующую Вас брошюру.
Дорогая Нина!
Спасибо за поздравление. С опозданием поздравляю и тебя, и твою семью с наступающим Новым годом. Желаю от души исполнения всех желаний и всего хорошего.
2. Морфология Г е м а : РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
• Задание.
1. Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите
в нем благодарность по какому-либо поводу. Для выражения
благодарности воспользуйтесь словами и словосочетаниями: от
всего сердца благодарю тебя за...; признателен тебе за...; боль-
шое спасибо за... В частном или деловом письме уместны такие
языковые средства выражения благодарности?
2. Определите род имен существительных.
• Задание.
- Напишите письмо, в котором вы приносите свои извинения другу, родственнику.
- Определите, какие имена существительные относятся к собственным, а какие - к нарицательным?
• Задание.
1. Составьте и запишите начало письма:
- официальному лицу;
- вашим знакомым.
2. Поблагодарите читателей:
- за быстрый ответ на письмо;
- за поздравление с праздником;
- за письмо, в котором вас приглашают на экскурсию;
Синтаксис.
2. Назовите члены предложений и части речи, которыми они выражены.
Быть благодарным (кому? за что?), извинить (кого? за что?), просить (чего? у кого? за кого? чего? перед кем?), винить (в чем? кого? за что?), молить (о чем? кого?).
• Задание.
Из двух конструкций выберите правильную и составьте с ней предложение.
Жаловать (кого? чем?) или (кому? что?), просить (кого? чего?) или (кого? что?), добиваться (от кого?) или (у кого?), скучать (о ком?) или (по кому?).
• Задание.
Напишите ответы на письма, учитывая данные выражения благодарности.
- Большое Вам спасибо за новогоднее поздравление.
- Спасибо Вам, что пишете, что нас не забываете.
- Огромное Вам спасибо, что Вы мне купили и переслали эту книгу. Она мне так нужна. Вы очень внимательны.
- Валюта, литая, заранее благодарна тебе за помощь. Если бы ты знала, как я в ней сейчас нуждаюсь.
Тема:ДИАЛОГ
Этап: закрепление материала.
• Задание.
1. Составьте фрагмент текста-диалога, в котором вы благо-
дарите:
- друга или соседа по парте;
- учительницу;
- бабушку;
- маму друга.
2. На реплику-комплимент дайте реплику-реакцию в несколь-
ких вариантах:
а) Вы прекрасно сегодня выглядите;
б) короткая стрижка тебе идет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...
Урок - мастерская написания письма "Писать или не писать? Вот в чём вопрос!"
Урок - мастерская по написанию письма....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-43186-1389346160.jpg)
«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать» Занятие факультатива 11 класс
Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-619304-1431256954.jpg)
Конспект и презентация по развитию речи (Как писать письмо. Как писать поздравление)
Для учащихся 2 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1099624-1547032587.jpg)
Тема урока СБО: 1. Виды писем. 2. Порядок отправления писем различного вида.
Тема урока СБО: Виды писем. Порядок отправления писем различного вида....