«Как писать эссе?»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок-проект  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_esse.docx53.34 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок-проект  «Как писать эссе?»  8 класс

Продолжительность    - краткосрочный.   Возраст участников  -14 -15 лет

Цель:  подготовить материал  об  особенностях  жанра и научиться  писать эссе.

Задачи  проекта: 1.Развивать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение общаться с людьми, представлять и защищать свою точку зрения.      

2.Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний, чувство ответственности за результат своего труда.

        В процессе подготовки  проекта все учащиеся класса распределились  по группам:

1-я группа – теоретики.  Сбор теоретического  материала  об  эссе: особенности жанра, основные  черты, развитие жанра  -   в виде мультимедийной презентации.

2-я группа – литературоведы.  Подбор  образцы эссе. На их примере ознакомить с особенностями жанра.

3-я группа – аналитики. Составление  примерной схемы построения эссе.

4-я группа  – корреспонденты.   Подготовка вопросов  для беседы с Нестеренко А.Н., заместителем директора завода  ООО «Промавторемонт». Проведение беседы с героем будущего эссе,   впечатления  об этом человеке.

Общее  задание: повторить стили речи, особенности публицистического и художественного стилей.

                             Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.

2. Выступления участников  групп

1-я группа   подготовила мультимедийную презентацию  об особенностях эссе  -   жанра философской, эстетической, литературно-критической и художественно-публицистической литературы,  как развивался жанр  от его основателя Монтеня до настоящего времени.

Участники 2-й группы представили образцы жанра эссе. Это отрывки из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского, эссе  В.Солоухина и В. Пескова. На примере образцов  показаны    стилистические,    лексические, синтаксические особенности эссе.

3-я  группа  предложила  схему построения эссе:

 1) описание обстоятельств, при которых произошла встреча автора и героя;

 2) описание внешности;

 3) повествование  о фактах биографии, перемежающееся рассуждениями автора;

 4) рассказ о  факте, значительном случае из жизни героя;

 5) раздумья автора.

Подчеркивается, что схема эта примерная и не обязательно следовать ей слепо

Участники 4-й группы   распределили свои роли таким образом - один вел беседу, задавая вопросы, 2-й  записывал ответы,  другие  фиксировали в своих записях такие интересные детали, как выражение лица, интонации голоса,  манеру поведения, записали подробно, кто и о чем говорил с заместителем директора во время их встречи по телефону, кто заходил в кабинет и с какими вопросами обращался. Ребята подробно описали обстановку в кабинете, не забыли описать и собственные ощущения, мысли. Сделали несколько фотографий, так что о внешности Александра Николаевича каждый в классе мог  составить собственное мнение.

3. Рефлексия. Обмен мнениями по выполненной работе и предложения по написанию эссе.

4. Домашнее задание:  написать эссе для  школьной газеты

                     

Мини-проект.6класс.

                                 Что мы знаем о словарях?

        Эпиграф: «Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные».

                                                                                                             А. Франс

Цели урока:

Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения пользоваться справочной литературой.

Задачи урока:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защитить свою работу во время урока; воспитать чувство ответственности за результат своего труда.
  2. Воспитать чувство товарищества и взаимопомощи, уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний.

Оборудование: словари, компьютер.

Ход урока-проекта:

Учитель:- Известный французский писатель А. Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!».

             - А  знаете ли вы, кто занимается созданием словарей?  Созданием словарей      занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей.  Среди них  -энциклопедические и языковые. Сегодня на уроке мы будем представлять лингвистические словари. Рассказывая о своих словарях, мы останавливаемся на слове »родина» - самом главном слове  в жизни каждого человека.

II. Выступления групп учащихся от имени Словарей,  направляемых и координируемых учителем.

В это время учащиеся класса заполняют книжки-раскладушки с краткими сведениями о словарях.

2.1.        Группа №1 - «Толковый словарь»:

«Родина» - слово многозначное. Каковы же его значения?

  1.   Страна, в которой  человек родился и гражданином которой является, отчизна.  («Я песни родине слагал!»).
  2. Место зарождения, произрастания  чего-либо.

 (Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов…)

2.2.        Группа №2 - «Толковый словарь живого
великорусского языка В. Даля»:

  • «Комната русского культурного человека - это стол, стул и Даль», - так порой говорили о тех, в ком хотели подчеркнуть истинную, подлинную интеллигентность.
  • Словарь Даля - явление исключительное. Даль составил его один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду. И ведь Даль не был филологом-профессионалом.
  • Словарь и поныне является непревзойдённым по количеству включённых в него слов (более 200 тысяч). В нём собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений, что и сейчас заставляет обращаться к нему писателей и переводчиков.
  • Словарь Даля - это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века. Он содержит ценнейшие этнографические сведения. Читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков.
  • Кроме толкования значения слов, словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них огромное количество пословиц о Руси – родине, русских городах. Вот некоторые из них:

     Родимая сторона  - мать, чужая – мачеха.                  

Земля русская вся под богом.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

На родной стороне и камешек знаком.

Где кто родится, там и пригодится.

2.3. Учитель: - Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «родина» нам может поведать «Словарь синонимов».

Группа №3 - «Словарь синонимов»:

Синонимы  слова «родина» - «отечество, родная страна, отчизна, отчий край, край отцов». Но синонимами эти слова являются только до тех пор, пока они находятся в словаре. В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать и о словах «родина» и «отчизна». Слово «отчизна» в словаре имеет помету»высокое» и употребить его можно в следующем контексте »беззаветная преданность отчизне», а слово родина является нейтральным и используется во всех стилях русского языка.

2.4.        Учитель: - Случается, что и враг даст полезный
совет. С  противниками слова «родина», познакомит
нас «Словарь антонимов».

Группа №4 - «Словарь антонимов»:

  • Антонимы - это слова с противоположными значениями: родина- чужбина, чужая сторона.
  • Антонимы являются сильным художественным средством, они оживляют речь, делают её нарядней, выразительнее, образнее. Вот почему многие поэты часто используют это выразительное средство для создания контраста:

«Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село». Пушкин.»19 октября».

•        На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

2.5.        Учитель: - Чтобы о слове всё узнать, надо его по косточкам разобрать, с роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать нам это поможет
«Словообразовательный словарь».

Группа №5 - «Словообразовательный словарь»: «Слово «родина» производное, оно состоит из корня «род»,  суффикса »ин» и    окончания «а» Но родственников оно имеет великое   множество.   Его   словообразовательное   гнездо включает около 50 слов: прародина, род и все производные от этого корня.

        2.6.        Учитель: - Ну, уж если вы хотите узнать всю
подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о
происхождении его: где и когда появилось слово, из каких
частей и по какому способу образовалось, какое значение
имело в далёком прошлом, как изменилось его значение.
Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический
словарь».

Группа №6 - «Этимологический словарь»:

«Этимология» - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении («этимос» - «истина»). Слово «родина» общеславянское по происхождению, во многих славянских языках обозначает «семья» и «место рождения», а в сербохорватском-«обилие плодов».В значении «родная сторона» встречается впервые у Державина.

2.7.Учитель: -А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому  «Орфографическому словарю».

Группа №7 - «Орфографический словарь»:

Слово «родина» имеет орфограмму только в суффиксе «ин», а вот его производные, например, «прародина» - в приставке, «родной» - в корне.

Учитель. – Мы познакомились с представлениями групп разных видов лингвистических словарей, а теперь переходим к практической части нашего урока.

III. Следующая часть урока-проекта - работа со словарями.

Они используются как справочное пособие. Справки даёт «Справочное бюро», обязанности которого ученики выполняют по группам.

Задания даются в игровой форме.

3.1.        Игра «Справочное бюро»:

Выбери слово, соответствующее лексическому значению: а) хамелеон, хамство, ханжа (дерзкое, грубое, бесцеремонное поведение); б) невежа, неологизм, невежда (человек низкой общей культуры); в) парадокс, привилегия, псевдоним (вымышленное имя, заменяющее настоящее в печати или на сцене).

3.2.        Игра «Эрудит»:

Раскрой значение выделенных слов:

Как музыка, звучат сейчас полузабытые слова -милосердие, достоинство, совесть.

3.3.        Игра «Эстафета»:
Напиши правильно:

Бл..городный, грам..отный, негодовать, расчётливый, правильный, спр..в..дливый, пс.черк, проф..ес..ия, расписание, соревноваться, трен.роваться.

3.4.        Игра «Диктор»:

«Расставь ударения, произнеси правильно: звонишь, квартал, облегчить, свёкла, торты, углубить, фарфор, щавель, договор, баловать.

3.5.        Игра «Кто больше?».

Подбери синонимы к словам: грусть, известить, пугаться.

При проведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы группы со словарями.

IV. Итоги урока:

4.1.        Отчет «Поэтической» группы: в заключение
ученики читают стихи о словах С. Баруздина, Н. Рыленкова,
Я. Козловского, которые подбирали сами.

4.2.        Отчёт «Творческой» группы:

Словарь добрых слов: уважение, сострадание, помощь, деликатность, гостеприимство, милосердие, сострадание, сочувствие, скромность, тактичность.

5.Рефлексия.

6.Задание на дом: составить несуществующий словарь (объём 25-30 слов)

 Рекомендации.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

  • техническую (3—5 человек);
  • информационную (5-6 человек).

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

                         Ход проекта

1.  Изучить историю вопроса.

  1.  Исследовать отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы XIX в.
  2.  Исследовать отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы XX в.
  3.  Провести социологическое исследование (интервью, анкетирование) среди сверстников, представителей разных социальных слоев общества по отношению к исследуемой проблеме.
  4.  Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
  1. Систематизировать материал.
  2. Сделать выводы по теме исследования.

                                 Итоговый продукт.

                                                             1

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет - это «установленный порядок форм обхождения» (С. И. Ожегов).

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта - ведь без этого деловые отношения невозможны.

Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе - большой или малой, национальной, социальной - исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания и т. п. лишь гигиенической необходимостью или это «социальная» потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» - речевой этикет: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю — благо дарю; спасибо - спаси вас Бог за доброе слово и г. д.

Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.

Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.

Пятый признак связан с тем, что речевой этикет - важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности. Например, покорнейше благодарю, Ваш покорный слуга.

                                                                2

Обратившись к произведениям художественной литературы XIX, XX века, я пришла к выводу, что речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. В 8-й главе I части «Мертвых душ» Н. В. Гоголь несколько иронично написал об этикете: «Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан не хорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. А французский, другое дело: там позволялись слова, которые были гораздо пожестче упомянутых».

В повести Достоевского «Бедные люди» встречаются этикетные сочетания:  бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, голубчик мой, душенька моя, милая моя, ангел мой, любезный друг.

Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени. В обстановке неофициальной такое же обращение и у людей более взрослых. Социологический центр телерадиокомпании «Останкино» провел опрос москвичей относительно предпочтений в выборе обращений. Вот какие данные получены: товарищ - 22 % людей среднего и старшего возраста (образование среднее и незаконченное среднее), чаще мужчины; гражданин, гражданка - 21 % (примерно тот же социальный состав опрошенных); мужчина, женщина -17 % (люди образованные, чаще служащие и женщины); господин, госпожа - 10 % (социальный состав опрошенных не указан).

В рассказе В. М. Шукшина «Сельские жители» есть такой эпизод. Сельский школьник под диктовку бабушки пишет телеграмму в Москву.

«Шурка писал, бабка диктовала.

-        «Дорогой сынок Паша, есль уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет...»

  • Привет! - сказал Шурка - Кто же так телеграммы пишет?
  • А как надо, по-твоему?

-        Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все.

Бабка даже обиделась.

-        В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку!

Шурка тоже обиделся»..

Употреблять слово привет, как это делает Шурка, могут только молодые, и писатель явно рассчитывает на наше знание этой речевой приметы. Литературной речью Шурка, конечно, еще не овладел. Образование у него пока небольшое, хотя он и сейчас уже грамотнее бабушки.

В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но' и об общем снижении культуры общения. Чтобы выяснить, изменился ли речевой этикет за последние годы, я встретилась с людьми старшего поколения.

Вот что ответила на поставленный вопрос Логунова Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы нашей школы (педагогический стаж 53 года): «Речь изменилась как в лучшую сторону, так и в худшую. В последнее время она засоряется иноязычными словами, если они употребляются без понимания смысла. Печатные издания настойчиво насаждают тавтологию. Кроме этого, забываются правила орфоэпии. Орфоэпический словарь должен быть настольной книгой в каждой семье. Культура речи - это уважительное отношение к слову, а через него и к Родине».

Известно, что молодежный жаргон имеет парольное значение. Это выражение возрастной солидарности, средство подчеркнуть единство своей группы, принадлежность к ней тех, кто общается с помощью жаргона. Школьники нередко употребляют такие жаргонизмы, как пачка, вывеска со значением «лицо», варежка - «рот» и им подобные. В рассказе В. Токаревой «Самый счастливый день» московская восьмиклассница, очень симпатичная героиня, размышляет: «Знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормален, спокуха, не кисло, резко, структура момента. А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то...» и «Ну, в общем-то, конечно».

В книге «Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал о том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон, во-первых, - «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.

Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели социологический опрос среди сверстников и родителей, которые отвечали на такие вопросы:

1)        Нужен ли речевой этикет?

  1. Обижает ли вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?
  2. Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?
  1. Допустима ли ненормативная лексика?
  2. Необходима ли цензура в периодических изданиях?
  3. Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса можно сделать выводы:

1) Люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необходим

.Опрошенные со средним и неполным средним образованием считают, что не всегда необходимо применение речевого этикета. Также они считают, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык.

2) Опрошенные сверстники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен, что цензура в периодических изданиях тоже не нужна. 3) Вот некоторые выдержки из их ответов: «Закон не нужен вообще, с ним будет хуже», «Зачем он нужен? Оно нам не надо», «Мне кажется, человека не исправишь», «Этот закон должен касаться Госдумы и средств массовой информации».

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения.

Мы убедились, что речевому этикету нужно учить. Известно, что всякий человеческий контакт, будь он официальным или частным, начинается с приветствия. Например, какое выражение можно употребить в каждом отдельном случае? Зависит это от того, кто обращается с приветствием, к кому, с какой целью, когда.

Обратимся к схеме.

• кому (матери) - цель (при ветств и е) о чем (пожеланиедобра) ■ где (дома) 4когда (утром)

Стоит изменить только один компонент

Осваивать речевой этикет необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

Заключение

Проведя исследование, мы пришли к в ы в о д у :

  1. Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.
  2. Речевой этикет - это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
  3. Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.
  4. В молодежной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

ПАМЯТКА

1.        Помни, что при чутком, бережном обращении друг с другом (словесное «поглаживание») мы будем здоровее, умнее,
красивее, эмоционально богаче.

  1. Помни, что слово имеет материальную силу, несет в себе положительную или отрицательную энергию. А доброе слово, как известно, и кошке приятно.
  2. Помни, что мы все в одной связке, что как доброе, так и дурное слово идет по кругу. Ведь речь человека похожа на коробку спичек: обращаться с ней серьезно - очень важно, несерьезно - опасно.
  3. Помни, что даже когда тебе весь свет не мил, лучше наедине с собой разразиться громом и молнией, чем настроить окружающих против себя: с собой ты как-нибудь разберешься, а вот с другими этот процесс займет слишком много времени.
  1. Помни, что межличностное общение представляется практически безнадежной затеей, если обе стороны не приложат к этому соответствующих усилий. Ведь речь - это игра говорящего и слушающего, с одной стороны, против сил путаницы -с другой. Слушайте и стремитесь понять друг друга!
  2. Помни, что культура, в том числе и культура речи, - это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь цветником, поляной, деревом в этом саду.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

1. Лексика Тема:СИНОНИМЫ

Этап: Повторение изученного.

•        Задание.

1.        Используя толковый словарь, определите лексическое
значение слов: спасибо, благодарю, мерси.

  1. Каково общее значение этих слов?
  2. Какие из них употребляются в книжной речи?
  3. Какое слово очень редко употребляется в речи?

5.        Опишите ситуации, в которых вы можете использовать
данные слОва.

•        Задание.

1.        Отметьте, к каким частям речи относятся однокоренные
слова.

2.        Уместно ли употребление однокоренных слов?

После школы я пошел к тете Тане, чтобы поблагодарить ее за оказанную помощь. Свою благодарность я хотел выразить словами и конфетами. На моем лице благодарная улыбка. Но тетя отказалась от конфет и сказала: «Если ты хочешь меня отблагодарить, просто скажи ,,благодарю!"».

•        Задание.

1. Подберите синонимичные выражения благодарности, объяснив разницу в их употреблении.

2. Выделите в тексте собственные и нарицательные имена существительные.

Большое спасибо за хорошее письмо, очень тронута Вашей отзывчивостью. Посылаю Вам интересующую Вас брошюру.

Дорогая Нина!

Спасибо за поздравление. С опозданием поздравляю и тебя, и твою семью с наступающим Новым годом. Желаю от души исполнения всех желаний и всего хорошего.

2. Морфология Г е м а : РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

•        Задание.

1.        Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите
в нем благодарность по какому-либо поводу. Для выражения
благодарности воспользуйтесь словами и словосочетаниями: от
всего сердца благодарю тебя за...; признателен тебе за...; боль-
шое спасибо за... В частном или деловом письме уместны такие
языковые средства выражения благодарности?

2.        Определите род имен существительных.

•        Задание.

  1. Напишите письмо, в котором вы приносите свои извинения другу, родственнику.
  2. Определите, какие имена существительные относятся к собственным, а какие - к нарицательным?

•        Задание.

1.        Составьте и запишите начало письма:

  • официальному лицу;
  • вашим знакомым.

2.        Поблагодарите читателей:

  • за быстрый ответ на письмо;
  • за поздравление с праздником;
  • за письмо, в котором вас приглашают на экскурсию;

                                Синтаксис.

2. Назовите члены предложений и части речи, которыми они выражены.

Быть благодарным (кому? за что?), извинить (кого? за что?), просить (чего? у кого? за кого? чего? перед кем?), винить (в чем? кого? за что?), молить (о чем? кого?).

•        Задание.

Из двух конструкций выберите правильную и составьте с ней предложение.

Жаловать (кого? чем?) или (кому? что?), просить (кого? чего?) или (кого? что?), добиваться (от кого?) или (у кого?), скучать (о ком?) или (по кому?).

•        Задание.

Напишите ответы на письма, учитывая данные выражения благодарности.

  • Большое Вам спасибо за новогоднее поздравление.
  • Спасибо Вам, что пишете, что нас не забываете.
  •   Огромное Вам спасибо, что Вы мне купили и переслали эту книгу. Она мне  так нужна. Вы очень внимательны.
  •   Валюта, литая, заранее благодарна тебе за помощь. Если бы ты знала, как я в ней сейчас нуждаюсь.

Тема:ДИАЛОГ

Этап: закрепление материала.

•        Задание.

1.        Составьте фрагмент текста-диалога, в котором вы благо-
дарите:

  • друга или соседа по парте;
  • учительницу;
  • бабушку;
  • маму друга.

2.        На реплику-комплимент дайте реплику-реакцию в несколь-
ких вариантах:

а)        Вы прекрасно сегодня выглядите;

б)        короткая стрижка тебе идет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Эссе2 "Я - учитель"

О профессии учителя и не только...

Тема урока СБО: 1. Виды писем. 2. Порядок отправления писем различного вида.

Тема урока СБО: Виды писем. Порядок отправления писем различного вида....